Тема 3. Античная философия и этапы ее развития. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 3. Античная философия и этапы ее развития.



                                  ПЕРИОДИЗАЦИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

1. Ранняя классика (натуралисты, досократики). Главная проблема — «Физис» и «Космос», его строение.

2. Средняя классика (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.

3. Высокая классика (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов.

4. Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.) Главная проблема – мораль и свобода человека, познание.

 

Античная философия — философия древних греков и римлян — просуществовала более 1000 лет, зародившись в VI веке до н.э. и завершив свой путь в 529 году, когда император Юстиниан закрыл последнюю языческую философскую школу — Платоновскую академию.

Первая и главная черта античной философии - это космоцентризм. Это означает, что во всём, начиная от мира в целом и заканчивая любым отдельным яв­лением, античные философы искали разумную, упорядоченную структуру, как ос­нову для понимания себя и мира. Данная структура представляет собой мирозда­ние, организованное согласно какому-то универсальному закону.

Второй основной чертой античной философии выступает её эстетизм. Все отдельные час­ти мироздания находятся в гармоничном отношении между собой. Но гармония и соразмерность целого, с точки зрения античности, есть красота. Мир устроен гар­монично, считал древний грек, и то, что кажется нам в нём случайным и хаотич­ным, есть просто свидетельство нашей неспособности увидеть смысл отдельной вещи или явления в свете целого. Всё в мире преисполнено красоты и наполненосмыслом, гармонично соответствующим внешнему облику вещи. Мы постигаем истинную сущность вещи лишь в той степени, в какой способны воспринять её красоту.

Третьей основной чертой античной философии выступает её ра­ционализм. С самого начала греческая философия ищет рациональные объяснения происхождения и сущности мира. «Непонятное» появляется тогда, когда человек начинает раз­мышлять над устройством мира и удивляться вездесущности исходной упорядо­ченности. Эта упорядоченность, только и достойная для философа размышления,получила различные понятийные оформления и выступила принципом понимания и существования. В античной философии это выразилось в требовании оценки всех мнений и чувственных ощущений человек с позиций Логоса - универсального закона, разумного принципа, лежащего в основании мироздания.

Досократические школы древнегреческой философии. Корни западной философии находятся в Древней Греции. Сложное, полное перемен время той эпохи дало начало новым идеям об окружающем мире. Первыми появились досократики, которые еще не разделяли науку и мистику. Затем пришли софисты, у которых «мудрость» зависела отличных интересов спорщика. В ответ на их филосо­фию выступил Сократ, который искал моральную добродетель. А затем пришло время великих философов-систематиков — Платона и Аристотеля.

Милетская школа (VIв. до н. э.), древнейшая греческая научно-философская школа, включающая Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена. Сложилась в Милете (на зап. берегу Мал. Азии, совр. Балат в Турции), крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии, основавшем вVII-VIвв. до н. э. много колоний по берегам Черного моря и связанном морскими путями с Востоком и Западом.

Следующий этап развития греческой философии связан с Афинами. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).

Сократ официально не принадлежал к указанным группам, но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.

Для софистов характерно:

• критическое отношение к окружающей действительности;

• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.

Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:

Платон является творцом понятия «идея» (idea- буквально переводится как «вид», «то, что видно»). Идея для Платона — это не просто понятие, идеи — это формы, которые упорядочивают обычную, привычную нам реальность. Более того, они всегда истинны. Ошибки являются следствием физического мира, или мира становления, кото­рый может быть двойственным.

Платон выделяет семь типов государства: идеальное «государство будущего», которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

• монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.006 с.)