Роман О. Хаксли «Прекрасный новый мир». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роман О. Хаксли «Прекрасный новый мир».



Написан в 1932 году. Научная подоплека мира – важнейший посыл – в его мире диктатором не являются представителем военной власти, полиции. Хаксли размышляет над диктатурой ученых, люди, которые знают досконально человека, наиболее опасны. Поэтому идеи Нового времени о спасительной силе разума несостоятельны. Их власть будет несвергаемой, непреодолимой. Утопия не только не снимет социального неравенства, но может породить неравенство биологическое. У Хаксли люди формируются на определенное место, формируются в пробирках. Вторая сторона – экономическая, его мир – это мир идеального потребления, человек- это винтик в системе производства, это потребитель. Любовь к природе не нужна обществу потребления, она бесплатна. Нужно, чтобы люди были полностью включены в Че списываешь да,тщорт цикл потребления, чтобы экономика работала безупречно. Перед нами мир абсолютной безликости, массовости. Бог - Форд. Летоисчисление ведется с момента выпуска первой модели Форд. Этому миру не нужна духовность, не нужна высокая культура, не нужна религия, не нужна даже и наука. Наука связана с поиском и творчеством, она дестабилизирует мир, развитие вредно для гармонии. Перед нами одна из тем конца истории, достижение утопического антиидеала – остановка истории, смерть человечества.

 

Интересно, что все создатели антиутопий причастны к антиутопическому мышлению. Перед смертью Хаксли напишет роман-утопию на основе восточной философии. Это же мы видим и у Оруэлла, который начинает как коммунист и утопист.

 

Структурно антиутопия отличается от утопии изменением центра внимания. Утопия социоцентрична, антиутопия всегда антропоцентрично, в центре – всегда диссидент, который откололся от массы счастливого мира будущего. В этом романе это герой – Маркс – выражение унификации этого мира. Предзаданный набор фамилий, нет семьи. Нет любви, запрет на создание стабильных пар, это мир сексуальной свободы, поскольку человек освобожден от каких-либо обязательств. Мать и отец – самые главные ругательства. Формирование пары предполагает выделение самостоятельного мира со своими внутренними интересами. Это недопустимо. Фамилии идеологов – Маркс, Ленин; противоположные – Ротшильд – капитализм, Мальтус – идеолог фашизма. По мысли Хаксли эти лагеря не так уж противостоят и капиталистическое и социалистическое едино по духу, это утопично.

Маркс восстает против этого мира, потому что у него пророждаются элементы индивидуальности, он хочет любви и верности от своего партнера, претендует на общее преподнимание над временем. Попытки поиска собственного пути, такое взросление неприемлемо. Хаксли, критикуя рационализм нового времени пользуется художественными средствами поэтики просветительского романа. Критикуя век это времени, он пользуется средствами этого времени. Примешивание элементов квазинаучного дискурса. Начинается роман с лекции о строении и происхождении человека. Через эту лекцию мы узнаем о мире.

 

Это роман идеологический. Это роман-диспут, романа, который строится на изображении разных точек зрения, но у Хаксли нет идеологической тенденции, Хаксли не видит спасительного пути для человечества. Контекст диспута, который объединяет, а не разделяет точки зрения – это особенность романа. В романе заменяем главный герой. До середины романа – это Маркс. Затем – дикарь Джон, человек, привезенный из индейской резервации. Два полюса существования – природный мир и мир после остановки развития человечества. Первобытный мир – еще одна идеология нового времени, здесь узнаваем руссоизм. Природное тоже не идеально. Сама фигура дикаря, который не понимая условности мира, разоблачает его ложность. Джон нагружается еще одной нагрузкой – он не просто выразитель дикарского мира, он выучился читать по книжке Шекспира, которую мать его нашла на помойке. Хотя это было запрещено. Сама фраза – О дивный новый мир – это цитат из шекспировской «Бури». Шекспировское время – это начало нового времени, ренессансный человек стоит у истоков утопического, у мечтаний о дивном новом мире.

Историософское – эпиграфы взяты из трактата Бердяева «Новое Средневековье».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 103; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.201 (0.005 с.)