Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Для детей младшего подросткового возрастаСтр 1 из 5Следующая ⇒
Гоголева А.В.
Методика
Для детей младшего подросткового возраста
Руководство
Москва 2001 Содержание
От автора. 3 Введение. 3 Понятие конфликт, классификация и его виды.. 5 Характерные особенности конфликта во взаимодействии: «взрослый (родитель) –ребенок, «учитель –ученик» и «ребенок сверстник». 11 Теоретическое обоснование теста. 21 Описание стимульного материала. 21 Оценка валидности и надежности методики спк. 22 Техника проведения исследования. 25 Обработка и интерпритация результатов. 26 Бланк ответов. 27 Дешифратор к методике стили поведения в конфликте. 28 Тестовые нормы для шкал методики спк. 29 Приложения. 30 Литературные источники. 33
ОТ АВТОРА
Идея создания методики по исследованию стилей поведения в конфликте родилась достаточно давно. Однако замысел так бы остался замыслом без научной поддержки, дружеских советов моих родных, коллег и друзей. Чувство глубокой признательности я выражаю от себя лично и от членов моей семьи ректору Удмуртского университета профессору Журавлеву Виталию Анатольевичу. От всей души хочется поблагодарить художника – преподавателя университета Г. А Санникова, который очень точно, на наш взгляд, передал особенности проективной методики, а так же студентов – дипломников: М. Григорьевых, Э. Киселеву, О.Черных, Е. Емшанову, которые собрали и обработали статистический материал по методике. Особо я выражаю благодарность Наумовой Татьяне Альбертовне, которая постоянно находится рядом и наше рабочее партнерство стало по истине совершенным. Выражаю глубокую признательность Антонине Ивановне Чайкиной, которая оказала наибольшую помощь и поддержку в редактировании и издании этой работы. Все пожелания и предложения по совершенствованию методики направлять по E-mail: gogoleva@ppf.uni.udm.ru ВВЕДЕНИЕ
В последние годы в России значительно усилилось внимание государства к проблемам интегрированного обучения, социализации (десоциализации) и адаптации детей с проблемами в развитии. Реализация принимаемых законов и подзаконных актов в большинстве своем происходит на административном уровне без учета объективных и субъективных реалий. К числу объективных причин, препятствующих эффективному практическому внедрению достаточно гуманных начинаний необходимо отнести отсутствие экономической поддержки со стороны государства всей системы специального образования, включая и интегрированное. К «субъективным» причинам необходимо отнести отсутствие полноценных знаний учителей дефектологов, социальных педагогов и специальных психологов социальных процессов, протекающих в однородных и смешанных по дефекту группах. Если объективные проблемы специального образования мало зависят от конкретного специалиста, то решение «субъективных» внутриотраслевых проблем возможно при развертывании исследований наиболее приоритетных направлений в области социальной психологии. Реализация социально-психологических исследований потребует создание новых диагностических методик адекватно отражающих социально-психологические процессы в группе и личность ребенка с особенностями развития в процессе его взаимодействия.
Специалисты, работающие с учащимися в специализированных учебных заведениях и в общеобразовательной школе при интеграции в процесс обучения детей с проблемами в развитии, сегодня сталкиваются с целым спектром проблем социально-психологического характера. - социально-психологические проблемы семьи; - оказание помощи и обучение семей, имеющих детей с проблемами развития; - нарушение и эксплуатация прав детей имеющих проблемы развития членами семьи, физическое и психическое насилие над ребенком; - проблемы социализации (десоциализации) детей с проблемами развития, в меняющихся условиях социума; - проблемы определения стилей поведения и разрешения конфликтов в системе: ребенок - семья; ребенок - школьный коллектив; ребенок - окружающий социум; - оказание социально - психологической помощи при десоциализации, дезадаптации, склонности к делинквентному (противоправному) поведению; - проблемы профилактики правонарушений среди лиц с психическими аномалиями и их ресоциализация;
- вопросы профессиональной ориентации; Результаты исследований позволят расширить сферу поддержки и помощи в процессе обеспечения индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения. Настоящая работа выполнена в русле социально-психологических исследований и посвящена созданию методики по диагностике стилей поведения в конфликте ребенка с особенностями развития. Работа условно делится на несколько частей. В первой части мы предлагает некоторый теоретический обзор по проблемам конфликтологии, затем останавливаемся на особенностях протекания конфликта школьников подросткового возраста и в заключительной части предлагаем разработанную нами методику диагностики стилей поведения в конфликте. БЛАНК ОТВЕТОВ
Вариант ответа |
||||||||||
А | Б | В | Г | Д | |||||||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 | |||||||||||
19 | |||||||||||
20 | |||||||||||
21 | |||||||||||
22 | |||||||||||
23 | |||||||||||
24 | |||||||||||
25 | |||||||||||
26 | |||||||||||
27 | |||||||||||
28 | |||||||||||
29 | |||||||||||
30 |
Приложения
Коэффициенты корреляции между результатами, полученными по шкалам опросника Кеттелла и результатами методики СПК представлены в таблице 1.
Таблица 1
A | B | C | D | E | F | G | H | I | O | Q2 | Q4 | |
Соперничество | -0.02 | -.01 | 0.2 | 0.19 | 0.32 | -0.02 | -0.14 | -0.05 | -0.11 | 0.11 | -0.16 | 0.2 |
Сотрудничество | -0.04 | -0.07 | 0.04 | -0.07 | -0.09 | 0.16 | 0.15 | 0.15 | 0.09 | 0.02 | -0.01 | 0.07 |
Компромис | -0.03 | 0.07 | -0.18 | 0.1 | 0.08 | 02 | -0.25 | -0.05 | -0.22 | -0.02 | -0.23 | 0.24 |
Избегание | -0.09 | -0.02 | -0.17 | -0.01 | -0.05 | -0.27 | 0.17 | -0.13 | 0.16 | 0.12 | 0.18 | -0.11 |
Приспособление | 0.15 | 0.02 | -0.03 | -0.21 | -0.3 | -0.11 | 0.07 | 0.02 | 0.09 | -0.22 | 0.23 | -0.41 |
Коэффициенты корреляции между результатами каждого задания и суммарным результатом методики “СПК” представлены в таблице 2.
Таблица 2
№задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Коэф.корреляции | 0.05 | 0.76 | -0.08 | 0.28 | 0.69 | 0.1 | 0.98 | 0.7 | 0.22 | -0.31 |
№задания | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
Коэф.корреляции | -0.45 | -0.45 | 0.71 | 0.7 | 0.05 | 0.75 | 0.63 | -0.21 | -0.11 | 0.45 |
№задания | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
Коэф.кор.реляции | 0.62 | -0.11 | 0.05 | -0.58 | -0.27 | 0.19 | -0.95 | 0.99 | 0.78 | 0.3 |
Таблица 3
Сопер | Сотр. | Компр. | Избег. | Присп. | Сопер. | Сотр. | Компр. | Избег. | Присп. | ||
1 | 15 | 19 | 34 | 6 | 30 | 16 | 75 | 12 | 6 | 10 | 1 |
2 | 63 | 33 | 1 | 2 | 5 | 17 | 27 | 32 | 17 | 4 | 24 |
3 | 2 | 32 | 29 | 1 | 40 | 18 | 26 | 6 | 23 | 36 | 13 |
4 | 3 | 5 | 1 | 8 | 87 | 19 | 15 | 10 | 25 | 22 | 32 |
5 | 63 | 32 | 2 | 7 | 0 | 20 | 19 | 20 | 12 | 17 | 36 |
6 | 5 | 17 | 25 | 5 | 52 | 21 | 36 | 31 | 14 | 11 | 12 |
7 | 50 | 10 | 7 | 7 | 30 | 22 | 30 | 14 | 38 | 16 | 6 |
8 | 24 | 24 | 17 | 5 | 33 | 23 | 17 | 10 | 27 | 18 | 32 |
9 | 23 | 6 | 19 | 26 | 30 | 24 | 6 | 41 | 22 | 20 | 15 |
10 | 22 | 35 | 27 | 19 | 1 | 25 | 14 | 10 | 53 | 9 | 18 |
11 | 14 | 0 | 0 | 90 | 0 | 26 | 41 | 6 | 21 | 32 | 4 |
12 | 14 | 37 | 16 | 24 | 13 | 27 | 6 | 24 | 23 | 33 | 18 |
13 | 26 | 17 | 7 | 14 | 40 | 28 | 43 | 14 | 10 | 7 | 30 |
14 | 62 | 34 | 3 | 4 | 1 | 29 | 62 | 31 | 2 | 3 | 6 |
15 | 7 | 9 | 13 | 23 | 52 | 30 | 16 | 17 | 28 | 4 | 39 |
|
Коэффиценты ретестовой корреляции представлены в
Таблице 4.
Таблица 4
Шкалы | Сопернич. | Сотруднич. | Компромисс | Избегание | Присбособ. |
Коэф-ты | 0.52 | 0.59 | 0.41 | 0.55 | 0.59 |
Таблица 5
Шкалы | Сопернич. | Сотруднич. | Компромисс | Избегание | Присбособ. |
Коэф-ты | 0.67 | 0.55 | 0.29 | 0.39 | 0.56 |
Таблица 6
Сопернич. | Сотруднич. | Компромисс | Избегание | Присбособ. | |
Сопернич. | 1 | ||||
Сотруднич. | -0.53 | 1 | |||
Компром. | -0.13 | -0.04 | 1 | ||
Избегание | -0.02 | -0.41 | -0.34 | 1 | |
Приспособление | -0.49 | -0.19 | -0.29 | -.01 | 1 |
Литературные источники
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: междисциплинарный подход. М., 1997. 551 с.
2. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. М.: 1999 г.
3. Андреев В.И. Конфликтология (искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов). М.: Народное образование. 1995 г.
4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989. 190 с.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.200 с.
6. Веренкина И.М. Конфликты на уроке (в подростковом возрасте).- В кн. Конфликты в школьном возрасте. М.: 1986 г.
7. Гришина Н.В. Давайте договоримся.Л.: изд. Сова, 1993 г.
8. Гришина Н.В. Психология конфликта.-Спб, Питер, 1999 г.
9. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Социальная психология и социальное планирование Л.; Изд-во Ленингр. Ун-та,1973. С.33-39.
10. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982 г.
11. Коузер Л. Основы конфликтологии / Учеб. Пособие. Пер. с англ. СПб.:»Светлячок», 1999. 192 с.
12. Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции 2-5 октября. Ижевск. 2000. 254 с.
13. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского Н.Г. М.: 1990 г.
14. Леонов Н.И. Основы конфликтологии Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.122 с.
15. Лозовцева В.Н. Конфликты развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками. В кн. Конфликты в школьном возрасте. М.: 1986 г.
16. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликт, стресс… Минск.,1988. 150 с.
17. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко Л., 1990. 200 с.
18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,1977.253 с.
19. Мелибруда Е. Я – ТЫ – МЫ: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. М., 1986. 256 с.
|
20. Мясищев В.И. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1960. С.20.
21. Рыбакова М.М. Педагогические конфликты: пути преодоления. Минск, 1998.156 с.
22. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127 с.
23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: ПИТЕР, 1999.409 с.
24. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. 118 с.
25. Руденко Н.Н. Конфликт: сущность, возникновение, разрешение. Тирасполь.: РИО ПГКУ. 1995. 50 с.
26. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф. дисс. психол. наук. М. 1989. 20 с.
27. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. –1999 г. стр. 83-91.
Гоголева А.В.
Методика
«Стили поведения в конфликте» (СПК)
для детей младшего подросткового возраста
Руководство
Москва
2001
Содержание
От автора. 3
Введение. 3
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.036 с.)