Понятие о воле и ее функциях 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о воле и ее функциях



Александр Романович Лурия (1902 – 1077) в своей книге «Потерянный и возвращенный мир» повествует о человеке с повреждением ассоциативной зоны коры больших полушарий. Его мир представлял собой калейдоскоп из разрозненных знаний, чудом уцелевших после тяжелого ранения. Он не мог вовремя найти нужного слова; оказался не в состоянии выразить в словах свою мысль; начинал испытывал мучительные трудности, пытаясь понять сложные грамматические отношения, не мог считать; все, чему он научился в школе, вся система его прежних знаний распалась на отдельные, не связанные друг с другом куски.

Лурия приводит выдержки из дневника Засецкого, наличие которого говорит о том, что он заново научился писать и читать.

«Мне стало тяжело и невыносимо осознавать свое бедственное и печально – трагичное положение, в котором я находился. Ведь я сделался … неграмотным, беспамятным, больным. Но опять в моей душе оживают надежды на излечение от этой страшной болезни мозга. В моей голове зарождаются фантазии и мечты, что пройдут головные боли и головокружение, возвратится зрение, улучшится слух, вернется прежняя память и грамотность…

 Но люди, конечно, не замечают моего настоящего положения, не замечают они, с какими мученическими усилиями я добивался сегодняшнего положения.

После ранения весь мир перевернулся в моих глазах словно наизнанку, и я до сих пор не узнаю себя, словно я живу в странном, заколдованном сне.

Но мне все еще хотелось верить, что я еще смогу доказать человечеству, что я еще не совсем пропавший, не совсем погибший человек, - вот только заново научиться помнить и говорить, мыслить и понимать все то, что держалось когда – то в голове моей, неплохой до этого ранения. Конечно, время от времени я падал духом от этой страшной болезни беспамятства. Но я по – прежнему мечтаю встать в строй, почему я и не хочу считать себя погибшим. Я стараюсь вовсю осуществлять свои мечтания хоть по капельке, понемножку, по своим оставшимся возможностям…

Я все же еще не теряю надежды на то, что я все же сумею приспособиться к какому – нибудь труду. И я хочу надеяться, что я еще принесу немалую пользу своему народу. Я надеюсь на это»

Воля определяет способность человека регулировать свою деятельность, делает его во многом непредсказуемым, несводимым к простому действию чередованию побуждений. Воля является психической функцией, которая пронизывает всю деятельность человека, придавая ей целенаправленность и упорядоченность.

Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внешних и внутренних препятствий, трудностей. Говоря о внешних трудностях, мы имеем в виду препятствия, содержащиеся в различных окружающих условиях, материальных объектах внешней среды, деятельности других людей. Для туристов внешними трудностями могут быть особенности местности, для студентов – отсутствие в библиотеке необходимой литературы.

К внутренним трудностям относятся определенные свойства личности, состояние психической активации, уровень развития познавательных психических процессов. Волевые процессы являются особой формой активности личности, в которой происходит противостояние непосредственно испытываемым желаниям, импульсам, и осознание этого противостояния.

Волевая регуляция поведения и деятельности является высшим уровнем сознательной саморегуляции, она присуща только человеку. Вся социальная деятельность личности является произвольной, поскольку она носит целенаправленный, преднамеренный характер и требует преодоления внешних препятствий и внутренних (психологических) трудностей.

Способность человека к сознательному преодолению трудностей, его волевые качества считался многими учеными наиболее важной характеристикой его психической деятельности. Так, на заре становления психологии как самостоятельной науки широкое распространение получил валюнтаризм – признание воли особой автономной силой, лежащей в основе функционирования психики в целом. Согласно данной позиции, волевые акты не могут быть сведены ни к каким другим психическим процессам, но сами определяют их ход. Учение об апперцепции В.Вундта заключало в себе мысль о том, что психическая причинность получает наивысшее выражение в волевом акте (апперцепция не нуждается в объяснении, она является законом, по которому происходит организация сознания). По В.Джеймсу, волевое действие есть результат волевого решения, духовного акта. Джеймс утверждал, что волевое решение, строится по принципу «Да будет свет! Именно таким образом, опираясь на чистую волю, Господь создал Вселенную.

Способность к совершению волевых действий (поступков) формируется по мере развития личности и воплощается в устойчивые личностные качества: целеустремленность, настойчивость, выдержку, решительность, инициативность, самостоятельность, организованность, дисциплинированность, смелость и др. Безвольная личность характеризуется нерешительностью, внушаемостью, слабоволием, упрямством. Упрямство часто путают с истинным проявлением воли.

В деятельности человека воля выполняет важные регулирующие функции. К функциям воли относят следующие (см. схема 8 – Функции воли):

1. стимулирующая (побудительная). Человек с помощью волевого усилия может заставить себя выполнить непривлекательную для него деятельность;

2. сдерживающая (тормозная) функция. Проявляется в подавлении нежелательных намерений, желаний, которые идут вразрез с ее мировоззрением и убеждениями; удержании от неприемлемых в данной ситуации действий.

Структура волевого действия

«Волевое действие – это сознательное, целенаправленное действие, посредством которого человек осуществляет стоящую перед ним цель, подчиняя свои импульсы сознательному контролю и изменяя окружающую действительность в соответствии со своим замыслом», - пишет С.Л.Рубинштейн.

Волевые действия по критерию произвольной регуляции можно разделить на импульсивные, простые и сложные (см. схема 8 – Виды волевых действий).

Импульсивные волевые действия совершаются под влиянием внезапно возникшего побуждения, внешнего стимула. Они слабо сознательно контролируются и являются характерной особенностью детей дошкольного и младшего школьного возраста. У взрослого человека импульсивные действия могут появляться при физической усталости, волнении.

Простые волевые действия состоят из двух основных этапов: постановки цели и ее исполнения. В большинстве случаев они не требуют значительных волевых усилий.

Сложное волевое действие в отличие от импульсивного и простого действия, имеет развернутую структуру, в состав которой входят: выбор или постановка цели, борьба мотивов, которая заканчивается принятием решения, исполнение решения, оценка и анализ результатов действия. Структура сложного волевого действия одновременно представляет собой и этапы его выполнения (см. схема 9 – Структура сложного волевого действия).

Цели человек ставит перед собой, сознательно обдумывает их необходимость и возможные последствия, планирует действия, оценивает собственные возможности для их осуществления.

Борьба мотивов происходит в том случае, когда разнообразные типы поведения, пути достижения цели являются для человека одинаково привлекательными или непривлекательными; когда хочется в равной мере достичь совершенно противоположных целей.

Окончательное решение включает в себя мысленное построение будущей ситуации, представление положительных последствий достижения цели. Если принятое решение исполняется не сразу, появляется намерение. Личность мобилизует свои возможности. Следующим этапом волевого действия является исполнение принятого решения.

После выполнения решения человек оценивает его успешность, степень соответствия результата поставленной цели, рассматривает недостатки своего поведения, делает выводы о необходимости доработки и корректировки.

Этапы волевого действия могут быть сформированы в неодинаковой степени, вследствие этого волевые действия будут недостаточно успешными. Воля формируется в деятельности, в социально значимых связях с другими людьми, поэтому волевые действия могут развиваться и совершенствоваться как под влиянием внешних требований деятельности, так и в процессе самовоспитания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.255.116 (0.005 с.)