Общее представление об информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общее представление об информации



Ранее мы неоднократно употребляли термин «информация», никак его при этом не раскрывая.

Понятие информация является одним из фундаментальных в современной науке вообще и базовым для информатики. Информацию вместе с веществом и энергией относят к важнейшей сущности мира. Однако формально определить понятие «информация» чрезвычайно сложно. Аналогичные «неопределяемые» понятия «точка», «прямая» есть в математике. Можно сделать утверждения, связанные с этими понятиями, но они сами не могут быть определены через другие, более элементарные понятия.

Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно.

В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это сообщение содержит.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

В простейшем бытовом понимании с термином «информация» обычно ассоциируются некоторые сведения, данные, знания и т.п. Информация передается в виде сообщений, определяющих форму и представления передаваемой информации (телепередача, музыкальное произведение, сигнал светофора, текст и т.п.). При этом предполагается, что имеются «источник» и «получатель» информации. Сообщение от источника к получателю передается посредством какой-либо среды, являющейся в таком случае «каналом связи». Таким образом, процесс передачи информации можно представить в виде схемы (рис. 2):

 

Человеку свойственно субъективное восприятие информации через некоторый набор ее свойств: важность, достоверность, своевременность, доступность и т.д. В этом смысле одно и то же сообщение, передаваемое от источника к получателю, может передавать информацию в разной степени. Например, одно и то же сообщение о результате футбольного матча несет много информации для болельщика, и не несет никакой информации для равнодушного к футболу человека.

Использование терминов «больше информации», «меньше информации» подразумевает некоторую возможность ее измерения (или хотя бы количественного соотнесения). Но при субъективном восприятии измерение информации возможно лишь в сравнительном виде «больше - меньше». Но и эти оценки зависят от характера информации, ее источников и получателей, т.е. являются в свою очередь субъективными. Таким образом, требуется ввести объективные характеристики информации, из которой важнейшими являются качество и количество.

Качественный подход к информации применяется в основном при работе с информацией социального (в широком смысле) происхождения. Тут на первый план выступают такие ее свойства, как истинность (достоверность), своевременность, ценность, полнота и т.д. Количественный подход подразумевает измерение информации с физической или кибернетической точки зрения, и при этом следует заведомо отрешиться от восприятия качественных сторон информации. При этом важно разделить информацию на виды – непрерывную и дискретную, и определить для каждого из этих видов способы измерения информации, а также, по возможности, процедуры дискретизации (превращения непрерывной информации в дискретную) и сглаживания (превращения дискретной информации в непрерывную) информации.

 

ИНФОРМАЦИЯ И ФИЗИЧЕСКИЙ МИР

Одной из важнейших черт функционирования современного общества является его информативная оснащенность. В ходе своего развития общество прошло через пять информационных революций. Первая из них была связана с введением языка, вторая – письменности, третья – книгопечатания, четвертая – радиосвязи, пятая - компьютеров. Каждый раз новые информационные технологии поднимали информированность общества на несколько порядков, радикально меняя объем, глубину и доступность знания, а также уровень культуры в целом.

Следовательно, информацию следует считать особым видом ресурса. Имеется в виду ресурс как единый запас неких знаний, материальных предметов, а также энергетических, структурных или каких – то иных категорий. Но, в отличие от материальных ресурсов, информационные ресурсы являются (с некоторыми оговорками) неистощимыми и предполагают существенно иные методы воспроизведения и обновления.

Перечислим набор основных свойств информации:

· запоминаемость;

· передаваемость;

· преобразуемость;

· воспоизводимость;

Этих свойств недостаточно для формирования ее меры, так как они относятся к физическому уровню информационных процессов. В то же время, введение принципов и единиц измерения количества информации стало необходимым для развития ЭВМ. Такие принципы были разработаны, и была введена общая международная единица количества информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.006 с.)