Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика мышления как обобщенного и опосредованного отражения действительности
Мышление в психологии рассматривается как один из наиболее важных познавательных процессов, свойственных человеку. Психология изучает мышление человека в реальной жизни и деятельности. Вопрос о том, что такое мышление, интересовал человека с давних времен. И именно с тех времен мышление (разум) человека рассматривалось как высшая, подлинно человеческая способность. В развитии при жизни человека мышление проходит несколько стадий. Интеллектуальное развитие человека происходит в деятельности и общении с другими людьми. Допонятийная стадия развития мышления ребенка - это начальная стадия, когда мышление имеет другую, чем у взрослых, организацию; самая ранняя форма доказательства - пример. В объяснении чего-либо все сводится к знакомому, частному. Эта особенность мышления проявляется и в речи ребенка, которая почти всегда подкрепляется наглядными примерами. Особенностью этой ранней формы мышления является также эгоцентризм. Именно поэтому до 5-ти лет ребенок не может правильно понимать и принимать чужую позицию. Его мышлению свойственны такие признаки, как нечувствительность к противоречиям, стремление связывать все со всем (синкретизм), переход от частного к частному, минуя общее (трансдукция), отсутствие представлений о сохранении количества. (I) Постепенно при нормальном развитии происходит закономерная смена мышления допонятийного понятийным, при котором используются понятия и применяются формальные операции. Оно возникает не сразу, а постепенно, через ряд промежуточных этапов. В соответствии с исследованиями Л.С.Выготского мышление развивается у ребенка в пять этапов: первый этап - ребенку 2-3года проявляется в том, что объединение предметов происходит просто потому, что они находятся рядом. В этом и проявляется синкретизм детского мышления. На втором этапе - дети используют элементы объективного сходства двух предметов, а уже - третий предмет может быть похож только на один предмет из первой пары - возникает цепочка попарного сходства. Третий этап проявляется в 6-8 лет, когда дети могут объединить группу предметов по сходству, но не могут осознать и назвать признаки, характеризующие эту группу. Четвертый этап - 9-12 лет, появляется понятийное мышление у подростков, оно, правда, еще не совершенное - первичные понятия сформированы на базе житейского опыта и не подкреплены научными данными. И уже на пятом этапе, в 14-18 лет, формируются совершенные понятия, в это время использование теоретических положений позволяет выйти за пределы собственного опыта.
Мышление как психический процесс, имеет свои специфические характеристики. Оно является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности. Мышление выполняет одновременно регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств и программы деятельности. К характеристике мышления следует отнести также и то, что оно социально обусловлено, поскольку невозможно без знаний, добытых в истории человеческого общества, социальными являются и приемы и операции мышления, а также и цели мыслительной деятельности. Мышление всегда опосредовано, поскольку устанавливает связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира, По словам Гегеля «разум столь же хитер, сколь могущественен. Хитрость состоит вообще в опосредствующей деятельности, которая, позволив объектам действовать друг на друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет лишь свою собственную цель».
Содержательная и операциональная стороны мышления. Мышление всегда имеет какое-то содержание. Изменение содержания заключается в том, что непонятное становится понятным, разрешается какая-то проблемная ситуация и т.д. Содержанием же мышления могут быть образы, представления, эмпирические и теоретические понятия, символы, схемы и т.д. Мышление всегда представляет собой процесс оперирования образами, понятиями, представлениями. Операции, приемы и способы изменения содержания это техническая оснащенность мышления. Можно выделить 2 группы операций. Первая тесно соотнесена с содержанием субъективного опыта. Это фонд знаний. Вторая группа операций характеризует общие мыслительные способности, не связанные с определенным содержанием, их можно применить к любому содержанию. (II)
К общим мыслительным операциям относят анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстракцию. Анализ - мысленное расчленение предмета, явления. Ситуации и выявление составляющих его элементов. Частей, моментов, сторон. Синтез - мысленное соотнесение. Сопоставление, установление связи между различными элементами. Абстракция - отвлечение существенных свойств предмета от несущественных. Сравнение - мысленное соотнесение каких-либо объектов и выделение в них общего или различного. Обобщение - мысленное соотнесение и выделение общего в двух или нескольких различных явлениях и ситуациях. Эти операции не существуют изолированно друг от друга. Так часто встречающейся операцией является анализ через синтез. По словам С.Л.Рубинштейна «объект в процессе мышления включается во все новые связи и в силу этого выступает в новых качествах: из объекта, таким образом, как бы вычерпывается все новое содержание, он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства». Выделение новых свойств (анализ) осуществляется через соотнесение (синтез) исследуемого объекта с другими. Общие операции могут быть объединены в более крупные - приемы мыслительной деятельности. Прием - это система операций анализа, синтеза, абстракции, обобщения, организованная для решения задач того или иного типа. Мышление разворачивается во времени как процесс, даже в том случае, когда создается впечатление, что его результат появляется мгновенно. Всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто требует большой мыслительной работы. От осознания проблемы мысль переходит к ее разрешению. При решении сложной проблемы обычно намечается путь решения, который осознается как гипотеза. Осознание гипотезы порождает потребность в проверке, когда заканчивается проверка, мыслительный процесс переходит к окончательной фазе - суждению по данному вопросу. Выделяют четыре стадии решения проблемы: подготовка; созревание решения; вдохновение; проверка найденного решения. Структура мыслительного процесса решения проблемы: 1. Мотивация (желание решить проблему) 2. Анализ проблемы (выделение «что дано», «что требуется найти», какие 3. Поиск решения. 4. Логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения. 5. Реализация решения. 6. Проверка найденного решения. 7. Коррекция (в случае необходимости возврат к этапу 2).
Виды мышления. В психологии принято несколько классификаций мышления. По форме - наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое. (III) По характеру решаемых задач - теоретическое и практическое. По степени развернутости - дискурсивное и интуитивное. По степени новины - репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое). Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
Наглядно-образное характеризуется опорой на представления и образы. Изменения, которые происходят вследствие действия этого вида мышления совершаются в образном плане. Словесно-логическое - это вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Теоретическое мышление - это познание законов, правил. Его основная задача вывести понятие, обобщить информацию. Практическое мышление подготавливает физическое преобразование действительности и связано с постановкой цели, с созданием плана, проекта, схемой этих преобразований. Мышление может быть эмпирическим, когда содержанием его становятся житейские ситуационные обобщения. Реалистическое мышление регулируется логическими законами. Эгоцентрическое мышление характеризуется невозможностью принять точку зрения другого. Дискурсивное (аналитическое) мышление - развернутое во времени. Интуитивное - быстро протекающее, при отсутствии четко выраженных этапов. Качества мышления. Индивидуальными особенностями мыслительной деятельности человека являются такие характеристики мышления как широта, глубина, самостоятельность мышления, быстрота ума, критичность, торопливость ума. Широта мышления это способность охватить всю проблему целиком, одновременно не опуская необходимых для дела частностей. Глубина мышления выражается в умении проникать в сущность сложных вопросов. Противоположным качеством является поверхностность суждений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Самостоятельность мышления характеризуется умением выдвигать новые задачи и находить пути их решения, не прибегая к помощи других людей. Гибкость мысли выражается в ее свободе от сковывающего влияния закрепленных в прошлом приемов и способов решения задач, в умении быстро менять действия при изменении обстановки. Быстрота ума - способность человека быстро разобраться в новой ситуации, обдумать и принять новое решение. Торопливость ума проявляется в том, что человек, не продумав всесторонне вопроса, выхватывает какую-то одну сторону, спешит дать решение, высказывает недостаточно продуманные ответы и суждения. Критичность ума - умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы.
К индивидуальным особенностям мышления относится предпочтительость использования человеком наглядно-образного или абстрактно-логического вида мышления. Мышление и речь Проблема соотношения мышления и речи привлекала к себе внимание на протяжении всей истории развития психологических исследований. Ее решения были самыми разными - от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функций до их соединения, вплоть до абсолютного отождествления. В настоящее время большинство ученых придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию в развитом виде относительно независимые реальности. Мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная, а сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий в процессе совместного труда людей. Речь - процесс практического применения человеком языка в целях общения с другим человеком. Язык - средство общения. Язык - это система знаков, служащая средством общения и мышления, передачи и хранения информации. Язык является продуктом общественно-исторического развития наций и народностей, он зарождается одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. - Основные свойства речи: содержательность, понятность, выразительность, воздейственность. Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств, стремлений, их значительность и соответствие с действительностью. Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделений слов с помощью логического ударения. Выразительность речи - ее эмоциональная насыщенность. В воздейственности речи выражено ее влияние на мысли, чувства и волю. Функции речи: 1.Коммуникативная функция - сообщения и получения информации. 2.Сигнификативная (обозначающая) - функция обозначения реальных предметов, их свойств, связей между ними, действий. 3.Экспрессивная (выражающая) - функция выражения внутренних состояний человека, отношения к сообщению и побуждения к деятельности. Виды речи: Внешняя речь - речь, обращенная к другим. Внутренняя речь направлена на самого себя, это речь про себя и для себя. Устная речь выделена по критерию передачи информации. Она всегда ситуативна, выбор и оценка используемых языковых средств сведены в ней до минимума, поскольку ограничены во времени протекания ситуации общения. Эта речь может быть неправильно построена, в ней встречаются повторы, может отсутствовать согласование между членами предложений, особенно в сложных грамматических конструкциях. Письменная речь отличается от устной широким использованием языковых средств, синтаксических конструкций и стилей, сложных структур. В письменной речи всегда происходит сознательный выбор и оценка языковых средств, ее развертывание не ограничено временными рамками, поэтому письменная речь близка по своим характеристикам к языку. Она построена более правильно и красиво, однако понимание письменной речи требует специальных усилий, на слух она воспринимается тяжелее, чем устная, поскольку не опирается на выразительные невербальные средства.
Монологическая речь представляет собой развернутое высказывание одного человека. Она должна быть аргументирована, логична, требует предварительной подготовки, использования риторических приемов. По своей структуре, правильности и подготовленности эта речь близка к письменной. Воспринимается она тяжело, поскольку требует от слушателей длительного и устойчивого внимания. Диалогическая речь представляет собой обмен информацией между двумя или несколькими людьми. В ней используются различные средства (экстра- и паралингвистические) языка. Эта речь понятна собеседникам, которые часть информации могут передавать невербальными средствами, могут сокращать слова, использовать жаргон, сленг. Физиологические механизмы речи. За речь ответственны следующие мозговые центры: левое полушарие, зона Брока в нижних отделах третьей лобной извилины, центр Вернике -слухо-речевая зона коры больших полушарий, задняя часть височной извилины. К периферическим системам речи относят: энергетическую систему дыхательных органов, необходимых для возникновения звука, легкие и главные дыхательные мышцы диафрагмы; генераторная активизация звуковых вибраторов (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны; резонаторная система - носоглотка, череп, гортань. В жизни и деятельности человека значение речи неоценимо. Развитие речи проходит в течение жизни несколько стадий в детском возрасте, но не останавливается оно и у взрослого человека.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.74 (0.028 с.) |