Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Факторы и условия развития личности
К факторам развития личности относят наследственность, среду и активность. Рассмотрим основные подходы, выделяющие один из этих факторов как определяющий развитие личности. Биологизаторский подход рассматривал процессы созревания организма, основные психические свойства как данные человеку от природы и определяющие его жизнь. Американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота, собирательство и т.д. Э.Кречмер (Германия)– характер личности зависит от особенностей его телосложения. Той же точки зрения придерживался У.Шелдон (США) – Моя методичка. 3. Фрейд - все поведение личности зависит от бессознательных влечений, в первую очередь сексуальных. Социогенетический подход объясняет особенности личности исходя из общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Теория научения – поведение личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.). Теория ролей - общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер, отношение с людьми. Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга. Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Источником развития личности является социальная среда. Еще один фактор развития личности (биологический, социальный) – ее собственная активность. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом. Он выделяет две потребности, определяющие личностную активность: «либидо» и «агрессию», исходящие из бессознательного. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания в виде символов - в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, побуждая активность к совершению тex или иных действий и поступков.
По другому подошли к сфере бессознательного неофрейдисты. (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.). Они так же как Фрейд: противопоставляли личность и общество, видели в бессознательном источник активности. Но движущие силы не врожденное либидо, а иные особенности: стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм). Таким образом, ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества. Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Воспитывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие. Рассматривая процесс психического развития, мы исходим из.того, что основными факторами развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд. В процессе познания ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверхностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отражению существенного, от образного отражения объективного мира к понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается во взаимодействии чувственного и логического отражения объективного. мира, а сам процесс познания-в единстве и взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Развитию психики ребенка содействует не только все усложняющееся познание, но и многообразные отношения, в которые вступают школьники с окружающей средой. В процессе роста и развития ребенок усваивает не только знания о предметах и явлениях действительности, но и формирует свое отношение к ним; это отношение затем оказывает влияние на весь ход развития психических процессов и свойств его личности. Формирующееся в процессе психического развития ребенка отношение к окружающей его действительности, к труду, к другим людям и к самому себе с возрастом становится все более сознательно мотивированным, а это, в свою очередь, содействует углублению знаний, формированию чувств и развитию его социальной активности и воли как сознательного субъекта деятельности. Человек не рождается личностью, а становится ею в жизни и деятельности. Активное взаимодействие с окружающей действительностью, единство знаний, отношений и социальных действий являются общей закономерностью психического развития ребенка и формирования его личностных психических образований: направленности, характера и способностей.
Личность, следовательно - не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает)
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.) |