Устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе



Пояснительная записка

В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.

    Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.

    Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.

    Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.

    Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.

 

Диагностическая карта устной речи

обучающегося школы

                              _____________________________________________________

(динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)

 

   Серия I. Исследование понимания речи

1. Понимание конкретных существительных, глаголов

 

 п/п

Задание

количество баллов

 

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

 

с

д

м

д

м

д

м

д

м

д

м  

· Конкретные существительные

(-Покажи игрушки)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
1. куклу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
2. зайчика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
3. машину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

· Обобщающие слова

(-Покажи по картинкам)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
4. игрушки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
5. посуда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
6. животные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
7. одежда

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

· Действия

(-Покажи, где на картинке кто-то)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
8. спит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
9. ест

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
10. играет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
11. рисует

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

· Выполнение поручений по речевой инструкции

(-Выполни действие с предметами)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
12. дай куклу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
13. посади мишку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
14. покорми собачку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   
15. покатай машину

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

Итого в баллах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

      

2. Понимание простейших грамматических форм

 

 

 п/п

Задание

количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

·   Единствен., множеств. число существительных (по картинкам)

- Покажи, где:

 

                     
1. чашка-чашки                      
2. кукла-куклы                      
3. мяч-мячи                      

· Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под)

-Выполни действия с предметами:

 

                     
4. положи карандаш на стол                      
5. спрячь мяч под стол                      
6. положи шарик в коробку (в карман)                      
7. спрячь руки за спину                      

· Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а):

                     
8. дом - домик                      
9. ложка - ложечка                      
10. шапка - шапочка                      

Итого в баллах

                     

Итого в баллах за всю серию

                     

Итого в %

                     

   

 

  Серия II. Исследование фонематического слуха

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук

                     
1. Б – ба, от, му, эб                      
2. А – ку, ас, ты, ва                      

· Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук

                     
3. М – мак, суп, дом                      
4. А – аист, мак, гриб                      

· Подобрать картинку к паре слов (паронимы)

                     
5. Крыша-крыса                      
6. Мышка-мишка                      

· На какой звук начинается слово?

                     
7. Аист                      
8. Окунь                      

· На какой звук оканчивается слово?

                     
9. Кот                      
10. Дом                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

 

 

   Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

    1.Состояние фонематического восприятия

 п/п

Слоги для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м
1. па - ба                      
2. ба - ма                      
3. ба - на                      
4. на - га                      
5. ка - га                      
6. да - та                      
7. ва - фа                      
8. ва – ва - фа                      
9. да – да - та                      
10. ка – ка - га                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

    

2. Артикуляционная моторика.   

п/п

Название упражнения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м
1. «Улыбка»                      
2. «Трубочка»                      
3. «Лопатка»                      
4. «Иголочка»                      
5. «Чашечка»                      
6. «Лошадка»                      
7. «Вкусное варенье»                      
8. «Качели»                      
9. «Маятник».                      
10. «Улыбка»«Трубочка»                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

      

3. Звукопроизношение.

п/п

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Согласные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. В – волк, сова
2. Б – бантик, клубок
3. Д – дом, удочка
4. К – кот, паук
5. Кь – кит, утки
6. Г – голубь, иголка
7. Гь – гитара, сапоги
8. Х – халат, ухо, петух
9. Хь - мухи

· Свистящие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. С – собака, усы, автобус
11. Сь – синий, гусь
12. З – зонт, коза
13. Зь – зебра, обезьяна
14. Ц – цепь, яйцо, огурец

· Шипящие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15. Ш – шапка, машина, душ
16. Ж – жук, ежи, ножи
17. Ч – чайник, мяч
18. Щ – щетка, ящик, плащ

· Сонорные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19. Р – рыба, корова, топор
20. Рь – ремень, дверь
21. Л – лук, молоток, пила
22. Ль – лейка, улитка
23. Й – яблоко, майка
24. М – мыло, сом
25. Н – носки, окно, слон

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

 

4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.

·

Слова для повторения

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Односложные слова

                     

1.

Кот                      

2.

Мяч                      

· Двусложные слова

                     

3.

Петух                      

4.

Веник                      

· Двусложные слова со стечением согласных

                     

5.

Банка                      

6.

Сумка                      

· Трёхсложные слова

                     

7.

Телефон                      

8.

Самолёт                      

· Трёхсложные слова со стечением согласных

                     

9.

Бабочка                      

10.

Подушка                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     
                           

 Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования

1.  Активный словарь

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Предметный словарь

                     
1. Игрушки                      
2. Посуда                      
3. Животные                      
4. Одежда                      

· Глагольный словарь

                     
1. Летит                      
2. Рисует                      
3. Моет                      
4. Стучит                      

· Словарь прилагательных

                     
5. По цвету (основные цвета)                      
6. По вкусу (сладкий – кислый)                      
7. На ощупь (холодный – горячий)                      

Итого в баллах

                     

  

2. Словообразование

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

                     
1. Стол - столик                      
2. Нос – носик                      
3. Кукла - куколка                      

Итого в баллах

                     

Итого в баллах за всю серию

                     

Итого в %

                     

 

    Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Употребление сущ-х в ед. и мн. числе

                     
1. Мяч - мячи                      
2. Кукла - куклы                      

· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. винит. п.

(-Что ты видишь?)

                     
3. Мяч                      
4. Куклу                      
5. Кубики                      

· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. родит. п.

(-Чего не стало?)

                     
6. Мяча                      
7. Куклы                      
8. Кубиков                      

· Употребление предложно-падежных конструкций

(Где сидит кошка?)

                     
9. На траве (на доме)                      
10. Под крыльцом                      
11. В трубе                      
12. За домом                      

· Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р.

                     
13. Жёлтый мяч                      
14. Красная роза                      
15. Синее полотенце                      
16 Зелёные кубики                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

 

    Серия VI. Исследование связной речи

п/п

Задание

Количество баллов

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

____/____

уч. год

с д м д м д м д м д м

· Повторение фразы

                     
1. Вот мама.                      
2. Кошка ест.                      
3. Девочки играют.                      
4. Мальчик делает уроки.                      

· Самостоятельное составление предложения

                     
5. Девочка рисует.                      
6. Дети моют посуду.                      

Итого в баллах

                     

Итого в %

                     

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.206 с.)