Способствует выделениям — локализуется в «тайном» генитальном центре, но распространяется в кишечник, мочевой пузырь, гениталии и бедра 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способствует выделениям — локализуется в «тайном» генитальном центре, но распространяется в кишечник, мочевой пузырь, гениталии и бедра



Таким образом, это основа возникновения всех изначальных мудростей. Четыре вторичных аспекта (Yan-Lag) являются самовозникающей энергией или сиянием, которое развивается из коренной энергии. (2) Восходящая прана ^уеп-Юуи) является транспортным средством для изначальной мудрости. (3) Нисходящая очищающая прана (ТМг^еІ) представляет собой лучезарное сияние мудрости. (4) Пропитанная жаром прана (Ме-Эа^ т№уат-Ра) обладает способностью служить причиной усвоения или питания. (5) Всепроникающая прана (Kyab-Byed) способна быть причиной завершения.

Воззрение сокровенной тайной категории

А. Основа

Далее следуют высказывания Лонгчена Рабджама о воззрении

непревзойденного тайного цикла Меннгагдэ:тСш, 195Ь/3

Изначальная основа (Thog-Ma'i gZhi): ее сущность (^о-Во) изначально подобна чистому незамутненному кристаллу. Она не существует как объекты или качества. Ее природа (Rang-bZhin) спонтанно совершенна, и хотя в белизне (кристаллоподобной природы) тонкий саморожденный свет присутствует как глубокая (или внутренняя) ясность ^ТЧщ^аї Du), он не проявляется вовне (Phyi-gSal), если нет соответствующих условий. Итак, основа присутствует в форме «тела сосуда юности», поскольку ее внешний покров (ИЗуа) (пока) не разрушен. Сущностью (изначальной основы) является пустота, поскольку она изначально чиста, и в ней нет никаких объектов. Однако тонкая (Р^а-Мо) коренная осознанность — саморожденный свет глубокого сияния — естественно совершенна без помех. Таким образом, она представляется «основой возникновения» всех видимостей. И все же ее сущность не проявляется вовне в виде света, форм или цветов. В изначальной чистоте необъятного пространства сущности присутствует спонтанно совершенное изначальное сияние (Ye-gDangs) — саморожденный свет (Rang-A'od) тонкой и глубокой ясности ^ТЧщ^аІ) и коренной мудрости. О них нельзя сказать ни то, что они есть одно, ни то, что они различны и отдельны друг от друга. Они присутствуют как высшая ясность, как сфера драгоценного спонтанного совершенства ^Ыт^гиЬ Rin-Po-Ch'e'i sBubs), как поле «тела сосуда юности» и как естество сущности, природы и сострадания. Поскольку сущностью основы является пустота, она не существует как объекты или качества. Поскольку ее природой является ясность, она никогда не покидала саморожденной природы видимостей изначального сияния. Поскольку ее состраданием [энергией] является коренная осознанность, она присутствует как беспрерывная основа возникновения знания (mKhyen-Pa) — как изначальная мудрость.

Далее Лонгчен Рабджам разъясняет:тсш,197а/5

Если вы смотрите с точки зрения изначально чистой сущности (основы), то ничего не существует, и света, формы и цвета внешней ясности (Phyi-gSal) неразличимы. Но (если вы смотрите с точки зрения) природы (основы), являющейся спонтанно совершенной всеобъемлющей сферой, то присутствует изначальное сияние, представляющее собой тончайшие видимости пяти светов, форм, лучей и тигле во всеобъемлющей сфере. Таким образом, (природа) пребывает в тончайшей коренной мудрости, то есть во внутренней ясности (Nang-gSal).

Далее он разъясняет:тсш,197Ь/2

Природа изначальной чистоты спонтанно совершенна. Ее всеобъемлющая сфера, тончайшая изначальная мудрость, пребывающая в самой себе, представляется тонкими видимостями светоносной ясности — изначальным сиянием. (Всеобъемлющая сфера) свободна от крайности этернализма, поскольку нет представления о том, что она является плотной внешней (проецируемой вовне) ясностью. Она свободна и от нигилизма, поскольку обнаруживается как тонкая внутренняя ясность. Таким образом, свободная от крайностей, спонтанно возникающая изначальная мудрость лишена бытия, ибо в своей сущности она пуста, и в то же время является беспрерывными проявлениями, поскольку в своей природе она является ясностью. Она — основание всех возникновений, ибо беспрерывна в своем сострадании (энергии). Такова истинная природа основы.

B. Возникновения проявления из основы

Лонгчен Рабджам разъясняет:тсш,202Ь/5

В изначальной всеобъемлющей сфере «тело сосуда юности» присутствует в своей сущности как тело Будды, в своей природе — как речь Будды, а в своем сострадании — как ум Будды. При проявлении вовне сияния пяти энергий, жизненная сила с ее четырьмя вторичными аспектами, которая пребывает как сердце ^Му^-Ро) в коренной осознанности, разбивает оболочку «тела сосуда юности». Тогда из сияния спонтанного совершенства возникают видимости пяти све- тов. Одновременно с этим возникает сияние сострадания коренной осознанности — как познавательная способность, анализирующая способы (проявлений). В этот момент аспект обычного непонимания саморожденной сущности (познавательной способности и видимостей) функционирует в качестве неведения (маригпа, Ma-Rig-Pa), (которое) противоположно просветленности. При этом, хоть основа и не претерпевает изменений, она кажется изменяющейся из-за видимостей коренной осознанности (Rig-Pa-La sNang-Ba ‘Gyur-Ba). Из состояния видимостей изначальной чистоты, подобных безоблачному небу, возникают как саморожден- ные проявления «восемь видов возникновения спонтанного совершенства».

C. Метод освобождения Всеблагого (Кунтусангпо)

Лонгчен Рабджам пишет:тсш,213а/5

Когда внутреннее сияние устремляется вовне из изначальной всеобъемлющей сферы, и сострадание [энергия] возникает просто как аспект (временного) непонимания (саморожден- ной сущности) самой коренной осознанности (того, как оно есть), в этот момент, наблюдая вовне «видимости основы», постигают их внутри себя как саморожденное проявление. В это самое мгновение постижения неведение очищено и «(восемь) видов спонтанного совершенства» основы растворяются в состоянии изначальной чистоты и остаются в ней.

Освобождение Всеблагого имеет место постоянно, и это не предполагает, что один или несколько человек обрели такое освобождение в прошлом. Пема Ледрел Цел пишет. ктт 10а/6

Не следует считать, что освобождение Всеблагого (Кун- тусангпо, Кип-Ти bZang-Po, т. е. Изначального Будды) подразумевает освобождение, которое было обретено в неком далеком прошлом. Ведь прямо сейчас, когда мы это обсуждаем, есть множество существ — в том числе тех, что пребывают в плену иллюзии, тех, которые освобождены, и тех, что находятся на грани между освобождением и иллюзией.

В Дзогпа Ченпо обретение состояния Будды не является поиском чего-то, что происходило бы от иных источников. Оно представляет собой освобождение коренной осознанности в своей собственной природе. Джигмед Лингпа пишет:^ 344а/4

Дзогпа Ченпо просто обозначает обретение состояния Будды, освобождение коренной осознанности в своем собственном естественном состоянии. Но в этом учении нет стремления или поиска состояния Будды из какого-либо иного источника. Будды трех времен совершенны в состоянии природной коренной осознанности, свободной от воспринимаемого и воспринимающего (т. е. двойственного восприятия).

D. Пребывание существ в плену иллюзии в силу неведения

Лонгчен Рабджам пишет:гсш,216Ь/6

В «изначальной основе» нет иллюзии. Но когда возникают «видимости основы», (возникает и) познавательная способность (шепа, Shes-Pa), которая не постигает саморожденной сущности. Эта способность носит нейтральный характер и укоренена в неведении, воспринимающем «видимости основы» как отдельные (сущности). Таким образом мы, как существо, обманываемся иллюзией.

Пема Ледрел Цэл пишет:ш 35а/5

Как объекты, так и субъекты иллюзии не существуют в истинном смысле. Но они иллюзорно проявляются и создают условия для возникновения эмоциональных загрязнений и кармы — благой, неблагой и нейтральной. Сначала наличие пяти светов становится фундаментом иллюзии для объектов, наличие коренной осознанности — фундаментом иллюзии для ума, а наличие мирных и гневных форм (божеств) — фундаментом иллюзии для тела, — и тогда происходит становление привычек к разнообразному кажущемуся восприятию объектов и субъектов, отчего (существа) блуждают (в санса- ре), и их переживания счастья и страдания бесконечны, как вращение ирригационного колеса.

Внутреннее деление Меннгагдэ

Учитель Дзогпа Ченпо Шрисинха разделил учения Меннгагдэ на четыре категории ^Ког-Ь2Ы). Джигмед Лингпа пишет:^ 313а/4

В Меннгагдэ (есть четыре категории): внешняя категория, которая подобна телу; внутренняя категория, подобная глазам; тайная категория, подобная сердцу; и сокровенная категория, подобная телу в его целостности.

Лонгчен Рабджам разъясняет:00 178а/4

a) Внешняя категория (Phyi-sKor): что касается сущности (^о-Во) основы, то, поскольку нет эмоций, от которых следовало бы отречься, пять ядов присутствуют как путь (практики). Что касается природы (Rang-bZhiri) основы, то, поскольку нет усилий, все, что возникает, проявляется как качества абсолютной природы. Что касается энергии сострадания (mTshan-Nyid), то, поскольку нет пристрастности, пустота не склонна ни к какому (аспекту).

b) Внутренняя категория (Nang-sKor): что касается сущности основы, то, поскольку она не существует как реальная форма, она является абсолютной природой, свободной от качеств. Что касается природы основы, то, поскольку она свободна от возникновения и прекращения, она является изначальной мудростью вечной непрерывности. Что касается энергии сострадания, то тем, что она пронизывает (и сансару, и нирвану), она подобна корню (дерева); тем, что она представляет собой непосредственное постижение (природы), она подобна стволу дерева; тем, что является развитием (энергии видимостей в различных

формах), она подобна ветвям; тем, что является (беспрерывной) ясностью, подобна цветам; а тем, что является созреванием (плодоношением), подобна плоду (дерева).

c) Тайная категория (gSang-sKor): Что касается сущности, то, поскольку введение (в коренную осознанность) и ее постижение являются мгновенным, она не опирается на (тройственную мудрость) изучения, размышления и медитации. Что касается природы, то, поскольку просветление и прекращение дыхания [смерть] мгновенны, то она не опирается на усердие и силу переживаний (Goms-sTobs). Что касается энергии сострадания, то, поскольку развитие сострадания [энергии] и просветление мгновенны, она не опирается на завершение двух накоплений.

d) Сокровенная категория (gSang-Ba Bla-Med): что касается сущности, то, поскольку она не зависит от слов, она не опирается на мудрость анализа. Что касается природы, то, поскольку она является прямым постижением, она не остается в пределах воззрений, сформированных умственным анализом. Что касается энергии сострадания, то, поскольку она является совершенством четырех видений, в ней нет ожидания (обретения)трехтел Будды и пяти изначальныхмудро- стей. Поэтому в этой системе практикующий реализует изначально и спонтанно совершенный (плод) в этой самой жизни.

Пема Ледрел Цэл разъясняет различия четырех категорий, излагая четырехстрочную цитату из тантры Ати Кодпа Ченпо (A-Ti bKod-Pa Ch'en-Po):NCC м

В целом, между четырьмя категориями нет отличий в том, что касается прямого или косвенного признания абсолютной природы изначальной чистоты (Трегчод). Так или иначе:

а)       Первая строка, касающаяся внешней категории, подробно объясняет всеобъемлющую природу изначальной основы, но в ней не содержится разъяснений о том, как символы (brDa), смысл (Don) и качества (rTags) указывают (на природу), как возникает путь четырех видений, как возникают света (sGron-Ma) в промежуточном состоянии (бардо, Bar-Do) или как обретается освобождение в сфере (sBubs) спонтанно совершенного плода. в) Вторая строка (о внутренней категории) разъясняет, как символы, смысл и качества пути обозначают лишь путь, но не другие аспекты (т. е. основу и плод).

c) Тайная категория, называемая «подобной сердцу», разъясняет способ медитации «четырех естественных созерцаний» (чогжаг, Chog-bZhag bZhi) йо- гина, но не рассказывает более подробно (об основе и плоде).

d) Сокровенная категория подобна человеку, обладающему совершенным телом и способностями. Она разъясняет всеобъемлющую природу изначальной основы, способ очищения (природы) символами, смыслом и качествами, способ возникновения пути четырех категорий, способ возникновения светов в промежуточном состоянии и способ освобождения в сфере спонтанно совершенного плода. Кроме того, в этой (сокровенной категории) полностью объясняются учения пути как совершенное тело.

Это (целостный) путь практики для любого человека.

Лонгчен Рабджам следующим образом характеризует сокровенную категорию:1'™-1, 83a/5

Поскольку она не опирается на слова, она не зависит от (интеллектуальной) мудрости. Поскольку она постигает природу напрямую, она не пребывает в воззрении, сформированном умственным анализом. Поскольку качества четырех видений совершенны, она не зависит от плодов трех тел Будды и пяти изначальных мудростей. Поэтому это сокровенная категория. В более низких (колесницах) практикующие доверяют умственному анализу, направленному на (постижение) абсолютной природы. Однако здесь (абсолютная природа) воспринимается как объект непосредственного переживания (mNgon-Sum Dang-Po), получаемого благодаря энергии Ламы. Поэтому это учение выше остальных.

Медитация Меннгагдэ

Джигмед Лингпа пишет:^ 15Ь/3

В этой колеснице постижение сущности самого ума, который с безначальных времен присутствует как великое освобождение, называется коренной осознанностью (ригпа, Rig-Pa). Поддерживая непрерывность(постижения коренной осознанности), обретают просветление силой.

Далее у него говорится:^ 16Ь/4

Человек, (все еще) пребывающий на обычном пути (практики), увидев гору, в первый момент не может избежать мысли: «это — гора», но во второй момент, благодаря совершенству (rDzogs-Pa) энергии (rTsal) ума и психических событий, которые анализируют природу горы, понятие горы исчезает без следа. При этом, хоть видимость горы (в уме) не прекратилась, он обретет опыт в пребывании в абсолютной природе, в которой нет оценки (видимости горы). Когда (все феноменальное бытие) очищено через мгновенное освобождение при возникновении (шардрол, Shar-Grol), (нераздельное) единство ('Dres-Pa) видимостей и ума и есть безошибочное состояние Дзогпа Ченпо.

Виды медитации Меннгагдэ

В Меннгагдэ есть две основные категории практики. Это Трегчод (Khregs-Ch'od,прорыв) и Тходгел(Thod-rGal, непосредственный подход). В тантре Мутиг Тренева (Ми-Tig ‘Phreng-Ba) говорится мт289а/3 «Трегчод и Тходгел и есть практики». Пема Ледрел Цэл описывает их:КТ208а/3

Трегчод это путь, посредством которого медитируют на обнаженной коренной осознанности, не опираясь на проявления [видения] ясности (практики Тходгел), и который освобождает без усилий. Это решающий путь для людей, которые имеют острые умственные способности, но ленятся (практиковать для) обретения просветления. Тходгел же это (путь, посредством которого обретают) освобождение, применяя усилия. Опираясь на проявления [видения] ясности (A'od-gSal Yui

sNang-Ba), усердные люди очищают свое плотное тело в этой самой жизни и обретают просветление.

Тем не менее Трегчод является сущностью практики Дзогпа Чен- по, а Тходгел конкретным образом относится к сокровенной категории Меннгагдэ.Нацог Рангдрол разъясняет, что медитации Дзогпа Ченпо полностью включены в практики Трегчод и Тходгел: DM7b/2

В целом, в Дзогпа Ченпо есть различные непостижимые разделы практики — внешний раздел Семдэ, внутренний — Лонгдэ, тайный — Меннгагдэ и раздел сокровенного Мен- нгагдэ, а также учения Ати, Чити (sPyi-Ti) и Янгти. Но все они включены в Трегчод, практику медитации на (единстве) коренной осознанности и пустоты, и в Тходгел — практику медитации на (единстве) видимостей и пустоты.

Корнем и Трегчод, и Тходгел является обнаженное постижение коренной осознанности. Джигмед Лингпа пишет: NS 349b/5

Если человек неспособен к обнаженному узнаванию (или постижению) коренной осознанности, являющейся корнем как «изначальной чистоты», так и «спонтанного совершенства», то простое обретение опыта в проявлении пустотных форм Тходгел не произведет никаких благ, кроме того, что оно будет способствовать перерождению этого человека в мире форм.

В практики Дзогпа Ченпо включены и тантрические тренировки, использующие каналы, прану [ветер] и сущность. Нацог Рангдрол пишет: MCC38b/2

Мы стараемся делать акцент на практике, как это объясняется в циклах учений Дзогпа Ченпо, объединяющих все каналы как каналы изначальной мудрости, всеобъемлющей сферы свободы от измышлений; всю прану [ветер] как энергию изначального состояния, саморожденной ясности коренной осознанности; и все сущности (тигле, Thig-Le) как сущность великой, полной блаженства изначальной мудрости, неиз- мышленной и всепроницающей сущности.

Об особенности Ясного Света Ати-йоги Джигмед Тенпей Ньима говорит: DC 27a/2

Ясный Свет блаженства, ясности и немышления (dDe-gSal Mi-rTog-Pa) ясно и отчетливо разъясняется во всех учениях Ануттаратантры. Однако придавать особое значение обнаженному узнаванию аспекта знания, являющемуся аспектом коренной осознанности или сострадания [энергии] (коренной осознанности), а затем практиковать с таким намерением на пути Ясного Света — это особое искусство ваджрной вершины [Дзогпа Ченпо].

A. Трегчод (Khregs-Ch'od, прорыв)

Джигмед Лингпа пишет:^ 332b/4

Опираться на изначальную чистоту, то есть пустоту, ради обнаженного узнавания свободной от измышлений коренной осознанности и растворения (феноменального бытия) в абсолютной природе, то есть пустоте, (есть Трегчод).

Лочен Дхармашри разъясняет:21 41b/1

(Трегчод) представляет собой непоколебимое созерцание воззрения (тава, 1Та-Ва) изначальной чистоты... Учитель Га- раб Дордже (Прахеваджра) сказал в Amu Забдон Ньингпо (Ati Zab-Don sNying-Po)

Природа ума есть Будда с самого начала.

Ум подобен пространству; у него нет ни рождения, ни прекращения.

Постигнув чистый и равностный смысл явлений,

Оставаться в нем, ничего не ища, — это и есть медитация.

Есть четыре стадии постижения благодаря медитации. Как сказано,

«Они суть пребывание, недвижимость, равность и спонтанность».

В Ригпа Кучжуг говорится: RK2»9a/3

Оставаться в естественном состоянии и есть созерцание.

Мипам резюмирует суть медитации Дзогпа Ченпо в следующих строках: YDGD 37b/3

Постигая воззрение и безусильно созерцая саморожденную сущность изначальной мудрости, не отрицая и не отстаивая, не рассеивая и не поддерживая, непосредственно постигают смысл всеобъемлющей природы того, как оно есть. Хоть (обе категории медитации Дзогпа Ченпо) одинаковы в том, что касается использования безусильной самовозникающей коренной осознанности как пути в бесформенной «изначальной чистоте» (rNam-Med Ka-Dag в Трегчод), практикуют, помимо прочего, четыре «естественных созерцания» (чог- жаг, Chog-bZhag). В «спонтанном совершенстве» (лхунд- руб - Тходгел) с формой, обратив (bZlog) омрачения в основу с помощью такой практики, как «тройственный взгляд» (gZigs-sTang) (медитируют) на совершенствовании «четырех видений» (sNang-bZhi).

Джи/мед Лингпа объясняет четыре «естественных созерцания»:

О методе вхождения в четыре естественных созерцания (Chog-bZhag bZhi) сказано в Дронма Нангчед (sGron-Ma sNang-Byed):

Естественное созерцание, (подобное) горе («чогжаг горы») является совершенством воззрения. Естественное созерцание, (подобное) океану («чогжаг океана») является совершенством медитации. Естественно созерцая объекты восприятия («чогжаг видения»), достигают совершенства действий. Естественно созерцая коренную осознанность («ригпа чогжаг»), достигают совершенства плода. Йогин, обретший четыре совершенства, объединился с абсолютным смыслом.

a) Благодаря воззрению естественного созерцания, подобного горе, (\Ta-Ba Ri-Bo Chog-bZhag), будучи введенным в свободу от понятий (bSam-Ngo) того, как оно есть, практикующий свободно и неизменно созерцает в великой саморожденной ясности коренную осознанность, не подпадая под влияние противоядия медитации умственных усилий и оценок.

b) В практике подобного океану естественного созерцания (sGom-Pa rGya-mTso Chog-bZhag), придав телу

положение со скрещенными ногами и широко раскрыв глаза, глядя прямо в пространство, практикующий очищает ум (Shes-Pa), подобный спокойному океану, благодаря состоянию неоценивания (объектных) видимостей шести чувств.

c) Следуя поведению естественного созерцания наставлений (sPyod-Pa Man-Ngag Chog-bZhag), естественно расслабив трое врат, практикующий обнаженно постигает саморожденную ясную коренную осознанность, сбрасывая с нее покровы воззрения и медитации, и естественно продолжает пребывать в этом состоянии.

d) Плодом неисправленного естественного созерцания (Вт,?-Ви Ma-bChos Chog-bZhag), когда практикующий естественно выполняет созерцание пяти (внешних) объектов, как они есть, внутри ярко проявляется обнаженная саморожденная ясность. Таким же образом, когда поддерживают пять ветров [пран] во всеобъемлющей сфере, вовне возникает ясность са- морожденных чистых восприятий (в форме) дыма, миража, радужных лучей и т.д., относящихся к разряду общих тайн.

Джигмед Лингпа пишет: 333а/2

Итак, царь колесниц, сущность (^о-Во) коренной осознанности, изначально свободен от измышлений. Следовательно, нет ничего, что надлежало бы освобождать, что не было бы свободным. Таким образом, это — изначально чистая коренная осознанность или естественное состояние изначальной чистоты, как оно есть, без исправлений. Оно обладает знаками «трех врат освобождения» (гМат-Паг sGo-gSum):

а)       Что касается основы, (т. е. воззрения,) то (коренная осознанность) присутствует, не впадая ни в какие ограничения (гОуа). Поскольку ее природа — это свобода от самобытия, она свободна от впадения в любые крайности. Она свободна от интеллектуального понятия «я» и является обнаженной и беспрепятственной коренной осознанностью, непостижимой и невыразимой. Таким образом, она пребывает в «пустотных

^Тощ-Ра Nyid ^о-Во или Nyid Med-Pa) вратах освобождения».

b) Что касается пути, (т. е. медитации,) то (коренная осознанность) запредельна (существованию объекта), который может быть описан с помощью слов и букв, она недостижима умом, который двойственно оценивает субъект и объект. Таким образом, речь идет о естественном вхождении в «лишенные качеств (mTshan-MaMed-Pa) врата освобождения».

c) Что касается результата, то, поскольку нет ни страха,

ни ожидания достижений, речь идет об обретении всеобъемлющей сферы («врат свободы от устремлений») ^Моп-Ра Med-Pa).

Так или иначе, поскольку (коренная осознанность) является непрерывностью тайного обета (Dam-Tshig, санскр. самайя), источником ясности ваджрной сущности, представляющей собой полную завершенность благих качеств коренной осознанности, то из нее возникают без усилий все благие качества трех тел Будды.

Согпо Тентар поясняет:ет264а/6

Поскольку коренная осознанность не присутствует как познаваемый объект, она запредельна обеим самостям — самости (т. е. самобытию) личности и самости явлений, то есть восприятию (объектов) как «я» и «мое». Нет больше никого, кто был бы медитирующим, и ничего, на чем можно было бы медитировать. Если практик остается в подлинной природе без исправлений, мудрость коренной осознанности обнаженно возникает из лона восьми сознаний, и практик видит ее обнаженно. Когда (постижение) такой всеобъемлющей природы утверждено и стало устойчивым, никакие вызванные неведением оценки не будут способны втянуть практика в цикл бытия. Это подобно тому, как небо не меняется из-за того, что в нем есть тучи... Когда практик постигает такой смысл, поскольку привязанность к объектам и к самобытию не создается каким-то творцом, но утверждается силой умственных понятий, то, хоть какое-то время и кажется, что они возникли из основы и корня, которые (на самом деле) не существуют даже (в размерах) атома, они будут освобождены тем, что являются совершенными и нерожденными в самый момент своего возникновения. И тогда нет нужды в постижении какой-либо иной мудрости. При этом все созданные умом обычные методы, такие как начитывание мантр, запоминание, медитация, умопостроения и размышления, растворяются как рисунок на воде. И, поскольку практик растворяет феноменальное бытие, все три совокупности (Tshogs-Pa) — внешние видимости, внутреннее тело и тайный ум — становятся свободными от своих плотных аспектов, и практикующий постигает их (как единство) пустоты и ясности, как отражение луны в воде. Для такого человека не существует помех в прохождении сквозь горы и скалы. Поскольку ум пребывает в благородной истине, практикующий обладает такими (качествами), как ясновидение и дар прорицания. Он свободен от перерождений... Если он обретает освобождение в состоянии пустоты, равности и изначальной чистоты (sTong-Pa Dag-mNyam Da-Dag), он очищает даже четыре элемента своего (смертного) тела огнем изначальной мудрости и исчезает в пространстве, являя такие чудеса, как испарение тумана, а его коренная осознанность остается во всеобъемлющей сфере. В таком случае речь идет о состоянии Будды, свободного от стремления (к дальнейшим достижениям)... Бывает, что, если это может послужить благу других, (йогин) благословляет растворенные атомы, и они остаются в форме рингсел (Ring-bSrel — плотные остатки, реликвии).

В.      Тходгел (Thod-rGal, непосредственный подход)

Джигмед Лингпа резюмирует:^ 332b/5

Опора на проявления (или видения), спонтанное совершенство очищения (Dangs) плотных аспектов в ясности [Ясном Свете] и растворение (феноменов во) всеобъемлющей природе видений (суть Тходгел).

Лочен Дхармашри также подытоживает:^ 41b/4

При опоре на шесть основополагающих методов (практики) постепенно возникают четыре видения. (Эти четыре видения суть:) прямое (постижение) всеобъемлющей природы (Ch'os-Nyid mNgon-gSum), развитие переживаний (Nyams Gong-'Phel), полнота коренной осознанности (Rig-Pa

Tshad-Phegs) и растворение (явлений) во всеобъемлющей природе (^'о.і-Муі.і Zad-Pa).

В тантре Дра Талгьюр ^га Па1-иуиг) говорится:ст 224а

Видение прямого (постижения) всеобъемлющей природы

Запредельно (даже) слову «воспринимающий», то есть всякому умственному анализу.

Видение развития переживаний Растворяет обманчивые видимости И обретает изначальную мудрость промежуточного состояния.

Видение совершенства коренной осознанности Преодолевает понятийные видимости пути трех кай.

Видение исчерпания во всеобъемлющей природе Завершает непрерывность цепи сансары.

Джигмед Лингпа объясняет, что хотя достижения четырех видений соответствуют путям общих колесниц, достижения путей данной колесницы значительно выше и быстрее:^ 37Ь/1

Если рассуждать в терминах объектов, которые необходимо очистить, и результатов очищения, эти четыре стадии частично соответствуют (Phyogs-mTshungs) пяти путям общей парамитаяны (сутрического пути), однако существуют значительные различия в скорости, с которой практикующие продвигаются на разных путях, — она подобна разнице между быстроходностью колесницы, в которую запряжены кони, и скоростью движения солнца и луны.

Далее приводятся выдержки о «шести основополагающих методах» (gNad-Drug), данных в Йешей Лама: уь 22Ы6

«Шесть основополагающих методов» суть три основополагающих метода трех врат (sGo-gSum) и три основополагающих метода, с помощью которых концентрируются на ясности, или Ясном Свете (A'od-gSal). Три основополагающих метода трех врат таковы:

а) три положения тела: поза льва (или поза дхармакаи), поза слона (поза самбхогакаи) и поза мудреца (поза нирманакаи);

в) основополагающий метод речи состоит в молчании и воздержании от высказываний; и

с)       основополагающий метод ума — в сосредоточении на внешнем пространстве.

Три основополагающих метода, с помощью которых концентрируются на Ясном Свете, таковы:

а) основополагающий метод врат возникновения, или три способа «взгляда трех кай»; в) основополагающий метод основы возникновения, или «безоблачное небо» (его называют также «солнце» или «светильник»); и

с)       основополагающий метод дыхания, когда дышат естественным образом через рот и сосредоточиваются в состоянии коренной осознанности на небе, в результате чего внешняя всеобъемлющая сфера приводит к возникновению подобной ей внутренней всеобъемлющей сферы.

Гьюрмед Цеванг Чогтруб разъясняет превосходство Тходгел: LNT-I,147Ь/4

Трегчод освобождает обманчивые видимости, т. е. объекты восприятия, в их истинной природе, не оставляя никакой основы и корня. Здесь же (в Тходгел) все аспекты видимостей трех миров (Khams-gSum) освобождены как ясность тигле пяти светов — естественной лучезарности (Rang-gDangs) коренной осознанности. Поэтому эта практика выше остальных.

Йогин, который довел до совершенной реализации свою практику Тходгел, при желании может во время умирания преобразить свое тело в исконное тело света, видимое лишь тем, кто обладает чистым видением, и затем служить живым существам до тех пор, пока этот мир не опустеет, или до тех пор, пока у него не будет никакой иной причины оставаться. И Гуру Падмасамбхава, и Вималамитра прибыли в Тибет в таком теле. Джигмед Лингпа объясняет, что такое два достижения: ^ 46а/4

Есть два достижения: контроль над рождением и контроль над вхождением (sKye-'Jug).

a) Достижение контроля над рождением: практик преображается в тело Великого Переноса (пхова чен- по, 'Pho-Ba Ch'en-Po) и служит потребностям живых существ... Он сияет в (теле) света, растворив атомы (смертного тела). Достижение силы контроля над рождением и вхождением является особенностью Тходгел. Потому что в Трегчод нет ничего иного и там после растворения тела в атомы (Lus rDul-Phran-Du Dengs, полное растворение), а ума — во всеобъемлющую природу, практик достигает освобождения в изначальной чистоте... в) Достижение контроля над вхождением: если нет способа служить существам в этой (конкретной) телесной форме,...практик растворяет свое (световое) тело (Великого Переноса), как туман растворяется в небе, и входит во внутреннюю всеобъемлющую сферу. Таким образом, пока сансара не прекратилась, он действует для блага других, используя просветленные деяния нераздельности (четырех) тел Будды и (пяти) изначальных мудростей.

Достижение путей и стадий Дзогпа Ченпо

В Дзогпа Ченпо достигают и совершенствуют пути и стадии в результате медитативной практики. Толкование Лонгченом Раб- джамом этого вопроса вкратце цитируется в одиннадцатом разделе второй части этой книги.

Пять путей буддийской практики и достижения завершены в мгновенной реализации коренной осознанности Дзогпа Ченпо. Патрул Джигмед Чокьи Вангпо пишет:вст 33b/2

В целом, в (сутрических) колесницах причины и признаков, развив ум просветления (бодхичитту), практикуют накопление заслуг и мудрости в течение бесчисленных эонов. Это путь накопления. Развивая на пути применения мудрость, порождаемую медитацией, обретают мудрость пути видения (истины). Видение напрямую (подлинной) природы сущего и абсолютной природы (всех явлений) Четырех Истин это путь видения. (Методы, которые) приводят практика к получению переживаний (постижения, обретенного) посредством видения, составляют путь медитации. Завершение практик когда больше нет практики, является путем за пределами обучения (состоянием Будды). В Дзогпа Ченпо все пять путей завершаются мгновенно.

Далее он пишет:вст 35а/5

(В Дзогпа Ченпо) аспектом постижения медитативной изначальной мудрости — исчерпывающей и свободной от измышлений — спонтанно завершаются аспекты искусных методов, такие как щедрость без понятий и привязанности. Кроме того, используя осознанность (в период вне медитации, rJes-Shes), развивают силу различающей мудрости и сострадание, подобное иллюзии. Таким образом, в Дзогпа Ченпо мгновенно доводят до совершенства безмерное накопление заслуг и изначальной мудрости. Поэтому великий Ронгзом (Rong-Zom, XI век) определяет Дзогпа Ченпо следующим образом: «Это учение (называется) Великим Совершенством (Дзогпа Ченпо), поскольку оно доводит до совершенства безмерное двойное накопление». Таким образом, постижение сущности коренной осознанности (Дзогпа Ченпо) — мгновенное завершение великих накоплений — есть путь накопления. Некоторые люди (утверждающие, что являются учителями Дзогпа Ченпо,) возражают (против идеи двойного накопления), говоря: «Иогин, реализовавший Дзогпа Ченпо, сосредоточивается лишь на коренной осознанности, а любая другая (практика) искусных методов является изъяном». Иные, (заявляющие, что являются учеными), утверждают, что у йогина, реализовавшего воззрение (Дзогпа Ченпо), не возникнет таких качеств, как сострадание и отречение. Слыша подобные пагубные утверждения, некоторые люди, которые бахвалятся тем, что являются (буддийскими) учеными, но не исследуя (истинного смысла Дзогпа Ченпо), порочат учения и создают себе тяжкую карму «отречения от Дхармы» (Ch'os-sPang), говоря: «Дзогпа Ченпо не является чистым учением, поскольку оно пренебрегает аспектом (добродетельной) деятельности». Никто из них даже в малейшей степени не понял смысла Дзогпа Ченпо. Они не были даже свидетелями жизни совершенных мастеров Дзогпа Ченпо.

Все канонические и комментаторские тексты по Дзогпа Ченпо утверждают следующее:

Когда напрямую постигают смысл Дзогпа Ченпо, вся осознанность периода вне медитации возникнет свободно от понятий и привязанностей. Таким образом, практик естественным образом освобождается от привязанности к материальным объектам, и т.п., и весь гнев, враждебность и привязанность, ненависть к себе и к другим очищаются в самоосвобождении. Пагубные виды деятельности естественным образом искореняются, и соблюдаются «четыре аскетические дисциплины» (dGe-sByong Gi С^о.і^Ш). Четыре аскетические дисциплины суть: не браните (gShe-Ba) других, даже если они бранят вас, не гневайтесь (К^о-Ва) на других, даже если они гневаются на вас, не оскорбляйте (mTshang Вт) других, даже если вас оскорбили, и не бейте (rDeg-Pa) других, даже если вас избили. Практик, применяя «безусильные усилия», пребывает в «подобной потоку естественной непрерывной практике» (Ch'u-Bo’i). Когда практик в медитации пробуждает энергию света «спонтанно возникающей мудрости» ^е.і^аЬ Rang-Byung-Fi sGron-Ma), и она врывается (К1ощ-^о1) в глубину знания слов и смыслов, все добродетели шести совершенств возникают в нем естественно и без усилий.

Для того чтобы убедиться в этом, достаточно почитать жизнеописания Лонгчена Рабджама, Джигмеда Лингпы и других.вст 39а/3

Благодаря завершению двойного накопления — энергии осознанности периода вне медитации — омрачения на пути становятся тоньше, и практик обретает медитативную мудрость, прозревая смысл исчерпания феноменов. Это — путь применения. При этом видение всего феноменального бытия, которое воспринимается в контексте четырех истин как действие свободной от измышлений, непостижимой изначальной мудрости, является путем видения. Практик, созерцая в подобной потоку медитации, в которой не на чем медитировать, смысл того, что он прозрел на пути вйдения, осуществляет путь медитации. А не иметь никакого иного пути, которому надлежит следовать, поскольку все пути и стадии равно совершенны, то есть пребывать в безусильном состоянии (Дзогпа Ченпо), это путь за пределами обучения (состояние Будды).

В тантре Меннгагдэ Ригпа Рангшар Ченпо разъясняются шестнадцать стадий достижения. Они, однако, не являются стадиями достижения различных качеств или объектов. Это фазы постижения и совершенствования тех же самых видений и коренной осознанности, достижения освобождения в этой же жизни или в промежуточном состоянии. Согласно истолкованию этих фаз Конг- трулом Йонтеном Гьяцожо 167Ь, они составляют уникальность пути Дзогпа Ченпо. Первые десять или одиннадцать стадий идентичны по структуре уровням реализации (бхуми), перечисленным в сутрах Махаяны, а последующие уникальны для тайного пути. В тантре говорится:®® 139а/2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.160.14 (0.089 с.)