- освоение специфики деятельности психолога в организациях, учреждениях и на предприятиях различного профиля;
- освоение профессиональной этики, формирование профессиональной позиции психолога.
Код компетенции
| Содержание компетенции
| Планируемые результаты обучения по образовательной программе
|
Перечень профессиональных компетенций
|
ПК-1
| готовностью реализовывать образовательные программы по предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов
| Знать: преподаваемую область научного знания и (или) профессиональной деятельности, требования ФГОС, основы организации и контроля учебной деятельности на занятиях различного вида;
Уметь: планировать и выполнять образовательную деятельность, создавая условия для реализации самостоятельной работы, самоорганизации и самоконтроля, используя педагогически обоснованные формы, методы и приёмы организации деятельности обучающихся, с применением современных технических средств обучения и образовательных технологий;
Владеть: навыками реализации образовательных программ по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов.
|
ПК-2
| способностью использовать современные методы и технологии
обучения и диагностики
| Знать: современные педагогические методы и технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;
Уметь: применять современные технические средства обучения и образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
Владеть: навыками, связанными с информационно-коммуникационными технологиями обучения, контроля и оценивания.
|
ПК-3
| способностью решать задачи воспитания и духовно
-нравственного
развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности
| Знать: основы методики воспитательной работы, виды и приемы современных педагогических технологий.
Уметь: решать задачи воспитания и духовно-нравственного
развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; строить воспитательную деятельность с учетом культурных, половозрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания.
Владеть: навыками постановки воспитательных целей, реализации современных,, форм и методов воспитательной работы, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
|
ПК-4
| способностью использовать возможности образовательной среды для
достижения личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
средствами преподаваемого предмета
| Знать: основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики;
Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся;
Владеть: навыками постановки образовательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера.
|
ПК-5
| способностью осуществлять педагогическое сопровождение
социализации и профессионального самоопределения обучающихся
| Знать: цели, задачи, формы и методы деятельности по сопровождению социализации и профессионального самоопределения обучающихся;
Уметь: использовать современные подходы, формы и методы профориентации, эффективные приемы общения, стимулирующие профессиональное самоопределение и профессиональный выбор;
Владеть: методами психолого-педагогического сопровождения социализации и профессионального самоопределения обучающихся.
|
ПК-6
| готовностью к взаимодействию с участниками образовательного
процесса
| Знать: формы и эффективные приемы общения, особенности, закономерности формирования и развития детско-взрослых сообществ
Уметь: общаться и сотрудничать с участниками образовательного процесса для решения воспитательно-образовательных задач с применением современных психолого-педагогических технологий и специальных подходов к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании
Владеть: навыками определения совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса зоны его ближайшего развития
|
ПК-7
| способностью организовывать сотрудничество обучающихся,
поддерживать активность и инициативность, самостоятельность
обучающихся, развивать их творческие способности
| Знать: педагогические, психологические и методические основы развития мотивации, организации и контроля учебной и внеучебной деятельности, основные принципы деятельностного подхода.
Уметь: создавать условия для развития творческих способностей обучающихся, мотивировать и активировать самостоятельность и инициативность.
Владеть: навыками развития у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей и организации самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам.
|
ПК-8
| способностью проектировать образовательные программы
| Знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; содержание федеральных государственных образовательных стандартов общего, основного общего, среднего общего образования; этапы проектирования образовательных программ;
Уметь: создавать условия для воспитания и развития обучающихся, посредством реализации образовательных программ; реализовывать методы педагогического проектирования;
Владеть: навыками разработки и реализации программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы; педагогического проектирования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и их реализации.
|
ПК-9
| способностью проектировать индивидуальные образовательные
маршруты обучающихся
| Знать: способы выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития; педагогические закономерности организации образовательного процесса; законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития; Уметь: разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся; реализовывать методы педагогического проектирования индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
Владеть: навыками разработки и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, индивидуальных программ навыками развития и индивидуально-ориентированных образовательных программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся.
|
ПК-10
| способностью проектировать траектории своего профессионального
роста и личностного развития
| Знать: стадии, формы и методы профессионального развития; особенности профессионального и личностного развития; современные технические средства и информационные технологии, используемые в профессиональной деятельности;
Уметь: осуществлять рефлексию профессионального и личностного развития; разрабатывать и реализовывать траектории своего профессионального роста и личностного развития;
Владеть: навыками осуществления рефлексии профессионального и личностного развития; разработки и реализации траектории своего профессионального роста и личностного развития.
|
ПК-11
| готовностью использовать систематизированные теоретические и
практические знания для постановки и решения исследовательских задач в
области образования
| Знать: основные закономерности постановки и решения исследовательских задач;
Уметь: формулировать задачи и гипотезы психологического исследования, проводить экспериментальную и эмпирическую деятельность;
Владеть: навыками решения исследовательских задач в
области образования.
|
ПК-12
| способностью руководить учебно
-исследовательской деятельностью
обучающихся
| Знать: особенности руководства учебно-исследовательской деятельностью обучающихся; структуру и способы получения научного знания; типичные проблемы, с которыми сталкивается человек в процессе социализации, профессиональной и образовательной деятельности;
Уметь: формулировать задачи и гипотезы научного исследования, проводить экспериментальную и эмпирическую деятельность;
Владеть: стратегиями и способами получения научного знания, навыками планирования и проведения научного и научно-практического исследования; методами исследования и воздействия, адекватными различным практическим задачам психологии трудовой деятельности.
|
Перечень общекультурных компетенций
|
ОК-6
| способностью к самоорганизации и самообразованию
| Знать: содержание процессов самоорганизации и самообразования, их особенностей и технологий реализации, исходя из целей совершенствования профессиональной деятельности;
Уметь: планировать цели и устанавливать приоритеты при выборе способов принятия решений с учетом условий, средств, личностных возможностей и временной перспективы достижения; осуществления деятельности;
Владеть: приемами саморегуляции эмоциональных и функциональных состояний при выполнении профессиональной деятельности.
|
Перечень общепрофессиональных компетенций
|
ОПК-1
| готовностью сознавать социальную значимость своей будущей
профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной
деятельности
| Знать: сущность мотивации, социальной значимости будущей профессии, требования государственного стандарта к личности психолога, особенности и пути подготовки психолога, основные этапы и способы профессионального самовоспитания и саморазвития;
Уметь: решать различные задачи образовательного процесса, выявлять, описывать и объяснять педагогические факты, явления и процессы в реальной жизни; формировать первичные навыки исследовательской работы и профессиональной рефлексии (самооценки), выстраивать логику образовательного процесса; Владеть: навыками ориентации в профессиональных источниках информации (журнал, сайты, образовательные порталы и т. д.).
|
ОПК-4
| готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с
нормативно
-правовыми документами сферы образования
| Знать: нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере образования и правоотношения между субъектами образовательного процесса.
Уметь: анализировать и применять нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность в сфере образования и правоотношения между субъектами образовательного процесса.
Владеть: навыками анализа и применения нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере образования и правоотношений между субъектами образовательного процесса.
|