Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Документы первых рабочих организаций И первых марксистских групп И кружков
В конце 70-х и начале 80-х годов XIX в. в России начинают возникать рабочие организации и марксистские группы. До 1950 г. публикации источников, характеризующих историю первых рабочих организаций и первых марксистских групп и кружков, были разбросаны в различных журналах и сборниках. В 1950-1952 гг. Академия наук СССР выпустила трехтомное издание документов и материалов под названием «Рабочее движение в России в XIX веке». В т. II, ч. 2 издания собраны документы и материалы о «Южно-российском союзе рабочих»[35], организованном в Одессе весной 1875 г. В Уставе этого «Союза» впервые в истории русского рабочего движения указывалось, что «рабочие могут достигнуть признания своих прав только посредством насильственного переворота». Перед «Союзом» ставилась цель пропаганды «идеи освобождения рабочих из-под гнета капитала и привилегированных классов» и объединения рабочих для «будущей борьбы с установившимся экономическим и политическим порядком»[36]. Текст этого документа отражает влияние Устава I Интернационала[37]. Там же опубликованы документы о революционной пропаганде П. Алексеева, С. Агапова и других передовых рабочих среди рабочих-текстильщиков Москвы и Владимирской губернии, в том числе и знаменитая речь П. Алексеева на суде[38], документы об участии рабочих в демонстрации на Казанской площади в Петербурге в 1876 г., речь Г. В. Плеханова перед участниками демонстрации[39] и др.
Весьма важны материалы о «Северном союзе русских рабочих» (1878—1879)[40], основанном В. Обнорским и С. Халтуриным. В программе «Северного союза» «К русским рабочим», так же как и в Уставе «Южнороссийского союза рабочих», указывалось, что целью «Союза» является «ниспровержение существующего политического неэкономического строя, как строя, крайне несправедливого». Программа призывала рабочих России объединиться с рабочими Запада в «одну грозную боевую силу». Вместе с тем программа обещала «воскресить великое учение Христа о братстве и равенстве» и содержала другие чуждые марксизму религиозные и народнические наслоения[41]. Анализ этого и других документов первых рабочих организаций показывает, что они являются документами рабочего движения, еще не социал-демократического, немарксистского.
С начала 80-х годов марксизм в России формируется как течение общественной мысли. Первой, более или менее последовательной марксистской программой была программа группы «Освобождение труда». Известны две программы этой группы—1883 и 1887 гг.,— написанные Г. В. Плехановым[42].
Наличие двух программных документов, написанных один за другим, позволяет выявить их направление и развитие. В первом проекте программы признавался индивидуальный террор, а во втором он уже не рассматривается как необходимое при всех условиях средство борьбы. В первом проекте допускалась возможность «самостоятельного революционного движения» крестьянства, а во втором это допущение отсутствует. Подобное сопоставление позволяет сделать вывод, что за период между 1883 и 1887 гг. русскими социал-демократами был сделан шаг вперед к марксизму. Однако ни в первом, ни во втором проектах мы не найдем мысли о том, что пролетариат может одержать победу только в союзе с крестьянством. Эта характерная для меньшевизма черта проявилась уже в первых документах группы «Освобождение труда».
Несмотря на недостатки программы, В. И. Ленин высоко оценил ее именно потому, что в ней точно указан тот класс, который один только может быть в России (как и в других странах) самостоятельным борцом за социализм, указана цель, которую ставит себе этот класс. В программе указывается на необходимость международной солидарности пролетариата и учета разнообразия условий в различных странах[43]. В. И. Ленин при разработке программы партии считал необходимым использовать основные положения программы группы «Освобождение труда».
Теоретический уровень программы группы «Освобождение труда» был выше программы другой марксистской группы — группы Д. Благоева. Д. Благоев сам дает в воспоминаниях такую оценку программы и взглядов участников группы: «Мы считали политическую свободу первым необходимым условием в дальнейшей борьбе за социалистический переворот. Последний мы представляли себе по Лассалю, то есть через рабочие общества, субсидированные государством. Несомненно, что эти наши взгляды и программа очень отличались от современных социал-демократических взглядов и программ. Они представляли смесь научного социализма с лассалианством, а если хотите и лавризмом»[44].
Документы о революционной деятельности марксистских групп, возникших в России одновременно или после группы «Освобождение труда», помещены в III томе сборника «Рабочее движение в России в XIX веке». Среди них документы о революционной деятельности группы Д. Н. Благоева (1883- 1886)[45], группы М. И. Бруснева (1889-1892), в том числе отрывки из воспоминаний Бруснева и рабочих, участников кружков, документы о революционной пропаганде Н Е. Федосеева среди рабочих Владимирской губернии[46] и др. В сборнике представлены документы самого различного характера: программы и планы занятий кружков, донесения полиции и протоколы допросов, воспоминания, листовки и т. п.
Ярким источником, свидетельствующим о непримиримой борьбе первых русских марксистов с народничеством, являются письма Н. Е. Федосеева к Н. К. Михайловскому (1893- 1895)[47]. Эти письма свидетельствуют о зрелости мысли, глубоком понимании марксизма и той последовательности, с которой Н. Е. Федосеев дает отпор антимарксистскому походу Н. К. Михайловского в «Русском богатстве».
Замечательно в этих документах то, что Н. Е. Федосеев уже в начале 90-х годов XIX в. вполне самостоятельно и совершенно правильно сформулировал важнейшие программные положения марксистской партии об общности интересов рабочих и крестьян и руководящей роли рабочего класса по отношению к крестьянству, о диктатуре пролетариата, об уничтожении классов. «Борьба за политическую свободу, — писал Н. Е. Федосеев, – … составляет общее дело пролетариата и крестьянства». «Экономические интересы русского пролетариата находятся в тесной связи с интересами класса мелких собственников». «Следовательно, — продолжал он, — как в политической борьбе (с абсолютизмом), так и в социально-экономической борьбе существующий пролетариат должен быть и может быть авангардом революционной армии»[48].
Важным источником, характеризующим период распространения марксизма в России, являются издания группы «Освобождение труда». 25 сентября 1883 г. в Женеве вместе с извещением об организации группы «Освобождение труда» появилось извещение об издании ею «Библиотеки современного социализма». В этой серии в русском переводе был издан ряд произведений К. Маркса и Ф. Энгельса с примечаниями и предисловиями. Так, в 1892 г. в русском переводе с предисловием и примечаниями Плеханова вышла работа Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
В 1889-1892 гг. группа «Освобождение труда» издала 4 книги непериодического журнала «Социал-демократ» со статьями и письмами К. Маркса и Ф. Энгельса и работами членов группы «Освобождение труда». Работы Г. В. Плеханова, П. Б. Аксельрода и В. И. Засулич в популярном изложении печатались также отдельными брошюрами для рабочих. В последние годы своей жизни непосредственную помощь группе «Освобождение труда» оказывал Ф. Энгельс, консультируя переводчиков трудов Маркса и Энгельса и рекомендуя произведения для переводов.
В 1894 г. группой «Освобождение труда» была основана в Женеве типография «Союза русских социал-демократов».
Все издания группы «Освобождение труда» распространялись в России нелегально. Царская цензура включала их в «Алфавитные каталоги книг, запрещенных к обращению и перепечатыванию». Нередко издания группы «Освобождение труда» переписывались от руки и распространялись в рукописном виде. СОЧИНЕНИЯ Г. В. ПЛЕХАНОВА К источникам истории КПСС раннего периода следует отнести сочинения Г. В. Плеханова. В. И. Ленин дал высокую оценку заслугам Г. В. Плеханова, как выдающегося пропагандиста марксизма. «За 20 лет, 1883-1903, — писал Ленин, — он дал массу превосходных сочинений, особенно, против оппортунистов, махистов, народников»[49].
Из 24 томов Сочинений Г. В. Плеханова, изданных по инициативе В. И. Ленина в 1923-1927 гг., II-XII тома относятся к тому периоду деятельности Плеханова, который так высоко оценен В. И. Лениным. Разумеется, высокая оценка не исключала серьезной критики со стороны Ленина ошибочных меньшевистских положений у Плеханова.
I том Сочинений Г. В. Плеханова, включающий статьи народнического периода (с 1878 по 1883 г.), должен интересовать историка КПСС с точки зрения процесса перехода лучших представителей революционного народничества на позиции марксизма. Уже по ранней работе Плеханова «Закон экономического развития общества и задачи социализма в России»[50], напечатанной в № 3 «Земли и воли» в 1879 г., мы видим знакомство автора с «Капиталом» К. Маркса и положительное восприятие идей научного социализма.
II том Сочинений Г. В. Плеханова, в который вошли статьи 1883-1888 гг., открывается интересным документом 1883 г. Это — «Приветствие съезду немецкой социал-демократии в Копенгагене», за подписью будущих членов первой марксистской группы в России, группы «Освобождение труда». От имени русских марксистов Плеханов, Аксельрод и Засулич выражали «глубокую скорбь по поводу смерти Карла Маркса, великого учителя и наставника всемирного пролетариата»[51]. В программном листке, напечатанном в Женеве в сентябре 1883 г., «Об издании «Библиотеки современного социализма», Плеханов объявляет об окончательном разрыве с народничеством бывших членов группы «Черного передела» и образовании марксистской группы «Освобождение труда»[52].
Из произведений Плеханова 1883-1894 гг. следует особо отметить три его лучшие марксистские работы, которые, помимо отдельных изданий, входят во II и VII тома Сочинений и в I том избранных философских произведений[53]. Первая из этих работ — «Социализм и политическая борьба» была написана и напечатана в Женеве и отправлена в Россию в 1883 г. Названная брошюра Плеханова (Бельтова) сыграла крупную роль в формировании политических взглядов значительной части революционной молодежи того времени. В. И. Ленин назвал эту работу «символом веры» русского социализма[54]. В ней Плеханов дал изложение марксистской теории применительно к условиям России и впервые доказал несостоятельность народнических теорий, необходимость соединения социализма с политической борьбой. Впервые в истории русского освободительного движения он начал разработку теории и программы русской социал-демократии.
Вторая крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «Наши разногласия»[55]. В ней так же, как и в первой, подвергнув народников обстоятельной критике, Плеханов «указал русским революционерам их задачу: образование революционной рабочей партии, ближайшей целью которой должно быть низвержение абсолютизма»[56]. Высокую оценку этой работе дал Ф. Энгельс[57]:
Третья крупная марксистская работа Г. В. Плеханова — «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю» — сыграла исключительно важную роль в распространении идей марксизма. На ней, по выражению В. И. Ленина, «воспиталось целое поколение русских марксистов…»[58]. Работа появилась в России в начале 1895 г. и, в отличие от первых двух, легально. Цензура пропустила ее, не разобравшись в слишком сложном ее названии. Работа была привезена от Плеханова из Лондона Потресовым, напечатана в Петербурге в типографии Скороходова и, поступив в продажу 29 декабря 1895 г., в три недели была распродана.
В III том Сочинений включены статьи 1888-1892 гг., входившие в сборники «Социал-демократ» и «Социалист». Среди них статья «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)», «Предисловие к речи Алексеева», «Предисловие к четырем речам рабочих», ряд публицистических статей.
IV том объединяет статьи 1888-1894 гг., посвященные отдельным этапам международного рабочего движения, Первому мая и международным конгрессам. В томе помещена большая работа Плеханова «Анархизм и социализм», которая является ответом на полемику между автором и анархистами, завязавшуюся на Цюрихском конгрессе II Интернационала в 1893 г.
Кроме Сочинений, мы располагаем восемью томами сборников «Литературного наследия Г. В. Плеханова», в которых публиковались варианты статей, писем и другие материалы.
Сочинения Г. В. Плеханова являются необходимым источником для изучения периода разработки теории и программы русской социал-демократии и первых боев марксистов с народниками. Однако ценность этих трудов значительно снижается тем, что Г. В. Плеханов ошибочно оценивал роль крестьянства и роль буржуазии в предстоящей революции. Г. В. Плеханов видел в народничестве лишь его реакционную сторону и не видел прогрессивной стороны, направленной против крепостничества. Отсюда и крестьянство Плеханов считал сплошной реакционной массой и отрицал возможность его союза с рабочим классом, а либеральную буржуазию Г. В. Плеханов считал революционным классом. В статье «Еще раз о принципах и тактике русских социалистов» он писал, что «кроме буржуазии и пролетариата мы не видим дружественных сил, на которые могли бы у нас опираться оппозиционные или революционные комбинации»[59]. Следовательно, труды Г. В. Плеханова можно и должно использовать как источник истории КПСС, но с обязательным учетом тех ошибочных положений, углубление которых привело марксиста Плеханова к меньшевизму.
ВОСПОМИНАНИЯ
В. И. Ленин придавал большое значение революционной мемуарной литературе, особенно написанной самими рабочими. Он рассматривал ее не только с исторической, но и с практической, агитационной стороны.
Из воспоминаний участников революционного движения о периоде распространения марксизма в России для историка партии интересны те, в которых отражается процесс формирования классового политического сознания лучших представителей рабочего класса. К ним относятся воспоминания П. А. Моисеенко, И. В. Бабушкина, Ф. Н. Самойлова.
Воспоминания старейшего рабочего революционера Петра Анисимовича Моисеенко, написанные простым разговорным языком рабочего, описывают события с 1873 г. П. А. Моисеенко рассказывает о своем вступлении в революционное движение, об участии в пропагандистском кружке. Автор описывает демонстрацию на Казанской площади в Петербурге, упоминает о создании «Северо-русского рабочего союза», рассказывает о своем участии в стачках 1878 и 1879 гг. на Новой бумагопрядильне, о ссылке и, наконец, о знаменитой Морозовской стачке 1885 г., которой он руководил[60].
Летом 1902 г. в Лондоне В. И. Ленин убедил И. В. Бабушкина, бежавшего из тюрьмы, написать свои воспоминания, на которых молодые рабочие будут учиться, как жить и бороться. Воспоминания замечательного рабочего-большевика Ивана Васильевича Бабушкина хронологически относятся к 1893-1900 гг. В самом начале автор рассказывает, как сознание простого фабричного парня от туманного идеала «разбогатеть и зажить хорошо» постепенно, под влиянием социалистической агитации и нелегальной литературы, проясняется и молодой рабочий встает на путь организованной борьбы против капиталистов[61].
Та же картина формирования профессионала-революционера из передового рабочего встает из первых глав воспоминаний иваново-вознесенского ткача Федора Никитича Самойлова, ставшего видным большевистским деятелем[62].
Ряд воспоминаний отражает сложный процесс формирования марксистского мировоззрения передовых представителей революционной интеллигенции, особенно той ее части, которая пришла к марксизму, порвав с народничеством. Большая работа Г. В. Плеханова «Русский рабочий в революционном движении (по личным воспоминаниям)»[63] посвящена рабочему движению 70-х и начала 80-х годов, когда оно еще не выделилось из общедемократического движения и не носило социал-демократического характера. Эта полумемуарная статья повествует о первых рабочих стачках и о деятельности народнической интеллигенции среди рабочих. Воспоминания относятся ко времени, когда Г. В. Плеханов еще был народником, но написаны они в начале 90-х годов с позиций марксиста, который уверен, что рабочие встанут «под знамя всемирной рабочей партии, под знамя социал-демократов»[64].
К группе воспоминаний, отражающих переход революционной интеллигенции к марксизму, можно отнести также воспоминания одного из основателей московской социал-демократической организации С. И. Мицкевича[65], начало воспоминаний П. Н. Лепешинского[66].
В особую группу следует выделить воспоминания руководителей и участников первых марксистских групп и кружков Д. Благоева, М. Бруснева. Воспоминания Д. Н. Благоева рассказывают о деятельности благоевской группы, излагают и оценивают ее программу[67]. Воспоминания М. И. Бруснева освещают работу группы по революционной пропаганде среди рабочих Петербурга и Москвы в 1889-1897 гг.[68]. Тот же период и ту же работу отражают воспоминания рабочих В. А. Шелгунова, К. М. Норинского, В. М. Карелиной, В. С. Голубева и др.[69].
Воспоминания участников революционного движения являются дополнительным источником к трудам классиков марксизма, к программным документам первых марксистских групп и работам Г. В. Плеханова. Факты, приводимые в воспоминаниях, необходимо проверять и дополнять на основе других источников.
Таким образом, имеющиеся для изучения истории КПСС источники достаточно полно освещают период, предшествовавший началу борьбы В. И. Ленина за создание марксистской партии. Важнейшими источниками и методологической основой для изучения периода начала рабочего движения и распространения марксизма в России являются труды К Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина. Необходимо учитывать что такие источники, как документы первых рабочих организаций и марксистских групп, работы Г. В. Плеханова и воспоминания, воссоздают историческую картину зарождения социал-демократического движения и роста влияния марксизма на рабочее движение в России лишь в совокупности, взаимно дополняя друг друга.
[1] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483.
[2] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 435, 438, 459.
[3] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 91.
[4] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма. Госполитиздат, 1953, стр. 63.
[5] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные произведения в двух томах, т. II. Госполитиздат, 1952, стр. 23.
[6] «Правда», 11 июня 1958 г.
[7] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 4, стр. 446, 447.
[8] Там же, стр. 524-529.
[9] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч… т. 4, стр. 322-339.
[10] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 34.
[11] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. I, стр. 296.
[12] К. Маркс, Ф. Энгельс. Избранные письма, стр. 86.
[13] К. Маркс и Ф. Энгельс. Избранные произведения, т. 1, стр. 292, 298.
[14] Там же, стр. 481.
[15] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 7, стр. 267.
[16] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Предисловие к русскому изданию 1882 г. Госполитиздат, 1959, стр. 8.
[17] Избранная часть этой переписки помещена в сб. «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», изд. 2. Госполитиздат, 1951, где собраны 31 письмо Маркса и 57 писем Энгельса к русским деятелям, а также около 50 писем русских адресатов.
[18] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими Деятелями», стр. 197, 204.
[19] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 204, 248, 249, 285-297, 301.
[20] Там же, стр. 309-310.
[21] Там же, стр. 309.
[22] «Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с русскими политическими деятелями», стр. 341.
[23] Там же.
[24] К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., изд. 1-е, т. I—XXIX, 1928- 1948; изд. 2-е, т. 1, 1955.
[25] См. Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат, М., 1948, стр. 109-110.
[26] Л. А. Левин. Библиография произведений К. Маркса и Ф. Энгельса. Госкультпросветиздат. М., 1948, стр. 109-110.
[27] См. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. XXVII, стр. 322.
[28] См в кн. «Воспоминания родных о В. И. Ленине». Госполитиздат, 1955, стр. 96.
[29] К. Маркс и Ф. Энгельс. Манифест Коммунистической партии. Госполитиздат, 1951, стр. 4.
[30] Все данные взяты из книги Л. А. Левина «Манифест Коммунистической партии в России». Госкультпросветиздат, М., 1956, стр. 139-142.
[31] В. И. Ленин. Соч., т. 17, стр. 64-67, 93-101.
[32] В. И. Ленин. Конспект «Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса 1844-1883 гг.». Госполитиздат, 1959, стр. 48.
[33] В. И. Ленин. Соч., т. 18, стр. 14-15; т. 20, стр. 223.
[34] В. И. Ленин. Соч., т. 5, стр. 483-485.
[35] «Рабочее движение в России в XIX веке. Сб. докум. и материалов, под ред. А. М. Панкратовой, т. II, ч. 2, 1875-1884. Госполитиздат, 1950, стр. 97-163.
[36] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 104—105.
[37] См. сравнение текста Устава с «Временным уставом Международного товарищества рабочих» (Устав I Интернационала написан К. Марксом) и с Уставом «Международной ассоциации рабочих Центральной Женевской секции» в кн.: Б. Итенберг. «Южнороссийский союз рабочих» — первая пролетарская организация в России. Госполитиздат, 1954, стр. 37—39.
[38] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. II, ч. 2, стр. 14—47.
[39] Там же, стр. 187—191.
[40] Там же, стр. 237—278.
[41] Там же, стр. 239—242.
[42] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т I. Госполитиздат, 1956, стр. 371—381; Соч., т. II, стр. 357—362 и 400—404; Г. В. Плеханов. Литературное наследие, т. VIII. Соцэкгиз, М., 1940, стр. 48—53, 75—79.
[43] См. В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 211, 212; т. 13, стр. 230-231.
[44] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928, стр.42.
[45] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 368-395.
[46] Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 89-140, 237-282.
[47] Письма Н. Е. Федосеева, считавшиеся утерянными, были найдены через 40 лет в архиве Михайловского и впервые опубликованы в 1933 г. в № 1 журнала «Пролетарская революция». Сейчас они переизданы в кн.: Н. Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168.
[48] Н Федосеев. Статьи и письма. Госполитиздат, 1958, стр. 96-168. Федосеев. Статьи и письма, стр. 122-124.
[49] В. И. Ленин. Соч., т. 20, стр. 333.
[50] Г. В. Плеханов. Соч., т. I. Госиздат, М — Пг., 1923, стр. 56-74.
[51] Г. В. Плеханов. Соч., т. II, стр. 9.
[52] Там же, стр. 21-23.
[53] Г. В. Плеханов. Избранные философские произведения, т. I. Госполитиздат, 1956.
[54] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 264.
[55] Работа была написана в 1884 г. и впервые издана нелегально в 1885 г.
[56] В. И. Ленин. Соч., т. 4, стр. 242.
[57] «Переписка К. Маркса с русскими политическими деятелями», стр. 309.
[58] Ленин. Соч., т. 16, стр. 243, подстрочн. примеч. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.
[59] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 120.
[60] «Воспоминания П. А. Моисеенко, 1873-1923 гг.» Изд-во «Красная новь», М., 1924.
[61] «Воспоминания Ивана Васильевича Бабушкина. 1893-1900». Госполитиздат, 1951, стр. 19-44.
[62] Ф. Н. Самойлов. По следам минувшего (с предисловием Ем. Ярославского). Госполитиздат, 1948, стр. 11-53.
[63] Г. В. Плеханов. Соч., т. III, стр. 121-207.
[64] Там же, стр. 207.
[65] С. И. Мицкевич. На грани двух эпох. От народничества к марксизму. Мемуарная запись. Соцэкгиз, М., 1937.
[66] Н. П. Лепешинский. На повороте. Госполитиздат, 1955, стр. 7-41.
[67] Д. Благоев. Мои воспоминания. Госиздат, М. — Л., 1928; отрывки из книги есть в сб. «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 1, стр. 391-395.
[68] «Рабочее движение в России в XIX веке», т. III, ч. 2, стр. 104-115.
[69] Там же, стр. 89-104, 115-129.
Лекции 2-3. Источники по теме: «Борьба за создание марксистский партии в России, образование РСДРП и возникновение большевизма (1894-1904 гг.)» 7 октября, 2019 Лекции 2-3. Источники по теме: «Борьба за создание марксистский партии в России, образование РСДРП и возникновение большевизма (1894-1904 гг.)» Борьба В. И. Ленина и его соратников за создание марксистской рабочей партии в России проходила ряд этапов. С середины 90-х годов XIX в. В. И. Ленин развертывает идейную борьбу против мелкобуржуазной теории народничества за победу научного социализма, организует «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», положивший начало соединению рабочего движения с социализмом. В тоже время В. И. Ленин разоблачает буржуазную сущность «легального марксизма». С конца 90-х годов В. И. Ленин возглавляет борьбу революционных социал-демократов с «экономистами» — оппортунистами внутри рабочего движения России. В 1898 г. состоялся I съезд РСДРП, провозгласивший основание марксистской партии.
Начало XX в. является переломным периодом в истории русской социал-демократии. В. И. Ленин создает первую общерусскую политическую газету «Искра», которая ведет успешную борьбу с «экономизмом», вырабатывает программу и устав партии, подготовляет созыв II съезда РСДРП.
В 1903 г. на II съезде происходит фактическое образование марксистской рабочей партии. В борьбе между революционным и оппортунистическим крылом русской социал-демократии возникает большевизм «как течение политической мысли и как политическая партия…»[1].
Круг источников этого периода значительно богаче по сравнению с предыдущим. ТРУДЫ В. И. ЛЕНИНА Труды основателя и вождя нашей партии В. И. Ленина являются основным источником истории КПСС. С начала 90-х годов XIX в. наступает новый, ленинский этап в развитии марксизма, сущность которого полностью отражена в трудах В. И. Ленина: произведениях[2], письмах[3] и различных подготовительных материалах[4]. Труды В. И. Ленина, относящиеся к 90-м годам XIX в., дают богатейший материал для изучения разгрома мелкобуржуазной идеологии либерального народничества.
Самый ранний из сохранившихся ленинских источников — статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни» — написана В. И. Лениным еще в Самаре, весной 1893 г. В этой статье на основе глубокого марксистского анализа данных земской статистики В. И. Ленин подверг критике книгу В. Постникова «Южнорусское крестьянское хозяйство». На убедительных фактах В. И. Ленин показал, что в России уже нет единого крестьянства, что капитализм, все глубже проникая в крестьянское хозяйство, дифференцирует его на бедноту, середняков и кулаков. Статья «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни», предназначенная для легального журнала, не была опубликована в 90-х годах. Ее нашли в 1923 г. в фонде московской судебной палаты Московского областного архива и опубликовали в сборнике «К двадцатипятилетию первого съезда партии (1898-1923)». Материалы этой статьи были использованы В. И. Лениным во II главе книги «Развитие капитализма в России», где собраны все земско-статистические данные о разложении крестьянства в различных губерниях России[5].
Другая работа, написанная В. И. Лениным в 1893 г., — реферат «По поводу так называемого вопроса о рынках» — была найдена и опубликована лишь через 44 года, в 1937 г. Но В. И. Ленин знакомил со своим рефератом участников марксистских кружков в Петербурге и тем значительно помог их теоретическому вооружению для борьбы с народничеством. Вопреки утверждениям народников В. И. Ленин доказал в этом реферате, что экономическая теория Маркса применима и к России, что она дает возможность научного анализа развития экономики русской действительности.
Самый значительный труд В. И. Ленина середины 90-х годов — книга «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», разоблачившая либеральных народников как лжедрузей народа[6]. Ценность этого замечательного ленинского документа состоит прежде всего в том, что В. И. Ленин показал в нем коренную противоположность двух мировоззрений — ошибочного, ненаучного, субъективистского И реакционного мировоззрения народников и мировоззрения научного, марксистского, опирающегося на знание объективных законов общественного развития и диалектический метод. Книга Ленина вскрывает вред субъективистско-социологических взглядов народников, отрицавших решающую роль народных масс в истории, научную несостоятельность их экономических воззрений, противопоставлявших капитализму так называемое «народное производство», утопичность и реакционность их политической программы, стремившейся увековечить мелкое производство, следовательно систему капиталистической эксплуатации, замазывающую «антагонизм современных русских общественно-экономических отношений…»[7].
Работа В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» является не только источником для изучения борьбы В. И. Ленина против либеральных народников, но и программным трудом, в котором впервые выдвинута задача создания боевой марксистской партии. Эта книга по праву считается манифестом рождающейся социал-демократии в России. Наряду с критикой народнической идеологии и глубоким марксистским анализом общественно-экономического строя России конца XIX в. В. И. Ленин формулирует в ней важнейшие программные положения марксизма и задачи рабочего класса России.
В книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» В. И. Ленин впервые, еще в 1894 г., указал на ближайшую цель рабочего класса России — свержение самодержавия — и на естественного союзника пролетариата – крестьянство. Идея революционного союза рабочего класса с крестьянством в демократической революции при гегемонии пролетариата стала важнейшим руководящим принципом во всей дальнейшей деятельности нашей партии.
В отличие от работ Г. В. Плеханова, труды В. И. Ленина, направленные против народничества, исходят из глубокого различия между революционными народниками 70-х годов и либеральными народниками 90-х годов.
Книга В. И. Ленина «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» — первый ленинский бесцензурный труд, размноженный на гектографе и нелегально распространенный среди социал-демократов Москвы, Петербурга, Киева, Вильно, Чернигова, Полтавы, Владимира, Пензы, Ростова-на-Дону, Тифлиса и других городов[8].
Все последующие работы В. И. Ленина, направленные против народников в 90-х годах, подготовлялись им для легальной печати. Легально была опубликована большая работа В. И. Ленина «К характеристике экономического романтизма»[9]. В 1897 г. она печаталась в четырех номерах журнала «Новое слово», а в 1898 г. была переиздана в сборнике «Экономические этюды и статьи»[10]. В этот первый дооктябрьский сборник ленинских трудов вошли несколько работ В. И. Ленина, направленных против народников. В их числе: «Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы «кустарной» промышленности», «Перлы народнического прожектерства», «От какого наследства мы отказываемся?»[11] и «К вопросу о нашей фабрично-заводской статистике»[12].
Легальным изданием в 1899 г. вышел и фундаментальный ленинский труд «Развитие капитализма в России»[13], завершивший идейный разгром народничества. На выводы, сделанные в этом труде, мы находим более 30 ссылок почти во всех последующих экономических исследованиях Ленина.
Исключительную ценность как источник по истории КПСС представляют собой ленинские труды и материалы, относящиеся к выработке программы партии.
В 1898 г. в Женеве группой «Освобождение труда» была выпущена в свет программная работа В. И. Ленина «Задачи русских социал-демократов»[14], написанная в ссылке в конце 1897 г. Брошюра нелегально распространялась в России и была тактической платформой для деятельности революционных социал-демократов. После первой публикации эта брошюра переиздавалась в 1902 и 1905 гг., с предисловиями автора, а в 1907 г. вошла в сборник «За 12 лет». К первому изданию брошюры прилагалась прокламация «К петербургским рабочим и социалистам от «Союза борьбы»»[15], которая в последующие издания не вошла. В брошюре «Задачи русских социал-демократов» В. И. Ленин обобщил опыт деятельности петербургского «Союза борьбы за освобождение рабочего класса», обосновал программу и тактику революционных социал-демократов в тот период. Позже в борьбе с меньшевиками, разрабатывая вопросы тактики и аграрной программы в буржуазно-демократической революции, В. И. Ленин не раз обращался к истории развития взглядов русских социал-демократов и ссылался на эту работу[16].
В статьях «Наша программа», «Наша ближайшая задача», «Насущный вопрос»[17], написанных в 1899 г. для «Рабочей газеты», В. И. Ленин впервые развивает свой план создания партии, в котором решающая роль отводится политической газете. Та же идея изложена В. И. Лениным в «Проекте заявления редакции «Искры» и «Зари»»[18]. Проект был написан весной 1900 г. и обсужден на совещании искровских организаций в Пскове. В печати идея о газете как коллективном пропагандисте, агитаторе и организаторе партии была впервые высказана В. И. Лениным в № 4 «Искры» в статье «С чего начать?», а затем развита в книге «Что делать?» К программным трудам относится также написанная В. И. Лениным передовая № 1 «Искры» (декабрь 1900 г.) «Насущные задачи нашего движения»[19].
Непосредственную работу В. И. Ленина над выработкой программы отражают подготовленный в тюрьме в 1895-1896 гг. «Проект и объяснение программы социал-демократической партии»[20], а также «Проект программы нашей партии»[21], написанный в ссылке в 1899 г.
Все эти труды В. И. Ленина ясно показывают, что забота о выработке программы РСДРП была первостепенной заботой основателя и вождя партии и что в последующей работе над подготовкой программы в редакции «Искры» только В. И. Ленин последовательно отстаивал главное марксистское положение о диктатуре пролетариата. Это подтверждают «Материалы к выработке программы РСДРП»[22] с замечаниями В. И. Ленина на проекты Г. В. Плеханова и комиссионные проекты.
Особое место в трудах В. И. Ленина занимает выработка аграрной программы, ибо аграрный вопрос был стержневым вопросом русской революции, вопросом о союзниках пролетариата и его гегемонии в буржуазно-демократической революции. В конце 90-х и начале 900-х годов В. И. Ленин усиленно исследует теорию аграрного вопроса, о чем свидетельствуют такие источники, как ленинский конспект книги К. Каутского «Аграрный вопрос» (1899)[23], фундаментальная работа В И. Ленина «Аграрный вопрос и «критики Маркса»»[24] и подготовительные материалы к ней[25].
В 1900-1903 гг. В. И. Ленин готовит лекции на тему «Марксистские взгляды на аграрный вопрос в Европе и в России»[26], разрабатывает в начале 1903 г. программу этих лекций[27], которую перед прочтением высылает слушателям Высшей русской школы общественных наук в Париже[28]. Сохранился конспект первой лекции, прочитанной В. И. Лениным в феврале 1903 г. Конспект был составлен одним из слушателей школы во время чтения лекции, но был затем отредактирован лектором и поэтому может считаться полноценным ленинским источником[29].
Первым опубликованным наброском аграрной программы нашей партии является статья В. И. Ленина «Рабочая партия и крестьянство»[30], напечатанная в апреле 1901 г. в третьем номере «Искры».
Комментарием к аграрной части проекта программы РСДРП, которая была написана В. И. Лениным и в целом принята редакцией «Искры», а затем и II съездом РСДРП, служила ленинская работа «Аграрная программа русской социал-демократии»[31]. Эта работа появилась в неполном виде в № 4 журнала «Заря» в августе 1902 г. История ее публикации свидетельствует о серьезных разногласиях внутри редакции «Искры», которые предопределили будущие программные разногласия между большевиками и меньшевиками.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.182.105 (0.143 с.) |