Факторы и условия развития личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и условия развития личности



К факторам развития личности относят наследственность, среду и активность. Рассмотрим основные подходы, выделяющие один из этих факторов как определяющий развитие личности.

Биологизаторский подход рассматривал процессы созревания организма, основные психические свойства как данные человеку от природы и определяющие его жизнь.

Американский психолог начала XX в. С. Холл главным законом развития считал «закон рекапитуляции», согласно которому индивидуальное развитие повторяет стадии развития человеческого общества, охота, собирательство и т.д.

Э.Кречмер (Германия)– характер личности зависит от особенностей его телосложения. Той же точки зрения придерживался У.Шелдон (США) – Моя методичка.

3. Фрейд - все поведение личности зависит от бессознательных влечений, в первую очередь сексуальных.

Социогенетический подход объясняет особенности личности исходя из общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми.

Теория научения – поведение личности есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер и др.).

Теория ролей - общество предлагает каждому человеку набор устойчивых способов поведения (ролей), определяемых его статусом. Эти роли накладывают отпечаток на характер, отношение с людьми.

Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

Биологические предпосылки (тип нервной системы, половые особенности и т. п.) безусловно определяют некоторую предрасположенность к чему-либо. Но, конечно, они не определяют потолка развития личности. Источником развития личности является социальная среда.

Еще один фактор развития личности (биологический, социальный) – ее собственная активность. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Впервые вопрос об активности личности был поставлен австрийским психиатром 3. Фрейдом. Он выделяет две потребности, определяющие личностную активность: «либидо» и «агрессию», исходящие из бессознательного. Но так как удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствия со стороны окружающего мира, они вытесняются из сознания в виде символов - в форме сновидений, в мифах, в образах искусства, побуждая активность к совершению тex или иных действий и поступков.

По другому подошли к сфере бессознательного неофрейдисты. (К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм и др.). Они так же как Фрейд: противопоставляли личность и общество, видели в бессознательном источник активности. Но движущие силы не врожденное либидо, а иные особенности: стремление к власти вследствие чувства неполноценности (А. Адлер), коллективное бессознательное, выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм).

Таким образом, ребенок не пассивно приспосабливается к среде, а активно осваивает достижения человечества. Движущей силой развития психики, сознания ребенка является его собственная деятельность по овладению объективной действительностью, опосредованная его отношениями со взрослыми. Воспитывающие и обучающие ребенка, как справедливо подчеркивал. Б. Эльконин, направляют его психическое развитие. Рассматривая процесс психического развития, мы исходим из.того, что основными факторами развития личности подрастающего человека являются познание, общение и труд. В процессе познания ребенок проходит сложный путь от незнания к знанию, от поверхностного отражения свойств и взаимосвязей предметов к отражению существенного, от образного отражения объективного мира к понятийному. Развитие познавательной деятельности совершается во взаимодействии чувственного и логического отражения объективного. мира, а сам процесс познания-в единстве и взаимосвязи интеллектуальных, эмоциональных и волевых процессов. Развитию психики ребенка содействует не только все усложняющееся познание, но и многообразные отношения, в которые вступают школьники с окружающей средой.

В процессе роста и развития ребенок усваивает не только знания о предметах и явлениях действительности, но и формирует свое отношение к ним; это отношение затем оказывает влияние на весь ход развития психических процессов и свойств его личности. Формирующееся в процессе психического развития ребенка отношение к окружающей его действительности, к труду, к другим людям и к самому себе с возрастом становится все более сознательно мотивированным, а это, в свою очередь, содействует углублению знаний, формированию чувств и развитию его социальной активности и воли как сознательного субъекта деятельности. Человек не рождается личностью, а становится ею в жизни и деятельности. Активное взаимодействие с окружающей действительностью, единство знаний, отношений и социальных действий являются общей закономерностью психического развития ребенка и формирования его личностных психических образований: направленности, характера и способностей.

Личность, следовательно - не просто результат биологического созревания или отпечаток специфических условий жизни, но и субъект активного взаимодействия со средой, в процессе которого индивид постепенно приобретает (или не приобретает)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.006 с.)