Тема 8. Западноевропейская философия (XIX-XX вв. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Западноевропейская философия (XIX-XX вв. ).



 

В современной зарубежной, преимущественно западной, философии сформировалось направление, которое поставило задачу выяснить специфику научного познания, определить строение и динамику научного знания, сформировать закономерности развития науки в целом. Данное направление объективировалось в название «философии науки». В ее границах выделился ряд известных школ:неокантианская, неопозитивистская, критического рационализма.

Неокантианство стремилось реанимировать важные принципы известного немецкого философа И.Канта. Возникнув в 60-х гг. XIX столетия в Германии, пик его популярности приходит на начало ХХ века. Вместе с тем, и на рубеже третьего тысячелетия неокантианство оказывает значительное воздействие на европейскую философскую мысль. Доминирующим в нем является Марбургская и Баденская школы. Для них характерно как общее так и особенное в философском познании.

Значительное место в исследовании методологии научного познания принадлежит неопозитивизму. Понятие «неопозитивизм» (от лат. positives - положительный) означает отказ от метафизических абстракций и обращение к анализу позитивного знания. В своем развитии позитивизм прошел три стадии: 1-я половина XIX века, преимущественно опирался на идеи основоположника Огюста Конта (1738-1857); начало ХХ столетия - стадия эмпириокритицизма (критика опыта). Его разработчиками являлись Э.Мах (1838-1916), Р.Авенариус (1843-1896) и др. Третий этап в развитии позитивизма - неопозитивизм,- начинается с 20-х годов нашего столетия. Его основоположниками считаются австрийские физик-теоретик М.Шлик (1882-1936), философ, логик и математик Л.Витгенштейн (1880-1951), немецкий философ Р.Карнап (1891-1970), английский философ и математик Б.Рассел (1872-1970) и др.

Основным видом неопозитивизма выступает логический позитивизм. Его сторонники полагали, что задача философии - это логический анализ научных высказываний и обобщений. Так, Б.Рассел в основу своих взглядов положил идея о том, что высказывания делятся на основные категории: логико-математические (аналитические), эмпирические (синтетические) и метафизические (научно-неосмысленные). Философия, по мнению неопозитивистов, исследует высказывания, имеющие хождения в науке, благодаря изъятию из нее всего научно-неосмысленного высказывания, обеспечивая описание идеальных логических моделей осмысленного научного рассуждения.

С целью убедительности своих взглядов логические позитивисты выдвигали принцип верификации (от лат. verities - истина). Согласно ему, любое высказывание в науке, философии, практике подлежит проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают сведения их к высказываниям, фиксирующим непосредственный чувственный опыт индивида. Между тем, в процессе исследований выявилось, что значительное число высказываний не представляется возможным свести к непосредственному опыту. Весьма наглядно подобное проявилось в отношении научных положений о фактах прошлого, а также высказываний носящих обобщающий характер, формирующих законы природы.

Постпозитивистскую стадию в разработке методологии научного познания наиболее рельефно представляет критический рационализм. Его видными разработчиками явились: К.Поппер (1902-1988), Т.Кун (род.1922 г.), И.Лакатос (1922-1974), П.Фейерабенд (род. 1924 г.).

Конец XIX - начало ХХ вв. характеризуется рядом особенностей в развитии духовной жизни в Европе, что нашло свое отражение в мировоззрениях людей. исторический и социальный пессимизм, неверие в конструктивно-созидательные силы человека, скептицизм - таковы черты умонастроения, возникшего на переломе двух веков и получившее продолжение в двадцатом столетии. Именно такие черты представляют собой основу иррационализма (от лат. irrationalis - неразумный, бессознательный) - философского направления нынешней западноевропейской философии. Под воздействием такого умонастроения происходит переосмысление рационалистической концепции отношения человека к окружающей действительности о смысле и назначении его деятельности, эволюция по вопросу трактовки сознания личности.

Заметное место среди школ иррационализма занимает «философия жизни», одно из популярных культурологических течений в Западной Европе. Это течение старается постичь сферу культуры, ориентируясь на те функции, которые она выполняет в жизни. отсюда ее довольно тесная связь с литературой и искусством.

Характерную роль в «философии жизни» играет академическая философия жизни В.Дильтея (1833-1911) и Г.Зиммеля (1858-1918), определяющие жизнь как факторы воли, чувств и переживаний. В.Дильтей говорит о необходимости веры в реальность внешнего мира, которая опирается на волевое, «практическое отношение» личности к действительности. Зиммель также видит в «жизни» центр, от которого, с одной стороны, идет путь к душе человека («Я»), а с другой стороны - к идее, Космосу. Вместе с тем, определяющие параметры жизни являются переживание и «жизненный опыт».

Одним из значительных течений современной зарубежной философии является экзистенциализм (философия существования). Как философское течение он возникает в 20-е годы ХХ в. в идейных истоках экзистенциализма сочетаются три философских направления: философско-теологические взгляды датского философа С.Къеркегора (XIX в.), иррационализм философии жизни, онтологические основы человеческого существования немецкого философа начала ХХ в. Э.Гуссерля. Различают, исходя из критерия мировоззренческого вопроса, две формы этого течения: религиозная и секулярная (от лат. saecularis - светский).

Ведущие представители экзистенциализма М.Хайдеггер (1889-1976), К.Ясперс (1883-1969) в Германии; Ж.П.Сартр (1905-1980), Г.Марсель (1889-1973), А.Камю (1913-1960) во Франции. Как течение, он получил значительное распространение в Италии, Испании, странах Латинской Америки. Для французских экзистенциалистов характерна активная литературно-художественная деятельность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.008 с.)