Символизм. Драматургия М. Метерлинка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Символизм. Драматургия М. Метерлинка.



Начало творческого пути. Морис Метерлинк (1862--1949) -- выдающийся бельгийский драматург, поэт, теоретик символизма -- родился в семье нотариуса, изучал право в Париже, где испытал влияние французских символистов. Че списываешь да,тщорт

В 1886 г. он написал рассказ "Избиение младенцев", в котором сплетаются два плана -- повествование о гибели детей от рук испанских солдат и библейский план. В рассказе звучит тема непреоборимости судьбы. Это произведение открывает первый период творчества писателя, связанный с формированием символистской концепции мира и человека и символистской поэтики. Идея сборника стихов "Теплицы" (1889) -- разделенность мира на "теплицу", где живет человек, и недоступную емусферу жизни природы. Драма "Принцесса Мален" (1889) является первым значительным достижением сим волистского театра. Бессилие человека перед роком, персонифи цированным в образе королевы Анны, передается нагнетанием тревожной атмосферы в драме.

"Маленькие драмы". Слава Метерлинка как крупнейшего драматурга символизма упрочилась после постановки его "маленьких драм" -- "Непрошеная" (1890), "Слепые" (1890), "Семь принцесс" (1891), "Там, внутри" (1894), "Смерть Тентажиля" (1894), в которых писатель разрабатывал новую функцию этого жанра -- выражение "состояния" (это открытие оказало большое влияние на драматургию XX в.). В маленьких драмах главная тема-- смерть, понимаемая автором как мистическая категория, как недетерминированный акт. Метерлинка интересует не борьба, приводящая к смерти, а смерть сама по себе.

В маленьких драмах сюжет предельно ослаблен.

Двенадцать слепых пытаются узнать, что их окружает ("Слепые"). Семья думает о болезни девушки ("Непрошенная"). Другая семья проводит обычный вечер, не зная о своем несчастье ("Там, внутри"). Жених пытается разбудить невесту ("Семь принцесс") и т.д.

Все это составляет первый, видимый план пьес. Перед нами "кусок жизни". Русский поэт-символист, переводчик Метерлинка Н.М. Минский писал об этом: "...Вся трудность для драматурга заключилась не в том, чтобы обнаружить идею, а скорее в том, чтобы ее искусно скрыть, чтобы зритель, не догадывающийся о философском содержании пьесы, имел перед собой завлекательную правдивую повесть жизни. И действительно, сказка сама по себе поэтична, трогательна, глубоко человечна. Но присмотритесь внимательнее, и второе символическое содержание начинает сквозить за первым драматическим".

В маленьких драмах Метерлинка место драматичного, трагического конфликта заняла трагическая ситуация. Писатель трактует конфликт как нечто внешнее и по возможности его устраняет. Трагическое понимается им как истинная ситуация и составляет основу произведений. Трактовка трагического совершенно не совпадает с реалистической концепцией, так как полностью исключает возможность борьбы. Отсюда такая важная особенность драматургии бельгийского писателя, как отсутствие трагического героя.

"Сокровище смиренных". Складывающаяся окончательно в "маленьких драмах" символистская концепция двоемирия находит своетеоретическое выражение в трактате "Сокровище смиренных" (1896) -- этом "евангелии символизма".

Практически все положения эстетики Мориса Метерлинка можно вывести из его философских построений. Они могут быть сведены к следующему.

Видя теоретические источники своей концепции в философских произведениях Платона, Плотина, Бёме, Сведенборга, Новалиса, Эмерсона, Метерлинк вслед за ними утверждает тезис о существовании не одного, а двух миров. К миру "этому" относятся люди, природа, к миру "иному" -- душа, которая часто отождествляется с Богом и которой подчиняются души отдельных людей, тоже причисляемые к "иному" миру.

Из этого дуалистического представления следует несколько выводов. История человечества-- это история существования (пробуждения и засыпания) "мировой души". Каждый человек двуедин: в нем сосуществуют душа и человек (не тело!). Все люди принципиально одинаковы в этих двух ипостасях. "Каким ничтожным должно казаться в глазах Бога всякое различие", -- восклицает Метерлинк по этому поводу. Зато между собой эти ипостаси совершенно непохожи, "душа" не отвечает за действия "человека", "она... может остаться чистой даже посреди страшного убийства". Тем не менее между двумя мирами есть связь, человек -- лишь звено в длинной цепи поколений, живущих в "ином" мире: "Заглянув туда, мы не без тревоги постигли, с одной стороны -- власть тех, которые еще не родились, а с другой -- могущество мертвых".

Связь "человека" и "души" писатель видит в двуединстве человека. В характеристику "человека" входят наследственность, воля, чувство и ощущения, разум, действие. В характеристику "души" -- "незримая дорога", "внутренняя красота", "звезда", покой. И между этими противоположными субстанциями перекинут мостик -- судьба ("луч звезды"), которую современный человек осмеливается вопрошать. По Метерлинку, единственная цель человека на земле -- познание "иного" мира, но между мирами лежит тайна, не постигаемая ни через самопознание, ни через познание своей судьбы.

Парадоксальность этого утверждения получает развитие в эстетике Метерлинка и его художественном творчестве. В трактате содержится изложение поэтики метерлинковского театра, построенной на воспроизведении "трагедии каждого дня", на раскрытии в бездействии и молчании "второго диалога" -- диалога душ.

Второй период творчества. В 1896 г. начинается второй период творчества Метерлинка ("оптимистический"). Герои его новых произведений ("Аглавена и Селизетта", 1896; "Ариана и Синяя Борода", 1896, и др.) бросают вызов своей судьбе. В трактате "Сокровенный храм" (1902) утверждается необходимость активного вмешательства в жизнь.

В это время Метерлинк (живущий с 1898 г.во Франции) сходится с социалистами. Его художественная концепция сближается с неоромантизмом, а в некоторых произведениях, например, в "Чуде святого Антония" (1903) -- с реализмом. Наиболее значительное произведение этого периода -- феерия "Синяя птица", первая постановка которой была осуществлена в 1908 г. К.С.Станиславским на сцене Московского Художественного театра. Символистская поэтика в этой пьесе подчинена стремлению автора показать победу добра и истины, вечную жажду идеала, торжество человека над силами природы. Связанная с "Синей птицей" общим героем (Тильтиль) пьеса "Обручение" (1918) завершает второй период деятельности Метерлинка. Писатель на вершине славы. В 1911 г. ему присуждается Нобелевская премия.

Третий период творчества. После 1918 г. сначала наблюдается сближение Метерлинка с реалистической эстетикой (пьесы "Бургомистр Стильмонда", 1918; "Соль жизни", 1920, и др.), затем новое увлечение мистицизмом (трактаты "Перед лицом Бога", 1937; "Другой мир, или Звездные часы", 1942, и др.). Метерлинк по-прежнему много работает, но его поздние произведения не поднимаются до художественного уровня "маленьких драм" и "Синей птицы".

Метерлинк -- крупнейший теоретик и драматург символизма, наиболее четко разработавший концепцию противопоставленности материального мира и "мировой души", которую человек познает через любовь, судьбу и смерть (отсюда главные мотивы его ранних пьес) и фиксирует в символах. Метерлинк -- значительный представитель так называемой "новой драмы", и его открытия в создании "атмосферы", передаче "состояния", воспроизведении "трагедии каждого дня" близки открытиям Ибсена, Чехова, Гауптмана и других выдающихся европейских драматургов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.005 с.)