Журнал «Айкап» и наука. Популяризация науки в периодической печати 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Журнал «Айкап» и наука. Популяризация науки в периодической печати



1. Журнал «Айкап» как событие в политической, культурной, научной жизни казахского народа.

2. участие в нем крупных казахстанских интеллигентов, ученых, публицистов.

3. Возникновение газеты «Дала уалатынын газетi», «Туркестан уалатынын газетi».

4. Основной круг проблем.

Капиталистических отношений в Казахстане, его крепнувшие торговые связи с Россией, заметный рост производительных сил общества разрушали хозяйственную замкнутость и патриархальный быт в казахских аулах, усиливали здесь классовую дифференциацию.

Вместе с эволюцией класса казахских феодалов-баев, происходившей в процессе разложения патриархально-феодальных отношений, зарождается молодая национальная буржуазия, нажившая состояние преимущественно на тор- v говле и эксплуатации наемного труда. Она стремилась занять ведущее положение путем ломки отсталых социально- экономических отношений и обогатиться за счет рационализации хозяйственной жизни. Не имея прочного экономического базиса и достаточной политической опоры в обществе, молодая буржуазия не успела еще оформиться в самостоятельный класс, а в области идеологии не смогла освободиться от влияния господствовавших воззрений. Тем не менее, объективно будучи выразительницей прогрессивных тенденций в развитии казахского общества, молодая буржуазия стремилась воспринять и всячески популяризировать достижения экономики и культуры развитых стран. Настроения и взгляды этой новой, зарождавшейся общественной силы и определили сущность идейного течения, которое, по нашему мнению, правомерно назвать буржуазно-прогрессивным. Его представлял в основном журнал «Айкап».

Группировавшаяся вокруг журнала демократически настроенная казахская интеллигенция поднимала на его страницах вопросы борьбы с вековой отсталостью Казах- стана, с косностью и консерватизмом в общественной жизни, выступала за экономическое и культурное развитие края. Относительно близкая к массам, эта часть национальной интеллигенции была искренне убеждена, что она служит всему народу, содействует его прогрессу. Но, как покажет дальнейший анализ, объективно она отражала интересы нарождавшейся молодой национальной буржуазии.

Итак, об идейных позициях журнала «Айкап». Его издателем был Мухамеджан Сералин (1871—1929), публицист, поэт и общественный деятель. Рано лишившись отца, М. Сералин уже в юности прошел суровую школу жизни. Многие годы батрачил у баев и одновременно упорно учился. Благодаря исключительной настойчивости, ему удалось окончить в Кустанае медресе и русско-казахскую школу. В 1900 г. М. Сералин в г. Троицке устроился торговым служащим к купцу-миллионеру Яушеву. Здесь он продолжал заниматься самообразованием, здесь же начал свою творческую деятельность. В этот период он создал и издал поэмы «Топ жарган» (1900) и «Гульгашима» (1903), в которых отчетливо выражены прогрессивные тенденции автора.

В поэме «Гульгашима» критикуется реакционная система бракосочетания в казахских аулах, воспевается свобода личности. Главные герои — влюбленная пара — девушка Гульгашима и джигит Баймахамбет не соглашаются с предписаниями патриархально-феодального семейного права, выражают решительный протест против насилия над их чувствами и свое нежелание мириться с косностью и жить в такой общественной среде.

В поэме «Топ жарган» отрицательно характеризуется личность Кенесары Касымова, столь восторженно и многократно воспетая феодальными акынами. М. Сералин описывает разбойничьи нравы Кенесары и его окружения, для которых стали профессией торговля безвинными людьми или их умерщвление ради простой забавы.

Учитывая социально-экономическую и политическую обстановку, сложившуюся в крае после революции 1905— 1907 гг., М. Сералин пришел к выводу о необходимости издания журнала на казахском языке. Благодаря энергии и таланту ему удалось реализовать задуманное: с января 1911 г. начал выходить журнал «Айкап». Всего было выпущено 88 номеров. Издание журнала прекратилось в 1915 г. в разгаре империалистической войны ввиду нехватки средств. Газета «Оренбургский край» в 1912 г. писала, что казахский двухнедельный общественно-политический журнал «Айкап» представляет собой в высшей степени самобытное явление. «Редактором названного журнала является коренной степняк киргиз М. Сералин, редко одаренная натура, совмещающая талант организатора, публициста и духовного вождя. Это киргиз по духу и крови!.. Пять дней в неделю он проводит у себя за работой в ауле, а на шестой день приезжает в город для редакционной работы. Зная его как человека личного достатка, просто удивляешься, как это может существовать солидный (до 4—5 листов) двухнедельник, имеющий небольшой тираж в 900—1200 экземпляров. Но это секрет только для тех, кто не постиг тайны духовного родства, которое установилось среди киргизской интеллигенции, между журналом и киргизской массой»437.

Издание журнала М. Сералин организовал так, что ведущими авторами и корреспондентами выступали люди, жившие в самых различных районах Казахстана. Это — учителя, врачи, адвокаты, служащие, учащиеся, были среди I них и женщины. Наряду с казахами в журнале публиковались и татары, и русские. Несмотря на неоднородный авторский коллектив (его представляли люди, различные по образу мыслей и убеждениям), идейное направление журнала определяла прогрессивная группа авторов. Хотя тираж журнала был незначителен, он проникал во все уголки Казахстана, его номера вошли в скромные фонды библиотек, существовавших в то время в крупных населенных пунктах края. Обличительные статьи «Айкапа» вызывали живые отклики читателей, заставляли их размышлять. Они обращались в редакцию журнала с письмами, в которых излагали свои жалобы, соображения и просьбы. «У меня никогда нет недостатка в материале и средствах,— говорил М. Сералин,— я сегодня не знаю даже, что завтра буду сдавать в набор. Вот почта придет, и сразу будет груда материала»1.

Журнал не имел определенных подписчиков. Рассылался он чаще всего при помощи оказий. Деньги в его адрес поступали с почтой в виде «доброхотных даяний». Разумеется, основными читателями «Айкапа» были демократически настроенные интеллигенты из местного населения. Они материально и морально поддерживали журнал. Считая себя продолжателем дела Ибрая Алтынсарина, завещавшего потомкам: «Возлагая надежду на Вас, благословляю вас, мои молодые друзья!», «Айкап» взял на себя задачу пробудить народ, указать ему пути к прогрессу.

Среди многих актуальных вопросов социально-экономической, политической и культурной жизни Казахстана, поднимавшихся на страницах «Айкапа», центральным был аграрный вопрос. Именно в постановке и освещении проблемы землепользования в казахской степи айкаповцы занимали прогрессивные позиции.

В чем они выражались? Прежде чем ответить на этот вопрос, вкратце напомним картину общего аграрного движения в стране. Известно, что одной из важнейших причин острых классовых боев в годы первой русской революции была борьба крестьян за землю, за право владеть ею, за ликвидацию крупных помещичьих латифундий. Необходимость аграрной реформы признали представители почти всех слоев населения страны. Однако с решением этой проблемы была связана борьба двух путей развития капитализма в России, о которой писал В. И. Ленин,— прусско- помещичьего и американско-фермерского. Правые партии и кадеты, как говорилось выше, стояли за осуществление аграрного плана в соответствии с программой Столыпина, предусматривавшей сохранение помещичьего землевладения, следовательно за «прусский» путь развития сельского хозяйства. Это означало медленную и мучительную для крестьян капиталистическую эволюцию деревни.

Прусско-помещичий путь нашел отражение в царской переселенческой политике, выражавшей интерес крепостнических латифундий. В Казахстане, например, это привело к тому, что самые удобные, лучшие земли отводились в первую очередь крупным чиновникам, офицерам, русским кулакам, верхушке казачьих войск, самодержавие насаждало себе кулацкую опору, обрекая хозяйства казахов на полное разорение.

Со своей стороны левые партии в целом выступали за передачу земли крестьянам на основе ликвидации хозяйств помещиков, но расходились в принципах передачи.

Наконец, главное аграрное требование большевиков в тех исторических условиях заключалось в национализации, т. е. в «передаче всей земли в собственность государ- ства»438, в полной отмене частной собственности на нее. Разумеется, большевистская аграрная программа была самой радикальной, облегчавшей в будущем переход крестьян к социалистическому хозяйству.

Ликвидация помещичьих хозяйств и передача земли крестьянам наиболее соответствовали их интересам в тот период и расчищали дорогу для быстрого развития капитализма в деревне. Не случайно поэтому аграрную программу Столыпина, защищавшую претензии крепостников, В. И. Ленин называл «буржуазной эволюцией помещичьего типа», а осуществление планов левых партий он считал «буржуазной эволюцией крестьянского типа».

В. И. Ленин не был против освоения новых земель на окраинах России, но он связывал это освоение с ростом производительных сил, с развитием культуры земледелия в стране, которые возможны лишь на основе освобождения крестьян от гнета помещиков. Только тогда, подчеркивал В. И. Ленин, может стать доступным земледельческой культуре «гигантский колонизационный фонд» России. Причем в наличии этого фонда Ленин видел одну «из экономических основ возможности «американской» эволюции439» сельского хозяйства страны.

Постановка аграрной проблемы в «Айкапе» применительно к условиям Казахстана была подготовлена всем ходом революционного и национально-освободительного движения в России 1905—1907 годов. Влияние этого фактора на идейное содержание журнала было несомненно.

Прогрессивность позиций «Айкапа» проявлялась прежде всего в его призывах к оседлости, земледелию, рациональному ведению хозяйства, строительству поселков. Претворение этих идей в жизнь привело бы к окончательному разрушению родовой замкнутости и экстенсивно-скотоводче- ского хозяйства, расчистило бы дорогу для интенсивного развития в Казахстане капитализма.

Айкаповцы подчеркивали, что, пассивно созерцая изъятие царскими властями всех земель, пригодных к обработке, в пользу «переселенческого фонда», казахи обрекают себя на полное разорение и гибель. Только получение земельных наделов по оседлой норме, переход к более устойчивым и эффективным формам хозяйствования способны предотвратить надвигавшуюся катастрофу. Для этого казахи, писал М. Сералин, должны изменить взгляд на мир, изменить презрительное отношение к оседлому образу жизни, к продуктам земледелия, не довольствоваться тем, что между джутами наступает период относительного благополучия, избавиться от беспечности. «Есть русская поговорка: «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Точно так же казахи, временно освободившись от двух врагов — джута и голода, стали беспечно спать, подобно людям, полагающим, что все у них сделано»440.

«Теперь полукочевое и полуоседлое хозяйство изжило себя... Нам не следует тосковать по прошедшим временам. Теперь надо подумать о том, как жить на меньшей земле. Для того, чтобы мы могли существовать, прежде всего нужно построить поселки и стать оседлыми. Став поселочными жителями, нам нужно заниматься соответствующими этому образу жизни промыслами»441.

Призывая казахское население к оседанию, «Айкап» доказывал неизбежность отмирания кочевого образа жизни и приобщения всех народов, в том числе и казахов, к достижениям цивилизации. В противном случае они могут исчезнуть с лица земли. В статье «Дикость, пастушество, цивилизация»442 предпринята попытка дать краткий исторический обзор пройденным этапам развития человечества. Говорится о первом периоде — дикости, когда люди вели стадный образ жизни, питались за счет готовых продуктов природы, жили в пещерах и других естественных укрытиях. Этот период пройден казахами, как и всем населением земли. Второй же период—«пастушество», характеризуемое кочевым скотоводством, незначительным распространением письменности, науки и техники, слабыми связями с достижениями культурных стран, еще не пройден казахским народом. Но этот образ жизни не вечен. Растущая плотность населения и уменьшение земельных площадей на одну душу неизбежно приводят к миграции части культурных народов в малообжитые районы, к изъятию у кочевников лучших земель и вытеснению их в полупустыни и пустыни. Этот процесс, переживаемый ныне казахами, повелительно диктует им перейти к оседлости, закрепить за собой опреде- денные участки земель, перенять научно-технические достижения других стран, развивать собственную культуру и искусство и т. д. Этот образ жизни журнал называет цивилизацией.

По мнению «Айкапа», народы, не желающие расставаться с дикостью и пастушеством, в их числе и казахи, являются «рабами и рабочим скотом» цивилизованных людей. Казахи смогут себя считать настоящими хозяевами земли лишь тогда, когда они ее обработают, вложат в нее труд и капитал. Ведь, согласно автору, сам господь говорил: «Владельцами земли являются лишь те из моих рабов, которые возделывают ее»1. В статье 'подчеркивается, что при данных обстоятельствах перед казахами стоит дилемма: либо идти по пути цивилизации, либо погибнуть, так как «потеряв земли, воды, богатства, они должны исчезнуть с лица земли». Автор обращается к соотечественникам с призывом «действовать по требованию эпохи». Это веление времени.

Аргументация автора, конечно, не имеет ничего общего с материалистическим объяснением исторического развития. В статье нетрудно заметить смесь стихийно складывавшихся воззрений на социальную жизнь казахов и рациональных элементов буржуазных общественно-экономических учений. Вместе с тем нельзя не отдать должного деятельности прогрессивно настроенных казахских интеллигентов, которые ратовали за решительную ломку старого уклада жизни.

Айкаповцы неустанно говорили о том, что обеспечение коренного населения земельными угодьями должно осуществляться на равных условиях с русскими. Демократический характер этого требования очевиден. Царизм отнюдь не стремился принудить казахов к оседанию и направить их по пути общественного прогресса. Царские власти имели в виду, что феодалы, владеющие большими поголовьями скота, не пожелают перейти к оседлости и довольствоваться отведенными им земельными угодьями по строго установленной норме, будут продолжать кочевой образ жизни. Трудовой же народ без согласия степных богачей не сможет осесть самостоятельно. Делая на это главную ставку, царизм рассчитывал отобрать в «законном порядке» все плодородные и пригодные для земледелия массивы и бес- препятственно осуществить задуманный план создания русской деревенской буржуазии в казахской степи.

Националисты из редакции газеты «Казах» и их единомышленники, отвергая злободневные предложения журнала «Айкап» по земельному вопросу и всячески поддерживая баев-феодалов, фактически содействовали осуществлению столыпинской аграрной программы в Казахстане. Они обвиняли «Айкап» в том, что его стремление к аграрной реформе якобы поддерживается правительством. «Казах» и «Айкап» заняли, таким образом, противоположные позиции в подходе к решению аграрной проблемы, и между двумя печатными органами развернулась дискуссия.

Журнал «Айкап» обращал внимание на то, что газета «Казах», выражая волю феодалов, в угоду их эгоистическим интересам тормозит дело прогрессивного развития казахского общества. «При получении земель по переселенческой норме,— писал «Айкап»,— прекратятся действия степного положения, все перейдут в крестьянское положение. Когда перестанет действовать степное положение, те господа, которые управляют обществом, занимая административные должности, будут лишены власти, счастья и доходов. Крупные баи-скотовладельцы потеряют возможность бесплатно пользоваться землями бедняков, они окажутся в равном положении в эксплуатации земель. Именно поэтому они не поддерживают строительства поселков. Призывы газеты «Казах» «Не строить поселки»— нравятся или не нравятся трудящимся казахам — не будем говорить, они нравятся управителям и баям лучше всякого сливочного масла. Газета «Казах» своими призывами помогает этим волкам, агитирующим трудящихся и даже принуждающим отказаться от строительства поселков, служит большим козырем в их руках».

Как видим, приведенные строки недвусмысленно разоблачают консерватизм газеты «Казах» по аграрному вопросу. Айкаповцы непосредственно обращались к казахскому населению, вели агитацию за переустройство хозяйства на •новой основе. Эта агитация была не безрезультатна. Отдельные казахские аулы Уральской области, а также южных и северных уездов Казахстана, выражая желание перейти на оседлость, стали направлять своих представителей в землеустроительные и переселенческие учреждения с целью выделения им необходимых земельных угодий. Например, в январе 1912 г. в Чимкенте состоялось совещание представителей от 40 волостей южных уездов, которое приняло решение: «На землях, оставленных нам предками, хотим построить поселки, оставив прежний полукочевой и полуоседлый образ жизни; хотим, чтобы сначала отмерили нам земельные участки, а оставшиеся передали в распоряжение переселенцев»1.

Аналогичные явления наблюдались в Петропавловском, Кустанайском и других уездах края. При этом сообщалось об установлении здоровых взаимоотношений между аулами, перешедшими к оседлости, что особенно проявилось на «выборах» волостных управителей, обычно сопровождавшихся борьбой различных группировок. «Айкап» писал, что «судя по этому, можно радоваться. Ликвидируются межпартийные распри — это большое зло, которое в течение сорока лет скрутило нам голову, истощило наши средства, умножило вражду, споры, скандалы, насилия и воровство, испортило нервы, отвлекло нас от полезных дел»2.

Последствия оседания свидетельствуют о том, что оно в корне подрывало патриархальные связи местных жителей, группировавшихся при кочевом образе жизни по родовым признакам. Получение земельных наделов и постоянное местожительство окончательно узаконивали территориальный принцип размещения хозяйств и устраняли причины образования всякого рода группировок, возникших на почве родовых связей.

В условиях, когда лишь отдельные казахские аулы переходили к оседлости, да и те еще по-настоящему не занялись земледелием, когда феодально-байские элементы проводили агитацию среди населения и прибегали даже к насильственным мерам, чтобы не допустить оседания, журнал «Айкап» в своих выступлениях по аграрной проблеме, надо полагать, не смог поставить вопрос, в чьем владении должна быть земля —в общинном или частном. Но судя по тому, что земельные наделы, закрепленные юридически за отдельными аулами, считались общими, они должны были обрабатываться всеми семьями аула. Можно предположить, что при такой системе через несколько лет могли получить ''наибольшие выгоды зажиточные семейства. Это привело бы к более быстрой классовой дифференциации осевшего насе- ления, т. с. к росту кулачества и бедноты. Тогда столыпинская политика насаждения кулачества нашла бы свое практическое воплощение и в казахских аулах. Но, к счастью, история пошла по другому пути. Октябрьская революция открыла новые перспективы развития казахского народа.

Айкаповцы исходили из сложившихся социально-политических условий и в соответствии с ними планировали жизнь своих соотечественников. Они ясно сознавали, что дальнейшее сохранение кочевого образа жизни обрекало народ на постепенное вымирание. И журнал делал все, чтобы убедить казахов в необходимости покончить с кочеванием, перейти к новой форме хозяйственной деятельности. В связи с этим журнал уделял особое внимание вопросам культуры земледелия, писал о его преимуществах, надежности и прогрессивности по сравнению с экстенсивным скотоводством.

В ряде статей «Айкап» писал, что именно земля является источником богатства, только она и есть «клад золота», только земледелие дает людям более надежное благополучие. Однако этого не желают понять казахские скотоводы. «Подумайте поглубже,— писал журнал,— человек, имеющий, допустим, 50 голов скота, может лишиться всех их при появлении эпизоотии. При неблагоприятной зиме, несмотря на затраты хозяина на покупку сена, истощенный скот погибает, а его мясо не ест даже собака. Совсем другое дело занятие посевом. Сколько бы ни собирали зерна, если хранить его в кладовой, то можно его потреблять понемногу, а излишки можно продать. Это была бы неплохая жизнь. Если это так, то почему мы не должны считать землю кладовой золота».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 532; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.013 с.)