Функция регулирования познавательными процессами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функция регулирования познавательными процессами



Когда информация персонально значима, то думается лучше.

Эмоции и чувства относятся к одному виду психических явлений, субъективно переживаются одинаково, но вместе с тем между ними имеется различия относящееся к объекту, к которому они адресованы.

Эмоциями в психологии принято называть переживания, возникающие на конкретные стимулы, относящиеся в основном к естественным, органическим потребностям. Это определение показывает, что эмоции присущи не только человеку, но и животным, которые тоже испытывают недовольство, радость, раздражение и др. Также как и другие психические процессы и состояния, эмоции человека, в отличие от животных, опосредованы социальными способами их выражения и приобретения, возникают на социальные предметы удовлетворения органических потребностей. Тем не менее, эмоции имеют ситуативный характер, зависят от конкретных условий. Чувства же связаны с объектами высших потребностей, отражают отношение человека к действительности, окружающему миру.

Распознавание эмоций. Вопрос о том можно ли по выражению лица различить ту или иную эмоцию занимал ученых давно.

Исходя из идеи Дарвина о том, что эмоции есть отражение приспособительных к среде физиологических реакций, К.Лэндис выдвинул предположение о том, что определенные группы мышц соответствуют определенной эмоции. В 1924 году он провел многочисленные эксперименты, вызывая эмоциональные состояния и фиксируя их внешние проявления на фотопленку ради того, чтобы проверить свою идею. Например, следующие: выстрел за спиной; отсечение головы большой живой белой крысе; неожиданные лягушки в ведре с водой в которую испытуемого просили опустить руку и такой же неожиданный удар электрическим током.

Лэндис хотел определить специфические группы мышц, отвечающие за ту или иную эмоцию. Однако, это ему не удалось.

Другие ученые хотели найти эмоциональные состояния и их проявления, присущие всем людям. Так, Р.Плутчик (1962 год) утверждал, что существуют общепринятые эмоциональные состояния и их выражения, например слезы есть выражение печали. К.Изард выявил 10 фундаментальных эмоций: интерес, удовольствие, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина.

Выражение чувств, проявляющихся в той или иной форме, называют экспрессией чувств. Язык экспрессии достаточно многообразен. Прежде всего – это слово. Причем важно не только значение слова, но и то, как оно сказано: интонация, тембр голоса и т.д.

У человека, испытывающего то или другое эмоциональное состояние – радость, скорбь, гнев, происходят определенные изменения не только во внутренних органах, но и во внешнем облике. Меняется выражение лица, глаз, мимика), появляется определенного характера жесты (пантомимика), возникают специфические оттенки в интонациях (голосовая мимика).

Выразительные движения и переживания взаимопроникают друг в друга, образуя подлинное единство. Выразительное движение, в котором внутреннее содержание раскрывается вовне, - это не внешний лишь спутник или сопровождение, а компонент эмоций, неотъемлемый от них самих. Поэтому выразительные движения и выразительные действия создают образ действующего лица, раскрывая его внутреннее содержание во внешнем действии. Нельзя провести грань между тем, что в наших выразительных движениях природно и что в них социально: природное и социальное образуют здесь одно неразрывное единство.

В 1969 году Пол Экман и В.Фризен классифицировали внешние признаки проявления эмоции. Они выделили шесть классов невербальной эмоциональной экспрессии (выразительности):

- адаптационные проявления – неспецифические выражения эмоций, которые сигнализируют об общем состоянии организма: ходьба из угла в угол – душевное волнение; подпрыгивание – радость);

- регуляторы – ритмические движения покачивания головой, постукивание пальцами;

- иллюстраторы – телесные выражения интенсивности эмоций: размахивание руками (возбуждение);

- демонстрация – намеренное усиление эмоциональной реакции с помощью мимики (нахмуривание бровей при гневе, улыбка);

- знаки культурно-обусловленные: жесты, значения которых колеблются в разных обществах;

- интонация.

Однако, существуют и различия в эмоциональных явлениях у разных народов. Доказательств этой точки зрения множество. Прежде всего, в явных различиях невербального проявления отношения, например, насупленные брови или улыбка не обязательно воспринимаются однозначно на Востоке и на Западе. Еще одно доказательство представляет собой отсутствие слов в языке разных народов, выражающих ту или иную эмоцию. Например, в английском языке нет понятия, соответствующему русскому слову «злорадство». А таким словам как кошмар, опасение, робость, страх, стыд на языке австралийских аборигенов соответствует одно слово «гуракади».

 

Теории эмоций

       Как возникают эмоции – следуя за физиологической реакцией, как считал Дарвин, или предшествуя ей? В психологии 18 – 19 веков выявилось две точки зрения на проблему эмоций. Согласно первой из них, эмоции - вторичные состояния, зависящие от познавательной деятельности (Гербарт и др.). Согласно второй – эмоции носят первичный, самостоятельный характер и тесно связаны с биологическими функциями организма.

Автор теории эволюции Чарльз Дарвин, сторонник второго мнения, считал, что внешние воздействия (или мысли) действуют сначала на организм, реакция которого вызывает эмоцию: мы печалимся, потому что плачем; мы испытываем страх, потому что дрожим; мы радуемся потому что смеемся.

С точки зрения этой идеи изменить свой эмоциональный настрой можно, изменив телесные проявления.

Известный психолог начала 20 века В. Джеймс пишет: «Расправьте морщины на лбу, зажгите взор огнем, выпрямите корпус, заговорите в мажорном тоне, скажите что-нибудь сердечное, и ваше сердце должно быть поистине ледяным, если оно постепенно не оттает». Джеймс считал, что плач, дрожь, смех являются источниками эмоций. Датский врач Ланге придерживался подобной же точки зрения на природу эмоциональных состояний, поэтому теория, считающая источником эмоциональных состояний физиологические процессы организма, получила название теории эмоций Джеймса – Ланге.

Теория эта имеет подтверждение в культуре народов. Зачастую гармоничное внутреннее состояние не возможно без соответствующего ей внешнего проявления.

В Японии, например искусство «властвовать собой» получило большое распространение. Его смысл не только в том, чтобы скрыть свое эмоциональное состояние, но прежде всего в том, чтобы сделать его гармоничным. Американский журналист Дональд Ричи, живший в Японии с 1960 – х г. в эссе «Жесты как язык» пишет: «В Японии функция улыбки интернализована, введена вовнутрь. Улыбка стала здесь бессознательным жестом и наблюдается даже тогда, когда улыбающийся человек думает, что за ним не наблюдают. Скажем, он хочет успеть на поезд метро. Уже почти успел, но – дверь закрывается. Какова будет его реакция? Почти наверняка улыбка. Эта улыбка не означает радости, но она означает, что к неприятности отнеслись без ропота и с бодростью. С самых юных лет японцев учат воздерживаться от выражения эмоций, которые могли бы нарушить столь непрочную гармонию».

В попытке найти первоначальные составляющие эмоций Вильгельм Вундт в 1896 году выдвинул идею о том, что любая эмоция – это точка в трехмерном пространстве, координатные оси которого образуются парами: возбуждение – успокоение; удовольствие – неудовольствие; напряжение – разрядка, являющиеся строительными блоками любого эмоционального состояния.

Намного позже в 1974 г., 1980 году американский ученый Р.Соломон, опираясь на идею В.Вундта, выдвинул предположение, что эмоциональные состояния переходят в противоположные в рамках одного измерения. И чем интенсивнее первоначальная эмоция, тем более ярко выражена противоположная. Гипотеза Соломона объясняет следующие факты: «эмоциональную расплату» вслед за сильной положительной эмоцией; отсутствие логики в человеческих поступках, когда люди в поисках отрицательных эмоций смотрят фильмы ужасов, провоцируют семейные ссоры, занимаются экстремальными видами спорта. Во всех этих случаях первоначальная отрицательная эмоция становится своей противоположностью. Например, страх перед прыжком с парашютом переходит в восторг, длящийся дольше страха.

Когнитивная теория эмоций считает, что первоначально внешнее воздействие вызывает физиологическое состояние, соответствующее каким-либо эмоциям. Затем это воздействие интерпретируется. Только благодаря физиологической активации и тем резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию. Эту активацию можно измерить объективно при помощи полиграфа. Однако наши приборы еще слишком несовершенны, чтобы выявить значение тонких изменений в различных проявлениях активации, таких, например, как потоотделение или учащенный ритм сердца.

Современная психология давно отошла от идеи связи специфической физиологической реакции и сопровождающего ее эмоционального явления. Одни и те же проявления активации часто бывают симптомами совершенно разных чувств. Считается, что прямо противоположным эмоциям может соответствовать одна и та же физиологическая реакция. А раз так, то мы решаем, плакать нам или смеяться. В дарвиновскую связку физиологическая реакция – эмоция когнитивные психологи вставили интерпретацию эмоции. Получается: физиологическая реакция – интерпретация эмоции – эмоция. В качестве примера приведем два эксперимента.

Эксперимент №1. Подростки принимали дозу алкоголя. Первая группа знала об этом. Вторая группа считала, что приняла медикамент. Подростки из первой группы демонстрировали типичное пьяное поведение. Подростки из второй говорили лишь о недомогании.

Эксперимент №2. Испытуемым показывали фильм с жестоким ритуалом, принятом у первобытных племен. При этом измеряли динамику сопротивления кожи (объективный показатель силы эмоции).

Первой группе говорилось, что это болезненная и травматическая процедура.

Второй группе не давалось пояснений.

Третьей группе говорилось, что эта процедура необходима для превращения юноши в настоящего мужчину.

Четвертой группе сообщалось о факте наличия обычая.

Сила эмоций уменьшается от 1 группе к четвертой.

Таким образом, эмоции зависят от объяснения информации, которую мы получаем. Мы можем использовать свой интеллект для того, чтобы по - разному объяснить одно и то же событие, появляющееся в разных социальных контекстах. Так, в одной ситуации, мы решаем, что улыбаться важно и необходимо, а в другой, что наша улыбка помешает нам реализовать свои потребности. Жена служащего, который вынужден весь день улыбаться, или дети учительницы, всегда сдержанной и спокойной в классе, знают это на собственном опыте.

Выше мы разобрали особенность эмоциональных состояний при различной интерпретации события. Однако информационных факторов появления эмоциональных состояний намного больше. Например, выделяют такие как наши ожидания и объем полученной нами информации.

Обычно эмоция возникает из – за неожиданности события, к которому мы не успели подготовиться. Например, голодный человек очень расстроится если вопреки его ожиданиям обед на который он очень рассчитывал не состоится. Другое дело, когда мы готовы к неприятным и приятным событиям и встречаем ситуацию с запасом нужных сведений.

Отрицательные эмоции возникают чаще всего из – за неприятной информации и особенно при недостаточной информации. Так, безобидный уж, переползающий дорогу, у наивного прохожего скорее всего вызовет страх. Что касается положительных эмоций, то они возникают при получении достаточной информации, которая сообщает человеку о том, что его потребность будет удовлетворена. Безусловно, что если информация лучше ожидаемой, положительная эмоция ярче.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.01 с.)