Способствует развитию творческих способностей учащихся. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способствует развитию творческих способностей учащихся.



Начиная с 5-го класса, для учащихся используются опорные конспекты для изучения некоторых тем по литературе. Складывается определённый алгоритм по составлению опорного конспекта.

1. Прочитать параграф. 2. Составить план. 3. Ввести шифр (условные обозначения). 4. Ввести цвет, помня о его нагрузке. 5. Скомпоновать информацию в блоки (в соответствии с планом).

Функция учителя заключается в корректировке и консультировании учащихся. К началу 10-го класса ученики уже умеют проектировать более сложные опорные конспекты в виде модели. И в старшей школе предполагается работать по логико-смысловой модели опорного конспекта, который включает следующие компоненты:

1) цели применения опорного конспекта;

2) компоненты графической и знаковой презентации информации;

3) принципы составления;

4) алгоритм составления;

5) классификация видов опорного конспекта;

6) организационные формы деятельности учащихся, на которые ориентируется опорный конспект;

7) дидактическое назначение;

8) гуманитарный фон (общеобразовательное назначение).

Начинаем составление опорного конспекта с первого компонента – определения целей применения, а направлен конспект на развитие логического мышления и творческой деятельности учащихся. Второй компонент формирует структурную и образную презентацию. Третий – включает лаконичность, наглядность и структурность информации. Четвёртый (алгоритм составления) – этапы, выстроенные в алгоритме опорного конспекта основной школы. Пятый (классификация) – определяет типы опорных конспектов в соответствии с образовательной формой. Шестой (организационные формы) – определяет рекомендации к применению опорного конспекта при разных формах организации деятельности учащихся. Следующий (дидактическое назначение) – подразумевает применение опорных конспектов в учебной деятельности на разных этапах: при изучении нового материала, для формирования умений обобщать, для контроля и т.п. И последний компонент (гуманитарный фон) рассматривает опорный конспект как дополнительную возможность развития интеллекта учащихся и создания атмосферы сотрудничества ученика и учителя.

В итоге опорный конспект приобретает новое значение – превращается в объект проектирования. Алгоритм основной школы меняется и приобретает следующий вид:

Внимательно прочитайте текст учебного пособия.

2. Выделите основную идею:

а) отделив её от второстепенного материала;

б) определив её основную функцию;

в) выявив связи идеи с предшествующим материалом.

Выделите условные обозначения (шифры).

Скомпонуйте в блоки, соответствующие логике построения.

Введите цветовые обозначения, помня о смысловой нагрузке цветов.

Подготовьте презентацию опорного конспекта.

Таким образом, в старших классах работа по составлению опорного конспекта выводится на новый уровень – проектную деятельность. Опорный конспект – это результат коллективного «мозгового штурма», которому предшествует подготовительный этап накопления и осмысления информации. Поэтому второй пункт алгоритма является основным: он запускает в действие мыслительные процессы старшеклассников. Ученик должен выделить основную идею, чтобы в презентации поделиться ею со всеми. В итоге, опорные конспекты старшеклассников – это результат проектной деятельности, в ходе которой происходит освоение учебного материала путем синтеза, анализа и построения смысловой образной модели.

Развитие личности происходит и во внеурочное время. Обычно в секциях МАН Украины. Работа ведется по трем направлениям: индивидуальная, групповая и массовая. Учащиеся с интересом занимаются исследовательской деятельностью. Вот некоторые из тем для исследовательской работы:                В. Набоков – загадка литературы XX века; Личность и тоталитаризм: возможно ли сопротивление? (В. Шаламов «Колымские рассказы»); Концепция жизни и мироощущения в прозе Л. Андреева; Поиски правды в произведении                    Л. Бородина «Третья правда»; Надо стать сильной, сильней себя! (по повести В. Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана») и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.004 с.)