Медитация на смысле воззрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Медитация на смысле воззрения



Медитация состоит в том, что, постигнув воззрение, свободное от крайностей, мы созерцаем его, дабы очистить загрязненные эмоции и довести до созревания стадии и пути с целью достижения конечной цели. В одиннадцатой главе Шингта Ченпо ^С т. II) Лонгченпа подводит итог медитации, рассматривая три разных ее категории в соответствии с тремя разными уровнями способностей учеников.

Медитация после утверждения в воззрении

м и 92ьл Утвердившись в (медитации) через (постижение) воззрения, необходимо созерцать, пребывая в медитативном состоянии. В противном случае невозможно достичь освобождения от сонмов эмоциональных загрязнений и довести до созревания стадии и пути. Итак, необходимость практиковать медитацию несомненна. (Медитировать) означает пребывать в созерцании в естественном, подобном пространству и естественно чистом состоянии, благодаря свободе от мышления, сомнений и ожиданий...

(Сначала) необходимо изучить (путь), затем размышлять о нем, а после этого приступить к практике пути, дабы породить в себе сущностный смысл.

Медитация для людей с высшими способностями

I. Люди, самых высоких способностей обретают освобождение при постижении.

93а/4 Счастливцы с самыми высокими способностями благодаря накопленным в прошлом заслугам обретают освобождение благодаря (благословениям) Ламы просто в результате постижения естественного состояния Ума — подобного пространству смысла, запредельного медитации и неме- дитации. Они постоянно естественным образом остаются в состоянии йоги потока Ума, не нуждаясь в медитации с усилием.

II. Для всецело реализованного существа не существует ме

дитации, которую необходимо практиковать.

93Ь/3 Когда существо обретает полностью реализованное состояние (Шощ^уиг)..., у него нет необходимости медитировать на противоядиях, поскольку оноуже освобождено от привязанности к (концепции) об истинном (бытии) (bDen-Zhen). Следовательно, реализованное состояние есть отсутствие медитации. Непрерывно оставаться в непривязанности к истинному (бытию) и есть (медитативное) действие неопределенного (характера) без перерывов, — оно запредельно измерениям и является наслаждением мандалы самоосвобожденного Саман- табхадры... (В этой медитации) нет знаков и уровней, подобных тем, что имеются (в практике) медитации на материальных объектах или на качествах... (В ней) невозможно отклонение, ибо она ниоткуда не уходит. В ней нет омрачения наблюдателя, поскольку ее никто не наблюдает...

Омрачения и ошибки: когда медитирующий наблюдает Ум, нераспознаваемый из-за наблюдения, само это наблюдение становится омрачением. Следование туда, (где нет) такого места, куда надо идти, само по себе становится изъяном... Утвердившись сначала в уверенности в том, что наш собственный Ум и есть подлинный Будда с изначальных времен, позже мы постигаем, что нет нужды в стремлении к буддству из какого бы то ни было иного источника. В этот самый момент мы пребываем в буддстве.

III. Людям со средними и низшими способностями необходимо медитировать.

94Ь/6 Людям со средними или низшими способностями необходимо медитировать с великим усердием, поскольку они не свободны от восприятия самобытия (bDag-'Dzin), т. е. причины сан- сары. Различие между медитацией и немедитацией понимается в соответствии с тем, растворилось ли в уме (представление) об оценивающем и оцениваемом (т. е. о субъекте и объекте).

IV. Необходимость медитации.

95а/2 Коль скоро возникающие (в нашем уме) мысли не являются самовозникающими и самоосвобождающимися, все они являются обычными концепциями... И ведут к перерождениям в низших уделах бытия... Если же медитировать с целью умиротворения этих концепций, то позже наверняка возникнет мудрость, освобождающая от феноменального бытия.

V. Необходимость объединения состояния покоя и прозре

ния.

95а/б «Состояние покоя смягчает эмоциональные за

грязнения, а прозрение искореняет их...».

Есть два аспекта взаимосвязи между этими состояниями (тождество состояния покоя и прозрения и различие между ними). Что касается тождества, то аспект устойчивого пребывания есть состояние покоя, а аспект ясности — прозрение. Единство спокойствия и прозрения, постижение ясности и пустоты, свободное от крайностей, освобождает личность от сансары...

Что касается различия между ними, то концентрация ума на смысле изученного является состоянием покоя, а постижение этого смысла — прозрением. В соответствии со смыслом, способность однонаправленно направить (ум) в начале медитации есть состояние покоя; постижение затем этого (созерцания) как отсутствия неотъемлемого бытия (Rang-bZhin Med-Pa) есть прозрение.

VI. Почему необходима медитация.

96а/5 Для людей высших способностей все, что возникает, освобождается в абсолютной природе (чоньид), подобно тому как на золотом острове даже самые тщательные поиски не приведут к обнаружению земли или камней. Так очищаются противоядия во всеобъемлющей сфере (dByings), и больше нет необходимости в ограниченных периодах созерцания...

Люди средних способностей: постигнув воззрение, посредством созерцания без движения в состоянии нерожденности и ясности, свободном как от сонливости, так и от перевозбуждения, подобно незамутненному пруду, объединяют состояние спокойствия и прозрение, растворяя концепции во всеобъемлющей сфере, в результате чего возникает постижение, подобное пространству.

Люди низших способностей должны медитировать и укрощать свой дикий ум, не способный успокоиться ни на мгновение, посредством однонаправленного состояния покоя. Развив способность к концентрации, затем с помощью медитации на противоядиях, таких как различающее прозрение, пустота, отсутствие врожденного существования феноменального бытия, а также медитируя на том, что все видимости иллюзорны, постигают смысл нерожденности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.007 с.)