Сбор общих сведений о предприятии (организации). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сбор общих сведений о предприятии (организации).



В этом разделе необходимо рассмотреть вид предприятия (организации); отраслевую принадлежность; организационно-правовую форму; номенклатуру выпускаемой продукции предприятия, видов выполняемых работ и оказываемых услуг; состояние отрасли, в которой работает предприятие; роль и тенденции развития предприятия внутри отрасли.

3.1.2 Индивидуальные задания на практику

Задание 1. Провести анализ основных условий, определяющих эффективность труда оператора

Выявить условия труда оператора на определенном рабочем месте (по выбору), подготовить описание, сделать выводы. Схема анализа:

1) санитарно-гигиенические условия: а) освещенность (естественная, искусственная); б) вредные вещества (пары, газы, аэрозоли); в) микроклимат (температура, влажность, скорость движения воздуха); г) механические колебания (вибрации, шум, ультразвук); д) излучения (инфракрасное, ультрафиолетовое, ионизирующее, электромагнитное, волны радиочастот); е) атмосферное давление (повышенное, пониженное); ж) профессиональные инфекции и биологические агенты (микроорганизмы, макроорганизмы – растения, животные);

2) психофизиологические, «трудовые» элементы: а) физическая нагрузка (энергозатраты, грузооборот за смену); б) рабочая поза; в) нервно-психическая нагрузка; г) монотонность трудового процесса; д) режим труда и отдыха (сменный, суточный, недельный, годовой); е) травмоопасность;

3) эстетические элементы: а) гармоничность цветовой композиции;

б) гармоничность звуковой среды; в) запахи; г) природный пейзаж; д) целостность интерьеров рабочих помещений; е) согласованность компонентов технологического оборудования; ж) дополняющие и временные объекты; з) гармоничность рабочих поз и трудовых движений;

4) социально – психологические элементы: а) сплоченность коллектива; б) характер межгрупповых отношений в коллективе (лидерство, производственные конфликты); в) внепрофессиональные факторы (бытовые условия, семейные отношения).

 Задание 2. Провести анализ рабочего места и инструментов. Выявить правила проектирования рабочего места оператора

Проведите анализ рабочего места специалиста. Оцените следующие факторы: насколько удобны стол и стул, соответствуют ли росту, весу и другим антропометрическим данным; удовлетворяет ли рабочее место физическим потребностям в целом; какова яркость освещения; устраивает ли субъекта компьютерное оборудование и т.д. Сделайте выводы, составьте рекомендации. Выявите особенности проектирования рабочего места оператора.

Проанализируйте, насколько удобны инструменты, сделайте выводы, почему одни из них удобны, а другие нет, каким должен быть оптимальный инструмент. Составьте рекомендации.

Задание 3. Составить карту индивидуальных характеристик оператора.

Заполнить карту индивидуальных характеристик оператора, проанализировать полученные данные, выявить сильные и слабые стороны для определенной трудовой деятельности, разработать рекомендации для данного оператора.

Приводим схему составления карты.

1) Биографические данные: возраст, пол, национальность, опыт работы, выполнявшаяся ранее работа.

2) Физические и физиологические характеристики: здоровье, физическая сила, выносливость, стрессоустойчивость.

3) Требования к сенсорным системам.

4) Требования к когнитивным процессам: скорость, точность, способность к опознаванию в различных сенсорных модальностях.

5) Требования к обработке информации.

6) Требования к психомоторике: мышечная координация, ловкость, манипулятивные способности, реакция на стимул.

7) Требования к семантическим системам: умение говорить и понимать речь, беглость речи, ясность выражения мысли.

8) Знания и умения: фундаментальные знания и практические умения, обучаемость, способность применять знания, мастерство в работе, практические суждения.

9) Требования к образованию: базовое и квалификационное образование, дополнительная квалификация, последнее достижение, посещение курсов переподготовки, планы на будущее в области образования.

10) Требования к интеллектуальным процессам: общая культура; вербальные, числовые, пространственные, механические способности и склонности; умение учиться на ошибках, способность не обращать внимания на обиды.

11) Требования к качеству исполнения: скорость и точность ассоциаций; перцептивные, интеллектуальные, психомоторные функции; целеполагание.

12) Индивидуальные требования: основные черты личности, специфические черты личности, индивидуальный профиль, внешний вид и привычки.

13) Социальные требования: способность работать в команде, такт, готовность к лидерству, моральные качества, отношение к руководству и подчиненным.

14) Мотивация и интересы: поведение, потребность в сложных задачах, готовность прилагать дополнительные усилия в работе.

15) Эмоциональные требования: эмоциональная стабильность, настойчивость, устойчивость к смене условий труда, реакция на стресс и скуку.

Задание 4. Исследовать конфликт в системе «человек-машина» (СЧМ).

Провести анализ конфликтов в СЧМ. Охарактеризовать психологические приемы работы с конфликтными ситуациями в СЧМ. Последствия конфликтов в СЧМ и их разрешение.

Задание 5. Изучить эмоциональное напряжение оператора в трудовой деятельности.

Составить план изучения эмоционального напряжения оператора в трудовой деятельности. Охарактеризовать возможные методы изучения эмоционального напряжения оператора в трудовой деятельности. Собрать материал, сделать выводы и дать рекомендации.

Задание 6. Выявить проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами в организации. Особенности внедрения компьютерных технологий в организациях.

Задание 7. Исследовать психологические аспекты проблемы принятия решения. Характеристика уровней принятия решения. Особенности группового принятия решений.

Задание 8. Охарактеризовать оперативные игры в организациях. Описать специфику их проведения и возможные результаты.

Задание 9. Основы организационного консультирования руководителей.

Этапы организации процесса управленческого консультирования.

1. Подготовка к консультированию. При необходимости предварительной диагностики надо зафиксировать: сроки ее проведения (обычно от одной – двух недель до месяца); виды отчетов и информации для консультантов; возможность общения с ключевыми работниками (составить список) в период проведения диагностики; процедуру представления консультантов, их целей и правил поведения; порядок представления отчета о диагностике; связанные с диагностикой финансовые и хозяйственные вопросы. Обычно работают 2 – 3 специалиста.

2. Диагностика организации. Еще на подготовительном этапе проводится предварительная диагностика по изучению положения и деятельности организации (клиента) в прошлом, настоящем и будущем; установление сильных и слабых сторон клиента; выявление возможных направлений совершенствования; определение возможной помощи консультантов. Затем – текущая диагностика в ходе самого управленческого консультирования, где уточняются проблемы и пути их решения.

3. Разработка предложений. Один из вариантов: а) выбор методов работы консультанта; б) разделение труда и его организация в группе консультантов; в) подготовка к деятельности; г) сбор данных; д) анализ данных и уточнение проблемы, например, проблемы корректирования работы, прогресса, творческие; е) изложение предложений, выбор одного или нескольких и принятие решения о внедрении.

4. Внедрение предложений часто организует сам клиент, консультант может быть советником по внедрению.

Задание 10. Выявить особенности проведения профессиональной аттестации сотрудников организации.

Задание 11. Исследовать проблему профессионального маргинализма на примере сотрудников конкретной организации.

Задание 12. Выявить особенности функционирования организации.

Примерный план: цели, задачи организации, ее миссия, структура, внутриорганизационные процессы, технология, кадры, особенности организационной культуры, внешние связи и т.д. Раскрыть особенности деятельности данной организации в зависимости от выбранного типа управления организацией (механистического или органического).

Задание 13. Охарактеризовать особенности отбора сотрудников организации, а также их обучения и развития. Провести анализ следующих вопросов.

Отбор сотрудников: разработка оценочных инструментов, создание программ подбора персонала, оптимизация размещения персонала, определение потенциала сотрудников.

Обучение и развитие сотрудников: выявление потребностей в обучении и развитии, разработка и проведение программ обучения и развития для сотрудников, оценка эффективности программ обучения и развития с точки зрения производительности труда и удовлетворенности сотрудников, планирование карьеры.

Разработать рекомендации.

Задание 14. Выявить психологические особенности организационного развития.

На примере деятельности конкретной организации подготовить следующие вопросы: анализ структуры организации, проведение организационных изменений, повышение удовлетворенности и эффективности работы отдельных сотрудников и рабочих групп. Разработать рекомендации.

Задание 15. Проанализировать качество рабочей жизни в организации.

На примере деятельности конкретной организации подготовить следующие вопросы: повышение производительности труда отдельных сотрудников; выявление факторов, связанных с удовлетворенностью работой; перепланирование работы с целью увеличения ее содержательности. Разработать рекомендации.

Задание 16. Выявить особенности организационной культуры.

Ознакомьтесь с типами организационных обрядов в данном учреждении и спрогнозируйте их возможные последствия.

1) Обряд продвижения (торжественное вручение дипломов и т.д.).

2) Обряд ухода (увольнения, ухода на пенсию, понижения в должности).

3) Обряд усиления (конкурсы, соревнования).

4) Обряд обновления (объявление на заседании о делегировании полномочий).

5) Обряд разрешения конфликта (проведение переговоров).

6) Обряд единения (празднование коллективом юбилеев на рабочем месте).

Какие организационные обряды вы бы предложили и почему? Разработайте рекомендации.

Задание 17. Изучить гендерные особенности руководителей организаций.

Выявите психологические особенности деятельности руководителей–мужчин и руководителей–женщин. Опишите гендерные стереотипы. Имидж руководителя. Раскройте специфику организационного консультирования руководителей-мужчин и руководителей-женщин.

Задание 18. Исследовать коммуникационные сети и стили организации.

Выявите коммуникационные сети организации и изобразите их графически. Проведите анализ полученных данных, составьте рекомендации.

Охарактеризуйте коммуникационные стили данной организации, дайте рекомендации. Раскройте психологические особенности основных типов невербальной коммуникации в данной организации: а) движения тела (жесты, мимика, движения глаз, прикосновения, позы); б) личные физические качества (строение тела, масса, рост, цвет волос и кожи, запах тела, мускулатура); в) использование среды (помещение себя в среде, чувство своей и чужой территории, дистанции в общении); г) физическая среда (дизайн помещения, мебели, декорации, чистота, шум, освещенность); д) время (опоздания, ранний приход, склонность заставлять себя ждать, культура времени, соотношение времени и статуса).

Задание 19. Выявить особенности поведения клиентов организации.

Задание 20. Изучить проблему трудоголизма сотрудников организации.

Задание 21. Провести сравнительный анализ особенностей ПР в различных организациях.

Задание 22. Охарактеризовать проблемы современной организации (абсентеизма, текучести кадров, преданности организации и другие).

Задание 23. Выявить особенности имиджа сотрудников организации. Разработать психологические рекомендации.

Задание 24. Составить описание специфики работы Центра психолого-медико-социального сопровождения, охарактеризовать направления его деятельности.

Задание 25. Провести информационную акцию: организовать работу с населением, подготовить рекламные проспекты, разработать оформление сайта.

Задание 26. Проведите диагностику профессионального сознания. 

Определите учебно-профессиональные установки личности. Ключевые понятия: профессиональное сознание, отношения и установка, социально-психологическая диагностика сознания, структура профессионального целеполагания.

Задание 27. Исследуйте основные составляющие системы информационно-педагогической поддержки начинающего профессионала.

Проанализируйте позиции начинающего профессионала по следующим положениям: осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; знание, мнение о степени своего соответствия профессиональным эталонам, своем месте в системе профессиональных «ролей», на «шкале» общественных положений; знание человека о степени его признания в профессиональной группе; знание о своих сильных и слабых сторонах, путях самосовершенствования, вероятных зонах успехов и неудач; представления о себе и своей работе.

Задание 28. Охарактеризуйте основы профессионального обучения и формирования профессиональных знаний и умений.

Задание 29. Укажите особенности формирования и развития профессиональных способностей в обучении.

Опишите виды специальных способностей: моторных, перцептивных, интеллектуальных, эмоционально-волевых. Проанализируйте их сочетание в деятельности по решению профессиональных задач.

Задание 30. Проведите психологическую экспертизу в организационном проектировании.

Задание 31. Проведите психологическую диагностику персонала.

Ознакомьтесь с организационной документацией и правилами ее составления, с кадровыми процессами и спецификой психодиагностических задач в связи с подбором, расстановкой, аттестацией, прогнозом и оценкой персонала.

Возможно другое индивидуальное задание по согласованию с руководителем практики.

 

3.2 Контрольные вопросы при защите отчета, формирование компетенций ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-8, ПК-9, ПК-10, ПК-11, ПК-12, ОПК-1 ОПК-4, ОК-6

Защита отчета проводится в последний день практики. Обучающийся отвечает на контрольные вопросы.

Перечень контрольных вопросов:

1. Характеристика мотивации трудовой деятельности сотрудников организации, предприятия.

2. Особенности организационной культуры организации.

3. Профессиональный стресс сотрудников предприятия.

4. Профессиональное выгорание специалистов организации.

5. Особенности психологического климата организации.

6. Гендерные особенности профессиональной деформации сотрудников организации.

7. Показатели удовлетворенности трудом сотрудников предприятия.

8. Особенности конфликтов в организации.

9. Основные условия, определяющие эффективность труда оператора.

10. Эмоциональное напряжение оператора в трудовой деятельности.

11. Проблемы взаимодействия человека с компьютерными системами в организации и особенности внедрения компьютерных технологий в организациях.

12. Психологические аспекты проблемы принятия решения и особенности группового принятия решений.

13. Особенности проведения профессиональной аттестации сотрудников организации.

14. Проблема профессионального маргинализма на примере сотрудников конкретной организации.

15. Особенности отбора сотрудников организации, а также их обучения и развития.

16. Психологические особенности организационного развития.

17. Качество рабочей жизни в организации.

18. Гендерные особенности руководителей организаций.

19. Коммуникационные сети и стили организации.

20. Особенности поведения клиентов организации.

21. Проблема трудоголизма сотрудников организации.

22. Проблемы современной организации (абсентеизма, текучести кадров, преданности организации и другие).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.049 с.)