Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Системе государственной службы
Рассмотрим далее специфические особенности реализации профессиональной деятельности руководителями в системе государственной службы. Профессиональная деятельность руководителя-государственного служащего осуществляется в достаточно регламентированном правовом и инструктивном пространстве. Так, законы о государственной службе Российской Федерации и ряда ее субъектов содержат однозначное определение государственной службы как профессиональной деятельности лиц, занимающих государственные должности двух весьма многочисленных категорий «Б» и «В» (это должности для непосредственного обеспечения работы лиц, замещающих должности категории «А», и должности, которые учреждаются самими органами государственной власти и управления). Также законодательно устанавливается достаточно строгая иерархия руководящих должностей. Таким образом, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы осложняется еще и тем, что он осуществляет свою управленческую деятельность в жестко субординированной организационной среде. Это весьма важное обстоятельство позволило авторскому коллективу из Северо-Кавказской академии государственной службы даже охарактеризовать государственных служащих (включая и руководителей) как сословно-корпоративную группу: «Такой строгий иерархический порядок должностей и квалификаций, четкое разграничение групп и разрядов является свидетельством того, что государственная служба есть строго сословно-корпоративное объединение» (Профессионализм в системе государственной службы, 1997, с. 56). Другой важной особенностью, определяющей специфику профессиональной деятельности руководителей—государственных служащих является то, что они работают не только в формализованной организационной структуре, но и цели, средства их достижения также являются достаточно формализованными и регламентированными. Эта особенность материализируется в многочисленных нормативно-инструктивных документах, содержащих порой весьма подробное описание целевых и операциональных сторон работы руководителей. В результате управленческая деятельность руководителей—государственных служащих прежде всего носит организационно-исполнительский характер в отличие от выраженной инновационной компоненты в работе менеджеров предприятий и организаций или, тем более, от предпринимательской деятельности руководителя-бизнесмена.
Оборотной стороной регламентированности профессиональной деятельности является строго очерченная шкала материального вознаграждения руководителей в системе государственной службы, направленная на удовлетворение их потребностей в разумных пределах. Если первый (управляющий частной фирмой) занимается бизне сом прежде всего ради достижения своих личных целей, то по следний (руководитель в системе государственной службы) дол жен служить интересам общества, и для него считается не этичным использовать преимущества своего положения в личных целях. (С. И. Самыгин, 1997) Следующей весьма важной отличительной особенностью в деятельности управленца — государственного служащего является отсутствие такого существенного, объективного показателя эффективности его труда, как прибыль. Если одним из ключевых (хотя, разумеется, не единственным) критериев для оценки качества и количества труда менеджера на предприятиях всех форм собственности является полученная возглавляемым подразделением (организацией) прибыль, то работа руководителя органа государственной службы и управления либо вообще не может быть отражена в категориях дохода, издержек, выручки, либо такие показатели отражают эффективность управленческого труда только косвенно (например, если орган Государственной налоговой инспекции допустил некоторое снижение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, то это вовсе не обязательно является следствием неудовлетворительного управления этим органом, а может быть отражением макроэкономических тенденций, региональных и отраслевых трансформаций, качественных и количественных изменений в структуре юридических и физических лиц-налогоплательщиков и т. д.). Поэтому результаты деятельности всей производственной группы лишь частично отражают эффективность профессиональной деятельности руководителя. Указывая, что профессия руководителя относится к высшим формам сложной практической деятельности, М. В. Подольский также отмечает, что сложное и специфическое содержание управленческой деятельности заставляет нас отказаться от попытки использовать количественные показатели деятельности коллектива в качестве критерия оценки успешности осуществляемого управления.
Вследствие этого и без того опосредованная по отношению к результатам общеорганизационного труда деятельность руководителя (см. выше) дополняется в органах государственной власти и управления наличием обобщенных целей, которые с трудом поддаются операционализации и выражению в объективных показателях. Например, для муниципального органа управления народным образованием одна из основных целей — это повышение качества учебно-воспитательного процесса. Но как измерить качество образовательных услуг, их рост или снижение? И в какой мере является повышение/снижение качества образования результатом управленческих усилий руководителей данного образовательного учреждения, ведь здесь сконцентрирована работа педагогического коллектива (и его руководства), индивидуальные усилия учащихся, большое влияние оказывает семья, общественная ценность знаний и т. п.? Последней характеристикой управленческого труда в системе государственной службы, на которой хотелось бы остановиться, является такая особенность внешней среды, как отсутствие конкурентов. Подавляющее большинство менеджеров постоянно сравнивают собственные технологические решения, организацию работы с потребителями с аналогичными параметрами деятельности управленческой группы конкурирующих организаций. Руководитель структурного подразделения или всего государственного органа в известной мере является региональным или отраслевым монополистом по реализации функций государства. Поэтому в отличие от менеджеров предприятий, которые часто действуют на опережение конкурентов, задавая «рваный» темп управленческой жизни, постоянно «крутясь» в различных направлениях, руководители из системы государственной службы предпочитают действовать не спеша, принимают решения на основе богатой информационной базы, склонны заниматься в основном одним делом, вынуждены находиться в состоянии почти постоянной готовности представить необходимые материалы вышестоящему руководству. Итак, специфика профессиональной деятельности руководителя в системе государственной службы дополняется тем, что она: — реализуется в строго иерархической организационной среде с четко разграниченными категориями и разрядами среди субъектов профессиональной деятельности; — обладает формализованными и регламентированными средствами по достижению поставленных целей; — имеет слабовыраженную объективно-критериальную основу для оценки ее эффективности; — протекает в условиях внешней среды, характеризующейся отсутствием конкуренции.
Особенности управленческого труда в сравнении с трудом специалистов и исполнителей, его специфика для руководителей—государственных служащих позволяют глубже вникнуть в суть адаптивных процессов после назначения на руководящую должность, полнее отразить динамику и взаимодействие личностных, профессиональных качеств, особенностей деятельности руководителя в ходе управленческой адаптации. Содержательному и сравнительному анализу ролевых моделей управленческого труда в целях последующего построения теоретической модели управленческой адаптации посвящен следующий раздел настоящей работы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.23.147 (0.009 с.) |