Концепции ролевого поведения руководителей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепции ролевого поведения руководителей.



ПОНЯТИЕ РОЛИ

Понятие «роль» широко используется для описания цело­стных единиц человеческого поведения, или, шире, взаимодей­ствия, в современной социологии, социальной и возрастной пси­хологии, управленческих науках и др. Отталкиваясь от пионер­ских работ в этой области Дж. Мида и Р. Лиитона, которые впервые ввели в рассмотрение ролевой анализ интеракций и социокультурного развития, социологический подход рассмат­ривает прежде всего совокупность ролей, обусловленных инте­ресами больших социальных общностей, вытекающих из одно­родных условий их жизнедеятельности.

В социальной и возрастной психологии теоретический аппарат ролевого поведения широко используется для рассмот­рения механизмов межличностного и группового общения, рас­пределения функций в производственных, учебных коллекти­вах, в семье. Здесь под ролью понимают социально одобряемые образцы поведения, исполнение которых ожидается от инди­вида в зависимости от его положения в системе межличност­ных или общественных отношений.

РОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ ПО Е.С.КУЗЬМИНУ. Акценти­рование на таких сторонах ролевого поведения субъекта, как об­щественное признание его роли, проявляемые им свойства лич­ности, взаимовлияние различных ролей, позволило Е. С. Кузь­мину выделить три основных плана рассмотрения ролевого поведения личности: социальный, психологический и социально-психологический.

Роль в социальном планеэто скорее объективный результат и общественная значимость деятельности субъекта, личности. Роль в психологическом плане — это соответствие качеств ин­дивида выполняемой роли. Роль в социально - психологическом смысле — это глубина понимания, принятие и ответственность в исполнении роли, это соотношение различных ролей, их конф ликтность, это соотношение индивидуальной роли с групповы­ ми нормами и ценностями и т. п. (Е. С. Кузьмин).

Мы видим, таким образом, что специфика ролей человека не может быть сведена только к поведенческим проявлениям; для полного и всестороннего анализа ролевого пространства субъекта необходимо изучение широкого спектра его личност­ных качеств. На важность такого комплексного подхода при ре­шении задач управления персоналом указывает Б. Г. Ананьев:

Для реализации программы подбора кадров и управления тре­ буется изучение людей и учет не только их тенденций (устано­ вок, отношений, интересов и т. д.), но и сложного комплекса ин­ дивидуально - типических особенностей (Б. Г. Ананьев, 1977)

Рассматривая различные уровни психической регуляции, направленные на реализацию жизненно важных долговремен­ных отношений, Ю. Я. Голиков и А. Н. Костин выделяют (от низ­шего уровня к высшему) регуляцию:

—непосредственного взаимодействия;

—опосредованной координации;

—программно-целевой организации;

—личностно-нормативных изменений;

—мировоззренческих коррекций.

 

По мнению указанных авторов, именно личность (система личностных норм) выступает в качестве одного из высших средств регуляции в ходе активности, направленной на форми­рование и изменение профессиональных, социальных, мораль­но-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью. Таким образом, ролевые особенности человеческого поведения и взаимодействия, опо­средуемые системой личностных норм, могут быть рассмотре­ны и как динамические проявления социального статуса, и как средства формирования социального и профессионально адек­ватного взаимодействия.

СЦЕНАРИИ. Как показывает методологическое исследование Л. И. Воробьевой и Т. В. Снегиревой, сама структура психоло­гического опыта личности носит ярко выраженный сценарный характер. В основе психологического опыта личности лежит «со­бытие» как уже потенциально содержащее в себе сценарий со­циального взаимодействия и определенное взаимодополнеиие ролей.

Психические состояния, базисные составляющие психологическо­ го опыта личности, порождаемые и воспроизводимые культур­ ным гештальтом, поэтому позиционно (композиционно) связаны у всех его носителей (Л. И. Воробьева, Т. В. Снегирева).

В связи с этим большой интерес представляет исследование не только тех или иных особенностей ролевого поведения, но целостных сценариев ролевого взаимодействия в конкретной социально-профессиональной среде.

РОЛЬ МЕНЕДЖЕРА. Для анализа труда руководителей поня­тие «роль менеджера» впервые было применено американским исследователем Г. Миицбергом в его монографии «Природа управленческого труда». Под ролью руководителя он понимал совокупность определенных поведенческих правил, соответ­ствующих конкретному учреждению или конкретной должно­сти. Обобщив результаты более ранних исследований, а также проведя собственные исследования управленческой деятельно­сти методом включенного наблюдения, Г. Минцберг описал де­сять ролей менеджера, сгруппированных в три блока: межлич­ностные, информационные и собственно управленческие (дру­гое название ролей последнего блока — роли, связанные с принятием решений).

 

Таблица 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.193.232 (0.006 с.)