Для детей младшего подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Для детей младшего подросткового возраста



Гоголева А.В.

 

 

 

 

 

Методика
«Стили поведения в конфликте» (СПК)

 

Для детей младшего подросткового возраста

 

Руководство

 

 

Москва

2001


Содержание

 

От автора. 3

Введение. 3

Понятие конфликт, классификация и его виды.. 5

Характерные особенности конфликта во взаимодействии: «взрослый (родитель) –ребенок, «учитель –ученик» и «ребенок сверстник». 11

Теоретическое обоснование теста. 21

Описание стимульного материала. 21

Оценка валидности и надежности методики спк. 22

Техника проведения исследования. 25

Обработка и интерпритация результатов. 26

Бланк ответов. 27

Дешифратор к методике стили поведения в конфликте. 28

Тестовые нормы для шкал методики спк. 29

Приложения. 30

Литературные источники. 33

 


ОТ АВТОРА

 

Идея создания методики по исследованию стилей поведения в конфликте родилась достаточно давно. Однако замысел так бы остался замыслом без научной поддержки, дружеских советов моих родных, коллег и друзей. Чувство глубокой признательности я выражаю от себя лично и от членов моей семьи ректору Удмуртского университета профессору Журавлеву Виталию Анатольевичу. От всей души хочется поблагодарить художника – преподавателя университета Г. А Санникова, который очень точно, на наш взгляд, передал особенности проективной методики, а так же студентов – дипломников: М. Григорьевых, Э. Киселеву, О.Черных, Е. Емшанову, которые собрали и обработали статистический материал по методике. Особо я выражаю благодарность Наумовой Татьяне Альбертовне, которая постоянно находится рядом и наше рабочее партнерство стало по истине совершенным. Выражаю глубокую признательность Антонине Ивановне Чайкиной, которая оказала наибольшую помощь и поддержку в редактировании и издании этой работы.

Все пожелания и предложения по совершенствованию методики направлять по E-mail: gogoleva@ppf.uni.udm.ru

ВВЕДЕНИЕ

 

В последние годы в России значительно усилилось внимание государства к проблемам интегрированного обучения, социализации (десоциализации) и адаптации детей с проблемами в развитии. Реализация принимаемых законов и подзаконных актов в большинстве своем происходит на административном уровне без учета объективных и субъективных реалий. К числу объективных причин, препятствующих эффективному практическому внедрению достаточно гуманных начинаний необходимо отнести отсутствие экономической поддержки со стороны государства всей системы специального образования, включая и интегрированное. К «субъективным» причинам необходимо отнести отсутствие полноценных знаний учителей дефектологов, социальных педагогов и специальных психологов социальных процессов, протекающих в однородных и смешанных по дефекту группах. Если объективные проблемы специального образования мало зависят от конкретного специалиста, то решение «субъективных» внутриотраслевых проблем возможно при развертывании исследований наиболее приоритетных направлений в области социальной психологии. Реализация социально-психологических исследований потребует создание новых диагностических методик адекватно отражающих социально-психологические процессы в группе и личность ребенка с особенностями развития в процессе его взаимодействия.

Специалисты, работающие с учащимися в специализированных учебных заведениях и в общеобразовательной школе при интеграции в процесс обучения детей с проблемами в развитии, сегодня сталкиваются с целым спектром проблем социально-психологического характера.

- социально-психологические проблемы семьи;

- оказание помощи и обучение семей, имеющих детей с проблемами развития;

- нарушение и эксплуатация прав детей имеющих проблемы развития членами семьи, физическое и психическое насилие над ребенком;

- проблемы социализации (десоциализации) детей с проблемами развития, в меняющихся условиях социума;

- проблемы определения стилей поведения и разрешения конфликтов в системе: ребенок - семья; ребенок - школьный коллектив; ребенок - окружающий социум;

- оказание социально - психологической помощи при десоциализации, дезадаптации, склонности к делинквентному (противоправному) поведению;

- проблемы профилактики правонарушений среди лиц с психическими аномалиями и их ресоциализация;

- вопросы профессиональной ориентации;

Результаты исследований позволят расширить сферу поддержки и помощи в процессе обеспечения индивидуального и группового психолого-педагогического сопровождения.

Настоящая работа выполнена в русле социально-психологических исследований и посвящена  созданию методики по диагностике стилей поведения в конфликте ребенка с особенностями развития. Работа условно делится на несколько частей. В первой части мы предлагает некоторый теоретический обзор по проблемам конфликтологии, затем останавливаемся на особенностях протекания конфликта школьников подросткового возраста и в заключительной части предлагаем разработанную нами методику диагностики стилей поведения в конфликте.

БЛАНК ОТВЕТОВ

№ карточки

Вариант ответа

А Б В Г Д
1          
2          
3          
4          
5          
6          
7          
8          
9          
10          
11          
12          
13          
14          
15          
16          
17          
18          
19          
20          
21          
22          
23          
24          
25          
26          
27          
28          
29          
30          

 


Приложения

Коэффициенты корреляции между результатами, полученными по шкалам опросника Кеттелла и результатами методики СПК представлены в таблице 1.

Таблица 1

  A B C D E F G H I O Q2 Q4
Соперничество -0.02 -.01 0.2 0.19 0.32 -0.02 -0.14 -0.05 -0.11 0.11 -0.16 0.2
Сотрудничество -0.04 -0.07 0.04 -0.07 -0.09 0.16 0.15 0.15 0.09 0.02 -0.01 0.07
Компромис -0.03 0.07 -0.18 0.1 0.08 02 -0.25 -0.05 -0.22 -0.02 -0.23 0.24
Избегание -0.09 -0.02 -0.17 -0.01 -0.05 -0.27 0.17 -0.13 0.16 0.12 0.18 -0.11
Приспособление 0.15 0.02 -0.03 -0.21 -0.3 -0.11 0.07 0.02 0.09 -0.22 0.23 -0.41

 


Коэффициенты корреляции между результатами каждого задания и суммарным результатом методики “СПК” представлены в таблице 2.

Таблица 2

№задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Коэф.корреляции 0.05 0.76 -0.08 0.28 0.69 0.1 0.98 0.7 0.22 -0.31
№задания 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Коэф.корреляции -0.45 -0.45 0.71 0.7 0.05 0.75 0.63 -0.21 -0.11 0.45
№задания 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
Коэф.кор.реляции 0.62 -0.11 0.05 -0.58 -0.27 0.19 -0.95 0.99 0.78 0.3

 

 


Таблица 3

  Сопер Сотр. Компр. Избег. Присп.   Сопер. Сотр. Компр. Избег. Присп.
1 15 19 34 6 30 16 75 12 6 10 1
2 63 33 1 2 5 17 27 32 17 4 24
3 2 32 29 1 40 18 26 6 23 36 13
4 3 5 1 8 87 19 15 10 25 22 32
5 63 32 2 7 0 20 19 20 12 17 36
6 5 17 25 5 52 21 36 31 14 11 12
7 50 10 7 7 30 22 30 14 38 16 6
8 24 24 17 5 33 23 17 10 27 18 32
9 23 6 19 26 30 24 6 41 22 20 15
10 22 35 27 19 1 25 14 10 53 9 18
11 14 0 0 90 0 26 41 6 21 32 4
12 14 37 16 24 13 27 6 24 23 33 18
13 26 17 7 14 40 28 43 14 10 7 30
14 62 34 3 4 1 29 62 31 2 3 6
15 7 9 13 23 52 30 16 17 28 4 39

 

Коэффиценты ретестовой корреляции представлены в
Таблице 4.

Таблица 4

Шкалы Сопернич. Сотруднич. Компромисс Избегание Присбособ.
Коэф-ты 0.52 0.59 0.41 0.55 0.59

Таблица 5

Шкалы Сопернич. Сотруднич. Компромисс Избегание Присбособ.
Коэф-ты 0.67 0.55 0.29 0.39 0.56

 

Таблица 6

  Сопернич. Сотруднич. Компромисс Избегание Присбособ.
Сопернич. 1        
Сотруднич. -0.53 1      
Компром. -0.13 -0.04 1    
Избегание -0.02 -0.41 -0.34 1  
Приспособление -0.49 -0.19 -0.29 -.01 1

Литературные источники

 

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: междисциплинарный подход. М., 1997. 551 с.

2. Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. М.: 1999 г.

3. Андреев В.И. Конфликтология (искусство спора, ведение переговоров, разрешение конфликтов). М.: Народное образование. 1995 г.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт. Новосибирск: Наука, 1989. 190 с.

5. Василюк Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций) М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.200 с.

6. Веренкина И.М. Конфликты на уроке (в подростковом возрасте).- В кн. Конфликты в школьном возрасте. М.: 1986 г.

7. Гришина Н.В. Давайте договоримся.Л.: изд. Сова, 1993 г.

8. Гришина Н.В. Психология конфликта.-Спб, Питер, 1999 г.

9. Ершов А.А. Социально-психологические аспекты конфликтов// Социальная психология и социальное планирование Л.; Изд-во Ленингр. Ун-та,1973. С.33-39.

10. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982 г.

11. Коузер Л. Основы конфликтологии / Учеб. Пособие. Пер. с англ. СПб.:»Светлячок», 1999. 192 с.

12. Конфликт и личность в изменяющемся мире. Материалы международной научно-практической конференции 2-5 октября. Ижевск. 2000. 254 с.

13. Краткий психологический словарь под ред. Петровского А.В., Ярошевского Н.Г. М.: 1990 г.

14. Леонов Н.И. Основы конфликтологии Ижевск.: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.122 с.

15. Лозовцева В.Н. Конфликты развивающиеся в условиях деформированных взаимоотношений подростка с одноклассниками. В кн. Конфликты в школьном возрасте. М.: 1986 г.

16. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликт, стресс… Минск.,1988. 150 с.

17. Методы практической психологии общения: Учеб. пособие / Под ред. В.П. Захарова, Е.В. Сидоренко Л., 1990. 200 с.

18. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.,1977.253 с.

19. Мелибруда Е. Я – ТЫ – МЫ: психологические возможности улучшения общения. Пер. с польск. М., 1986. 256 с.

20. Мясищев В.И. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленингр. Ун-та. 1960. С.20.

21. Рыбакова М.М. Педагогические конфликты: пути преодоления. Минск, 1998.156 с.

22. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М.: Просвещение, 1991. 127 с.

23. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. Спб.: ПИТЕР, 1999.409 с.

24. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.: Педагогика, 1988. 118 с.

25. Руденко Н.Н. Конфликт: сущность, возникновение, разрешение. Тирасполь.: РИО ПГКУ. 1995. 50 с.

26. Симонова Л.В. Межличностные конфликты педагогов и старшеклассников и пути их разрешения. Автореф. дисс. психол. наук. М. 1989. 20 с.

27. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. –1999 г. стр. 83-91.

 

 

Гоголева А.В.

 

 

 

 

 

Методика
«Стили поведения в конфликте» (СПК)

 

для детей младшего подросткового возраста

 

Руководство

 

 

Москва

2001


Содержание

 

От автора. 3

Введение. 3



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.036 с.)