Документы первых рабочих организаций И первых марксистских групп И кружков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Документы первых рабочих организаций И первых марксистских групп И кружков



 

В конце 70-х и начале 80-х годов XIX в. в России начинают возникать рабочие организации и марксистские группы. До 1950 г. публикации источников, характеризующих историю первых рабочих организаций и первых марксистских групп и кружков, были разбросаны в различных журналах и сборниках. В 1950-1952 гг. Академия наук СССР выпустила трехтомное издание документов и материалов под названием «Рабочее движение в России в XIX веке». В т. II, ч. 2 издания собраны документы и материалы о «Южно-российском союзе рабочих»[35], организованном в Одессе весной 1875 г. В Уставе этого «Союза» впервые в истории русского рабочего движения указывалось, что «рабочие могут достигнуть признания своих прав только посредством насильственного переворота». Перед «Союзом» ставилась цель пропаганды «идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов» и объединения рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком»[36]. Текст этого документа отражает влияние Устава I Интернационала[37]. Там же опубликованы документы о революционной пропаганде П. Алексеева, С. Агапова и других передовых рабочих среди рабочих-текстильщиков Москвы и Владимирской губернии, в том числе и знаменитая речь П. Алексеева на суде[38], документы об участии рабочих в демонстрации на Казанской площади в Петербурге в 1876 г., речь Г. В. Плеханова перед участниками демонстрации[39] и др.

 

Весьма важны материалы о «Северном союзе русских рабочих» (1878—1879)[40], основанном В. Обнорским и С. Халтуриным. В программе «Северного союза» «К русским рабочим», так же как и в Уставе «Южнороссийского союза рабочих», указывалось, что целью «Союза» является «ниспровержение существующего политического неэкономического строя, как строя, крайне несправедливого». Программа призывала рабочих России объединиться с рабочими Запада в «одну грозную боевую силу». Вместе с тем программа обещала «воскресить великое учение Христа о братстве и равенстве» и содержала другие чуждые марксизму религиозные и народнические наслоения[41]. Анализ этого и других документов первых рабочих организаций показывает, что они являются документами рабочего движения, еще не социал-демократического, немарксистского.

 

С начала 80-х годов марксизм в России формируется как течение общественной мысли. Первой, более или менее последовательной марксистской программой была программа группы «Освобождение труда». Известны две программы этой группы—1883 и 1887 гг.,— написанные Г. В. Плехановым[42].

 

Наличие двух программных документов, написанных один за другим, позволяет выявить их направление и развитие. В первом проекте программы признавался индивидуальный террор, а во втором он уже не рассматривается как необходимое при всех условиях средство борьбы. В первом проекте допускалась возможность «самостоятельного революционного движения» крестьянства, а во втором это допущение отсутствует. Подобное сопоставление позволяет сделать вывод, что за период между 1883 и 1887 гг. русскими социал-демократами был сделан шаг вперед к марксизму. Однако ни в первом, ни во втором проектах мы не найдем мысли о том, что пролетариат может одержать победу только в союзе с крестьянством. Эта характерная для меньшевизма черта проявилась уже в первых документах группы «Освобождение труда».

 

Несмотря на недостатки программы, В. И. Ленин высоко оценил ее именно потому, что в ней точно указан тот класс, который один только может быть в России (как и в других странах) самостоятельным борцом за социализм, указана цель, которую ставит себе этот класс. В программе указывается на необходимость международной солидарности пролетариата и учета разнообразия условий в различных странах[43]. В. И. Ленин при разработке программы партии считал необходимым использовать основные положения программы группы «Освобождение труда».

 

Теоретический уровень программы группы «Освобождение труда» был выше программы другой марксистской группы — группы Д. Благоева. Д. Благоев сам дает в воспоминаниях такую оценку программы и взглядов участников группы: «Мы считали политическую свободу первым необходимым условием в дальнейшей борьбе за социалистический переворот. Последний мы представляли себе по Лассалю, то есть через рабочие общества, субсидированные государством. Несомненно, что эти наши взгляды и программа очень отличались от современных социал-демократических взглядов и программ. Они представляли смесь научного социализма с лассалианством, а если хотите и лавризмом»[44].

 

Документы о революционной деятельности марксистских групп, возникших в России одновременно или после группы «Освобождение труда», помещены в III томе сборника «Рабочее движение в России в XIX веке». Среди них документы о революционной деятельности группы Д. Н. Благоева (1883- 1886)[45], группы М. И. Бруснева (1889-1892), в том числе отрывки из воспоминаний Бруснева и рабочих, участников кружков, документы о революционной пропаганде Н Е. Федосеева среди рабочих Владимирской губернии[46] и др. В сборнике представлены документы самого различного характера: программы и планы занятий кружков, донесения полиции и протоколы допросов, воспоминания, листовки и т. п.

 

Ярким источником, свидетельствующим о непримиримой борьбе первых русских марксистов с народничеством, являются письма Н. Е. Федосеева к Н. К. Михайловскому (1893- 1895)[47]. Эти письма свидетельствуют о зрелости мысли, глубоком понимании марксизма и той последовательности, с которой Н. Е. Федосеев дает отпор антимарксистскому походу Н. К. Михайловского в «Русском богатстве».

 

Замечательно в этих документах то, что Н. Е. Федосеев уже в начале 90-х годов XIX в. вполне самостоятельно и совершенно правильно сформулировал важнейшие программные положения марксистской партии об общности интересов рабочих и крестьян и руководящей роли рабочего класса по отношению к крестьянству, о диктатуре пролетариата, об уничтожении классов. «Борьба за политическую свободу, — писал Н. Е. Федосеев, – … составляет общее дело пролетариата и крестьянства». «Экономические интересы русского пролетариата находятся в тесной связи с интересами класса мелких собственников». «Следовательно, — продолжал он, — как в политической борьбе (с абсолютизмом), так и в социально-экономической борьбе существующий пролетариат должен быть и может быть авангардом революционной армии»[48].

 

Важным источником, характеризующим период распространения марксизма в России, являются издания группы «Освобождение труда». 25 сентября 1883 г. в Женеве вместе с извещением об организации группы «Освобождение труда» появилось извещение об издании ею «Библиотеки современного социализма». В этой серии в русском переводе был издан ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса с примечаниями и предисловиями. Так, в 1892 г. в русском переводе с предисловием и примечаниями Плеханова вышла работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

 

В 1889-1892 гг. группа «Освобождение труда» издала 4 книги непериодического журнала «Социал-демократ» со статьями и письмами К. Маркса и Ф. Энгельса и работами членов группы «Освобождение труда». Работы Г. В. Плеханова, П. Б. Аксельрода и В. И. Засулич в популярном изложении печатались также отдельными брошюрами для рабочих. В последние годы своей жизни непосредственную помощь группе «Освобождение труда» оказывал Ф. Энгельс, консультируя переводчиков трудов Маркса и Энгельса и рекомендуя произведения для переводов.

 

В 1894 г. группой «Освобождение труда» была основана в Женеве типография «Союза русских социал-демократов».

 

Все издания группы «Освобождение труда» распространялись в России нелегально. Царская цензура включала их в «Алфавитные каталоги книг, запрещенных к обращению и перепечатыванию». Нередко издания группы «Освобождение труда» переписывались от руки и распространялись в рукописном виде.

СОЧИНЕНИЯ Г. В. ПЛЕХАНОВА

К источникам истории КПСС раннего периода следует отнести сочинения Г. В. Плеханова. В. И. Ленин дал высокую оценку заслугам Г. В. Плеханова, как выдающегося пропагандиста марксизма. «За 20 лет, 1883-1903, — писал Ленин, — он дал массу превосходных сочинений, особенно, против оппортунистов, махистов, народников»[49].

 

Из 24 томов Сочинений Г. В. Плеханова, изданных по инициативе В. И. Ленина в 1923-1927 гг., II-XII тома относятся к тому периоду деятельности Плеханова, который так высоко оценен В. И. Лениным. Разумеется, высокая оценка не исключала серьезной критики со стороны Ленина ошибочных меньшевистских положений у Плеханова.

 

I том Сочинений Г. В. Плеханова, включающий статьи народнического периода (с 1878 по 1883 г.), должен интересовать историка КПСС с точки зрения процесса перехода лучших представителей революционного народничества на позиции марксизма. Уже по ранней работе Плеханова «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России»[50], напечатанной в № 3 «Земли и воли» в 1879 г., мы видим знакомство автора с «Капиталом» К. Маркса и положительное восприятие идей научного социализма.

 

II том Сочинений Г. В. Плеханова, в который вошли статьи 1883-1888 гг., открывается интересным документом 1883 г. Это — «Приветствие съезду немецкой социал-демократии в Копенгагене», за подписью будущих членов первой марксистской группы в России, группы «Освобождение труда». От имени русских марксистов Плеханов, Аксельрод и Засулич выражали «глубокую скорбь по поводу смерти Карла Маркса, великого учителя и наставника всемирного пролетариата»[51]. В программном листке, напечатанном в Женеве в сентябре 1883 г., «Об издании «Библиотеки современного социализма», Плеханов объявляет об окончательном разрыве с народничеством бывших членов группы «Черного передела» и образовании марксистской группы «Освобождение труда»[52].

 

Из произведений Плеханова 1883-1894 гг. следует особо отметить три его лучшие марксистские работы, которые, помимо отдельных изданий, входят во II и VII тома Сочинений и в I том избранных философских произведений[53]. Первая из этих работ — «Социализм и политическая борьба» была написана и напечатана в Женеве и отправлена в Россию в 1883 г. Названная брошюра Плеханова (Бельтова) сыграла крупную роль в формировании политических взглядов значительной части революционной молодежи того времени. В. И. Ленин назвал эту работу «символом веры» русского социализма[54]. В ней Плеханов дал изложение марксистской теории применительно к условиям России и впервые доказал несостоятельность народнических теорий, необходимость соединения социализма с политической борьбой. Впервые в истории русского освободительного движения он начал разработку теории и программы русской социал-демократии.

 

Вторая крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «Наши разногласия»[55]. В ней так же, как и в первой, подвергнув народников обстоятельной критике, Плеханов «указал русским революционерам их задачу: образование революционной рабочей партии, ближайшей целью которой должно быть низвержение абсолютизма»[56]. Высокую оценку этой работе дал Ф. Энгельс[57]:

 

Третья крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» — сыграла исключительно важную роль в распространении идей марксизма. На ней, по выражению В. И. Ленина, «воспиталось целое поколение русских марксистов…»[58]. Работа появилась в России в начале 1895 г. и, в отличие от первых двух, легально. Цензура пропустила ее, не разобравшись в слишком сложном ее названии. Работа была привезена от Плеханова из Лондона Потресовым, напечатана в Петербурге в типографии Скороходова и, поступив в продажу 29 декабря 1895 г., в три недели была распродана.

 

В III том Сочинений включены статьи 1888-1892 гг., входившие в сборники «Социал-демократ» и «Социалист». Среди них статья «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)», «Предисловие к речи Алексеева», «Предисловие к четырем речам рабочих», ряд публицистических статей.

 

IV том объединяет статьи 1888-1894 гг., посвященные отдельным этапам международного рабочего движения, Первому мая и международным конгрессам. В томе помещена большая работа Плеханова «Анархизм и социализм», которая является ответом на полемику между автором и анархистами, завязавшуюся на Цюрихском конгрессе II Интернационала в 1893 г.

 

Кроме Сочинений, мы располагаем восемью томами сборников «Литературного наследия Г. В. Плеханова», в которых публиковались варианты статей, писем и другие материалы.

 

Сочинения Г. В. Плеханова являются необходимым источником для изучения периода разработки теории и программы русской социал-демократии и первых боев марксистов с народниками. Однако ценность этих трудов значительно снижается тем, что Г. В. Плеханов ошибочно оценивал роль крестьянства и роль буржуазии в предстоящей революции. Г. В. Плеханов видел в народничестве лишь его реакционную сторону и не видел прогрессивной стороны, направленной против крепостничества. Отсюда и крестьянство Плеханов считал сплошной реакционной массой и отрицал возможность его союза с рабочим классом, а либеральную буржуазию Г. В. Плеханов считал революционным классом. В статье «Еще раз о принципах и тактике русских социалистов» он писал, что «кроме буржуазии и пролетариата мы не видим дружественных сил, на которые могли бы у нас опираться оппозиционные или революционные комбинации»[59]. Следовательно, труды Г. В. Плеханова можно и должно использовать как источник истории КПСС, но с обязательным учетом тех ошибочных положений, углубление которых привело марксиста Плеханова к меньшевизму.

ВОСПОМИНАНИЯ

 

В. И. Ленин придавал большое значение революционной мемуарной литературе, особенно написанной самими рабочими. Он рассматривал ее не только с исторической, но и с практической, агитационной стороны.

 

Из воспоминаний участников революционного движения о периоде распространения марксизма в России для историка партии интересны те, в которых отражается процесс формирования классового политического сознания лучших представителей рабочего класса. К ним относятся воспоминания П. А. Моисеенко, И. В. Бабушкина, Ф. Н. Самойлова.

 

Воспоминания старейшего рабочего революционера Петра Анисимовича Моисеенко, написанные простым разговорным языком рабочего, описывают события с 1873 г. П. А. Моисеенко рассказывает о своем вступлении в революционное движение, об участии в пропагандистском кружке. Автор описывает демонстрацию на Казанской площади в Петербурге, упоминает о создании «Северо-русского рабочего союза», рассказывает о своем участии в стачках 1878 и 1879 гг. на Новой бумагопрядильне, о ссылке и, наконец, о знаменитой Морозовской стачке 1885 г., которой он руководил[60].

 

Летом 1902 г. в Лондоне В. И. Ленин убедил И. В. Бабушкина, бежавшего из тюрьмы, написать свои воспоминания, на которых молодые рабочие будут учиться, как жить и бороться. Воспоминания замечательного рабочего-большевика Ивана Васильевича Бабушкина хронологически относятся к 1893-1900 гг. В самом начале автор рассказывает, как сознание простого фабричного парня от туманного идеала «разбогатеть и зажить хорошо» постепенно, под влиянием социалистической агитации и нелегальной литературы, проясняется и молодой рабочий встает на путь организованной борьбы против капиталистов[61].

 

Та же картина формирования профессионала-революционера из передового рабочего встает из первых глав воспоминаний иваново-вознесенского ткача Федора Никитича Самойлова, ставшего видным большевистским деятелем[62].

 

Ряд воспоминаний отражает сложный процесс формирования марксистского мировоззрения передовых представителей революционной интеллигенции, особенно той ее части, которая пришла к марксизму, порвав с народничеством. Большая работа Г. В. Плеханова «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)»[63] посвящена рабочему движению 70-х и начала 80-х годов, когда оно еще не выделилось из общедемократического движения и не носило социал-демократического характера. Эта полумемуарная статья повествует о первых рабочих стачках и о деятельности народнической интеллигенции среди рабочих. Воспоминания относятся ко времени, когда Г. В. Плеханов еще был народником, но написаны они в начале 90-х годов с позиций марксиста, который уверен, что рабочие встанут «под знамя всемирной рабочей партии, под знамя социал-демократов»[64].

 

К группе воспоминаний, отражающих переход революционной интеллигенции к марксизму, можно отнести также воспоминания одного из основателей московской социал-демократической организации С. И. Мицкевича[65], начало воспоминаний П. Н. Лепешинского[66].

 

В особую группу следует выделить воспоминания руководителей и участников первых марксистских групп и кружков Д. Благоева, М. Бруснева. Воспоминания Д. Н. Благоева рассказывают о деятельности благоевской группы, излагают и оценивают ее программу[67]. Воспоминания М. И. Бруснева освещают работу группы по революционной пропаганде среди рабочих Петербурга и Москвы в 1889-1897 гг.[68]. Тот же период и ту же работу отражают воспоминания рабочих В. А. Шелгунова, К. М. Норинского, В. М. Карелиной, В. С. Голубева и др.[69].

 

Воспоминания участников революционного движения являются дополнительным источником к трудам классиков марксизма, к программным документам первых марксистских групп и работам Г. В. Плеханова. Факты, приводимые в воспоминаниях, необходимо проверять и дополнять на основе других источников.

 

Таким образом, имеющиеся для изучения истории КПСС источники достаточно полно освещают период, предшествовавший началу борьбы В. И. Ленина за создание марксистской партии. Важнейшими источниками и методологической основой для изучения периода начала рабочего движения и распространения марксизма в России являются труды К Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Необходимо учитывать что такие источники, как документы первых рабочих организаций и марксистских групп, работы Г. В. Плеханова и воспоминания, воссоздают историческую картину зарождения социал-демократического движения и роста влияния марксизма на рабочее движение в России лишь в совокупности, взаимно дополняя друг друга.

 

[1] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483.

 

[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 435, 438, 459.

 

[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 91.

 

[4] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. Госполитиздат, 1953, стр. 63.

 

[5] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II. Госполитиздат, 1952, стр. 23.

 

[6] «Правда», 11 июня 1958 г.

 

[7] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 446, 447.

 

[8] Там же, стр. 524-529.

 

[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч… т. 4, стр. 322-339.

 

[10] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 34.

 

[11] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, стр. 296.

 

[12] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 86.

 

[13] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. 1, стр. 292, 298.

 

[14] Там же, стр. 481.

 

[15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 267.

 

[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Предисловие к русскому изданию 1882 г. Госполитиздат, 1959, стр. 8.

 

[17] Избранная часть этой переписки помещена в сб. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», изд. 2. Госполитиздат, 1951, где собраны 31 письмо Маркса и 57 писем Энгельса к русским деятелям, а также около 50 писем русских адресатов.

 

[18] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими Деятелями», стр. 197, 204.

 

[19] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 204, 248, 249, 285-297, 301.

 

[20] Там же, стр. 309-310.

 

[21] Там же, стр. 309.

 

[22] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 341.

 

[23] Там же.

 

[24] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1-е, т. I—XXIX, 1928- 1948; изд. 2-е, т. 1, 1955.

 

[25] См. Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат, М., 1948, стр. 109-110.

 

[26] Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат. М., 1948, стр. 109-110.

 

[27] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 322.

 

[28] См в кн. «Воспоминания родных о В. И. Ленине». Госполитиздат, 1955, стр. 96.

 

[29] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Госполитиздат, 1951, стр. 4.

 

[30] Все данные взяты из книги Л. А. Левина «Манифест Коммунистической партии в России». Госкультпросветиздат, М., 1956, стр. 139-142.

 

[31] В. И. Ленин. Соч., т. 17, стр. 64-67, 93-101.

 

[32] В. И. Ленин. Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883 гг.». Госполитиздат, 1959, стр. 48.

 

[33] В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 14-15; т. 20, стр. 223.

 

[34] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483-485.

 

[35] «Рабочее движение в России в XIX веке. Сб. докум. и материалов, под ред. А. М. Панкратовой, т. II, ч. 2, 1875-1884. Госполитиздат, 1950, стр. 97-163.

 

[36] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 104—105.

 

[37] См. сравнение текста Устава с «Временным уставом Международного товарищества рабочих» (Устав I Интернационала написан К. Марксом) и с Уставом «Международной ассоциации рабочих Центральной Женевской секции» в кн.: Б. Итенберг. «Южнороссийский союз рабочих» — первая пролетарская организация в России. Госполитиздат, 1954, стр. 37—39.

 

[38] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 14—47.

 

[39] Там же, стр. 187—191.

 

[40] Там же, стр. 237—278.

 

[41] Там же, стр. 239—242.

 

[42] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т I. Госполитиздат, 1956, стр. 371—381; Соч., т. II, стр. 357—362 и 400—404; Г. В. Плеханов. Литературное наследие, т. VIII. Соцэкгиз, М., 1940, стр. 48—53, 75—79.

 

[43] См. В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 211, 212; т. 13, стр. 230-231.

 

[44] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928, стр.42.

 

[45] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 368-395.

 

[46] Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 89-140, 237-282.

 

[47] Письма Н. Е. Федосеева, считавшиеся утерянными, были найдены через 40 лет в архиве Михайловского и впервые опубликованы в 1933 г. в № 1 журнала «Пролетарская революция». Сейчас они переизданы в кн.: Н. Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168.

 

[48] Н Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168. Федосеев. Статьи и письма, стр. 122-124.

 

[49] В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 333.

 

[50] Г. В. Плеханов. Соч., т. I. Госиздат, М — Пг., 1923, стр. 56-74.

 

[51] Г. В. Плеханов. Соч., т. II, стр. 9.

 

[52] Там же, стр. 21-23.

 

[53] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т. I. Госполитиздат, 1956.

 

[54] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 264.

 

[55] Работа была написана в 1884 г. и впервые издана нелегально в 1885 г.

 

[56] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 242.

 

[57] «Переписка К. Маркса с русскими политическими деятелями», стр. 309.

 

[58] Ленин. Соч., т. 16, стр. 243, подстрочн. примеч. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.

 

[59] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.

 

[60] «Воспоминания П. А. Моисеенко, 1873-1923 гг.» Изд-во «Красная новь», М., 1924.

 

[61] «Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина. 1893-1900». Госполитиздат, 1951, стр. 19-44.

 

[62] Ф. Н. Самойлов. По следам минувшего (с предисловием Ем. Ярославского). Госполитиздат, 1948, стр. 11-53.

 

[63] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 121-207.

 

[64] Там же, стр. 207.

 

[65] С. И. Мицкевич. На грани двух эпох. От народничества к марксизму. Мемуарная запись. Соцэкгиз, М., 1937.

 

[66] Н. П. Лепешинский. На повороте. Госполитиздат, 1955, стр. 7-41.

 

[67] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928; отрывки из книги есть в сб. «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 391-395.

 

[68] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 104-115.

 

[69] Там же, стр. 89-104, 115-129.

 

Лекции 2-3. Источники по теме: «Борьба за создание марксистский партии в России, образование РСДРП и возникновение большевизма (1894-1904 гг.)»

7 октября, 2019

Лекции 2-3. Источники по теме: «Борьба за создание марксистский партии в России, образование РСДРП и возникновение большевизма (1894-1904 гг.)»

Борьба В. И. Ленина и его соратников за создание марксистской рабочей партии в России проходила ряд этапов. С середины 90-х годов XIX в. В. И. Ленин развертывает идейную борьбу против мелкобуржуазной теории народничества за победу научного социализма, организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», положивший начало соединению рабочего движения с социализмом. В тоже время В. И. Ленин разоблачает буржуазную сущность «легального марксизма». С конца 90-х годов В. И. Ленин возглавляет борьбу революционных социал-демократов с «экономистами» — оппортунистами внутри рабочего движения России. В 1898 г. состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший основание марксистской партии.

 

Начало XX в. является переломным периодом в истории русской социал-демократии. В. И. Ленин создает первую общерусскую политическую газету «Искра», которая ведет успешную борьбу с «экономизмом», вырабатывает программу и устав партии, подготовляет созыв II съезда РСДРП.

 

В 1903 г. на II съезде происходит фактическое образование марксистской рабочей партии. В борьбе между революционным и оппортунистическим крылом русской социал-демократии возникает большевизм «как течение политической мысли и как политическая партия…»[1].

 

Круг источников этого периода значительно богаче по сравнению с предыдущим.

ТРУДЫ В. И. ЛЕНИНА

Труды основателя и вождя нашей партии В. И. Ленина являются основным источником истории КПСС. С начала 90-х годов XIX в. наступает новый, ленинский этап в развитии марксизма, сущность которого полностью отражена в трудах В. И. Ленина: произведениях[2], письмах[3] и различных подготовительных материалах[4]. Труды В. И. Ленина, относящиеся к 90-м годам XIX в., дают богатейший материал для изучения разгрома мелкобуржуазной идеологии либерального народничества.

 

Самый ранний из сохранившихся ленинских источников — статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» — написана В. И. Лениным еще в Самаре, весной 1893 г. В этой статье на основе глубокого марксистского анализа данных земской статистики В. И. Ленин подверг критике книгу В. Постникова «Южнорусское крестьянское хозяйство». На убедительных фактах В. И. Ленин показал, что в России уже нет единого крестьянства, что капитализм, все глубже проникая в крестьянское хозяйство, дифференцирует его на бедноту, середняков и кулаков. Статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», предназначенная для легального журнала, не была опубликована в 90-х годах. Ее нашли в 1923 г. в фонде московской судебной палаты Московского областного архива и опубликовали в сборнике «К двадцатипятилетию первого съезда партии (1898-1923)». Материалы этой статьи были использованы В. И. Лениным во II главе книги «Развитие капитализма в России», где собраны все земско-статистические данные о разложении крестьянства в различных губерниях России[5].

 

Другая работа, написанная В. И. Лениным в 1893 г., — реферат «По поводу так называемого вопроса о рынках» — была найдена и опубликована лишь через 44 года, в 1937 г. Но В. И. Ленин знакомил со своим рефератом участников марксистских кружков в Петербурге и тем значительно помог их теоретическому вооружению для борьбы с народничеством. Вопреки утверждениям народников В. И. Ленин доказал в этом реферате, что экономическая теория Маркса применима и к России, что она дает возможность научного анализа развития экономики русской действительности.

 

Самый значительный труд В. И. Ленина середины 90-х годов — книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», разоблачившая либеральных народников как лжедрузей народа[6]. Ценность этого замечательного ленинского документа состоит прежде всего в том, что В. И. Ленин показал в нем коренную противоположность двух мировоззрений — ошибочного, ненаучного, субъективистского И реакционного мировоззрения народников и мировоззрения научного, марксистского, опирающегося на знание объективных законов общественного развития и диалектический метод. Книга Ленина вскрывает вред субъективистско-социологических взглядов народников, отрицавших решающую роль народных масс в истории, научную несостоятельность их экономических воззрений, противопоставлявших капитализму так называемое «народное производство», утопичность и реакционность их политической программы, стремившейся увековечить мелкое производство, следовательно систему капиталистической эксплуатации, замазывающую «антагонизм современных русских общественно-экономических отношений…»[7].

 

Работа В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» является не только источником для изучения борьбы В. И. Ленина против либеральных народников, но и программным трудом, в котором впервые выдвинута задача создания боевой марксистской партии. Эта книга по праву считается манифестом рождающейся социал-демократии в России. Наряду с критикой народнической идеологии и глубоким марксистским анализом общественно-экономического строя России конца XIX в. В. И. Ленин формулирует в ней важнейшие программные положения марксизма и задачи рабочего класса России.

 

В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин впервые, еще в 1894 г., указал на ближайшую цель рабочего класса России — свержение самодержавия — и на естественного союзника пролетариата – крестьянство. Идея революционного союза рабочего класса с крестьянством в демократической революции при гегемонии пролетариата стала важнейшим руководящим принципом во всей дальнейшей деятельности нашей партии.

 

В отличие от работ Г. В. Плеханова, труды В. И. Ленина, направленные против народничества, исходят из глубокого различия между революционными народниками 70-х годов и либеральными народниками 90-х годов.

 

Книга В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» — первый ленинский бесцензурный труд, размноженный на гектографе и нелегально распространенный среди социал-демократов Москвы, Петербурга, Киева, Вильно, Чернигова, Полтавы, Владимира, Пензы, Ростова-на-Дону, Тифлиса и других городов[8].

 

Все последующие работы В. И. Ленина, направленные против народников в 90-х годах, подготовлялись им для легальной печати. Легально была опубликована большая работа В. И. Ленина «К характеристике экономического романтизма»[9]. В 1897 г. она печаталась в четырех номерах журнала «Новое слово», а в 1898 г. была переиздана в сборнике «Экономические этюды и статьи»[10]. В этот первый дооктябрьский сборник ленинских трудов вошли несколько работ В. И. Ленина, направленных против народников. В их числе: «Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы «кустарной» промышленности», «Перлы народнического прожектерства», «От какого наследства мы отказываемся?»[11] и «К вопросу о нашей фабрично-заводской статистике»[12].

 

Легальным изданием в 1899 г. вышел и фундаментальный ленинский труд «Развитие капитализма в России»[13], завершивший идейный разгром народничества. На выводы, сделанные в этом труде, мы находим более 30 ссылок почти во всех последующих экономических исследованиях Ленина.

 

Исключительную ценность как источник по истории КПСС представляют собой ленинские труды и материалы, относящиеся к выработке программы партии.

 

В 1898 г. в Женеве группой «Освобождение труда» была выпущена в свет программная работа В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов»[14], написанная в ссылке в конце 1897 г. Брошюра нелегально распространялась в России и была тактической платформой для деятельности революционных социал-демократов. После первой публикации эта брошюра переиздавалась в 1902 и 1905 гг., с предисловиями автора, а в 1907 г. вошла в сборник «За 12 лет». К первому изданию брошюры прилагалась прокламация «К петербургским рабочим и социалистам от «Союза борьбы»»[15], которая в последующие издания не вошла. В брошюре «Задачи русских социал-демократов» В. И. Ленин обобщил опыт деятельности петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», обосновал программу и тактику революционных социал-демократов в тот период. Позже в борьбе с меньшевиками, разрабатывая вопросы тактики и аграрной программы в буржуазно-демократической революции, В. И. Ленин не раз обращался к истории развития взглядов русских социал-демократов и ссылался на эту работу[16].

 

В статьях «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос»[17], написанных в 1899 г. для «Рабочей газеты», В. И. Ленин впервые развивает свой план создания партии, в котором решающая роль отводится политической газете. Та же идея изложена В. И. Лениным в «Проекте заявления редакции «Искры» и «Зари»»[18]. Проект был написан весной 1900 г. и обсужден на совещании искровских организаций в Пскове. В печати идея о газете как коллективном пропагандисте, агитаторе и организаторе партии была впервые высказана В. И. Лениным в № 4 «Искры» в статье «С чего начать?», а затем развита в книге «Что делать?» К программным трудам относится также написанная В. И. Лениным передовая № 1 «Искры» (декабрь 1900 г.) «Насущные задачи нашего движения»[19].

 

Непосредственную работу В. И. Ленина над выработкой программы отражают подготовленный в тюрьме в 1895-1896 гг. «Проект и объяснение программы социал-демократической партии»[20], а также «Проект программы нашей партии»[21], написанный в ссылке в 1899 г.

 

Все эти труды В. И. Ленина ясно показывают, что забота о выработке программы РСДРП была первостепенной заботой основателя и вождя партии и что в последующей работе над подготовкой программы в редакции «Искры» только В. И. Ленин последовательно отстаивал главное марксистское положение о диктатуре пролетариата. Это подтверждают «Материалы к выработке программы РСДРП»[22] с замечаниями В. И. Ленина на проекты Г. В. Плеханова и комиссионные проекты.

 

Особое место в трудах В. И. Ленина занимает выработка аграрной программы, ибо аграрный вопрос был стержневым вопросом русской революции, вопросом о союзниках пролетариата и его гегемонии в буржуазно-демократической революции. В конце 90-х и начале 900-х годов В. И. Ленин усиленно исследует теорию аграрного вопроса, о чем свидетельствуют такие источники, как ленинский конспект книги К. Каутского «Аграрный вопрос» (1899)[23], фундаментальная работа В И. Ленина «Аграрный вопрос и «критики Маркса»»[24] и подготовительные материалы к ней[25].

 

В 1900-1903 гг. В. И. Ленин готовит лекции на тему «Марксистские взгляды на аграрный вопрос в Европе и в России»[26], разрабатывает в начале 1903 г. программу этих лекций[27], которую перед прочтением высылает слушателям Высшей русской школы общественных наук в Париже[28]. Сохранился конспект первой лекции, прочитанной В. И. Лениным в феврале 1903 г. Конспект был составлен одним из слушателей школы во время чтения лекции, но был затем отредактирован лектором и поэтому может считаться полноценным ленинским источником[29].

 

Первым опубликованным наброском аграрной программы нашей партии является статья В. И. Ленина «Рабочая партия и крестьянство»[30], напечатанная в апреле 1901 г. в третьем номере «Искры».

 

Комментарием к аграрной части проекта программы РСДРП, которая была написана В. И. Лениным и в целом принята редакцией «Искры», а затем и II съездом РСДРП, служила ленинская работа «Аграрная программа русской социал-демократии»[31]. Эта работа появилась в неполном виде в № 4 журнала «Заря» в августе 1902 г. История ее публикации свидетельствует о серьезных разногласиях внутри редакции «Искры», которые предопределили будущие программные разногласия между большевиками и меньшевиками.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.143 с.)