Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Представления и их роль в жизни и деятельности человека
Любое понятие как элемент мышления формируется на основе представлений. Формирование представлений об окружающей действитель-ности предшествует формированию мировоззрения. В учебном процессе это проявляется в том, что ответ ученика основывается на его более или менее реалистичных представлениях и образах об изучаемом объекте или явлении. Поэтому можно сказать, что представления - основа всякого знания. «Представьте себе», «вообразите», «мысленно перенеситесь»- такими словами можно вызвать у человека соответствующие образы и представления. Они возникают и другими способами - через чтение книг, просмотр кинофильмов, рассматривание различных картин, снимков, слушание рассказов, объяснений и т. п. Они могут появиться и по ассоциации с каким-либо предметом или явлением. Уже сам перечень способов продуцирования воссоздающих и творческих образов показывает, насколько тесная связь существует между ними и другими психическими процессами: мышлением, памятью, восприятием, ощущением. Представления относятся к числу вторичных образов, которые, в отличие от первичных (ощущение и восприятие), возникают в сознании при отсутствии непосредственных раздражителей, что сближает их с образами памяти, воображения и наглядно-образным мышлением. Обычно под представлением понимают психический процесс отражения предметов и явлений окружающей действительности в форме обобщенных наглядных образов, а под воображением - психический процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте. Продуктом (конечным результатом) представления являются образы- представления, или вторичные чувственно-наглядные образы предметов и явлений, сохраняемые и воспроизводимые в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств. От образа-представления как продукта следует отличать представление как процесс преднамеренного и произвольного создания образа и мысленного манипулирования (оперирования) им при решении различного рода задач. Представления находятся в сложной взаимосвязи с другими психическими процессами. С ощущением и восприятием представление роднит образная, наглядная форма их существования. Но ощущение и восприятие всегда предшествуют представлению, которое не может возникнуть на пустом месте. Представление как раз и является результатом обобщения ряда существенных, а иногда и несущественных признаков объекта.
Представления часто выступают в роли эталонов. Это обстоятельство сближает их с процессами опознания. Опознание предполагает наличие по крайней мере двух объектов - реального, воспринимаемого и эталонного. В представлениях такая раздвоенность отсутствует. Часто представления называют образами памяти, так как в обоих случаях идет воспроизведение прошлого опыта человека. Те и другие относятся к вторичным образам, возникающим без опоры на непосредственное восприятие. Но в представлении отсутствуют процессы запоминания и сохранения. В процессе припоминания человек всегда осознает связь с прошлым, в представлении же помимо прошлого может отражаться настоящее и будущее. Очень близки к представлениям образы воображения. Воображение, как и представление, пользуется материалом, прежде полученным восприятием и сохраненным памятью. К.Д. Ушинский считал, что сущность воображения состоит в комбинировании образов-представлений, Но все же воображение - более творческий процесс, развивающийся во времени, в котором зачастую можно проследить сюжетную линию. В представливании же объект более статичен: он либо неподвижен, либо с ним совершается ограниченное число операций манипулятивного характера. Представливание выступает механизмом воссоздающего воображения. Но помимо него есть еще и различные формы творческого воображения, которые несводимы к представливанию. Степень контроля со стороны человека за образами своего воображения сильно изменяется. Поэтому различают воображение произвольное (активное) и непроизвольное (пассивное). Степень произвольности образов плавно меняется от одних форм воображения к другим. Так, наименьшая степень произвольности воображения у сновидений и галлюцинаций, а наибольшая - у творчества. По способам создания образов различают также воссоздающее и творческое воображение.
Образы-представления служат основой наглядно-образного мышления. В процессах мышления акцент делается на поиск и открытие нового, а в процессах представливания подобная задача не ставится. «Взаимопроникновение наглядного и обобщенного» в представлениях (Б. Г. Ананьев) составляет их отличительную особенность и позволяет говорить о представливании как о самостоятельном психическом процессе. В зависимости от особенностей предмета представливания выделяют два основных вида представлений: визуальные, за которыми стоит конкретный образ, и абстрактно-логические, за которыми стоят абстрактные понятия (А. Ричардсон). Каждый из указанных видов может обладать различной степенью яркости, четкости и контролируемости. Наиболее распространенной является классификация визуальных представлений по модальному признаку (Б. Г. Ананьев). Она включает зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые и органические представления. Последние - суть представления о функциональных состояниях организма, отдельных органов и частей тела. Здесь в качестве основания классификации берется вид анализатора. В соответствии с двумя основными формами существования материи выделяют такие два вида представлений, как представления о пространстве и представления о времени. Обычно и те и другие являются полимодальными, но можно выделить отражение пространственных и временных характерис-тик отдельно на уровне зрительного и кинестетического анализаторов. На основании временной отнесенности представлений была предложена классификация образов на репродуктивные и антиципирующие (предвосхищающие) (Ж. Пиаже). В свою очередь каждый из них может быть: а) статическим (представление о неподвижном объекте); б) кинетическим (представление о разных видах движения); в) преобразующим (отражение известных человеку преобразований объектов - от отражения конечного результата до отражения всех этапов трансформации объекта из начального состояния в конечное). Процесс представливания обычно понимается в двух смыслах: как создание образов-представлений и как оперирование ими. В том и другом случае представления приобретают динамический характер. Можно говорить об изменении представлений во времени и в пространстве. По прошествии времени представление может насыщаться деталями, обобщаться или, наоборот, становиться более схематичным; может становиться более ярким и отчетливым или, наоборот, смутным, недифференцированным. Использование специальных приемов представления и воображения. Таких приемов существует несколько, перечислим лишь некоторые из них. Если необходимо представить одновременно большое количество предметов, то, упорядочив их, придав им определенною форму, мы упростим процесс представливания. Например, вместо того чтобы попытаться представить ряд из 9 точек, можно замкнуть его в кольцо, или представить три коротких ряда, содержащих по три точки. Для развития соответствующей способности полезно использовать такие формы представления, как свободное представление, представление по образцу, по заданной теме, представление по заданным условиям. Например, для того, чтобы научиться представлять себе чертеж какой-либо фигуры, надо сначала соотнести элементы последней с их изображением и тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, проанализировать ряд важнейших точек.
Для формирования многих представлений и понятий очень полезно сообщать учащимся их функции и условия их использования. Например, учитель может предложить школьникам сконструировать простейший прибор, который бы отвечал ряду требований и применялся для решения определенного круга задач. Экспериментально установлено, что вне зависимости от яркости (четкости) представлений длительность их сохранения в сознании сугубо индивидуальна. Устойчивость представления не зависит от яркости впечатления, силы раздражителя или продолжительности восприятия, а определяется контролируемостью представлений, т.е. способностью субъекта по собственному желанию или указанию другого индивида удерживать в уме желаемый образ. Учитель должен знать, что после завершения формирования представлений на уроке, у одних учеников они в самое короткое время вытесняются новыми впечатлениями и образами, а у других сохраняются длительное время. Хорошая устойчивость представлений облегчает самостоятельную работу ученика дома при подготовке уроков и занятиях по самообразованию, а слабая устойчивость вынуждает школьника фактически заново самостоятельно формировать представление на основе материала учебника. (Часто это не совсем корректно называют плохой памятью.) Такая работа требует большого времени и усилий, и если у ребенка слабо развита воля, это может привести к педагогической запущенности, снижению успеваемости Учитель должен знать, у кого из учеников отмечается неустойчивость представлений, и применять индивидуальный подход. В частности, можно порекомендовать совместную подготовку к занятиям или специальные упражнения, развивающие контролируемость, которая тесно связана с устойчивостью представлений. Скорость формирования вторичных образов связана с их яркостью и отчетливостью. Учителю на уроке следует ориентироваться на учеников с низкой скоростью формирования образов-представлений, учитывая специфику модальности. Неучет модальности может выступать в качестве причины неровной успеваемости школьника по различным предметам. Учитель должен помнить об этом сам и довести это до сознания родителей.
Скорость формирования образов творческого воображения зависит от наличия соответствующей установки, называемой вдохновением или творческим порывом. Проверить правильность представления другого человека можно лишь путем объективации этого представления каким-либо способом. Но учитель всегда должен иметь в виду, что одни функции у ученика развиты лучше, а другие - хуже. Если ребенок не умеет и не любит рисовать, непедагогично оценивать точность и полноту его представлений на основе сделанных им рисунков. Понятие и функции внимания Внимание – это избирательная направленность сознания человека на определенные предметы и явления. В жизни человека внимание выполняет много различных функций. От внимания зависит отбор значимых и торможение не значимых для протекания данной деятельности воздействий. Внимание является необходимым условием выполнения любой деятельности и влияет на эффективность общения. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. С помощью внимания человек осуществляет контроль за протеканием своей деятельности. Одна из существенных особенностей внимания заключается в том, что его нельзя выделить в «чистом» виде как самостоятельный психический процесс. Оно незримо присутствует в любых актах общения и деятельности, сопровождает познавательные, эмоциональные и волевые процессы, образуя их неотъемлемую составную часть. Внимание относят к универсальным познавательным процессам, участвующим в организации и осуществлении всех уровней человеческого познания. В отличие от других познавательных процессов оно не имеет собственного продукта. Внимание можно рассматривать не столько как самостоятельный психический процесс, сколько как некоторое общее свойство любых процессов и действий.
Физиологические основы и теории внимания Внимание не имеет такого специального нервного центра как зрительные, слуховые и другие ощущения и восприятия, а также движения, которые связаны с деятельностью определенных участков коры больших полушарий головного мозга. Физиологически внимание обусловлено работой тех же самых нервных центров, с помощью которых осуществляются сопровождаемые вниманием психические процессы. Но оно означает наличие участков с повышенной и пониженной возбудимостью, взаимосвязанных в своей деятельности по закону отрицательной индукции: когда в каком-то участке коры головного мозга начинается сильное возбуждение, то одновременно по индукции в других участках коры, не связанных с выполнением данной деятельности, возникает торможение, затухание или даже полное прекращение нервного процесса, в результате чего одни центры оказываются возбужденными, другие – заторможенными. Внимание обеспечивает за счет явления доминанты наличие в каждый данный момент в коре больших полушарий головного мозга участка (очага) с повышенной нервной возбудимостью, господствующего (доминирующего) над остальными частями коры. В результате этого осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях.
Теории внимания Н. Н. Ланге, анализируя наиболее известные подходы к пониманию природы внимания, объединил существующие теории и концепции внимания в несколько групп. 1. Внимание как результат двигательного приспособления. Приверженцы этого подхода исходят из того, что поскольку человек может произвольно переносить внимание с одного предмета на другой, то внимание невозможно без мышечных движений. Именно мышечные движения обеспечивают приспособление органов чувств к условиям наилучшего восприятия. 2. Внимание как результат ограниченности объема сознания. Не объясняя, что понимается под объемом сознания, И. Герберт и У. Гамильтон считают, что более интенсивные представления в состоянии вытеснить или подавить менее интенсивные. 3. Внимание как результат эмоции. Эта теория получила наибольшее признание в английской ассоциативной психологии. Она основывается на утверждении о зависимости внимания от эмоциональной окраски представления. Например, достаточно хорошо известно следующее высказывание представителя данной точки зрения Дж. Миля: «Иметь приятное или тягостное ощущение или идею и быть к ним внимательным – это одно и тоже». 4. Внимание как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида 5. Внимание как особая активность духа. Сторонники данной позиции принимают внимание за первичную и активную способность, происхождение которой необъяснимо. 6. Внимание как усиление нервной раздражительности. Согласно данной гипотезе, внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы. 7. Теория нервного подавления пытается объяснить основной факт внимания – преобладание одного представления над другим – тем, что один физиологический нервный процесс задерживает или подавляет другие физиологические процессы, результатом чего является факт особой концентрации сознания.
Виды и свойства внимания Существует несколько подходов к классификации видов внимания. I. По особенности объектов, на которые направлено внимание, выделяют чувственное и интеллектуальное внимание. Чувственное внимание – это внимание, которое направлено на непосредственно воспринимаемые объекты Интеллектуальное внимание – это внимание, которое направлено на представления об этих объектах. II. По наличию или отсутствию культурных средств внимание делят на непосредственное и опосредованное. Непосредственное внимание не направляется ни чем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например, жестов, слов, указательных знаков, предметов. III. По своему происхождению и способам осуществления выделяют непроизвольное, произвольное и комплексное (прослепроизвольное). Непроизвольное внимание – это внимание, которое возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Причины, вызывающие непроизвольное внимание связаны в первую очередь с особенностями внешних воздействий, т.е. это внимание, которое привлекается самим объектом. Активности, волевых усилий, задачи быть внимательным, культурных средств не нужно для поддержания непроизвольного внимания. К свойствам объектов, вызывающих непроизвольное внимание относятся новизна, яркость, необычность, контраст, изменчивость. Кроме этого непроизвольное внимание зависит и от субъективных особенностей человека. Объекты, связанные с актуальными потребностями, интересами, эмоциональными состояниями непроизвольно привлекают к себе внимание. Непроизвольное внимание есть и у животных и у человека. В основе непроизвольного внимания лежит ориентировочный рефлекс. Произвольное внимание носит отчетливо выраженный сознательный характер и наблюдается при преднамеренном выполнении какой-либо деятельности. Благодаря произвольному вниманию люди могут заниматься не только тем, что их непосредственно интересует, захватывает, волнует, но и тем, что непосредственной привлекательностью не обладает. Чем меньше увлекает человека работа, тем больше требуется волевых усилий для поддержания внимания. Причиной вызывающей и поддерживающей произвольное внимание, является осознание объекта внимания для выполнения данной деятельности, удовлетворения потребностей. Произвольное внимание является одной из высших психических функций, которая формируется в ходе онтогенеза и социогенеза. Произвольное внимание является опосредованным процессом и его формирование происходит в ходе культурного развития. Внимательность – это свойство личности, связанное со способностью к произвольному вниманию. Комплексное (послепроизвольное) внимание – это внимание, которое произвольно по своему происхождению и непроизвольно по своему протеканию. Появление этого вида внимания связано с возникновением интереса к данной деятельности. Прилагая немалые усилия, чтобы втянуться в работу, например, приступая к решению сложной геометрической задачи, ученик, найдя интересные способы ее решения, может настолько увлечься работой, что волевые усилия станут не нужны, хотя сознательно поставленная цель сохраняется. Заканчивая рассматривать виды внимания, следует отметить, что все они одинаково важны. Каждый из них актуализируется в различных ситуациях и является необходимым условием и инструментом реализации жизненно важных целей и задач субъекта. Свойства внимания Вниманию присущ ряд свойств, среди которых важнейшими являются объем, устойчивость, концентрация, переключаемость и распределение. Объем внимания – это количество объектов, воспринимаемых человеком одновременно. Объем внимания равен 7 ± 2 единицы. Единица внимания величина относительная, а, следовательно, и объем внимания тоже является относительной величиной. Объем внимания можно увеличивать за счет укрупнения единиц. Например, когда ребенок учиться читать, то единицами его внимания сначала являются буквы, потом слоги, слова, предложения, абзацы. У взрослого человека, овладевшего техникой быстрого чтения, единицей внимания является целая мысль. Объем внимания можно также увеличивать за счет структурирования информации. Устойчивость – это время удержания устойчивого внимания на объекте. Причины устойчивости внимания связаны с индивидуально-типологическими особенностями, психическими состояниями, мотивацией, с внешними условиями осуществления деятельности. Люди со слабой нервной системой могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо себя чувствует физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. И перевозбужденность, и заторможенность отрицательно сказываются на устойчивости внимания. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного времени. При обстановке, которая отличается отсутствием внешне отвлекающих объектов, внимание бывает достаточно устойчивым. Выделяют две разновидности помех: гетерогенные помехи (разнородные) и гомогенные помехи (однородные). Если гомогенные помехи нарушают устойчивость внимания, то слабые гетерогенные помехи, могут наоборот усиливать устойчивость внимания. Например, контурные карты ученику не мешает заполнять тихая музыка. Концентрация – это степень и интенсивность сосредоточенности на объекте, т.е. основной показатель выраженности внимания. При этом происходит ограничение поля восприятия. Древние приемы развития предельной концентрации внимания связаны с техникой медитации. Силу максимальной концентрации внимания можно показать на таком примере, который приводит Р. М. Грановская в своей книге «Элементы практической психологии». В 1794 году девятилетнему мальчику делали хирургическую операцию, чтобы удалить опухоль. В то время обезболивающих средств еще не изобрели, и мальчика пытались отвлечь, рассказывая ему настолько интересную историю, что в последствии он утверждал, что совсем не чувствовал боли. Через 18 лет этот мальчик принес издателю сказку «Белоснежка и семь гномов», подписанную именем Якоба Грима, самого известного сказочника мира. Чем младше ребенок, тем полнее его сознание отдается во власть рассказчика. И эта власть, при богатом воображении и достаточной внушаемости, может простираться достаточно далеко – вплоть до исчезновения восприятия реальности. Нарушением концентрации внимания является рассеянность. Выделяют два вида рассеянности. 1. Рассеянность как неумение сколько-нибудь длительно сосредотачивать внимание. Она выражается в патологическом отвлечении внимания. Такая рассеянность может наступить вследствие экстремального состояния, возраста или заболевания. 2. Псевдорассеянность как односторонняя сосредоточенность, выражающаяся в том, что человек не замечает того, что с его точки зрения кажется ему незначимым. Здесь рассеянность выступает как оборотная сторона сосредоточенности. Такой тип рассеянности часто встречается у многих известных ученых. Непревзойденной была рассеянность И. Ньютона. Однажды его посетил друг и, не застав хозяина дома, съел, приготовленный для того на столе обед и ушел. Вернувшись домой, Ньютон увидел на столе пустую посуду и удивился: «Однако, как мы философы, рассеяны – оказывается, я уже пообедал». Немало рассказывали о рассеянности известного композитора и химика А. П. Бородина. Как-то, когда у него были гости, утомившись, он стал прощаться с ними, говоря, что ему пора домой, так как у него завтра лекция, и пошел одеваться в переднюю. Или такой случай. Бородин поехал с женой за границу. При проверке паспортов на пограничном пункте чиновник спросил, как зовут его жену. Бородин по своей рассеянности сразу никак не мог вспомнить ее имя. Чиновник посмотрел на него подозрительно. В это время в комнату вошла его жена, Екатерина Сергеевна, и Бородин бросился к ней: «Катя! Ради бога, как тебя зовут?». Причина описанной рассеянности, главным образом в том, что, выработав бытовые стереотипы, ученые пользовались каждым случаем, чтобы вывести из сознания контроль за исполнением или своевременным переключением на другую программу и тем самым освободить поле внимания для решения основной научной задачи. Переключаемость – это преднамеренный перенос внимания, который определяется скоростью перехода от одного вида деятельности к другому. На уроках в школе при переходе с одного вида деятельности на другой (например, когда ученики после объяснения нового материала должны начать решать задачи) возникает шум. Это связано с тем, что для того, чтобы переключить свое внимание требуется время, причем одним ученикам нужно меньше времени, другим – больше. Поэтому в педагогической деятельности это нужно учитывать. Переключение внимания следует отличать от отвлечения внимания, где изменение направленности сознания происходит непреднамеренно. Распределение внимания – это способность человека выполнять несколько видов деятельности одновременно. Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Ю. Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь несвязанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных дипломатических документов. Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъективное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на другой. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью автоматизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, то совмещение деятельности невозможно. Распределение внимания профессионально значимо для деятельности учителя.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.035 с.) |