Творческие работы в форме рецензий (саморецензии, взаиморецензии) побуждают учащихся критически относиться к плодам своего творчества, приучают редактировать свой текст, совершенствовать написанное. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творческие работы в форме рецензий (саморецензии, взаиморецензии) побуждают учащихся критически относиться к плодам своего творчества, приучают редактировать свой текст, совершенствовать написанное.



Среди других видов работ на уроках литературы, развивающих творческие способности учащихся, можно назвать следующие:

• лингвистический анализ художественного текста;

• стилистический эксперимент (ученики вставляют в текст пропущенные словесные образы, обсуждают полученные варианты, сопоставляют с авторским, делают выводы о разном видении картин, описываемых учащимися и автором (Н.С. Лесков, «Очарованный странник» – описание кобылицы: роль эпитетов);

• выработка своей манеры чтения, чтение в лицах;

• письмо автору произведения, интервью с героем, создание дневника героя;

• сочинение стихотворений ассоциативного характера на данную тему;

• ролевые задания (например: задайте вопросы, обращаясь к одному герою от имени другого; представьте, что вы тот или иной герой, ответьте на вопросы);

• обобщение сказанного (например: на основе сделанного анализа произведения определите тему, идею, ключевые понятия для записи вывода);

• создание презентаций (например: визитная карточка героя, замечания костюмеру, рекомендации создателям декораций…);

Эффективность подобных творческих заданий, их влияние на развитие личности ученика, развитие творческого мышления, совершенствование культуры его речи очевидны. Уже через некоторое время учащиеся свободнее мыслят, перестают бояться выражать свои мысли и устно, и письменно, а значит, начинают сочинять, творить.

Творчество всегда затрагивает самые глубинные, самые сокровенные стороны человеческой личности. Творчество, умело срежиссированное учителем, не только затрагивает эти стороны, но и помогает личности учащегося самовыразиться, реализоваться, способствует тому, чтобы мысли и чувства, заключенные в произведении, влияли на формирование положительных качеств личности, воспитание человека с большой буквы.

Если учитель разбудил в душе ребенка желание творить, то оно остается на всю жизнь, даже если его будущая профессия далеко не творческая.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Современное течение жизни с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. Не менее необходимым элементом является исследовательская деятельность на уроках, ценность которой возрастает по мере вхождения в информационное пространство, где производится и потребляется интеллект. В этой ситуации обучающие возможности художественной литературы не уменьшаются, а увеличиваются. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, правильно воспроизвести – все эти элементы мыслительной деятельности являются составляющими урока литературы.

От вдумчивого чтения текста к его анализу, сопоставлению, самостоятельному поиску ответов на вопросы, работе с дополнительной литературой – вот вектор, который берется за основу работы по исследовательской деятельности на уроках литературы.

Приучать ребят мыслить, самостоятельно находить ответы на интересующие их вопросы, работать с дополнительным материалом необходимо с самых первых уроков. Учащимся необходимо понять, что в литературной творческой деятельности не существует готовых ответов и раз и навсегда данных шаблонов. Ответ нужно искать самому, только тогда ты увидишь результат своей работы.

С моей точки зрения, в зависимости от объекта исследования, ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:

1. Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения, с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов и т.п. Например:

Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический.

3. Работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Поколение 60-х годов XIX века в жизни и литературе».

Работы, посвященные изучению жизни и творчества писателей. Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив свое восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.004 с.)