Формирование и развитие личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие личности



В психоанализе развитие личности понимается как адаптация биологической природы человека к жизни в обществе, выработку у него определенных защитных механизмов и способов удовлетворения потребностей. Теория черт считает, что все черты личности формируются прижизненно и рассматривает процесс их становления.

Отечественная психология считает, что развитие личности происходит в процессе ее социализации и воспитания.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.

Индивидуализация – процесс субъективного усвоения опыта.

К институтам социализации относят: семью, школу. Социализация может происходить как целенаправленно, так и стихийно.

Инкультуризация – процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий.

Одной из центральных проблем развития личности считается проблема ее самоактуализации, самореализации, которые занимают центральное место в гуманистической психологии и акмеологии. Ученые этого направления считают, что движущей силой развития личности являются ее разнообразные потребности. Так, А.Маслоу выстроил иерархию потребностей, которая обычно изображается в виде пирамиды: физиологические потребности (пища, сон, воздух); потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в признании, потребность в самоактуализации. По мере продвижения к вершине предметы удовлетворения потребностей становятся все более разнообразными. Так, предметом удовлетворения пищевой потребности может быть только пища. А вот потребность в самоактуализации выражается у каждого человека по своему. «Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать. Похоже, что на этом уровне мотивации очертить пределы индивидуальных различий почти невозможно», - замечает А.Маслоу.

Маслоу часто критиковали за то, что его концепция потребностей не объясняет ситуации, когда люди ради высших ценностей проходили тяжелейшие испытания. Маслоу отвечая на подобного рода критику утверждает, что степень индивидуальной устойчивости к депривации той или иной потребности зависит от полноты и регулярности ее удовлетворения в прошлом. Удовлетворение базовых потребностей в детстве и отрочестве закладывает у человека основы способности поступать исходя из высших ценностей, оттесняя низшие. «Можно предположить, что у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в своих базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей, что фрустрация их не страшит хотя бы потому, что они обладают сильным здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности. Это – сильные личности, они не боятся осуждения и не отступят перед трудностями, они умеют плыть против течения, против общественного мнения, они всегда стоят за правду, чего бы это не стоили им. Они умеют по-настоящему любить, они способны к настоящей дружбе, той, которой не страшны никакие испытания», - пишет А.Маслоу.

Результатом формирования и развития личности является основная форма ее существования – самосознание. Устойчивой формой существования самосознания является самооценка. Самооценка зависит как от присвоенных общественных критериев, так и от мировоззрения и социальной зрелости личности. Первоначально самооценка формируется как оценка своих умений и навыков. Позже оцениваются качества своей личности Не зависящая от ситуации самооценка определяется как самоуважение личности.. Известный американский психолог В.Джеймс предложил ставшую знаменитой формулу самоуважения, которое определяется повышением успеха, либо понижением уровня притязаний.

5.Понятие и содержание направленности личности

Главный элемент структуры личности – направленность. Направленность является сложным личностным образованием, определяющим все поведение личности, отношение к себе и окружающим.

Потребности – нужда организма в чем-то. По своему происхождению потребности делятся на естественные и культурные.

  Проблема потребностей в психологии включает такие вопросы, как понимание их сущности, классификация, функции и этапы формирования.

Потребности являются движущей силой человеческой деятельности и поведения. В психологии по-разному понимается сущность потребностей. Потребность как нужда (СЛ.Рубинштейн, Д.Н.Узнадзе, А.Пьерон, В.И.Ковалев, В.А.Ядов, Л.И.Божович), потребность как зависимость организма от конкретных условий существования (В.А.Василенко, Б.И.Додонов); потребность как отношение между субъектом и миром (Д.А.Леонтьев); потребность как отсутствие блага (Б.С.Магун); потребность как отклонение от уровня адаптации (Д.К.Мак-Клелланд); потребность как динамическое состояние (активность) (К.Левин) и др.

Можно выделить две классификации потребностей (В.А.Аверин). В первой из них все потребности разделяются на биологические (материальные), социальные и идеальные (духовные). Другая классификация делит все виды потребностей на два больших класса: потребность сохранения (нужды) и развития (роста).

Приведенные классификации позволяют выделить следующие потребности, наиболее значимые в развитии личности: в достижении (успехе), аффилиации (межличностном общении), доминировании, познании.

Мотивы Основными проблемами рассмотрения темы мотивов личности в психологии являются: собственно мотивов, мотивации и мотивационной сферы личности.

В качестве мотива называются самые различные психологические феномены и намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И.Божович); потребности, влечения, побуждения, склонности (Х.Хекхаузен); желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А.Рудик); морально-политические установки и помыслы (Г.А.Ковалев); психические процессы, состояния и свойства личности (К.К.Платонов); предметы внешнего мира (А.Н.Леонтьев); установки (А.Маслоу); условия существования (К.Вилюнас); побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С.Мерлин); соображения, по которым субъект должен действовать (Ф.Годфруа).

Не существует единой классификации мотивов. Например, с точки зрения содержания выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. По видам деятельности мотивы делятся на мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности.

Мотивацию чаще всего понимают как "совокупность причин психологического характера, объясняющих поведения человека, его начало, направленность и активность" (Маклаков А.Г. Общая психология. - СПб., 2001. -С.513). Существует множество психологических теорий мотивации. Можно выделить наиболее значимые из них: теории принятия решений и теория автомата (первые собственно психологические теории мотивации), эволюционная теория Ч.Дарвина, теория инстинктов (З.Фрейд, У.Макдугалл), поведенческая (бихевиористская) теория мотивации и теория высшей нервной деятельности, теория К.Левина, гуманистические теории Г.Мюррея, А.Маслоу, Г.Оллпорта, К.Роджерса, мотивационные концепции Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Келли, Ю.Роттера, теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека А.Н.Леонтьева. Интересны модели мотивационного процесса, предложенные В.И.Ковалевым и Е.П.Ильиным.

Итак, потребности выражаются в мотивах, т. е. в непосредственных побуждениях к деятельности. Так, потребность в пище может привести к внешне совершенно разным деятельностям по ее удовлетворению. Этим разным деятельностям и соответствуют разные мотивы. Мотив определяет тип поведения личности, придавая ему определенную направленность. По своей роли функции, не все мотивы, направленные на одну деятельность, равнозначны. Как правило, один из них главный (смыслообразующие), другие – вторичные (мотивы -стимулы).

В мотивационную сферу личности включают влечения, желания, стремления, интересы, идеалы, убеждения.

По степени осознанности мотивы делятся на осознаваемые и неосознаваемые.

Осознаваемые мотивы характеризуются тем, что человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они определяют жизненные цели, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, которые направляют деятельность человека в течение длительного периода его жизни. К осознанным мотивам относятся интересы, убеждения, мировоззрения личности. К неосознанным побудителям относятся влечения, конформизм, установки.

Влечения выражаются в том, что человек стремится удовлетворить недостаточно осознаваемую потребность. Именно влечения часто являются «утренним стимулом к совершению определенного действия.

Конформизм - это подчинение личности давлению группы. Конформизм может не осознаваться - человек действует неосознанно, выбирая точку зрения других, независимо от того, соответствует или не соответствует она собственной внутренней позиции.

Кроме мотивов, целей и потребностей, в качестве побудителей человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени, потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Задача как частный ситуационно - мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же неспецифична для потребностей, как и интерес. Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия. Интересы, задачи, желания и намерения, хотя и входят в систему мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей и чувств. На самом деле их истинные мотивы не обязательно таковы, какими они кажутся. Источниками смыслов, определяющими, что для человека значимо, а что нет, и почему, какое место те или иные объекты или явления занимают в его жизни, являются потребности и личностные ценности человека. И те и другие занимают одно и то же место в структуре мотивации человека и в структуре порождения смыслов: смысл для человека приобретают те объекты, явления или действия, которые имеют отношение к реализации каких-либо его потребностей или личностных ценностей. Эти смыслы индивидуальны, что вытекает не только из несовпадения потребностей и ценностей разных людей, но и из своеобразия индивидуальных путей их реализации. Возьмем для примера агрессивные действия хулигана, которые многие юристы обычно классифицировали как "немотивированные" преступления. Психологический анализ показывает, что за ними стоят реальные мотивы и потребности, в частности потребность в самоутверждении, которая присуща в той или иной степени всем людям. Однако у разных людей реализация этой потребности достигается разными путями; у одних - через творческие достижения, у других - через обогащение, у третьих - через успех у противоположного пола, у четвертых – через карьеру, и только у некоторых - через насилие, физическое подавление других людей. В отличие от большинства людей для хулиганов (впрочем, и для некоторых политиков) унижение и физическое подавление других людей имеет смысл самоутверждения, истоки которого лежат в неблагоприятных условиях формирования их личности. Но, помещая во главу угла потребности, мы целиком ставим внутренний мир личности в зависимость от внешнего мира, в котором личность живет и действует. Такая зависимость существует, но кроме этого в личности есть некая точка опоры, позволяющая ей встать в независимую позицию по отношению к внешнему миру и всем его требованиям. Эту точку опоры образуют личностные ценности.

Неосознанным побудителем деятельности является установка. Под установкой понимается неосознаваемое состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к окружающим его людям или объектам. Такие установки рассматривал З.Фрейд, впервые в психологии разработав понятие и теорию механизмов психологической защиты. Наиболее полно как концепция она была представлена в работах Анны Фрейд, в частности в книге "Эго и механизмы защиты" (1936). Защитные механизмы - это функции Я, которые она использует для достижения компромисса между инстинктивными желаниями Оно и требованиями Сверх-Я. Механизмы направлены на уменьшение тревоги и являются бессознательными способами ее устранения с целью сохранения единства и адаптивности личности. Современное толкование защит опирается на представление о том, что это - механизмы нормально функционирующей личности, но только в том случае, если она использует большой репертуар защит, применение которых не вызывает фиксации на проблеме и склонности к их ригидному повторению (см. рис. 4.2).

 

Проекция - процесс, посредством которого человек приписывает собственные неприемлемые мысли, чувства и поведения другим людям. Таким образом, проекция позволяет человеку возлагать вину на других. Так, очень часто студент, не подготовившийся должным образом к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, недостаточно объяснившего ему материал.

Перенос (замещение) - переадресовка от одного объекта к другому. Такое замещение мы часто видим в жизни, когда человек срывает свое раздражение, гнев, досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

Рационализация. Этот способ основан на искажении реальности. Возникает ложная аргументация, благодаря которой иррациональное поведение представляется таким образом, что выглядит вполне разумным и поэтому оправдывается в глазах окружающих. Например, после многократных неудачных попыток добиться цели, человек начинает убеждать, что это к лучшему. Традиционным примером защиты является рационализация по типу "сладкого лимона" и "кислого винограда". Иными словами, если с человеком случается неприятность, он может ее "подсластить", сделав не такой травматической (например, рассматривать свой неуспех как важную составляющую жизненного опыта), или наоборот, если он не получает чего-то приятного, то может сделать его менее значимым, "кислым" (например, желаемую, но недоступную работу оценить как неинтересную и малооплачиваемую).

Реактивное образование - проявляется в подавлении одних импульсов и выдвижении совершенно противоположных. Например, безразличие может скрываться за демонстрируемым вниманием и участием.

Регрессия - возврат к ребячеству, детским моделям поведения. Проявление регрессии у взрослых включает несдержанность, недовольство, а также такие особенности как «надуться и не разговаривать» с другими, детский лепет.

Сублимация - дает возможность человеку переадресовать свои сильные, неосознанные агрессивные побуждения в социально приемлемое направление.

Отрицание - отказ человека признавать, что произошло неприятное событие. Отрицание реальности имеет место тогда, когда люди говорят или настаивают: «Этого не может быть», несмотря на очевидные доказательства обратного.

Все описанные защитные механизмы представляют собой пути, используемые психикой перед лицом внутренней и внешней угрозы.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.013 с.)