Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля

Поиск

Для усвоения студентами теоретического лекционного материала необходима аудитория, оснащенная для проведения соответствующих занятий, на практических занятиях используется мультимедийный проектор. Тренинговые занятия проводятся в специально оборудованной комнате для проведения тренингов.

 

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Учебный курс «Когнитивно-поведенческая психотерапия» проводится для студентов дневной и вечерней формы обучения. Преподавание данного учебного предмета предполагает использование лекционной формы обучения, а также активной тренинговой формы обучения. Обучение групповое. Информационное обеспечение курса достаточно высокое; основные литературные источники перечислены в разделе 1.3.1 настоящего учебно-методического комплекса.

Работа по подготовке преподавателя к проведению занятия начинается с анализа учебной программы дисциплины.

 При анализе программы следует обращать особое внимание на следующие моменты:

 

1. Связь между отдельными темами. Весь материал курса представляет собой связное изложение с разного рода детализациями и уточнениями. От изложения исторических корней когнитивно-бихевиорального направления преподаватель постепенно переходит к современному состоянию данной дисциплины.

2. Логика структурирования материала в программе. Учебная программа курса строится согласно принципу «от общего к частному» и от «теории к практике».

3. Технология преподавания отдельных тем. Темы данного курса преподаются в форме лекций, которые проводятся методами: проблемного изложения материала, иллюстративно-объяснительным методом. Практические занятия проводятся в виде отдельных сессий тренинга «Публичных выступлений» как иллюстрации одного из поведенческих методов. Темы докладов, распределяются между студентами в начале курса. При выступлении студент получает конструктивную обратную связь не только по поводу содержания своего выступления, но и по форме. Завершается курс тренинговым занятием (8 акад.часов) на выбор преподавателя: «Тренинг ассертивного поведения» или «Тренинг самомотивации».

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления деятельностью студентов в учебном процессе. Она может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования данная форма работы обеспечивается комплексом профессиональных навыков студентов, в частности, умением осуществлять планирование деятельности, искать ответы на непонятное, рационально организовывать свое рабочее место и время. Самостоятельная работа ведет студента к получению нового знания, упорядочиванию и углублению имеющихся знаний, формированию профессиональных навыков и умений.

 

В рамках курса «Когнитивно-поведенческая психотерапия» обыкновенно используются такие виды самостоятельной работы, как работа с литературой и обучающей презентацией по курсу, а также использование возможностей аудио-видео-медиа аппаратуры при подготовке публичного выступления.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса проявлять активность, чем более тренинговыми получаются групповые занятия, тем больше умений сможет получить каждый отдельный студент.

3.1. Темы для выступления на семинарах:

Семинарские практические занятия, которые проводятся в виде отдельных сессий тренинга «Навыки публичного выступления»

После того, как преподавателем (как правило, на первых лекционных занятиях) сообщена информация по правилам публичного выступления и дана схема для наблюдения, по мере подготовки студентами докладов, назначаются семинары, которые проводятся по следующей схеме:

¾ Выступление студента по заявленной теме с дальнейшим обсуждением в группе

¾ Обратная связь наблюдающих (слушателей) и преподавателя по манере самопрезентации.

Студентом может быть подготовлено более чем одно выступление с целью совершенствования навыков публичного выступления.

Темы для выступлений (в скобках указан номер основного литературного источника для подготовки):

Практическое занятие 1, к Теме 2. Правила публичного выступления. Основные приемы. Схема обратной наблюдения и правила «обратной связи» (метод: групповая дискуссия, активная работа в группах).

Семинар 2, к Теме 3

1. Формирование навыков (4)

2. Методы отучения от нежелательного поведения (4)

3. Использование подкрепления в повседневной жизни (спорт, бизнес, общественная жизнь. Педагогика…) (4)

Семинар 3, к Теме 3

4. Джозеф Вольпе: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (автор метода систематической десенсибилизации) (20)

Семинар 4, к Теме 5

5. Альберт Эллис: Рационально-эмотивная психотерапия (РЭТ, РЕПТ) (5), (3), (20), (21), (23), (25) http://www.rebt.ru (4),

6. Критерии психологического благополучия по А.Эллису (21)

 

Семинар 5, к Теме 6

7. Аарон Бек: Когнитивная психотерапия (1), (9), (20), http: //www.cognitive-therapy.ru/

Семинар 6, к Теме 9

8. Арнольд Лазарус: Мультимодальная краткосрочная психотерапия (15)

Семинар 7, к Теме 9

9. Дональд Герберт Мейхенбаум: Когнитивная модификация поведения  (20)

Семинар 8, к Теме 9

10. Интерперсональная психотерапия: Клерман и Вейсман, Салливан (3), (13)

Семинар 9, к Теме 9

11. Интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы (2), (3), (8)

Семинар 10, к Теме 9

Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва? (7), (8)

Семинар 11, к Теме 11

12. Нейро-Лингвистическое программирование

13. На выбор: клинический случай, реализация какой-либо техники, метода.

Вопросы к зачету

  1. Основные понятия классического бихевиоризма.
  2. Основоположники бихевиоризма. Классические опыты бихевиористов.
  3. Виды научения.
  4. Подкрепление положительное и отрицательное. Время подачи и величина подкрепления.
  5. Фиксированный и вариативный режимы подкрепления. Самоподкрепление.
  6. Правила выработки навыка.
  7. Методы отучения от нежелательного поведения.
  8. Наказание и поощрение.
  9. Основные этапы психотерапевтического процесса в рамках когнитивно-поведенческого подхода.
  10. Методы поведенческой психотерапии.
  11. Основные постулаты когнитивного направления в психотерапии.
  12. Эмоциональные состояния как следствия образа мыслей.
  13. Рационально-эмотивная терапия по А.Эллису: основные идеи и сферы применения.
  14. Когнитивная психотерапия А.Бека
  15. Основные этапы и методы когнитивного подхода.
  16. Реконструктивные методы.
  17. Тренинг ассертивности как вариант поведенческой психотерапии
  18. НЛП как вариант современной когнитивно-поведенческой теории.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 4.1. Требования к уровню освоения предмета

В результате изучения курса студенты должны знать:

· Основные теоретические предпосылки возникновения поведенческой, а затем когнитивной психотерапии.

· Основные теории, лежащие в основе реконструктивной психотерапевтической работы

 

В результате изучения курса студенты должны уметь:

· Использовать возможности когнитивно-поведенческого направления в терапевтическом процессе

В результате изучения курса студенты должны развить навык:

· Публичного выступления

· Успешного планирования и целеполагания

· Повышения собственной эффективности за счет самомотивации

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Форма контроля текущих знаний студентов: семинары, контрольные опросы,

Промежуточная аттестация проводится в виде письменной контрольной работы.

Итоговая форма контроля: зачет в форме компьютерного теста (2 варианта по 45 вопросов).

4.2.1. Вопросы для предварительной аттестации

A. 1. Перечислите виды научения.     2. Характеристика методов поведенческой психотерапии: метод наводнения и имплозии.  
B. 1. Признаки эффективного положительного подкрепления   2. Характеристика методов поведенческой психотерапии:Метод формирования поведения и Жетонная система  
C. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии: Систематическая десенсибилизация по Вольпе.   2. Характеристика методов поведенческой психотерапии: Методы самоконтроля и методы моделирования  
D. 1. В чем отличие классического обуславливания (по Павлову) от оперантного обуславливания (по Скиннеру)?   2. Характеристика когнитивной психотерапии по А.Беку  
E. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии:Метод функциональных тренировок и аверзивные методики.   2. Характеристика рационально-эмотивной психотерапии по А.Эллису  
F. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии: метод стимульного контроля и парадоксальной интенции.   2. Виды иррациональных установок    
G. 1. Виды подкреплений.   2. Виды когнитивных ошибок  
H. 1. В чем состоит закон эффекта Э. Торндайка?   2. Объясните классическую формулу бихевиоризма  
I. 1. Кто автор теории социального научения? Краткая характеристика 2. Объясните формулу, описывающую причины возникновения эмоциональных и поведенческих расстройств  

Приложение. Конспекты лекций



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.83.149 (0.006 с.)