Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Здоровье как социально-психологическая категорияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Начнем с двух понятий: «категория» и «стресс». Категория - это группа явлений и знаний, объединенных общими признаками. Есть философские категории: материя, движение, время и так далее. Есть категории бытовые, например бытовая техника. Есть категории социальные, т. е. общественные, например образование, здоровье. О здоровье общества мы можем судить по следующим показателям: рождаемость, смертность, уровень заболеваемости, продолжительность жизни. Если рождаемость высокая, смертность низкая, члены общества редко болеют и долго живут, можно говорить, что общество здорово. Стресс - это термин, который обозначает состояния человека, возникающие как ответ на разнообразные экстремальные воздействия. В переводе с латинского стресс означает давление, напряжение. Экстремальные - значит крайние, чрезвычайные, заканчивающие собой границу допустимого. Например, человек может прожить без воздуха пять минут. Ситуация лишения воздуха для человека экстремальная. В течение этих минут, отделяющих жизнь от смерти, особенно бурно проявляются три последовательные реакции организма на стресс-фактор. Их называют стадии адаптации, приспособления или стадии стресса. Первая стадия - стадия тревоги - наступает сразу, как только человек сталкивается с угрожающей ситуацией. Допустим, на человека напали и набросили на голову пластиковый мешок. Личность инстинктивно готовится к сражению: по сигналу мозга ускоряется передача нервных импульсов, гипофиз выбрасывает в кровь гормоны, мышцы напрягаются, учащается сердцебиение, увеличивается объем крови, повышается кровяное давление, селезенка выбрасывает в кровяное русло свежие эритроциты, все готово к бою. Вторая стадия - стадия сопротивления или приспособления. В условиях нашего примера, когда времени крайне мало, многое зависит от способности брать себя в руки и принимать неординарные, необычные решения - например, прокусить мешок. На этой стадии помимо всего повышаются защитные силы организма, перестраивается иммунная система. Вот почему иногда у человека, пережившего стресс, заживает старая, хроническая рана, однако именно на почве стресса может обостриться какое-либо хроническое заболевание, например, язва желудка. Третья стадия стресса - стадия истощения, или дистресса. Здесь организм терпит поражение. Проявляется она отрешенностью, нарушением ориентации в пространстве, подавленным настроением -депрессией, болями в теле.
Теперь поговорим о здоровье и образе жизни. На протяжении жизни человек постоянно подвергается различным стрессам. Способность преодолевать их воздействие зависит от внутренних возможностей организма и условий окружающей среды. Человек родится с определенным информационным наследственным набором. В пределах этого набора он может формировать свои взаимоотношения с окружающим миром. Например, если у человека есть генетические предпосылки к обладанию музыкальными способностями, то их можно в течение жизни развивать и стать профессиональным музыкантом, можно просто чутко относиться к звуку, а можно утратить в результате какой-то болезни, например, воспаления слухового нерва. Однако, не имея генетической предрасположенности к тонкому восприятию звуков, нельзя стать музыкантом даже под руководством консерваторского профессора. Обучение тогда бывает наиболее успешным и минимально травматичным для психики ребенка, когда строго координируется с возрастными физиологическими и психологическими возможностями, когда педагог учитывает наследственный потенциал юной личности. Обучение должно быть сориентировано на способность организма противостоять стрессам, а эта способность есть не что иное, как здоровье. В мировой практике существует множество определений понятия «здоровье». Здоровье человека - это его способность сохранять соответствующие возрасту и полу психофизиологическую устойчивость в условиях постоянного изменения количественных и качественных единиц структурной и сенсорной информации. Сенсорная информация - это информация, воспринимаемая с помощью органов чувств, - зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, обонятельная. Структурная информация воспринимается на клеточном уровне. Например, когда клетки крови фагоциты набрасываются и уничтожают попавшую в организм гноеродную бактерию, мы можем говорить о структурной защитной реакции здорового организма. Образ жизни, no-латыни «модус вивенди», - это система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды.
Факторы внешней среды бывают: физические (давление, излучение, температура), химические (пища, вода, ядовитые вещества), биологические (растения, микроорганизмы, животные), психологические (воздействующие на эмоциональную сферу через зрение, прикосновение, обоняние, вкус, слух и вызывающие положительную или отрицательную реакцию). Эмпирическим, опытным путем человечество пришло к выводу, что неумеренность в еде, злоупотребление алкоголем, малоподвижный образ жизни снижают ресурс здоровья, в то время как занятия спортом, рациональное питание, закаливание повышают его. И чем раньше у человека сформируется мотивация, т. е. осознанная необходимость, заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек в частности и общество в целом.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.70.0 (0.008 с.) |