Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тулку Тхондуп ринпоче -ум Будды: антология текстов лонгчена рабджама по Дзогпа Ченпо

Поиск

Аббревиатуры названий цитируемых текстов

TD: Tshig-Don Rin-Po-Ch'e'i mDzod.

SC: Shing-Ta Ch'en-Po, комментарий на Sems Nyid Ngal-gSo.

GD: dGe-Ba gSum-Gyi Don-Khrid, Наставления по трем стадиям практики Sems Nyid Ngal-gSo.

SR: Sems-Nyid Rang-Grol, Естественно освобожденный ум.

LN: Lam-RimsNying-Po'i Don-Khrid, обучающий комментарий на Sems-Nyid Rang-Grol.

PK: Padma kKar-Po, комментарий на Yid-bZhin mDzod.

CD: Ch'os-dBying Rin-Po-Ch'e'i mDzod.

NKC: gNyis-Ga'i Yang-Yig Nam-mKha' Klong-Ch'en из Bla-Ma Yang-Tig.

NKS: Thod-Gal Gyi Yang-Yig Nam-mKha' Klong-gSal из Bla-Ma Yang-Tig.

Замечания по структуре книги

Книга состоит из двух частей. Первая представляет собой введение, в котором широко используются цитаты из различных сутр, тантр и текстов великих буддийских ученых, главным образом принадлежащих к традиции ньингма. В нее включено также жизнеописание Лонгчена Рабджама (Лонгчена Рабджампы, Лонгченпы).

Вторая часть, состоящая из тринадцати разделов, является антологией переведенных фрагментов из сочинений Лонгчена Рабджама об учении Дзогпа Ченпо (Дзогчен, Ати-йога), о сутрах и тантрах, которые рассматриваются как фундамент учения Дзогпа Ченпо, и о предварительных стадиях, ведущих к практике этого учения. Переводам предшествует краткое изложение содержания всех тринадцати разделов. Перед каждым разделом я добавил мелким шрифтом несколько поясняющих строк от себя. Кроме того, я часто вставлял разъяснения и внутри самих переведенных фрагментов. Они также набраны более мелким шрифтом, нежели основной текст.

В разных местах в обеих частях книги я привожу в круглых скобках слова, способствующие лучшему пониманию, а в квадратных скобках — понятия, синонимичные тем, которые приводятся в основном тексте.

Названия цитируемых текстов указаны аббревиатурами. К примеру, NKC означает сочинение Лонгчена Рабджама gNyis-Ka’i Yang-Yig Nam-mKha' Klong-Ch'en. Эти источники перечислены в алфавитном порядке в библиографии. После заглавных букв, обозначающих название источника, приводится номер листа; буквы а и b означают соответственно его первую или вторую страницу; после них дается номер строки. Например, NKC 13a/4.

Иногда одно и то же понятие тибетского языка переводится в этой книге по-разному в зависимости от контекста. Так, выражение одсел (A'od-gSal) можно перевести как «светоносная погруженность», «светимость», «светящийся», «ясность», «ясный», «Ясный Свет». В некоторых случаях, будучи не вполне уверенным в

подобранном мною европейском эквиваленте, я привожу в скобках тибетский термин.

В этой книге понятие, означающее обычный ум (сем, Sems; санскр. читта), переводится как «ум» или «сознание» со строчной буквы, а понятие, используемое для обозначения сущностной природы ума (семньид, Sems-Nyid\ санскр. читтата), — как «Ум», или «Сознание» — с заглавной.

Для указания корневых букв (Ming-gZhi) в транслитерации тибетских слов я использую заглавные буквы, поскольку от них зависит правильное произношение. В противном случае можно перепутать слова с совершенно разным смыслом. Например, Gyang означает «стена», в то время как смысл слова gYang — «удача».

 

Предисловие

В пустоте, во всеобъемлющей сфере — сущности-матери Пребывает ясность, коренная осознанность — природа-отец.

ЧАСТЬ I

Введение

Вступление

В тибетском буддизме Махаяны есть четыре основные школы. Ньингма (rNying-Ma) возникла еще в седьмом веке н.э., но полного расцвета достигла в девятом веке благодаря деятельности Гуру Падмасамбхавы, Шантаракшиты и царя Трисонга Дэуцена. Школы кагью (ЪКa'-rGyud) и сакья (Sa-sKya) были основаны в одиннадцатом веке соответственно Марпой Чокьи Лодро (Mar-Pa Ch'os-Kyi Blo-Gros, 1012—1099) и Кхоном Кон- чогом Гьялпо ('^оп dKpn-mCh'og rGYal-Po, 1034—1102). Гелуг (dGe-Lugs) была основана Дже Цонгкапой (г^ Tsong-Kha-Pa, 1357—1419) в четырнадцатом веке. Различия в сутрическом аспекте (сутры, тиб. до, Do — экзотерические, открытые тексты) учений четырех традиций сводятся главным образом к вопросу об акценте, который ставится на тех или иных конкретных текстах и способах их истолкования. Что же касается аспекта Тантры (тиб. гьюд, rGyud — эзотерические, тайные писания), то в традиции ньингма имеются уникальные учения, которые проникали в Тибет, переводились и распространялись в основном в период с девятого по одиннадцатый век. Они известны под названием «Старые тантры» (sNgags rNying-Ma). В других трех традициях есть общие тантрические писания, которые достигли Тибета в одиннадцатом и последующих веках. Их называют. «Новыми тантрами» (sNgags gSar-Ma). Ньингма является старейшей из всех школ и прародительницей остальных. Согласно традиции ньингма, полный комплекс буддийских учений Сутры и Тантры классифицируется как «девять ян», то есть «девять колесниц», (Theg-Pa dGu):

Три яны Сутры:

а)       Шравакаяна (колесница шраваков, Nyan-Thos), относящаяся к Хинаяне;

Ъ)      Пратьекабуддаяна (колесница пратьекабудд, Rang-Sangs-rGyas), относящаяся к Хинаяне;

с) Бодхисаттваяна (колесница бодхисаттв, Byang-Ch'ub Sems-dPa'), относящаяся к Махаяне.

Три яны Внешних Тантр (Phyi-rGyud Юе^!ит):

a) Крияйога-тантра, или Крия-тантра (Вуа-ГЗу^);

b) Чарьяйога-тантра, Чарья-тантра (sPyod-rGyud);

c) Йога-тантра (гШ1-Вуог rGyud).

Три яны Внутренних Тантр (Nang-rGyud):

a) Маха-йога (гШ1-'Вуог ^'еп-Ро);

b) Ану-йога (rJes-Su гШ1-'Вуог);

c) Ати-йога ^Ып-Ти гШ1-'Вуог).

Уникальными учениями ньингмы являются три высшие тантры, особенно Ати-йога. Различные уровни ян не являются системой, представляющей противоречащие друг другу учения или учения, ведущие к различным целям. Все яны представляют собой процессы роста на одном и том же пути совершенствования. Прямо или косвенно они ведут к конечной цели и пробуждают просветленное состояние Будды. В силу различий в складе ума и способностях разных людей, некоторые могут начинать свой духовный путь с низших ян и продвигаться в соответствии с силой своих переживаний. Большинство практикуют какую-нибудь из низших колесниц до тех пор, пока не подготовятся к переходу на более высокий уровень обучения. Люди, обладающие особенно выдающимися способностями и необходимым образом созревшей благой кармой из прошлых перерождений, могут непосредственно вступить в одну из высших ян, например в Ати-йогу, и даже немедленно достичь результата. Вынуждать такого одаренного человека выполнять общедоступные практики означает зря растрачивать его жизнь, энергию и возможности. Но, точно так же, начинать сразу с высших практик не только непродуктивно, но и ошибочно. Поэтому для того, чтобы приступить к тому или иному виду обучения, совершенно необходимо быть реалистом или иметь мудрого наставника.

В основе воззрения Шравакаяны лежит осознание бессамо- стности личности. Главной целью в этом учении считается достижение безмятежности, счастья и прекращения страдания для самого себя. Практика состоите созерцании «восьми разновидностей предписаний к индивидуальному освобождению» ^о-Паг Ris-br-Gyad). Медитация — это поддержание своего ума в состоянии покоя (шит, Zhi-gNas) и достижение интуитивного прозрения (лхагтонг, Lhag-mTong) «четырех благородных истин» ('Phags-Pa'i bDen-Pa bZhi) с их «шестнадцатью аспектами» (Khyad-Ch'os bChu-Drug). Плодом практики является обретение «восьми стадий продвижения» (sKyes-Bu Zung-bZhi Ya-br- Gyad), последней из которых является достижение состояния архата [достойного, подчинившего врагов, то есть страсти].

В Пратьекабуддаяне воззрением является постижение отсутствия самобытия как личности, так и объектов, однако мельчайшие, неделимые частицы сознания считаются реально существующими. Главной целью является достижение архатства пратьекабудды для себя самого с помощью личных усилий. Практика представляет собой созерцание любой из восьми категорий предписаний. Практикующие упражняются в состоянии покоя ума, медитируют на «шестнадцати аспектах четырех благородных истин», а более всего — на «двенадцатичленной цепи взаимозависимого возникновения» в прямом и обратном порядке (Lugs-'Byung-lDog) Плодом является достижение архатства.

В Бодхнсаттваяне воззрение сводится к осознанию бессамо- стности всего феноменального бытия. Главная цель — вести всех живых существ к полностью просветленному состоянию, то есть к состоянию Будды. Основная практика — упражнение в шести совершенствованиях (парамитах): щедрости, нравственности, терпения, усердия, созерцания и мудрости. Практикующие медитируют на «двойном отсутствии самобытия» (bDag-Med gNyis) и «четырехчастном пути» (Lam-bZhi) с «тридцатью семью аспектами просветления» (Byang-Phogs Kyi Ch'os Sum-bChu rTsa-bDuri). Плодом является то, что они обретают состояние Будды с «двумя телами» (sKu-gNyis) — лишенным формы телом для себя самого и телом формы ради блага других.

Различия между Сутрой и Тантрой

Пема Ледрел Цэл объясняет различия между Сутрой и Тантрой в следующих строках:кш 21a/4

В Цхулсум Дронмэ (Tshul-gSum sGron-Me, Наятраяпради- па TG 6b/3) говорится:

«(Хоть) цель та же самая (как и в Сутре Махаяны), (в Тантре) нет невежества,

Есть множество искусных методов и меньше трудностей. Она предназначена для людей с развитыми способностями.

Поэтому Тантраяна выше»[2].

Обе традиции — и Сутры, и Тантры, — преследуют одну и ту же цель окончательного достижения состояния полностью совершенного просветления. (Тем не менее Тантру) отличают более действенные средства достижения (этой цели). Превосходство Тантры состоит в воззрении, свободном от невежества, в медитации с применением множества искусных методов, в деятельности без усилий и в личности, наделенной развитыми способностями.

1) В (сутрической) Колеснице признаков, или Колеснице причины, разъясняется, что (а) изначальная природа, то есть абсолютная истина свободна от измышлений восьми крайностей. В ней нет осознания единой природы всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости постижения того, как оно есть. (Тантра), рассеяв (это неведение), осознает единую природу всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости. Поэтому Тантра не пребывает в неведении относительно изначальной природы. (Ь) Колесница признаков, или причин, признает явления, то есть объекты относительной истины, природой взаимозависимого возникновения, подобной волшебной видимости (майя), но в ней нет признания (явлений) телами (Будды) и изначальными мудростями, поскольку они считаются нечистыми (подобно волшебным видимостям). Тантра Ваджра- яны устанавливает, что всё есть игра тел (Будды) и изначальных мудростей, суть недвойственности всеобъемлющей сферы и изначальной мудрости, недвой- ственность двух истин и высшее абсолютное тело (дхармакая). Поэтому (Тантра), будучи свободной от невежества, является более высоким учением.

2) Медитация (Тантры) выше вследствие наличия двух стадий: искусных методов стадии зарождения и мудрости стадии завершения.

3) Превосходство безусильной деятельности: в Колеснице причин нет пути к обретению просветления, на котором не надо было бы отрекаться от объектов желания. В то время как в (Тантре), принимая объекты желания, не отрекаясь от них, но используя их в качестве пути (практики), который легко и с блаженством обеспечивает осознанность ума, практикующий становится способен обрести состояние Ваджрадхары уже в этой жизни и в этом конкретном теле.

4) Превосходство человека с развитыми способностями: Тантра предусматривает путь совершенствования для людей, обладающих высшими качествами. Общее (качество представляет) собой превосходство пяти особых способностей (dBang-Po), порождающих просветление; особенным же (качеством является) мудро - сть постижения глубоких воззрений тантрических учений Ваджраяны, равно как и сила веры, «свободная от страха перед тяжкими усилиями» (Тантры).

Конечной целью как в Сутре Махаяны, так и в Тантре является обретение просветления. Различие сводится к средствам, ведущим к цели. В тантрических учениях воззрение состоит в нераздельности причины и результата. Видимые проявления пяти внешних первоэлементов в сути своей являются пятью супругами будд, проявления пяти внутренних агрегатов это пять мужских форм будд, сонмы мыслей суть пять изначальных мудростей, а мир и существа чисты так же, как будды и их обители.

Поскольку практикующие Тантру осознают все явления всецело чистыми, они наслаждаются всем в нераздельной природе двух истин. Поскольку практикующие Сутры делят явления на благие или неблагие, они неспособны применить любой аспект явлений в качестве опоры для практики, в то время как тантри- ки могут преобразить все в средство для практики.

В основе воззрения Внутренних Тантр, особенно Ати-йоги, лежит подлинная нераздельность причины и плода. В то время как Внешние Тантры в большей степени концентрируются на нераздельности, чем учения Сутры, внутренние тантрические колесницы в этом отношении превосходят внешние. Поэтому колесницы Сутры и называются колесницами причины: практикующие упражняются на пути, рассматривая свою практику в качестве причины достижения цели, которая считается плодом. Тантрические колесницы называются колесницами плода, поскольку, применяя осознание изначальной мудрости, являющейся смыслом посвящения (dBang-Don) и передающейся в ритуале посвящения, тантрики воспринимают мир и существ в качестве будд и обителей будд (мандал), развивая и совершенствуя это постижение. В Тантре результат достигается за короткий срок, благодаря применению состояния трех кай (тел Будды) в качестве пути развития с использованием глубоких искусных методов.

Тантра является путем преображения непросветленного состояния и эмоций в сущность и качества Будды. Однако речь здесь не идет о превращении чего-то во что-то другое, подобно трансформации железа в золото, как это понимали некоторые современные исследователи; это преображение, очищение, или совершенствование (gNas-Su Dag-Pa) чего-то загрязненного до раскрытия его собственного истинного состояния.

Понимать тантрические учения и следовать им могут люди с высокими способностями и замечательной кармой. Лонгчен Рабджам следующим образом подводит итог отличиям между сутрическими и тантрическими учениями:РК н,79Ь/4

Сутрические учения Бодхисаттваяны (или Махаяны) признают, что (существа) обладают сущностью Будды (татха- гатагарбха). С сущностью Будды в качестве семени и с осуществляемыми в течение многих жизней двумя накоплениями — заслуг и изначальной мудрости — в качестве условий, сущность Будды расцветет и (в результате) будет достигнуто полностью просветленное состояние Будды. Это учение называется «колесницей причины», поскольку оно полагает, что причина предшествует результату.

В тантрическом воззрении (где причина и результат нераздельны — (йермед, dByer-Med)) сущность Будды естественным образом присутствует во всех живых существах со всеми своими качествами, подобно солнцу и его свету, и это воззрение является «основой очищения». Восемь сознаний с бесчисленными, как облака, видимостями [объектами чувственного и мысленного восприятия], затемняющие сущность Будды, надлежит «очистить». Посвящение и медитация «стадий зарождения и завершения» (кьедрим, bsKyed-Rim; и дзогрим, rDzogs-Rim), приводящие к очищению омрачений и появлению света, подобно тому как ветер разгоняет тучи, являются «средствами очищения». Таким образом, обретение универсальной сокровищницы-основы (Don-Gyi Кт^ХШ), сияющей, как она есть, подобно солнцу, является «результатом очищения». В этот момент, поскольку загрязнений больше нет, хотя имена и отпечатки сокровищницы-основы уже преображены (в состояние Будды и в его качества), на самомделе они проявляются без ограничений и очередности. В Тагньи (brTags-gNyis) говорится:

«Существа являются буддами (в своей подлинной природе),

Но их (природа) сокрыта преходящими загрязнениями.

Когда загрязнения очищены, они являются самим Буддой».

В Донгег Тенпей Ньима объясняется, что, согласно ученым линии ньингмы, сутры и тантры не отличаются друг от друга в том, что касается воззрения о пустоте, то есть абсолютной истине. Различие коренится в воззрении о проявленных феноменах, то есть относительной истине:ю 11а/5

Согласно воззрению Каджура[3] ньингмы, между сутрами и тантрами нет различий, касающихся (их воззрений) на пустоту — всеобъемлющую сферу. Понятия абсолютной пустоты великой мадхьямики, абсолютной равности великой Маха-йоги, абсолютной Самантабхадри — мандалы «того, как оно есть» (чижингва, Ji-bZhin-Pa) и абсолютной изначальной чистоты (кадаг, Ka-Dag) в Ати-йоге являются синонимичными названиями одной и той же истины. В общих канонических и комментаторских текстах Каджура (ньинг- мы) и особенно в сочинении Мипама Нгешей Дронме Ринпоче (Nges-Shes sGron-Me Rm-Po-Ch'e) говорится:

«И прославленный Чандракирти из Благородной Страны [Индии],

И Ронгзом Чоцанг из Тибета единодушно доказывают,

Что изначальная чистота (Ka-Dag) является великой пустотой».

Однако в том, что касается отношения разных традиций к видимостям, между ними имеются различия. Согласно воззрению прославленной традиции Маха-йоги, аспект видимостей является светоносной природой, относительной истиной великой чистоты (Dag-Pa ^е'п-Ро). (Согласно воззрению) Ану-йоги, аспект видимостей это Самантабхадра, мандала трех небесных тронов. Воззрение Ати-йоги говорит о глубоких «видимостях основы» (gZhi-sNang) — спонтанно совершенной мандале. Эти воззрения неизвестны [сутрическим] колесницам причины, где отсутствуют даже соответствующие им понятия. Итак, между воззрениями сутр и тантр имеются огромные различия, (сравнимые) с расстоянием между небом и землей.

Определение тантры (гьюд, rGyud)

Слово тантра означает непрерывность, континуум. Согпо Тен- тар дает следующее определение^1 165а/1

В тантре Дордже Цемо (Юо-^е ^е-Мо) говорится:

«Тантра означает непрерывность.

Сансара и есть тантра;

Нирвана же является поздней тантрой rGyud Phyi-Ma)».

В Тантре есть три аспекта, зависящих от непрерывной, подобно струне лютни, связи между сансарой и нирваной: (а) Сущность Будды это тантра основы, (Ь) единство воззрения и медитации это тантра пути, и (с) тела Будды и изначальные мудрости суть тантра плода. Поскольку (тантрическое учение) является единством искусных методов и изначальной мудрости, достигаемым на стадиях зарождения и завершения, вход в это учение широк. В отличие от сутрической практики, оно свободно от лишений аскетизма и очень быстро (приводит к результату) практикующих с развитыми способностями».

Джигмед Тенпей Ньима дает тантрам следующее определение:

RDD 22Ь/5

(Достижения), которые следует осознать, являются тантрами причины, или основы. Те, посредством, которых человек постигает путь и продвигается (по нему), являются тантрой искусных методов или пути... (Цель), которую мы совершенствуем, — это тантра плода... Таким образом, основа, путь и плод взаимосвязаны в единой неприрывности. Поэтому используется слово «тантра» [континуум, непрерывность]. В тантре Гьюд Чима (rGyud-Phyi-Ma) говорится:

«Тантра означает непрерывность

Причины (основы), искусных методов (пути) и плода».

Классификация тантр

Традиция школы ньингма делит тантры на шесть классов. Крияйога-тантра, Чарьяйога-тантра (называемая также Убхаяйога-тантрой) и Йогатантра составляют Внешние Тантры; а Маха-йога, Ану-йога и Ати-йога, называемая также Махасандхи-йога, — Внутренние. В тантре Ригпа Рангшар говорится:

Ваджраяна содержит два (класса тантр):

Внешние Тантры дисциплины и Внутренние Тантры искусных методов...

Внешние (Тантры) делятся на три вида:

Крия, Упа и Йога...

Внутренние (Тантры) делятся на три вида:

Маха, Ану и Ати.

Различные виды тантрических текстов

Существуют различные виды текстов, в которых разъясняются тантрические учения:®-33^6

Тантры подробно разъясняются в текстах (лунг, Lung), наставлениях (меннгаг, Man-Ngag) и рассуждениях (Rigs-Pa).

а) Тексты: (в случае Гухьягарбхамаяджала-тантры) они включают в себя четыре «поясняющие тантры»

(bShad-rGyud) и «поздние тантры». (Среди четырех поясняющих тантр первые две) — Йешей Нинг- по (Ye-Shes sNying-Po) и Дордже Мелонг (Юо-п1е Me-Long) — посвящены постепенным и мгновенным методам «пути освобождения» ^го1-Ьат). Две другие — Гьяцо (rGya-mTsho) и Талва (Па1-Ва) — относятся к постепенным и мгновенным способам «пути искусных методов». Несмотря на множество истолкований «коренных» (rTsa-rGyud) и «поясняющих» тантр (bShad-rGyud), согласно Рог Дешеu Ньингпо (Rog bDe-gShegs sNying-Po), тантры, которые разъяснялись ранее, став предметом, нуждающимся в объяснениях (в других тантрах), являются «коренными тантрами». Те же, которые появились позже и которые истолковывают (коренные тантры), являются «поясняющими тантрами»...

b) Наставления: комментарии и разнородные тексты (Пог-В^ либо авторов высокого уровня, имеющих способность обучать посредством предвидения, как результата обретения (осознания) благородного пути Ануттаратантры, либо авторов среднего уровня, имеющих способность истолковывать тантры, благодаря благословению, полученному от покровительствующих божеств, либо авторов низшего уровня, имеющих подлинную передачу линии преемственности наставлений предшествовавших держателей знания (ригдзинов). Примерами этих текстов (в случае Гухьягарбгха-тантры) являются Паркхаб (sPar-Khab) и краткий комментарий под названием Пиндартха, и т.п., так же, как Лa- мрим (Ьит^т), Тугтиг (Thugs-Thig) и Татренг (\Ta-Phreng).

c) Рассуждения: истолкователи глубоких ваджрных тем Тантры, которые бездумно и самонадеянно опираются на логический анализ, преуспели лишь в смеше- йии собственных измышлений с учением. Хотя в этих толкованиях может быть много «сухого» понимания в форме цитат — «Так сказано в таком-то тексте», — они не демонстрируют с какой-либо степенью достоверности, что не искажают смысла тантр, превращая

его во что-то совершенно иное. Поэтому очень важно зародить в себе правильное понимание (смысла тантр) и способность учить «коренным тантрам» с надлежащим и чистым рассуждением, опираясь на «поясняющие тантры» и наставления мастеров.

Стадии зарождения и завершения в тантре

Тантрические колесницы отличаются друг от друга воззрением и методами выполнения практики, но практика двух стадий является обязательной и важнейшей для каждой из них. По этому поводу Лонгчен Рабджам поясняет: ^ 11 21а/4

Стадия зарождения: представляя (визуализируя) в медитации внешний мир как чертоги (и т.п. божеств), мы очищаем обычное восприятие проявленных феноменов как (подлинно существующих) в их собственной природе (или реальности), подобно тому как камни существуют в земле. Представляя существ мужскими и женскими божествами, мы очищаемся от привязанности к существам как (к подлинно существующим) в их собственной природе (или реальности) и избавляемся от привязанности или ненависти к ним. Визуализируя свои собственные совокупности (Phaung-Po, санскр. скандха), элементы (Khams) и опоры чувств (sKye-mCh'ed) санскр. аята- на) в качестве божеств, чем они и являются в изначальном состоянии, мы обретаем множество благ, включая очищение загрязнений тела формы (рупакая), совершенствование накопления заслуг (bSod-Nam) и порождение созерцания покоя (шинэ, Zhi-gNas)„.

Стадия завершения: мы очищаем даже аспект тончайшего удерживания за медитацию стадии зарождения, так же как и восприятие объектов как иллюзии. Будучи свободной от всякого восприятия и умозрительного понятия «таковости», того, «как оно есть», эта стадия очищает загрязнения абсолютного тела (санскр. дхармакая) и доводит до совершенства невыразимое созерцание и накопление изначальной мудрости (йеше, Ye-Shes). Однонаправленно сосредоточивая свой ум в любом виде созерцания (dMigs-Pa), мы остаемся в состоянии блаженства, ясности и немышления, ведущем к реализации смысла прирожденной мудрости — к Маха- мудре, являющейся сущностью (Ngo-Bo) стадии завершения. Для того чтобы узреть подлинную природу такой, какая она есть, постигнув природу изначальной основы, природу ваджрного тела и изначальную природу Ума, мы медитируем на этом. Есть два способа (упражняться в стадии завершения) — в первом работают с собственным телом, во втором — с чужим. Практика, использующая собственное тело, представляет собой умственное усилие. Например, йога развития внутреннего тепла, йога иллюзорного тела, йога сна, йога ясного света, йога промежуточного состояния (бардо) и йога переноса сознания (пхова). Это практики стадии завершения, где просветление достигается без опоры на других. Практика, использующая чужое тело представляет собой способ применения блаженства в качестве пути йогина, искусного в (йогах, где используются) каналы, ветры [течение энергии, прана] и тонкая сущность.

Гьюрмед Цеванг Чогдруп резюмирует понятие стадии зарождения и завершения:штч 92b/3

Медитировать, [визуализируя и воспринимая] все проявленные феномены, а также объекты трех существующих [миров] как тела Будд божеств (обладающих формой или структурой), в сочетании с великим состраданием и созерцанием блаженства таяния, что ведет к созреванию (внутри себя) трех тел Будды, — такова сущность (Ngo-Bo) стадии зарождения... Ввести энергию/ветер, ум и мысли (rLang Sems Yid) в центральный канал и непосредственно осуществить блаженную и пустотную изначальную мудрость — такова сущность стадии завершения... Стадия практики [йоги] с каналами, энергиями и тонкой сущностью, а также стадия (практики с помощью) партнера противоположного пола (санскр. мудра), приводящие к введению энергий в центральный канал, их сохранению и растворению в нем, не являются подлинной стадией завершения, но поскольку они способствуют ее достижению, их (также) называют стадией завершения.

Практика двух стадий относится к тантрам всех шести уровней.

Но по сравнению с высшими тантрами, в низших в недостаточной степени развита стадия завершения, особенно в том, что каса- ется аспекта единства или нераздельности двух стадий. Об этом Лонгчен Рабджам пишет: ^'п 4Ь/3

(В Йога-тантре, относящейся к разделу Внешних Тантр,) медитируют последовательно на искусных методах и на мудрости. Поэтому стадии зарождения и завершения практикуются здесь по отдельности.

А.      Крияйога-тантра (Bya-гGyud)

О Крия-тантре Лонгчен Рабджам пишет:ш 34Ь/4

В тантрах Крияйога-тантры мы постигаем, что все присутствующие на относительном уровне явления, составленные из агрегатов (Phung-Po), элементов (^ат.і) и опор чувств ^Куе-тС^еф, надлежит очистить. Всеобъемлющая сфера, то есть естественно чистый Ум, является основой очищения. Практик зарабатывает на жизнь честным трудом и медитирует в качестве пути на таковости божеств, рассматривая божество как господина, а себя как слугу, стремясь к достижению (понимая его как благословение, получаемое от божества).

Мипам следующим образом разъясняет суть воззрения и медитации Крияйога-тантры:тоос 32а/2

Воззрение (тава, 1Та-Ва)

Она признает, что в аспекте абсолютной истины все существующие явления равны в нераздельной природе двух истин — проявленности и пустоты. Но в аспекте относительной истины покровительствующие божества рассматриваются как господа, свободные от каких-либо заблуждений и всецело совершенные, являющиеся видимостями ясности всеобъемлющей сферы, как форма изначальной мудрости, и дарующие временное и окончательное свершение. Практик считает себя преданным слугой, который нуждается в благословении, ибо он еще не достиг цели и не преодолел преград. Таким образом, с точки зрения абсолютной истины все явления равны, а с точки зрения относительной истины бесспорно действует взаимозависимая причинность. В этой системе Тантры верят, что благодаря практике и приятию всех (явлений) в качестве знаков Тела, речи и ума самих божеств

практик достигает способности к многочисленным деяниям и в конечном счете обретает сущность самих божеств.

Медитация (гомпа, bsGom-Paa)

Однонаправленно созерцая шесть высших сил (или шесть божеств) Крии (Кгі^а Lha-Drug), под которыми подразумеваются положение тела (божества), слоги речи, атрибуты ума, чертоги, испускание и поглощение лучей света и т.п., — и призывая божество с помощью начитывания его сердечных сущностных слогов (мантры), практик получает благословение (и доводит себя до чистоты состояния божества, подобно тому как) в алхимическом процессе железо трансформируется в золото.

Лонгчен Рабджам разъясняет смысл шести божеств Крия- йога-тантры:ос 157Ь/2

a) Узрев все явления в качестве иллюзорного тела божества, практик преодолевает крайности единственности и множественности, и явления освобождаются, будучи божествами.

b) Узрев слоги (Yig-'Bru) как божественный звук, практик непрерывно начитывает круг мантры как единство звука и пустоты, и слоги освобождаются, будучи божественными слогами.

c) При созерцании атрибутов, (обозначающих) божественный ум, воспоминания и мысли приходят как созерцание, и понятия освобождаются, будучи божественным созерцанием.

d) При восприятии испускаемых и вбираемых лучей света в качестве цветов божества, они освобождаются, будучи божественными лучами света, и буквы освобождаются, будучи изначальной природой мудрости.

e) При восприятии ясности как положения тела, трона и

одеяния божества, все явленное освобождается, будучи божественным чертогом.

При восприятии существующих явлений как дхар- макаи — божественного освобождения изначальной мудрости (пустоты), все, от чего надлежит отречься, освобождается, будучи изначальной мудростью. Таким же образом, освободив шесть привязанностей к шести видам объектов и реализовав шесть аспектов, таких, как восприятие явлений в качестве тела божества (или тел божеств), практик очищает загрязнения.

Согласно Согпо Тентар?1 169а/6

(Шесть божеств Крии) это высшие силы пустоты, букв, звука, формы, жестов и знаков. В НалджорКьи Гьюд(гЫа1-'Вуог Gyi гОушф говорится: «Это пустота, буквы, звук, форма, жесты и знаки». В общей Крия-тантре не визуализируют себя в виде божества, но в менее известной (или высшей) разновидности практики Крия-тантры такую визуализацию применяют.

Мипам разъясняет поведение и плод в Крия-тантре следующим образом:тоос 32Ь/2

Поведение (чодпа, &Руоё-Ра)

Крия-тантра признает, что практика Тантры станет завершенной лишь в том случае, если полностью соблюдаются все детали ритуала (С^о^а). В противном случае ритуал не произведет никакого результата — с тем же успехом можно было бы заложить семя в землю, но не поливать его и не удобрять почву. Поэтому в Крия-тантре особое значение придают выполнению ритуальных действий тела, речи и ума и соблюдению чистоты, трижды в день совершают омовения и меняют одежду (и т.д.), делают подношения и выполняют огненную церемонию (sByin-bSreg) в соответствии с содержащимися в тантрах наставлениями.

Плод (дребу, ‘Bras-Bu)

В качестве временного блага получают много общих достижений, таких, как жизнь держателя знания, чье счастье сравнимо со счастьем обитателей миров форм и без форм. В качестве же окончательного блага за шестнадцать жизней достигают состояния Ваджрадхары трех семейств Будд [семейств Татхагата, Ваджра и Падма, наделенных тремя телами Будды и пятью изначальными мудростями].

В.      Чарьяйога-тантра (sPyod-rGyud)

Чарья-тантра известна также как «двойственная тантра», поскольку втом, что касается поведения, она похожа на Крия-тантру, а в воззрении напоминает Йога-тантру. Мипам дает следующие разъяснения по Чарья-тантре YDGD З2Ь/5

Чарья-тантра придает одинаковое значение внешней [телесной] чистоте, достигаемой с помощью омовений и т.п., и внутреннему [умственному] созерцанию. Она опирается на достижение свершений благодаря восприятию себя и божества в качестве друзей или братьев.

Воззрение

С точки зрения абсолютной истины все явления равны. С точки зрения относительной же истины, вследствие беспрерывных проявлений из-за взаимозависимого возникновения, Чарья-йога опирается на божество как на источник временных и окончательных свершений. Будучи более высокой системой по сравнению с Крия-тантрой, она рассматривает божество как друга. Воззрение состоит в вере в две глубокие истины.

Медитация

Визуализируют божество перед собой и, начитывая, сосредоточиваются на вращении цепочки мантры. Это называется медитацией со знаками. В конце периода медитации прощаются с божеством и созерцают всеобъемлющее состояние, свободное от понятийной деятельности ума. Это называется медитацией без знаков.

Поведение

(Как и в Крия-тантре,) ведут чистый, непорочный образ жизни. Плод

В качестве временного блага получают бесконечные свершения и в конечном счете достигают за семь жизней состояния Ваджpадxаpы четырех семейств будд [Таmxагаmа, Ваджpа, Раmна (Kаpма и Раmна объединены в этой системе в одно

семейство) и Падма], наделенных тремя телами Будды и пятью изначальными мудростями.

С.      Йога-тантра (Ша1-'Вуог rGyud)

Йога-тантра придает наибольшее значение умственному созерцанию, используя в качестве второстепенной опоры методы содержания себя в чистоте. Мипам дает следующие разъяснения по Йога-тантре тогаз 33Ь/1

Поскольку сила осознания равности в этой колеснице выше, чем в двух предыдущих, здесь достигают уверенности в осознании равности себя и божества в подлинной природе. В качестве благословения от такого (постижения), на уровне относительной истины, воспринимая себя и божество нераздельными, подобно тому как вода вливается в воду, практикующий сам становится божеством. Так как все явления — это просто умственное восприятие, если мы применяем силу созерцания, то сами становимся визуализируемым божеством. Воззрением Йога-тантры является непоколебимая уверенность в том, что благодаря практике четырех символов (Phyag-rGya), являющихся природой божественных тела, речи, ума и деяний, мы реализуемся в качестве божества.

Медитация

После принятия прибежища и упражнения в развитии ума, устремленного к просветлению (бодхичитта), визуализируют себя в пустотном состоянии в качестве мандалы божеств с пятью характеристиками (mNgon-Byang), (а затем приглашают и объединяют божеств изначальной мудрости с визуализируемыми обликами и) запечатывают (ГЗуа-ЬТаЬ) их, представляя свои тело, речь, ум и деятельность четырьмя символами (Phyag-rGya), то есть телом, речью, умом и деятельностью божеств.

Пять характеристик суть:

1. Трон из лотоса и луны (и солнца) — семя или причина

благоприятных условий жизни, а также обители Будды.

2. Слоги [гласные и согласные] речи — семя благоприятного учения.

3. Атрибуты [ваджра, драгоценность и т.д.] ума — семя

благоприятного присутствия на вечное и непостижимое время.

4. Колесо мандалы [Вайрочана и т.д.] тела — причина благоприятной свиты и учителей.

5. Божество изначальной мудрости (Джнянасат- тва) — причина благоприятной сущности тела и изначальной мудрости (божеств).

Четыре символа таковы:

1. Великий символ (махамудра) — положение тела.

2. Учение (дхармамудра) — видимости речи.

3. Тайная связь (самаямудра) — видимости ума.

4.Действие (кармамудра) — совершенные деяния посредством таких методов, как испускание светов.

Поведение

Время от времени выполняют очистительные действия и т.п., но главным образом в этой системе меньше внимания уделяется физической стороне, нежели в предыдущих двух янах, и больше — внутренней йоге.

Плод

В качестве временного блага получают преимущества переживаний и постижений, а в конечном счете — пять скандх, пять чувств и пять загрязнений будут очищены, и состояние Будд пяти семейств, являющееся природой пяти изначальных мудростей, будет достигнуто за три жизни.

Различия между внешними и внутренними тантрами

Далее следует изложение разъяснений Лонгчена Рабджама и

Мипама:°с 151а/2 YDGD 34а/5

Что касается воззрения, то внешние тантры рассматривают две истины поочередно или по отдельности. Как правило, во внешних тантрах проявления, то есть относительную истину, воспринимают как божества, а в конце медитации,

растворяя формы божеств, созерцают абсолютную истину, свободную от понятий и измышлений ума. Во внутренних же тантрах рассматривают две истины в единстве и медитируют на них одновременно. Во внутренних тантрах основой является сфера осознания всецелой чистоты без различений, а все существующие явле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.192.113 (0.028 с.)