Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Специальность 030301 - Психология

 

Автор учебного методического комплекса – канд. псих. наук.

Ершова Светлана Константиновна

 

Санкт – Петербург

2011

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ... 3

1.1. Цели и задачи курса. 3

1.2. Содержание дисциплины.. 4

А. По видам учебных занятий. 4

Б. По темам и разделам курса. 4

В. По времени проведения курса. 5

Г. Текст лекций. 5

1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6

1.3.1. Список литературы.. 6

1.4. Материальное обеспечение курса, технические средства обучения и контроля. 7

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ... 7

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ... 8

3.1. Темы для выступления на семинарах: 8

3.2. Вопросы к зачету. 9

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ.. 10

4.1. Требования к уровню освоения предмета. 10

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний. 10

4.2.1. Вопросы для предварительной аттестации. 10

Приложение. Конспекты лекций. 12

 


РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи курса

Курс лекций «Когнитивно-поведенческая психотерапия» относится к блоку дисциплин специализации и является важнейшей частью обучения студентов – психологов практическому взаимодействию с потенциальным клиентом.

 

  Целью курса является систематизация, углубление и совершенствование теоретических знаний и умений студентов в психотерапевтических методах когнитивно-поведенческого направления.

 

Основными задачами курса являются:

¾ Изучение теоретического материала, необходимого для создания концептуальной теоретической модели когнитивно-поведенческой психотерапии.

¾  Изучение и практическое освоение диагностических и психотерапевтических методов, используемых данным направлением психотерапии.

¾ Повышение уровня развития профессиональных навыков и готовности психотерапевта как личности, осуществлять деятельность в когнитивно-поведенческом направлении психотерапии.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Курс лекций «Когнитивно-поведенческая психотерапия» является неотъемлемой частью системы психологического образования. Данный учебный курс опирается на знания, полученные в курсах «История психологии», «Психология личности», «Теория и методология современной психотерапии», «Клиническая психология: ведение в психотерапию и психокоррекцию». Поэтому введение его в учебный план возможно после изучения хотя бы части содержания указанных учебных курсов. Это будет способствовать своевременному образованию ассоциативных связей между теоретическим и практическим материалом.

Основными методами преподавания курса являются:

  • Лекционные занятия, на которых студенты знакомятся с теоретическим материалом. Проводятся методом проблемного изложения материала и иллюстративно-объяснительным методом
  • Семинарские практические занятия, которые проводятся в виде отдельных сессий тренинга «Навыки публичного выступления»
  • Тренинг ассертивного поведения или тренинг самомотивации (по выбору)

 

 

                                     


1.2. Содержание дисциплины

А. По видам учебных занятий

Наименование тем

Лекции

Практи-ческие занятия

Самосто-ятельная работа

Всего
Тема 1. Исторические условия появления поведенческого направления в психологии.

2

 

2

4
Тема 2. Теория научения. Классическое и оперантное обуславливание. Социальное и когнитивное научение.

3

2

4

9
Тема 3. Методы поведенческой психотерапии.

3

2

2

7
Тема 4. Основные постулаты когнитивного направления в психотерапии

2

 

4

6
Тема 5. Рационально-эмотивная терапия по А.Эллису

2

4

4

10
Тема 6. Когнитивная психотерапия А.Бека

2

2

4

8
Тема 7. Основные этапы психотерапевтического процесса в рамках когнитивно-поведенческого подхода.

2

 

6

8
Тема 8. Реконструктивный тренинг – современная форма когнитивной психотерапии. Реконструктивные методы.

3

 

6

9
Тема 9. Другие когнитивно-бихевиоральные подходы.

1

6

6

13
Тема10. НЛП

1

2

6

9
Тема 11. Тренинг ассертивности, или Тренинг самомотивации.

1

8

4

19
КСР  

6

 

 

6
Итого:

28

26

48

102

 

Г. Текст лекций

Сокращенное содержание (конспект) лекций по учебной дисциплине «Когнитивно-поведенческое направление в психотерапии» представлено в Приложении.


1.3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.                                                                                                                                                                                               

Список литературы

                                               

Основная литература:

1. Бек. Дж. Когнитивная терапия: полное руководство: ООО "И.Д. Вильямс", 2006. - 400 с.

2. Бекер Д. Л. Психическая травма: теоретические основы, диагностика и терапия. Уч. пособие. Хабаровск, ГУЗ КПБ, 2008.

3. Бурлачук Л.Ф., Кочарян А.С., Жидко М.Е. Психотерапия: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009. – 496с.

4. Карвасарский Б.Д. «Учебник по психотерапии». Изд. Питер, 2007 г. - 673 стр.

5. Прайор Карен «Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей». Изд. Эксмо, 2009 г.- 288 стр.

6. Романин А.Н. Практическая психология и психотерапия. Учебник. Гриф МО РФ. Изд. КноРус, 2011.

7. Эллис А., Макларен К. «Рационально-эмоциональная поведенческая терапия» - Изд. Феникс, 2008 г. – 160 с.

 

Дополнительная литература:

8. «Когнитивно-бихевиоральный подход в психотерапии и консультировании»: Хрестоматия/ Сост. Т.В.Власова – Владивосток: ГИ МГУ, 2002 г. – 110 с.

9. «Психотерапия — что это?» Современные представления/ Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона. — М.: Не­зави­симая фир­ма “Класс”, 2000. — 432 с. - 4 часть

10. «Эволюция психотерапии» Под ред. Зейг т.2 "Осень патриархов": изд. «Класс», 1998г. – 416 стр.

11. Бек Аарон, Фримен Артур «Когнитивная психотерапия расстройств личности», изд. Питер, 2006 г. - 544 стр.

12. Бурлачук Л. Ф., Грабская И. А., Кочарян А. С., «Основы психотерапии», изд. Ника-Центр, 2003 – 320 стр.

13. Годфруа Ж «Что такое психология». В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-Изд.: Мир 2005.-496 стр.

14. Дауд Е. Когнитивная гипнотерапия. – СПб.: Питер, 2003. - 224 с.

15. Карвасарский Б. Д. «Психотерапевтическая энциклопедия», (3-е издание, 2006 г.) Изд. Питер - 944 стр.

16. Курпатов А. В. «Счастлив по собственному желанию. Практикум по системной поведенческой психотерапии»

17. Лазарус А. «Краткосрочная мультимодальная психотерапия», СПБ, Изд-во «Речь», 2001.

18. Лайнен М.М. Когнитивно-поведенческая терапия пограничного расстройства личности. – М.: Вильямс, 2008. - 592 с.

19. МакМаллин Райан «Практикум по когнитивной терапии», СПб, Речь, 2001 – 560 стр.

20. Морли Ст., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной психотерапии в тренинге социальных навыков. СПб., 1996.

21. «Основные направления современной психотерапии: учебное пособие». М., Когито-Центр, 2000 – с.224-267 (часть: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г.)

22. Паттерсон Сесил, Уоткинс Эдвард «Теории психотерапии», (5 издание) - Изд. «Питер», 2003 – 544 с.

23. «Психотерапия: новейший справочник практического психолога»/сост. С.Л.Соловьева – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2005. – 704 с.

24. Ромек В. Г. "Поведенческая психотерапия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений", Изд. Академия, 2002 г. - 192 стр.

25. Уолен С., ДиГусепп Р., Уэсслер Р. Рационально-эмотивная психотерапия: когнитивно-бихевиоральный подход. — М.: Институт Гуманитарных Знаний, 1997. — 257 с.

26. Хегенхан, Б. Олсон М. «Теории научения», 6-е издание, Изд. Питер, 2004 год - 480 стр. 

27. Эллис А. «Психотренинг по методу Альберта Эллиса». Изд.: Питер, 1999 г.

28. Эллис Альберт, Драйден Уинди «Практика рационально-эмоциональной поведенческой терапии», Изд. Речь, 2002 – 352 стр.

29. http://www.rebt.ru

30. http://www.cognitive-therapy.ru/

                                                                                       

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТУ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Самостоятельная работа является специфическим педагогическим средством организации и управления деятельностью студентов в учебном процессе. Она может быть представлена как средство организации самообразования и воспитания самостоятельности как личностного качества. Как явление самовоспитания и самообразования данная форма работы обеспечивается комплексом профессиональных навыков студентов, в частности, умением осуществлять планирование деятельности, искать ответы на непонятное, рационально организовывать свое рабочее место и время. Самостоятельная работа ведет студента к получению нового знания, упорядочиванию и углублению имеющихся знаний, формированию профессиональных навыков и умений.

 

В рамках курса «Когнитивно-поведенческая психотерапия» обыкновенно используются такие виды самостоятельной работы, как работа с литературой и обучающей презентацией по курсу, а также использование возможностей аудио-видео-медиа аппаратуры при подготовке публичного выступления.

Студентам рекомендуется с самого начала освоения данного курса проявлять активность, чем более тренинговыми получаются групповые занятия, тем больше умений сможет получить каждый отдельный студент.

3.1. Темы для выступления на семинарах:

Семинарские практические занятия, которые проводятся в виде отдельных сессий тренинга «Навыки публичного выступления»

После того, как преподавателем (как правило, на первых лекционных занятиях) сообщена информация по правилам публичного выступления и дана схема для наблюдения, по мере подготовки студентами докладов, назначаются семинары, которые проводятся по следующей схеме:

¾ Выступление студента по заявленной теме с дальнейшим обсуждением в группе

¾ Обратная связь наблюдающих (слушателей) и преподавателя по манере самопрезентации.

Студентом может быть подготовлено более чем одно выступление с целью совершенствования навыков публичного выступления.

Темы для выступлений (в скобках указан номер основного литературного источника для подготовки):

Практическое занятие 1, к Теме 2. Правила публичного выступления. Основные приемы. Схема обратной наблюдения и правила «обратной связи» (метод: групповая дискуссия, активная работа в группах).

Семинар 2, к Теме 3

1. Формирование навыков (4)

2. Методы отучения от нежелательного поведения (4)

3. Использование подкрепления в повседневной жизни (спорт, бизнес, общественная жизнь. Педагогика…) (4)

Семинар 3, к Теме 3

4. Джозеф Вольпе: Когнитивно-бихевиоральная психотерапия (автор метода систематической десенсибилизации) (20)

Семинар 4, к Теме 5

5. Альберт Эллис: Рационально-эмотивная психотерапия (РЭТ, РЕПТ) (5), (3), (20), (21), (23), (25) http://www.rebt.ru (4),

6. Критерии психологического благополучия по А.Эллису (21)

 

Семинар 5, к Теме 6

7. Аарон Бек: Когнитивная психотерапия (1), (9), (20), http: //www.cognitive-therapy.ru/

Семинар 6, к Теме 9

8. Арнольд Лазарус: Мультимодальная краткосрочная психотерапия (15)

Семинар 7, к Теме 9

9. Дональд Герберт Мейхенбаум: Когнитивная модификация поведения  (20)

Семинар 8, к Теме 9

10. Интерперсональная психотерапия: Клерман и Вейсман, Салливан (3), (13)

Семинар 9, к Теме 9

11. Интегративные когнитивно-бихевиоральные подходы (2), (3), (8)

Семинар 10, к Теме 9

Психоанализ и когнитивно-поведенческая терапия - конкурирующие парадигмы или общая почва? (7), (8)

Семинар 11, к Теме 11

12. Нейро-Лингвистическое программирование

13. На выбор: клинический случай, реализация какой-либо техники, метода.

Вопросы к зачету

  1. Основные понятия классического бихевиоризма.
  2. Основоположники бихевиоризма. Классические опыты бихевиористов.
  3. Виды научения.
  4. Подкрепление положительное и отрицательное. Время подачи и величина подкрепления.
  5. Фиксированный и вариативный режимы подкрепления. Самоподкрепление.
  6. Правила выработки навыка.
  7. Методы отучения от нежелательного поведения.
  8. Наказание и поощрение.
  9. Основные этапы психотерапевтического процесса в рамках когнитивно-поведенческого подхода.
  10. Методы поведенческой психотерапии.
  11. Основные постулаты когнитивного направления в психотерапии.
  12. Эмоциональные состояния как следствия образа мыслей.
  13. Рационально-эмотивная терапия по А.Эллису: основные идеи и сферы применения.
  14. Когнитивная психотерапия А.Бека
  15. Основные этапы и методы когнитивного подхода.
  16. Реконструктивные методы.
  17. Тренинг ассертивности как вариант поведенческой психотерапии
  18. НЛП как вариант современной когнитивно-поведенческой теории.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО, ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ

 4.1. Требования к уровню освоения предмета

В результате изучения курса студенты должны знать:

· Основные теоретические предпосылки возникновения поведенческой, а затем когнитивной психотерапии.

· Основные теории, лежащие в основе реконструктивной психотерапевтической работы

 

В результате изучения курса студенты должны уметь:

· Использовать возможности когнитивно-поведенческого направления в терапевтическом процессе

В результате изучения курса студенты должны развить навык:

· Публичного выступления

· Успешного планирования и целеполагания

· Повышения собственной эффективности за счет самомотивации

4.2. Формы и содержание промежуточного и итогового контроля знаний

Форма контроля текущих знаний студентов: семинары, контрольные опросы,

Промежуточная аттестация проводится в виде письменной контрольной работы.

Итоговая форма контроля: зачет в форме компьютерного теста (2 варианта по 45 вопросов).

4.2.1. Вопросы для предварительной аттестации

A. 1. Перечислите виды научения.     2. Характеристика методов поведенческой психотерапии: метод наводнения и имплозии.  
B. 1. Признаки эффективного положительного подкрепления   2. Характеристика методов поведенческой психотерапии:Метод формирования поведения и Жетонная система  
C. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии: Систематическая десенсибилизация по Вольпе.   2. Характеристика методов поведенческой психотерапии: Методы самоконтроля и методы моделирования  
D. 1. В чем отличие классического обуславливания (по Павлову) от оперантного обуславливания (по Скиннеру)?   2. Характеристика когнитивной психотерапии по А.Беку  
E. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии:Метод функциональных тренировок и аверзивные методики.   2. Характеристика рационально-эмотивной психотерапии по А.Эллису  
F. 1. Характеристика методов поведенческой психотерапии: метод стимульного контроля и парадоксальной интенции.   2. Виды иррациональных установок    
G. 1. Виды подкреплений.   2. Виды когнитивных ошибок  
H. 1. В чем состоит закон эффекта Э. Торндайка?   2. Объясните классическую формулу бихевиоризма  
I. 1. Кто автор теории социального научения? Краткая характеристика 2. Объясните формулу, описывающую причины возникновения эмоциональных и поведенческих расстройств  

Приложение. Конспекты лекций

Последователи

n Д.Б. Уотсон и И.П.Павлов – теория классического обусловливания

n Э. Торндайк и Б. Д. Скиннер – теория оперантного обусловливания

n А. Бандура – теория социального научения

n Э.Толмен – теория латентного научения

 

Теория научения.

Можно выделить три категории научения, различающиеся по степени участия в них организма как целого.

n РЕАКТИВНОЕ: привыкание, сенсибилизация, импринтинг, условный рефлекс (классическое обусловливание)

n ОПЕРАНТНОЕ: научение методом проб и ошибок, метод последовательных приближений, научение путем подражания модели

n КОГНИТИВНОЕ: латентное научение, научение через инсайт, научение путем рассуждений.

 

(Отрывок из книги Б.Д. Карвасарского «Психотерапевтическая энциклопедия», 2000)

В 1913 г. в США журнал «Психологическое обозрение» публикует статью молодого профессора Университета Хопкинса Уотсона (Watson J. В.), в которой он критиковал структурную и функциональную психологию, доминировавшую в то время, и призывал рассматривать психологию как объективную экспериментальную область естественных наук, основной теоретической задачей, которой должно быть прогнозирование поведения человека и управление поведением. С этого момента начинает свое развитие бихевиоризм как отдельное направление в психологии, антагонистичное психоаналитической системе и определившее теоретические основы поведенческой психотерапии. Значительное влияние на формирование бихевиоризма оказали условно-рефлекторная теория И. П. Павлова и теория сочетательных рефлексов В. М. Бехтерева. И. П. Павлов продемонстрировал в своих экспериментах, что высшая нервная деятельность может описываться в терминах физиологии, на подопытных животных и без привлечения понятия сознания. Условные рефлексы И. П. Павлова предоставили науке базовый элемент поведения, посредством которого можно было изучать сложное и многогранное поведение человека в лабораторных условиях. Уотсон воспользовался этой идеей и сделал ее основой своей программы. И. П. Павлов с удовлетворением отмечал, что работы Уотсона и дальнейшее развитие бихевиоризма в США являются убедительным подтверждением его идей и методов. В. М. Бехтерев опубликовал свои представления о сочетательных рефлексах в семитомнике «Основы учения о функциях мозга» (1903-1907). Он полагал, что поведение высшего уровня можно объяснить как сочетание или накопление моторных рефлексов более низкого уровня. Процессам мышления присущ аналогичный характер — в том смысле, что они зависят от внутренних действий речевой мускулатуры — это положение и было развито позднее Уотсоном. «Основы учения о функциях мозга» были переведены на немецкий и французский языки в 1913 г., именно в это время книгу и прочитал Уотсон. Бихевиоризм Уотсона представлял собой попытку построить науку, свободную от менталистских понятий и субъективных методов, науку столь же объективную и здравомыслящую, как и физика. Это означало, что все сферы поведения должны были рассматриваться в объективных терминах «стимул— реакция». Уотсон разработал программу оздоровления общества — экспериментальную этику, основанную на принципах бихевиоризма. Несмотря на то, что эта программа так и не достигла поставленных целей, сам Уотсон получил широкое признание как основатель крупной научной школы.

К 1930 г. бихевиоризм представлял собой уже известную научную школу и в дальнейшем продолжил свое развитие в работах необихевиористов Толмена (Tolman E. С.), Халла (Hull С. L.) и Скиннера (Skinner В. F.), опиравшихся на принципы операционизма Бриджмена (Bridgmen P. U.). Толмен в 1932 г. описал собственную систему бихевиоризма, определяющую целенаправленность поведения, ввел важное для бихевиоризма понятие промежуточной переменной и латентного научения,чем оказал большое влияние на дальнейшее развитие теории научения. Халл дополнил теорию научения законом о первичном и вторичном подкреплении, ввел в науку гипотетико-дедуктивный метод, как он считал — единственно адекватный метод бихевиоризма. Самой влиятельной фигурой необихевиоризма на протяжении нескольких десятилетий являлся Скиннер (всеобщее признание его пришлось на послевоенные годы). Он выдвинул концепцию оперантного научения, согласно которой организм приобретает новые реакции благодаря тому, что сам подкрепляет их, и только после этого внешний стимул вызывает реакции. Речь человека Скиннер считал вербальным поведением, и, как любое поведение, она подлежит подкреплению, прогнозированию и управлению. Взгляды на природу процесса научения вышли за пределы лабораторий и воплотились в концепции программированного обучения. Начиная с 1950-х гг. методы оперантного обусловливания распространились на психотерапевтическую практику и воплотились в поведенческой психотерапии, главной целью которой стало формирование и укрепление способности к действиям, приобретение техник, позволяющих улучшить самоконтроль. Сам термин «поведенческая психотерапия» вошел в историю с 1953 г. 1950-1960-е гг. — период становления поведенческой психотерапии как самостоятельного направления. Работы Вольпе (Wolpe J.) и Лазаруса (Lazarus А. А.) в ЮАР, Шапиро (Shapiro D.) и Айзенка (Eysenck H. J.) в Англии, Азрина (Azrin N. Н.) и Айллона (Ayllon Т.) в США привели к растущей популярности поведенческой психотерапии в 1960-1970-е гг., когда она стала одним из ведущих направлений мировой психотерапии. Мощным толчком для дальнейшего развития бихевиоризма и поведенческой психотерапии явилась социальная когнитивная теория Бандуры (Bandura А.), определившая социально-бихевиористский подход в психологии. Социальное научение, согласно теории Бандуры, формируется через наблюдение. Одно лишь наблюдение за моделью позволяет формировать новые стереотипы поведения, ранее отсутствовавшие у животного или человека. В дальнейшем это привело к теоретическим обобщениям, получившим название концепции самоэффективности.

Последующий отход от первоначальной парадигмы поведенческой психотерапии (стимул—реакция), рассматривающий когниции как промежуточные переменные, как структурирующие и регуляционные компоненты эмоциональных, мотивационных и моторных процессов, отражают теории Эллиса (Ellis А.) и Бека (Beck А. Т.). В рационально-эмоциональной психотерапии главной промежуточной переменной являются рациональные и иррациональные когниции. В когнитивной психотерапии определяющей переменной являются реалистичные и нереалистичные (связанные с ошибками в когнитивных выводах) когниции. И Элис, и Бек признают связь когнитивных и поведенческих переменных при доминирующем значении первых. С их точки зрения, центром воздействия психотерапии должны быть промежуточные когнитивные переменные.

Попытка интеграции когнитивного и поведенческого подходов связана с именем Мейхенбаума (Meichenbaum D.). Его работы можно рассматривать как дальнейшее развитие идей А. Р. Лурия и Л. С. Выготского о внутренней речи. Разработанные им методика самоинструктирования,прививка против стресса представляют собой способы овладения внутренней речью в виде самовербализации.

Таково же направление работ Махони (Mahoney M. J.), рассматривающего когнитивные переменные и их модификации как главный объект и цель когнитивно-поведенческой психотерапии.

Таким образом, поведенческая психотерапия сегодня — это развивающееся направление в психотерапии. Начав с теорий научения, построенных по схеме «стимул-реакция», она использовала далее когнитивные и социальные теории научения, а в последние годы пытается опереться на теории переработки информации, коммуникации и даже больших систем.

Теория Научения

КЛАССИЧЕСКОЕ ОБУСЛАВЛИВАНИЕ

Условные рефлексы (классическое обусловливание) - возникают в результате формирования связи между специфическим стимулом, вызывающим тот или иной врожденный рефлекс, и каким-либо индифферентным стимулом. В результате индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать данный рефлекс.

 

Эксперименты И.П.Павлова. У всех нас к моменту появления на свет уже имеется ряд врожденных рефлексов, таких как выделение слюны при попадании в рот пищи или моргание в ответ на громкий звук. К врожденным рефлексам относятся также отдергивание руки при воздействии болевого раздражителя или коленный рефлекс-разгибание ноги при ударе по коленному сухожилию.

 

Для проявления таких рефлексов не нужно никакого предварительного опыта и никаких других условий, кроме специфического стимула. Иными словами, это безусловные рефлексы - они автоматически включаются в ответ на определенные раздражители, тоже называемые безусловными. Бывает, однако, что одновременно со специфическим раздражителем, вызывающим какой-либо безусловный рефлекс, действует другой раздражитель, не имеющий с ним ничего общего. Если такая связь между двумя раздражителями достаточно ясна или часто повторяется, то индифферентный раздражитель сам по себе начинает вызывать тот же рефлекс.

Это явление было открыто русским физиологом И. П. Павловым в 1903 году. В ходе своих опытов Павлов обратил внимание на то, что звон миски, в которую накладывали пищу, вскоре начинал сам по себе вызывать у собаки слюноотделение. Таким образом, индифферентный звуковой стимул, если он просто сочетается во времени с безусловным пищевым раздражителем, может приобрести способность вызывать тот же рефлекс. В связи с этим Павлов назвал такие раздражители условными, а вызываемое ими рефлекторное слюноотделение – условным рефлексом.

 

ОПЕРАНТНОЕ НАУЧЕНИЕ

При научении методом проб и ошибок индивидуум, встретившись с каким-либо препятствием, совершает попытки преодолеть его и при этом, постепенно отказываясь от неэффективных действий, находит в конце концов решение задачи. Такой тип научения был открыт Э. Торндайком (1894 – 1949), который использовал в свих экспериментах т.н. «проблемные клетки».

Эффективность метода «проб и ошибок» объясняется «законом эффекта»: в случае, если какое-то действие приводит к желательным результатам, вероятность его повторения возрастает, а если к нежелательным последствиям – снижается.

 

Правила выработки навыка.

1. Повышайте критерий небольшими градациями, чтобы у субъекта всегда была реальная возможность выполнить требуемое и получить подкрепление.

2. В конкретный промежуток времени отрабатывайте что-нибудь одно, не пытайтесь формировать поведение по двум критериям одновременно.

3. Прежде чем увеличивать или повышать критерий, пользуйтесь подкреплением текущего уровня ответа, т. е. подкрепляйте любое исполнение данного действия, имеющегося в данный момент.

4. Вводя новый критерий, временно ослабьте старые.

5. Будьте впереди того, кого вы обучаете: полностью планируйте свою программу выработки так, чтобы в случае внезапного успеха обучаемого, вы знали, что следует подкреплять далее.

6. Не меняйте тренеров на "середине реки"; у вас может быть несколько инструкторов на одного обучающегося, но придерживайтесь одной программы выработки на каждый из типов поведения.

7. Если одна процедура выработки не приносит успеха, найдите другую, существует столько же способов добиться нужного поведения, сколько инструкторов, способных их придумать.

8. Не кончайте тренировку, не дав положительного подкрепления, это соответствует наказанию.

9. Если навык ухудшается, "возвратитесь к детскому саду", быстро повторите весь процесс выработки с серией легких подкреплений.

10. Оканчивайте, по возможности, каждую тренировку на высокой ноте и в любом случае останавливайтесь, оставаясь впереди обучаемого.

 

Научение путем инсайта.

Этот вид научения занимает промежуточное положение между латентным научением и творчеством. При инсайте определенная информация, разбросанная в памяти, как бы объединяется и используется в новой ситуации. С творчеством инсайт сходен в том отношении, что задача, возникшая в такой ситуации, решается оригинально и решение приходит спонтанно

 

В отличие от чистого творчества инсайт возможен только в том случае, если субъект уже решал какие-то задачи с помощью сходных элементов или встречался ранее с аналогичными ситуациями.

 

Научение путем рассуждений: перцептивное научение и концептуальное научение.

На первом этапе такого научения учитываются имеющиеся данные и связи между ними, а на втором формируются гипотезы, которые в дальнейшем проверяются, и в результате находится решение. При научении путем выработки понятий субъект вскрывает сходство между различными предметами, живыми существами, ситуациями или идеями и формирует абстрактное понятие, которое может распространяться на другие объекты со сходными чертами.

 

При оценке эффективности научения следует в каждом конкретном случае учитывать целый ряд перцептивных и эмоциональных факторов, а также состояние сознания субъекта. Поэтому такая оценка редко отражает его фактические возможности. Кроме того, качество научения и его результаты тесно связаны с предшествующим опытом субъекта; перенос этого опыта может либо облегчить, либо замедлить выработку новых знаний или навыков.

 

Условия психотерапии

• Клиент со способностью к самонаблюдению и анализу своих мыслей

• Взаимное сотрудничество психотерапевта и клиента. Достижение согласия в отношении цели психотерапии, средств достижения, продолжительности лечения.

• Принятие пациентом базисного положения о зависимости эмоций от мышления.

 

Модель A- B- C терапии РЭТ

 

Несмотря на то, что рационально-эмотивная терапия признает влияние на человека внешних причинных факторов, люди не зависят от них полностью. Напротив, считается, что человек способен преодолеть собственные биологические и социальные ограничения, как это ни трудно, и действовать в направлении изменения и контроля своего будущего (Ellis, 1976, 1979d). Такое признание способности людей определять в значительной мере собственное поведение и эмоциональные переживания выражено в теории поведения и личностных нарушений A-B-C (Ellis, 1989).

В модели A-B-C A (activating)соответствует активирующему событию или переживанию; B (beliefs)— системе убеждений индивида; C (consequences)— последствиям. Скажем, вы едете по шоссе и у вас спускает колесо; это A (активирующее событие). В ответ на это событие вы можете подумать: «Этого НЕ ДОЛЖНО было случиться. Это УЖАСНО. Я этого не вынесу. Я не справлюсь».Эти мысли соответствуют части B (система убеждений) модели. Следовательно, учитывая свои мысли, вы можете встревожиться, разгневаться; эти чувства соответствуют части C (последствия) вашего проблемного мышления. Таким образом, A не является непосредственной причиной C, в чем вы убедились. Вместо этого последствия являются результатом системы убеждений, среднего компонента модели A-B-C.

Система убеждений может быть рациональной или иррациональной. В случае рациональной, разумной, или реалистичной, системы убеждений (рВ) последствия также будут рациональными или разумными (рС). Если система убеждений иррациональна, неразумна, или нереалистична (иВ), тогда последствия также будут иррациональными или неразумными (иС). Признание взаимоотношений A-B-C дает возможность изменения и контроля установок и поведения в ответ на обстоятельства.

Ao – Ac – B - С
Формула психотерапии А.Эллиса:

Ao – объективное событие

Aс – субъективно воспринятое событие

B - система оценки (убеждения: рациональные или иррациональные)

C – эмоциональные и поведенческие последствия

 

Этапы психотерапии А.Эллиса

  1. Кларификация, прояснение параметров события, эмоционально затронувшего клиента
  2. Идентификация следствий
  3. Реконструкция иррациональных установок

 

Реконструктивный тренинг

современная форма когнитивной психотерапии.

Реконструктивные методы.

Техники опровержения: Жесткие ( Контратака, Контрутверждения, Диспут, Форсирование выбора, Создание диссонанса, Когнитивное наводнение, Когнитивное обусловливание)

 

Техники опровержения: Мягкие ( Оспаривание в состоянии релаксации, «Антикатастрофикация», Преодолевающие утверждения, Скрытое угасание и подкрепление)

 

Техники опровержения: объективные ( Альтернативная интерпретация, Рациональные убеждения, Утилитарные доводы, Общественное значение, Логический анализ)

 

Перцептивный сдвиг

Техники рассматриваются на практических занятиях.

 

Нейролингвистическое программирование как вариант современной когнитивно-поведенческой теории.

 

(Отрывок из книги Б.Д.Карвасарского «Психотерапия», 2002)

Нейролингвистическое программирование - модель человеческих коммуникаций и поведения, которая может быть эффективно использована для организации или описания взаимодействий в психотерапии, педагогике, менеджменте с целью их оптимизации. В психотерапии считается современным направлением постэриксоновской психотерапии (эриксоновский гипноз, позитивная психотерапия), разрабатываемой с начала 70-х годов американцами Гриндером и Бендлером (лингвистом и математиком по базисному образованию) и их последователями.

Нейролингвистическое программирование (НЛП) базируется на ряде источников: 1) на изучении и анализе практики М. Эриксона, Сатир, Перлса и других представителей американской психотерапии; 2) на современных данных о межполушарной асимметрии — различиях в переработке информации правым и левым полушариями; работах Бейтсона, посвященных одному из вариантов эпистемологии — «экологии разума»; 3) на трансформационной грамматике Хомского, выделяющей глубинные структуры языка, правила организации и трансформации сообщения; 4) на исследованиях кибернетики 50—60-х годов, стирающих границы между искусственным и естественным интеллектом; на теории логических типов Рассела. Таким образом, НЛП является психотерапевтической концепцией необихевиористской ориентации.

Базисные постулаты НЛП можно сформулировать следующим образом.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.171.121 (0.149 с.)