Философия: структура и функции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия: структура и функции



Разная направленность философского знания отразилась в вариативных разделах философии. Так, в ней выделяется онтология (исследование всеобщих форм, законов и принципов бытия), логика (анализ всеобщих форм, законов и принципов мышления), гносеология (выявление всеобщих принципов, форм и законов познавательной деятельности), аксиология (учение о ценностях), философская антропология (учение о человеке), философия истории, этика, эстетика и др. Отмеченные критерии научности применимы среди выделенных здесь разновидностей философского знания особенно к онтологии, гносеологии, методологии научного познания, что можно обнаружить фактически во всех конкретных системах, имеющих подобную проблематику. Именно в них ярко проявляются такие черты научного знания как объективность, рациональность. Стремление раскрыть всеобщие законы бытия, познания и мышления, построить определенную теорию. Также как и в науке в философии пытаются ввести системы доказательств. Найти пути обоснований тех или иных философских положений.

История философии долгое время рассматривалась, главным образом, как борьба двух противоположных направлений - материализма и идеализма. Действительно, вопрос об отношении материи и сознания красной нитью проходит через всю истории философии.

Философия как наука развивается по тем же принципам, что и любое научное знание. Новые обоснованные суждения о мире в целом или о его познании приходят на смену предшествующим по закону отрицания отрицания.

Из приведенных положений можно сделать вывод, что философия входит в состав научного знания по крайней мере частью своего содержания (так называемая рефлективная философия). Но специфика философии такова, что по своему концептуальному статусу она не является только наукой. Философия среди своих проблем решает и такие, которые представляют собой смыслообразующие вопросы о мире и месте в нем человека. Речь идет не о том, что такое мир или человек сам по себе, а о том, чем является этот мир для человека и человек для мира, несут ли они друг другу зло или добро, прекрасен ли человек или безобразен, справедлив или не справедлив и т.д.

С момента выделения человека из окружающей природы перед ним встал вопрос о его соотношении с миром. Этот вопрос является основным вопросом мировоззрения человека. Если объектом мировоззрения является весь мир, то предмет его - это именно соотношение мира природы, мира людей и мира отдельного человека. Существует множество определений мировоззрения. Традиционно под мировоззрением принято понимать совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Причем решение мировоззренческих проблем находит отражение в системе понятий, категорий. представлений и образов.

Философия, возникнув как высший, теоретический уровень мировоззрения, не «отменила» других разновидностей мировоззрения. Мифология, религия, искусство, наука, оккультизм тоже выполняют мировоззренческие функции. Более того, их существование является условием жизни самой философии, той питательной средой, из которой она вырастает и в которой преломляет свои идеи.

Философский способ освоения мира, возникнув как теоретическое осмысление, может затем выступать, как минимум, на двух уровнях: на профессионально - теоретическом (как собственно философская система) и на духовно - практическом (как философствование). Философия в своем видении мира опирается не только на теоретическое, научное знание, в ее принципах и положениях находят свое выражение и другие формы духовной деятельности - мораль, искусство, религия и т.д. Бытие философии зависит от ее способности существовать не только в системно - рационализированной форме, но и проникать в другие формы духовного освоения мира, «растворяться» в них.

Само занятие философией требует освоения и творческой переработки не только содержания наличной культуры, но в философских традициях прошлого. Занятия философией вне ее культурного контекста приводит к вырождению собственно философской рефлексии.

Философскими проблемами являются, в сущности, вечные, смысложизненные проблемы, осмысление существования и деятельности человека. Они не решаются методом приращения знаний. Одна система философского знания (будучи системой мировоззрения) не отрицает предшествующую, а сосуществует с ней. Специфика философии такова, что на вечные вопросы она не дает вечных ответов. Все ее ответы всегда ситуативные.

Для того, чтобы дать всеобъемлющий ответ на вопрос о смысле жизни, о назначении человека, философу приходится «пережить», «прочувствовать» излагаемые им истины, отказаться от которых он может лишь «разорвав свое сердце». Для него философские суждения того рода - не просто знания, а убеждения. История дает нам показательный в этом смысле, но и одновременно драматический пример. Для Джордано Бруно его идеи были плодом не только разума, но душевных переживаний, веры, составив в целом систему его убеждений. Он не мог отречься от них, не переступив через самого себя, за что ему и была уготовлена мученическая смерть. Заставить его отказаться от своих философских идей оказалось возможным лишь уничтожив философа физически.

Любая философская система содержит в себе как конкретно-исторический, так и общечеловеческий (определяемый родовыми, «извечными» для человечества формами бытия) аспекты. Дело в том, что общечеловеческие ценности, нормы воспроизводятся в любой исторической эпохе, но форма этого воспроизводства зависит от социальных отношений, характерных для данного общества.

В конечном счете, философское сознание можно охарактеризовать как стремление к диалектическому единству родовых и индивидуальных интересов, всеобщего и единичного. Но очевидно, что реальный синтез всеобщего и единичного возможен в особенном, поэтому философия выражает интересы через призму интересов социальных групп. Поэтому любая философская система, выражая данный аспект, всегда может стать идеологией. При этом под идеологией понимается отражение общественного бытия сквозь призму социально-групповых или классовых интересов. Ее главным принципом является принцип партийности. Идеология формирует общую систему ориентаций членов данной социальной группы, задает объединяющую идею. Воздействие данной идеологии на другие области социальной жизни зависит от роли той социальной группы в обществе, чьи интересы она выражает.

Итак, философия в своем концептуальном статусе выступает как единство науки и мировоззрения. Предмет ее многомерен. Привычное определение философии как науки о всеобщих законах мира, общества и мышления дает неполное представление об этом способе духовного освоения бытия, раскрывает лишь одну ипостась философского знания. Не менее важной является и понимание философии как мировоззрения. Которое может включать в себя научные знания, но при этом никогда не быть тождественным науке. Смыслообразующие проблемы бытия, многозначность, эмоциональность, императивность, личностность, некумулятивность и т.д., отличают эту ипостась философского знания от научной. В своей мировоззренческой роли философия близка к иным формам постижения бытия, например, искусству.

Сказать, что философия это только наука - мало. Система убеждений? Чувственное, эмоциональное отношение к мудрости? И то, и другое, и третье, так как философия не может быть в своем понимании одномерной. Любовь к мудрости - это нечто несравненно большее, чем глубинное,сущностное видение мира. В философии выражается вся полнота жизни. В противном случае она превращается в свою имитацию, в многочисленные философские искания в лес из вьющихся растений, которые паразитируют на могучих вековых деревьях.

Философия зародилась на заре человеческой цивилизации (где-то на рубеже 8-6-го века до новой эры) в Индии, Китае и Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин философия впервые объяснил греческий философ Пифагор (конец 6-го века – начало 5 века до новой эры).

Термин философия происходит от греческих слов ―phileo‖ – любовь и ―sophia‖ –мудрость. И, таким образом, философия (дословно) – любовь к мудрости. Но что такое мудрость? Пифагор не определил мудрость. Этого никто не знает. Мудрым может быть любой человек как образованный, так и без какого-либо образования. Мудрец – это такой человек, который знает, что ему ничего не удается, и он всетаки продолжает действовать. Можно предположить, что мудрость – это поиск истины. И основной смысл философии – это поиск истины.

Философия – особый способ постижения и освоения мира, выходящего за рамки конкретных наук. В науке истинным является всѐ новое, а в философии нет.  Цель философии – понять идеи, по которым развивается и живет мир, человек, общество. Цель философии сформировать мировоззрение. Мировоззрение – совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Философия является высшей формой мировоззрения, самой наивысшей ступенью мировоззрения.  Цель философии – помочь обрести независимость отдельному человеку. Он обретает независимость посредством отношения к подлинному бытию, постижения глубины его связи с трансцендентным.

Говоря о философии более приземленно, о философии как ремесле, о философии как о некоторых навыках, то философия предполагает умение оперировать категориями и методами познания, структурировать наше знание, ориентироваться в многообразии наук и научных методов, упражняться в спекулятивном мышлении метафизики.

Задача философии – постижение всеобщего в самом мире, а ее предметом являются первые начала и причины бытия. Нужно иметь ввиду, что предмет философии исторически изменялся в тесной связи с развитием общества, всех сторон его духовной жизни, в т.ч. с развитием науки и самого философского знания. Философию отличает разнообразие подходов и пониманий к своему собственному предмету и свидетельствует о ее плюралистическом (множественном) характере.

Можно вычленить существенные моменты свойственные философскому знанию вообще (можно выделить четыре раздела):

1. Отнология. Философское учение о бытии называется онтология (от греческого

ontos – сущее и logos – учение). Исследование наиболее общих вопросов бытия. Проблема бытия понимается в универсальном смысле.

–Бытие и небытие;

Всѐ произошло из небытия, всѐ в небытие и уйдет. Мир создан из ничего и сам есть ничто. Смысл в том, что делает человек. Экзистенциальная проблема смерти

- Бытие материальное и идеальное;

 Материальные обстоятельства и ценности. Насколько осуществимы ценности?

–бытие природы, общества и человека

2. Гносеология. Философское учение о познании получило название гносеологии (от греческого gnosis – знание и logos – учение). Анализ наиболее общих вопросов познания. Познаваем или непознаваем мир; каковы возможности, методы и цели познания; в чем заключается сущность самого познания; что есть знание и истина?; что является субъектом и объектом познания.

При этом философии не интересны конкретные методы познания конкретных наук

(химии, физики, математики, астрономии и т.д.), хотя философия пользуется научными результатами и данными.

3. Социальная философия. Раздел философии, который изучает общественную жизнь, называется социальной философией. Изучение наиболее всеобщих вопросов функционирования и развития общества. Эта проблема находит свое место в учении о бытие. Но именно общество оказывает основное влияние на развитие личности, формирует социальные качества человека. Поэтому эта проблема выделилась в отдельный раздел.

4. Философская антропология. Исследование природы (сущности) человека. Выработка общефилософских принципов понимания сущности человека поскольку именно человек является исходным и конечным пунктом философствования.

Философия человека называется философской антропологией. Основателем или родоначальником философской антропологии является Макс Шелер (Scheler) (1874-1928). Родился в Германии.

Таким образом философия на современном этапе своего развития одержит четыре раздела: онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.

Классическая философия всегда оформляется в виде теории, формулирующей свои категории и их систему, закономерности, методы и принципы исследования. Философию можно определить как учение об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира. Специфика философской теории заключается в том, что ее законы, категории (понятийный аппарат) и принципы носят всеобщий характер, и распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. В последнем случае философия выступает как мышление о мышлении.

Цели философии (от простого к сложному):

1. Диалектика как искусство спора, ведущего к истине. Правда от диалектики надо отличать ―эристику‖ – умение ловко оперировать мнениями в споре. Философ должен рассуждать строго определенно, опираясь на средства силлогистики (формальная логика). Основателем силлогистики и формальной логики является греческий философ Аристотель (384–322гг. до новой эры).

2. Главная задача философии – это помощь человеку в становлении себя как господина природы. Философия Нового времени (17 век – середина 18 века).

3.Главная задача философии образование и воспитание человека. Это идея социальности, идея наилучшего общественного устройства. Эта идея характерна как для философии Нового времени, так и для французского Просвещения (18 век).

4.Философия – это ―божественный‖ образ жизни. Это удел тех, кто стремиться стать мудрецом. Период  античной философии (Древня Греция и Древний Рим – это период с 6-го века до н.э. по 6 век новой эры).

Мудрец  тот кто поступает так какова его философия. В античной культуре не было разрыва между словом и делом, между идеей и поступком. Несмотря на многочисленные сложные философские концепции все они как и философия в целом (по Канту) пытается ответить на четыре вопроса:

Что я могу знать?

Что я должен делать?

На что я могу надеяться?

Что такое человек?

Философия выполняет две основные функции: мировоззренческую и методологическую. В своей мировоззренческой функции философия выступает как теория, обосновывающая решения мировоззренческих вопросов, как основа сознательного формирования мировоззрения. В процессе реализации мировоззренческой функции философии у человека складывается концепция бытия, человека, общества.

Сама мировоззренческая функция включает в себя комплекс подфункций: онтологическую, гносеологическую, социально-историческую. Последняя, строго говоря, может быть включена в две предыдущие, но выделение ее в отдельную подфункцию целесообразно. Это связано со спецификой социальной действительности и ее познания как частного случая бытия и познания вообще; но этот частный случай имеет исключительное значение для человека. Именно эта подфункция нацеливает на осмысление проблем общественной жизни, перспектив развития общества.

Методологическая функция философии показывает ее возможности для получения нового знания или достижения практических целей. В каждой сфере человеческой деятельности: хозяйственной, политической, научной, педагогической и т. д. есть свои специфические методологические установки. Но кроме специфических есть и общие. Философия разрабатывает общеметодологические идеи, которые конкретизируются в различных сферах деятельности.

Если в своей мировоззренческой функции философия ориентирована на отражение универсальных свойств и закономерностей бытия и познания, то в своей методологической функции философия ориентирует на выработку программы познавательной и практически-преобразовательной деятельности.

К методологической функции философии иногда относят как подфункцию так называемую аксиологическую (иногда ее выделяют в особую функцию наряду с мировоззренческой и методологической). Аксиологическая подфункция (от греч. ценность) связана с формированием у человека ценностных ориентаций, идеалов, убеждений и соответствующих методологических установок на их реализацию.

Из сказанного видно, что изучение философии, особенно молодым человеком, имеет большое значение в процессе становления личности, формирования ее мировоззрения. И нужно не только изучать проблемы философии, но и размышлять над ними, анализируя предлагаемые решения, вырабатывая свою точку зрения на решение этих проблем, выдвигая свои проблемные догадки и т. д. Философия (помимо других своих немаловажных функций) развивает интеллект, способность теоретического мышления.

Резюмируя сказанное

1. Философия возникла примерно 2500 лет тому назад в Древней Греции. Отраслью культуры, которая предшествовала ей и на основе которой она возникла, была мифология. Философия взяла у нее свое содержание, т.е. вопросы: каково происхождение и устройство мира? Что такое человек и в чем смысл его жизни? Что такое истина, добро, красота? И другие. Философия взяла самое важное и от других отраслей культуры, предшествовавших ей. Как геометрия на аксиомах, философия зиждется на интуиции, имевшей первостепенное значение для мистики. От искусства философия почерпнула жанр, стиль, воображение и способы передачи чувств. В результате синтеза достижений предыдущих отраслей культуры возникло новое качество — первая в истории рациональная отрасль культуры. В дальнейшем философия вбирала в себя и то, что было характерно для возникших после нее отраслей культуры, в становлении которых она сама играла важную роль: веру — основополагающую черту религии; проверку, лежащую в основании науки; социальный интерес, на котором зиждется идеология.

2. В развитии философии можно выделить три этапа. Первый — античный — этап можно назвать мифологическим, и на нем философия возникает из мифологии в стране с самой развитой мифологической системой — Древней Греции. Второй — средневековый — этап можно назвать религиозным, поскольку в его пределах философия занимается в основном обоснованием религиозных истин. Третий этап, начавшийся в Новое время, можно назвать научным в том смысле, что главной задачей философии становится помощь науке, ставшей лидирующей отраслью культуры. Каждый из этапов делится на три части: становление, создание философских систем, скептицизм по отношению к достигнутым результатам.

3. Результаты философской деятельности можно разделить на системы, направления, учения, идеи. Философской системой можно назвать такую концепцию, которая строится на основе синтеза всего предшествующего материала и отвечает на все основные философские вопросы. В истории философии можно выделить четыре основные системы: объективный идеализм Платона, объективный реализм Аристотеля, субъективный идеализм Канта и субъективный реализм Гегеля. Каждая из них строилась на основе синтеза и модификации предыдущих, так что вместе они представляют собой развивающееся диалектическое целое.

4. Первоначальной формой изложения результатов философского исследования был диалог, воспроизводивший допечатные способы развития философии и достигший расцвета в творчестве Платона. Затем была создана наиболее популярная в философии форма трактата, вершиной которой стали произведения Аристотеля. У практичных римлян в эпоху империи, когда заниматься философией было не столь престижно, да и небезопасно, достигли расцвета такие формы, как письмо и дневник. В Средние века, особенно в арабском мире, были популярны произведения в виде комментария, а также проповедей. В Новое время, когда философия широко преподавалась в университетах, стала обычной публикация курсов лекций, а с появлением научных журналов — публикация статей. В современных условиях используются самые разнообразные формы философских жанров, включая монографии — большие по объему исследования, написанные одним человеком (современный вариант философского трактата), и учебные пособия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.024 с.)