Характеристика мышления как обобщенного и опосредованного отражения действительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика мышления как обобщенного и опосредованного отражения действительности



Мышление в психологии рассматривается как один из наиболее важных по­знавательных процессов, свойственных человеку. Психология изучает мыш­ление человека в реальной жизни и деятельности.

Вопрос о том, что такое мышление, интересовал человека с давних времен. И именно с тех времен мышление (разум) человека рассматривалось как выс­шая, подлинно человеческая способность.

В развитии при жизни человека мышление проходит несколько стадий. Ин­теллектуальное развитие человека происходит в деятельности и общении с другими людьми. Допонятийная стадия развития мышления ребенка - это начальная стадия, когда мышление имеет другую, чем у взрослых, организа­цию; самая ранняя форма доказательства - пример. В объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному. Эта особенность мышления проявляется и в речи ребенка, которая почти всегда подкрепляется наглядными примера­ми. Особенностью этой ранней формы мышления является также эгоцен­тризм. Именно поэтому до 5-ти лет ребенок не может правильно понимать и принимать чужую позицию. Его мышлению свойственны такие признаки, как нечувствительность к противоречиям, стремление связывать все со всем (синкретизм), переход от частного к частному, минуя общее (трансдукция), отсутствие представлений о сохранении количества. (I)

Постепенно при нормальном развитии происходит закономерная смена мышления допонятийного понятийным, при котором используются понятия и применяются формальные операции. Оно возникает не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. В соответствии с исследованиями Л.С.Выготского мышление развивается у ребенка в пять этапов: первый этап - ребенку 2-3года проявляется в том, что объединение предметов проис­ходит просто потому, что они находятся рядом. В этом и проявляется син­кретизм детского мышления. На втором этапе - дети используют элементы объективного сходства двух предметов, а уже - третий предмет может быть похож только на один предмет из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, ха­рактеризующие эту группу. Четвертый этап - 9-12 лет, появляется понятий­ное мышление у подростков, оно, правда, еще не совершенное - первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены науч­ными данными. И уже на пятом этапе, в 14-18 лет, формируются совершен­ные понятия, в это время использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.

Мышление как психический процесс, имеет свои специфические характе­ристики. Оно является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет одновременно ре­гулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку свя­зано с образованием целей, средств и программы деятельности. К характери­стике мышления следует отнести также и то, что оно социально обусловлено, поскольку невозможно без знаний, добытых в истории человеческого обще­ства, социальными являются и приемы и операции мышления, а также и цели мыслительной деятельности.

Мышление всегда опосредовано, поскольку устанавливает связи и отно­шения между предметами и явлениями объективного мира, По словам Гегеля «разум столь же хитер, сколь могущественен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздейст­вии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».

 

Содержательная и операциональная стороны мышления.

Мышление всегда имеет какое-то содержание. Изменение содержания за­ключается в том, что непонятное становится понятным, разрешается какая-то проблемная ситуация и т.д. Содержанием же мышления могут быть образы, представления, эмпирические и теоретические понятия, символы, схемы и т.д. Мышление всегда представляет собой процесс оперирования образами, понятиями, представлениями. Операции, приемы и способы изменения со­держания это техническая оснащенность мышления. Можно выделить 2 группы операций. Первая тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это фонд знаний. Вторая группа операций характеризует общие мыс­лительные способности, не связанные с определенным содержанием, их можно применить к любому содержанию. (II)

К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию.

Анализ - мысленное расчленение предмета, явления. Ситуации и выявле­ние составляющих его элементов. Частей, моментов, сторон.

Синтез - мысленное соотнесение. Сопоставление, установление связи ме­жду различными элементами.

Абстракция - отвлечение существенных свойств предмета от несущест­венных.

Сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного.

Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или не­скольких различных явлениях и ситуациях.

Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так часто встречающейся операцией является анализ через синтез.

По словам С.Л.Рубинштейна «объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, та­ким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы пово­рачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Выделение новых свойств (анализ) осуществляется через соотне­сение (синтез) исследуемого объекта с другими.

Общие операции могут быть объединены в более крупные - приемы мыс­лительной деятельности. Прием - это система операций анализа, синтеза, аб­стракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного ти­па.

Мышление разворачивается во времени как процесс, даже в том случае, когда создается впечатление, что его результат появляется мгновенно.

Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разре­шение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и ус­ловия. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание про­блемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. При решении сложной проблемы обычно наме­чается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка, мысли­тельный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу.

Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения.

Структура мыслительного процесса решения проблемы:

1. Мотивация (желание решить проблему)

2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие
недостающие или избыточные данные и т.д.).

3. Поиск решения.

4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказатель­ство правильности решения.

5. Реализация решения.

6. Проверка найденного решения.

7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).

 

Виды мышления. В психологии принято несколько классификаций мышления.

По форме - наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. (III)

По характеру решаемых задач - теоретическое и практическое.

По степени развернутости - дискурсивное и интуитивное.

По степени новины - репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное

(творческое).

Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное воспри­ятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.

Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. Изменения, которые происходят вследствие действия этого вида мышления совершаются в образном плане.

Словесно-логическое - это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.

Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Его основная задача вывести понятие, обобщить информацию.

Практическое мышление подготавливает физическое преобразование дей­ствительности и связано с постановкой цели, с созданием плана, проекта, схемой этих преобразований.

Мышление может быть эмпирическим, когда содержанием его становятся житейские ситуационные обобщения.

Реалистическое мышление регулируется логическими законами.

Эгоцентрическое мышление характеризуется невозможностью принять точку зрения другого.

Дискурсивное (аналитическое) мышление - развернутое во времени. Интуитивное - быстро протекающее, при отсутствии четко выраженных этапов.

Качества мышления. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности человека являются такие характеристики мышления как широта, глубина, самостоя­тельность мышления, быстрота ума, критичность, торопливость ума.

Широта мышления это способность охватить всю проблему целиком, од­новременно не опуская необходимых для дела частностей.

Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Противоположным качеством является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного.

Самостоятельность мышления характеризуется умением выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей.

Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния за­крепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки.

Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуа­ции, обдумать и принять новое решение.

Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесто­ронне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения.

Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.

К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительость использования человеком наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления.

Мышление и речь

Проблема соотношения мышления и речи привлекала к себе внимание на протяжении всей истории развития психологических исследований. Ее реше­ния были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рас­смотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до их со­единения, вплоть до абсолютного отождествления.

В настоящее время большинство ученых придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию в развитом виде относительно независимые реальности.

Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная, а сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий в процессе совме­стного труда людей. Речь - процесс практического применения человеком языка в целях обще­ния с другим человеком. Язык - средство общения. Язык - это система зна­ков, служащая средством общения и мышления, передачи и хранения ин­формации. Язык является продуктом общественно-исторического развития наций и народностей, он зарождается одновременно с возникновением обще­ства в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. -

Основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность. Содержательность речи определяется количеством выра­женных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие с действительностью. Понятность речи достигается синтаксически правиль­ным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделений слов с помощью логического ударения. Вырази­тельность речи - ее эмоциональная насыщенность. В воздейственности речи выражено ее влияние на мысли, чувства и волю.

Функции речи:

1.Коммуникативная функция - сообщения и получения информации.

2.Сигнификативная (обозначающая) - функция обозначения реальных предметов, их свойств, связей между ними, действий.

3.Экспрессивная (выражающая) - функция выражения внутренних состояний человека, отношения к сообщению и побуждения к деятельности.

Виды речи:

Внешняя речь - речь, обращенная к другим.

Внутренняя речь направлена на самого себя, это речь про себя и для се­бя.

Устная речь выделена по критерию передачи информации. Она всегда ситуативна, выбор и оценка используемых языковых средств сведены в ней до минимума, поскольку ограничены во времени протекания ситуации общения. Эта речь может быть неправильно построена, в ней встречаются повторы, может отсутствовать согласование между членами предложений, особенно в сложных грамматических конструкциях.

Письменная речь отличается от устной широким использованием язы­ковых средств, синтаксических конструкций и стилей, сложных структур. В письменной речи всегда происходит сознательный выбор и оценка язы­ковых средств, ее развертывание не ограничено временными рамками, по­этому письменная речь близка по своим характеристикам к языку. Она по­строена более правильно и красиво, однако понимание письменной речи требует специальных усилий, на слух она воспринимается тяжелее, чем устная, поскольку не опирается на выразительные невербальные средства.

Монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного человека. Она должна быть аргументирована, логична, требует предварительной подготовки, использования риторических приемов. По своей структуре, правильности и подготовленности эта речь близка к письменной. Воспринимается она тяжело, поскольку требует от слушате­лей длительного и устойчивого внимания.

Диалогическая речь представляет собой обмен информацией между двумя или несколькими людьми. В ней используются различные средства (экстра- и паралингвистические) языка. Эта речь понятна собеседникам, которые часть информации могут передавать невербальными средствами, могут сокращать слова, использовать жаргон, сленг.

Физиологические механизмы речи.

За речь ответственны следующие мозговые центры: левое полушарие, зона Брока в нижних отделах третьей лобной извилины, центр Вернике -слухо-речевая зона коры больших полушарий, задняя часть височной из­вилины. К периферическим системам речи относят: энергетическую сис­тему дыхательных органов, необходимых для возникновения звука, легкие и главные дыхательные мышцы диафрагмы; генераторная активизация звуковых вибраторов (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; резонаторная система - носоглотка, череп, гортань.

В жизни и деятельности человека значение речи неоценимо. Развитие речи проходит в течение жизни несколько стадий в детском возрасте, но не останавливается оно и у взрослого человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.028 с.)