Эстетизм. Творчество Оскара Уальда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетизм. Творчество Оскара Уальда



Оскар Уайльд (1854—1900) является ключевой фигурой английского эстетизма. Эстетизм представляет собой одно из основных течений английского декаданса. Как все декаденты, эстеты резко отрицательно относились к окружающей реальности, предпочитая искать свой идеал красоты в отрыве от действительности. Искусство представлялось им антитезой жизни, причем они утверждали ее вторичность по отношению к нему, стремясь улучшить реальность посредством ее эстетизации. Красота объявлялась единственной сущностью искусства. В своем восстании против прагматизма и утилитаризма викторианской эпохи эстеты категорически отвергали этическую функцию произведений искусства. Английские эстеты группировались вокруг журналов «Желтая книга» (1894—1897) и просуществовавшего всего год «Савой» (1896).

Существенное влияние на формирование эстетизма сыграло творчество любимого поэта Уайльда Джона Китса, выдвинувшего романтический идеал прекрасного, противостоящий повседневности. Противопоставляя творчество Китса творчеству Байрона и Шелли, Уайльд утверждал, что «благодаря спокойствию и ясности своего видения, совершенному самоконтролю, безошибочному чувству красоты, признанию особой сферы воображения Ките стал безупречным и ясным художником». Ките был дорог эстетам тем, что считал красоту подлинной сущностью всякого явления, видя задачу поэта в том, чтобы раскрыть ее миру. Ките говорил о примате красоты над нравственностью, полагая, что не только рассудок, но и утвердившиеся в обществе моральные нормы препятствуют полету творческого воображения, а созданные Китсом образы прекрасного отвечали представлению Уайльда об истинной красоте.

Английские эстеты черпали идеи из творчества французских поэтов «Нового Парнаса», поэзии символистов и прозы Гюисманса, однако нс менее важны были для оформления их эстетической платформы и взгляды соотечественников. Непосредственными предшественниками эстетов в английской национальной традиции были прерафаэлиты — группа художников и поэтов, которые начиная с 1849 г. пытались изменить жизнь посредством искусства, противопоставляя безвкусице викторианской эпохи чистоту, строгость и безыскусность средневековых мастеров живописи. Уайльд видел в прерафаэлитизме «английское Возрождение искусства» (именно так он назвал посвященную прерафаэлитам статью 1882 г.), отмечая присущее прерафаэлитам стремление к более человечному и привлекательному образу жизни, страсть к физической красоте, исключительное внимание к форме, их поиски «новых форм для поэзии, новых форм искусства, новых интеллектуальных и эмоциональных наслаждений». В произведениях прерафаэлитов Уайльд видел стремление художников создать красоту, соответствующую их внутренней духовной потребности. В поэзии прерафаэлитов он ценил «превосходную изысканность и точность языка, бесстрашный, безупречный стиль» и «музыкальную ценность каждого слова».

Уайльд также относил к числу своих учителей философа, писателя, историка и публициста Джона Рёскина (1819—1900), утверждавшего, что красота должна стать законом бытия. В то же время в 1882 г. Уайльд отошел от идей Рёскина, объявив себя адептом идеи «чистого искусства», свободного в том числе и от законов морали. Этот отход стал возможным во многом благодаря влиянию творчества Шарля Бодлера и его английского единомышленника Алджернона Чарлза Суинберна (1837—1909), которые в своих произведениях вышли далеко за рамки традиционных нравственных ориентиров и оценок и утверждали, что искусство не имеет ничего общего с делом нравственного воспитания. Из английских поэтов Суинберн был наиболее близок идеалу символистского «искусства для искусства». Он обладал уникальным даром живописи поэтическим словом, работал над приданием стихам музыкального звучания.

Культ красоты, характерный для эстетов, формировался и под влиянием идей Уолтера Пейтера (1839—1894). В отличие от прерафаэлитов и Рёскина, преклонявшихся перед искусством Средневековья, Пейтер видел художественный идеал в искусстве эпохи Возрождения. В своем труде «Исследования по истории Возрождения» (1873) он показал, что для ренессансных художников было характерно религиозно-мистическое отношение к красоте как к единственному отражению божественного в земном мире. Отталкиваясь от учения Платона, которого он считал первым приверженцем идеи «чистого», т.е. свободного от всего земного, искусства, Пейтер полагал, что искусство не имеет иных целей, кроме собственного совершенства («Платон и платонизм», 1893). По мнению Пейтера, искусство должно избавиться от подчинения логике и рассудку, а достижение формального совершенства должно стать его главной и единственной целью. Вслед за немецкими философами-романтиками Пейтер провозглашал музыку самым совершенным из искусств, поскольку в нем стирается различие сущности и формы. Созвучна настроениям Уайльда была и трагическая мысль Пейтера о гибели красоты в мире пошлости, ставшая главным мотивом новелл сборника «Воображаемые портреты» (1887).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.004 с.)