Тема 4: : Основные направления научных исследований в различных странах мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4: : Основные направления научных исследований в различных странах мира



1. Научно-просветительски идеи Абурайхана Бируни.

2. Омар Хайям, Насреддин Тусси, Тарагай Улугбек и другие выдающиеся ученые, продолжатели традиций Бируни.

В эпоху Беруни культура, в широком понимании этого слова, была доступна только верхушке феодальной знати и мусульманского духовенства; для народных масс дорога к науке и просвещению была закрыта.

После завоевания Средней Азии арабы насильственно начали распространять арабскую письменность, большую роль в этом играли мусульманские школы. Руководимые мусульманским духовенством школы делились на два типа: начальную школу- мактабы и высшую- медресе. Обычно мактабы открывались при приходских мечетях. О существовании мактабов в эпоху Беруни свидетельствуют и источники, написанные его современниками. Так, в приложении к книге «История Масуда» Абу-л-Фазла Бейхаки. Высшие школы- медресе- также возникали в связи с распространением ислама. В исследованиях академика В.В.Бартольда мы находим сведения о том, что первые медресе появились на территории Средней Азии, а именно в Хорасане и Мавераннахре.

В период феодального средневековья источником существования ученых и поэтов была казна правителя. Материально независимыми были только ученые, сами являющиеся крупными феодалами, как, например, учитель и воспитатель молодого Беруни Ибн Ирак.

Исследование состояния просвещения и науки в эпоху Абу Райхана Беруни невозможно без изучения творчества отдельных среднеазиатских ученых, мыслителей поэтов, так как благодаря их трудам были достигнуты замечательные результаты, делающие этот период одним из наиболее интересных этапов в развитии педагогической мысли.

Основной сферой деятельности Беруни были астрономия и связанные с ней геометрия и тригонометрия. В своих трудах Беруни не раз упоминает астрономическое наследие Хорезми, в частности его «Малый Синдхинд».

Сохранились сведения о том, что Беруни не раз выступал в защиту трудов Хорезми, в частности против необоснованной критики его «Зиджа». Беруни даже написал специальный трактат, озаглавленный «Книга посредничества между взглядами ал-Ахвази».

Современником Беруни был и великий ученый Абу Али Ибн Сина, известный в Европе под именем Авиценна. Ибн Сина призывает настойчиво изучать науки, стремиться к совершенству. Для быстрейшего овладения глубокими знаниями он считал рациональным коллективное обучение, что особенно было важно для его эпохи. Мысли Ибн Сины о науке и образовании свидетельствуют о том, «что неустанно стремился показать роль науки в развитии человеческого общества, боролся за осмысленное усвоение учебных дисциплин, применение теоретических знаний в жизни, за развитие самостоятельной мысли человека».3 Говоря о содержании воспитания, образования и обучения, Ибн Сина имеет в виду 1) умственное развитие и воспитание; 2) нравственное воспитание; 3) эстетическое воспитание; 5)трудовое воспитание.

На Востоке во времена Абу Райхана Беруни большое значение в воспитании молодого поколения имело оригинальное педагогическое сочинение «Кабус-намэ». Оно состоит из 44 глав, в каждой из которых ставится определенная задача по воспитанию подрастающего поколения. Эта книга написана для аристократов и от начала до конца принизана соответствующими идеями и принципами. О том, какое важное воспитательное значение имело это произведение, можно судить по тому, что на протяжении нескольких десятилетий его переводили на многие языки. Основная идея книги – дать целенаправленные наставления детям, чтобы они были разумными, морально стойкими, храбрыми, честными правдивыми, мастерами своего дела, занимались полезными и выгодными делами. Особое внимание уделяется тому, чтобы дети росли физически крепкими, здоровыми, любили искусство. Кей Кавус- автор книги- считает, что без образования и уменья человек не принесет пользы ни себе, ни другим.

Таким образом, время Беруни – это период остро социальных столкновений и междоусобных войн. Несмотря на это, научно-педагогическое наследие ученых, поэтов, великих мыслителей раннего средневековья составляет величайшее достояние прогрессивной мировой литературы и науки. Огромные достижения в области науки и культуры оказали определяющее влияние и формирование личности великого ученого и мыслителя Абу Райхана Беруни.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.166.122 (0.005 с.)