Неискоренимая вера в панацею 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неискоренимая вера в панацею



 

Недавно в городе Сент–Луис открыт музей шарлатанства. Здесь представлены всевозможные бутылочки с «чудодейственными микстурами» практически против всех болезней. Среди экспонатов есть «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, от диабета до рака. Достаточно лишь включить стоваттную лампу и установить светофильтр (для каждой болезни — определённый цвет!). Другой прибор — музыкальный. Его электрод вибрирует в такт ритма и методично касается больного места.

«Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты или потихоньку глотают таблетки, представленные в экспозиции.

 

Можно ли увидеть привидение?

 

Некоторые энтузиасты пытаются если не доказать существование призраков и привидений, то хотя бы рационально объяснить, откуда могут браться эти фантомы. — Канадский нейрофизиолог Майкл Персинджер собрал 203 сообщения о явлениях призраков умерших за последние 37 лет и сопоставил их с геофизическими данными о магнитной активности в соответствующие дни. Оказалось, что обычно призраки появляются во время высокой геомагнитной активности, в периоды магнитных бурь.

Персинджер считает, что галлюцинации вызываются действием магнитного поля на височные доли мозга. Чтобы проверить это предположение, он помещал добровольцев с завязанными глазами в изолированную комнату и время от времени пропускал магнитное поле через их височные доли, причём испытуемые не знали, когда магнитное поле включалось. Оказалось, что при включённом магнитном поле подопытные субъекты часто видели в темноте нечто, напоминающее человеческую фигуру.

 

Что нужшо интеллектуалу?

 

Тот, кто любит барабанить пальцами по столу, оказывается, тренирует свой мозг. К такому неожиданному выводу пришёл профессор Вилдор Холлман из Немецкого института спорта, находящегося в Кёльне. При этом процессе улучшается кровоснабжение головного мозга, что предотвращает разрушение отростков нервных клеток в старости. Поэтому было бы совсем неплохо постоянно упражнять пальцы, например играя на пианино или работая за клавиатурой компьютера.

 

Волосатые умнее безволосых?

 

По крайней мере, к такому заключению пришёл один из участников состоявшейся в Лондоне психологической конференции. Доктор Айкаракуди Алиас из штата Иллинойс провёл ряд экспериментов над разными группами мужчин: интеллектуалами, студентами–медиками и выпускниками–инженерами.

Среди американских студентов пышным волосяным покровом на груди обладали 45%, в то время как среди «неучей» мужского пола волосатой грудью могли похвастаться лишь 10%.

Впрочем, у великого Эйнштейна была, как известно, могучая шевелюра, но на груди не было ни волоска.

 

От музыки умнеют

 

Исследование 1200 школьников в Швейцарии показало, что в тех классах, где были увеличены часы на уроки музыки и пения, улучшилось усвоение других предметов, особенно родного и иностранного языков. Улучшились и отношения между детьми. Эксперимент продолжался три года. Хотя уроки музыки увеличили за счёт уроков математики, оказалось, что в экспериментальных классах знание математики не ухудшилось по сравнению с обычными.

А учёные Калифорнийского университета провели такой эксперимент с участием студентов: в течение 10 минут те слушали фортепианное сочинение Моцарта, и проведённое вслед за этим тестирование их интеллектуальных способностей дало значительно более высокие, чем обычно, результаты.

Так, после прослушивания сонаты ремажор для двух фортепиано (opus 448) тестирование уровня интеллекта (IQ) дало показатели как минимум на 8 — 9 пунктов выше, чем после прослушивания плёнки с записью пения птиц и шума морского прибоя. Однако подобный эффект имеет кратковременный характер. Чем же он объясняется?

Один из исследователей, доктор Ф. Раушер, считает: «Эта музыка может возбудить в мозгу нервные связи, играющие большую роль в процессе познания. Кстати, сам Моцарт часто делал записи с помощью чисел и математических формул…»

 

Вам поможет комедия

 

Люди, пребывающие в хорошем расположении духа, подходят к решению проблем по–иному, нежели те, кто находится в нейтральном или печальном настроении. Первые отличаются повышенной реакцией, способностью вырабатывать простейшую стратегию действий и принимать первое найденное решение. В одном эксперименте перед испытуемыми ставилась задача на нестандартность мышления. Требовалось прикрепить свечку к стене с помощью кнопок и коробочки со спичками. Решение состояло в том, чтобы использовать коробок, прикреплённый кнопками к стене, в качестве держателя. 75% из тех, кто перед этим видел комедийный фильм, смогли найти верное решение. Успеха удалось добиться лишь 13% не видевших этот фильм и 20% из тех, кто смотрел другой, некомедийный фильм. Это позволяет предположить, что хорошее настроение способствует творческому процессу и помогает решать жизненные проблемы. Также очевидно, что человек в подавленном состоянии едва ли способен на творческие достижения. Поэтому нужно создать для человека ситуацию успеха, то есть такие условия, в которых он может ощутить удовлетворение от достигнутого. В результате повышается настроение и возрастает вероятность дальнейших успехов.

 

Здесь помню, здесь — не помню…

 

По сообщению «Уолл–стрит джорнэл», американские учёные обнаружили особый ген, который в каждом конкретном случае решает чрезвычайно злободневный для людей умственного труда вопрос: переправлять ли новую информацию из краткосрочной памяти в долговременную.

При умеренном потоке информации этот ген активен и держит открытыми «ворота» в долговременную память. Но если поступает слишком много впечатлений, то, несмотря на все усилия воли человека, ген «выключает» некоторые участки мозга и блокирует «перекачку» данных, обрекая их на быстрое «выветривание» из головы.

Учёные убеждены, что их открытие имеет громадное прикладное значение: отныне всем студентам рекомендуется запоминать учебный материал понемногу и регулярно, без излишнего напряжения для мозга, а не пытаться напрасно запихнуть в голову огромный объём информации в последнюю ночь перед экзаменом.

 

Настораживающая краткость

 

В промышленно развитых странах болезнью Альцгеймера, или старческим слабоумием, страдают около четверти людей старше 65 лет и до половины людей старше 80 лет. Недавно в раскрытии причин этого тяжёлого заболевания наметился прогресс. Американские психологи из университетов Кентукки и Канзаса нашли способ предсказать вероятность развития болезни Альцгеймера в старости ещё у молодого человека.

Они проанализировали автобиографии, написанные в начале тридцатых годов восемнадцатилетними девушками, поступавшими в школу сестёр милосердия. Параллельно были собраны данные о состоянии здоровья тех из них, кто ещё жив, и о причинах смерти уже покойных. Оказалось, что чаще всего заболевали в старости болезнью Альцгеймера те, кто в молодости писал краткими, рублеными фразами. Те же, кто использовал длинные сложносочинённые и придаточные предложения, обычно сохраняют ясность ума до старости.

Исследователи подчёркивают, что вступительные сочинения для анализа непригодны, так как тут во избежание лишних ошибок все абитуриенты обычно стараются писать телеграфными фразами. В автобиографиях, не подлежащих оценке, у каждого проявляется личный стиль письма.

В чем причина такой связи? Это не очень ясно, но психологи предполагают, что у человека, предрасположенного к болезни Альцгеймера, уже в молодости хуже работает кратковременная память, необходимая для увязывания слов в длинные, сложные предложения.

 

С глазу на глаз

 

Наблюдения психологов показали, что движения глаз связаны с типом мышления данного конкретного человека, с тем, какой тип памяти у него преобладает. Например, попросите собеседника вспомнить, какой номер телефона был у него на прежней квартире. Он либо вспомнит цифры, написанные на листке записной книжки, либо вспомнит звучание номера, произнесённого вслух, либо вспомнит движения пальца при наборе номера. Соответственно этому будут различаться и движения глаз. При извлечении из памяти зрительного образа мы обычно возводим глаза вверх и вправо, вспоминая звуки или слова, смотрим прямо перед собой и несколько вправо, вспоминая свои движения, а также вкус или запах — вниз и налево. Движения глаз при размышлении связаны не только с воспоминаниями. Так, создавая в своём воображении новые зрительные образы, человек смотрит обычно вверх и влево, воображая звуки или слова — прямо и налево, а ведя внутренний диалог — вниз и вправо. Но это верно для правшей, а левши поступают обычно наоборот.

 

Сколько длится настоящее?

 

Несколько лет назад мюнхенский физиолог Эрнст Пеппель в результате различных психофизиологических экспериментов показал, что человек может осознавать поступающую информацию, строя из неё единую картину, только в рамках строго определённого промежутка времени — трёх секунд. Можно сказать, что настоящее длится для нас только три секунды. Все отстоящее, скажем, на четыре секунды — уже прошлое.

Пеппель изучал записи речи на четырнадцати языках и обнаружил, что говорящий делает краткие паузы каждые три секунды. Причём этот ритм речи не изменяется даже при чтении стихов разного размера и не связан с ритмом дыхания.

Продолжая эти исследования, психолог Маргарет Шляйдт обнаружила, что трехсекундный ритм проявляется и в других наших действиях. Она просмотрела собранный за много десятилетий киноархив лаборатории поведения человека, 250 километров плёнки, на которой скрытой камерой запечатлены сцены из повседневной жизни европейцев, индейцев бассейна Амазонки, бушменов и жителей острова Тробриан. Независимо от национальности, культуры, возраста и пола в повторяющихся, ритмичных действиях выступает тот же трехсекундный ритм. Такие повторяющиеся действия, как взаимное сотрясание рук при рукопожатии, махание рукой при прощании, кивание головой при выслушивании собеседника, притоптывание ногой от нетерпения, поглаживание ребёнка по голове — все это делается с трехсекундным ритмом, каждые три секунды эти действия либо прерываются, либо, наоборот, усиливаются.

Любопытно, что и продолжительность съёмки с одной точки (длительность одного кадра) в художественном кинематографе, как правило, близка к трём секундам либо кратна этому числу (шесть, девять секунд). В лёгкой атлетике команда спринтерам «На старт — внимание — марш!» тоже занимает примерно три секунды. Наиболее эффективны рекламные клипы, длящиеся кратное трём число секунд. Все тот же ритм, лежащий в основе не только нашего восприятия, но и всей жизни.

Подобные измерения проводили и на шимпанзе, у них ритм оказался короче на секунду. Предполагают, что секунда уходит у человека на вербальное (словесное) оформление перевеиваемого или делаемого. Мы как бы проговариваем про себя в подсознании все увиденное, и на это уходит лишняя секунда. Эта гипотеза подтверждается измерениями, проведёнными на детях, глухих от рождения и потому не овладевающих языком. У них ритм жизни учащён.

 

Имена и лица

 

Как мы узнаем своих знакомых? Английский психолог Эндрю Янг с сотрудниками набрал группу из 22 человек и попросил их в течение семи недель записывать свои ошибки в узнавании лиц. Как оказалось, наиболее часто встречающиеся ошибки можно разделить на три типа. Либо люди просто принимали постороннего за знакомого, либо, узнав кого‑то, они не могли вспомнить, в каких обстоятельствах и где познакомились, либо, узнав человека и вспомнив все обстоятельства знакомства, они не могли вспомнить, как его зовут. Интересно, что не было ещё одного в принципе возможного типа ошибок: узнав человека в лицо и вспомнив его имя, вы не можете вспомнить о человеке больше ничего.

Поразмышляв над этим результатом, Янг и его сотрудники пришли к выводу, что система распознавания лиц действует примерно следующим образом. Прежде всего, увидев лицо, вы определяете, знакомо оно вам или нет. Если вы его узнали, то пытаетесь вспомнить все, что вы знаете об этом человеке. Наконец, если только вы преуспели в этих двух стадиях, включается процесс поиска имени этого человека. Похоже, что мозг содержит имена людей отдельно от всей остальной информации о них и доступ в это хранилище имён несколько затруднён у всех нас.

Весьма интересный опыт, ещё раз доказывающий, что имена хранятся в мозгу отдельно, провела Кэтрин Мак–Уитни из Ланкастерского университета. Она показывала испытуемым портреты незнакомых лиц и называла их имена и профессии, а испытуемые должны были запомнить эту информацию и воспроизвести её при повторном предъявлении портретов. При этом использовался тот факт, что некоторые слова в английском языке (впрочем, как и в русском) могут быть как описанием профессии, так и фамилией человека. На один и тот же портрет одним испытуемым говорили, что это мистер Кук, другим — что это повар («кук» по–английски повар). Одну и ту же личность одним представляли как мистера Бейкера, другим — как пекаря («бейкер» — это пекарь). Результаты были поразительны. Оказалось, что фамилию запомнить труднее, чем род занятий, даже если оба слова звучат совершенно одинаково!

Правда, некоторые психологи считают, что результат этого опыта можно объяснить и по–другому: когда человеку говорят, что на снимке изображён пекарь, он невольно представляет себе пекаря за работой, или свежий хлеб, или другие атрибуты соответствующей профессии. К фамилиям же подыскать такие живые, наглядные ассоциации обычно не так просто. Но это объяснение кажется несколько натянутым, тем более что бывают случаи повреждения определённых зон мозга, когда человек не утрачивает способности узнавать лица, но никак не может вспомнить соответствующие им имена.

 

Человек среди людей

 

«Как тесен мир!» — восклицаем мы, обнаружив, что имеем общих знакомых, скажем, со случайным попутчиком, встреченным в вагоне поезда. Но насколько он тесен? Выяснить это взялся уже упоминавшийся американский психолог Стэнли Милгрэм.

Из телефонных справочников нескольких городов он выбрал наугад некоторое количество адресов и каждому адресату направил конверт с краткими сведениями о другом, столь же случайно выбранном американце. В письме содержалась его фамилия, характерные внешние приметы и краткие биографические данные. Вероятность того, что получивший письмо лично знает описанного в нем человека, составляла одну двухсоттысячную. Психолог просил адресата, если он знает описанного в письме человека, вернуть письмо экспериментатору, а если не знает, переслать его кому‑нибудь из своих знакомых, который мог бы знать такую личность. Если следующий в цепи адресат также не знал указанного человека, он должен был на тех же условиях передать письмо другому своему знакомому. Число таких передач и может служить показателем дистанции, разделяющей двух совершенно случайно выбранных людей в большой стране.

Результаты удивили экспериментатора — цепочка связи оказалась очень короткой. Подавляющее большинство связей лежало в интервале от двух до десяти передач, а в среднем их было пять. Мир действительно довольно тесен!

 

Обманчивый ореол

 

Змея!воскликнула Горлица.

Я не змея! — сердито ответила Алиса.Я маленькая девочка.

Ты ещё скажешь, что в жизни не ела яиц!

Ела… Маленькие девочки едят яиц не меньше, чем змеи.

Но если едят, то и они в каком‑то смысле змеи, вот что я скажу!

Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»  

 

Разве мы никогда не грешим подобной категоричностью и скороспелостью суждений? Не относим ли мы по первому впечатлению всякого нового человека к той группе, у которой наблюдаются схожие черты? Не спешим ли мы приписать ему достоинства или недостатки, ведомые ложным ощущением, что «хорошо знаем этот тип людей»?

Такие ошибки совершаются бессознательно. Они проистекают из особенностей человеческого мышления, но могут повлечь за собой весьма серьёзные последствия.

Почему же это происходит?

Когда мы знакомимся с новым человеком, наш мозг должен воспринять и обработать множество данных. Эта работа напоминает процесс исследования, которое начинается с ощущения, то есть восприятия внешности, взгляда, тембра голоса, движений, затем переходит к новой стадии — сбору данных о поступках, способностях, желаниях человека, и наконец — к целостной системе выводов о характере, целях и идеалах знакомого, о том, какое место он может занять в нашем окружении.

Соединение такого множества данных по поводу всякого отдельного человека и их тщательная обработка — это огромная работа, хотя мы можем её и не осознавать. Правда, при этом (опять‑таки бессознательно) стремимся её упростить. Чтобы не потонуть в бескрайнем море информации, мозг сокращает процесс восприятия отдельной личности, прибегая к помощи стереотипов.

И они нередко действительно помогают. Ведь многое о людях, их взаимоотношениях, характерных национальных особенностях и различиях между социальными группами нам уже известно. Мы многое знаем из личного жизненного опыта, из прочитанного и увиденного. В книгах, кинофильмах, пьесах нам уже встречались разнообразные человеческие характеры, о некоторых из них существует немало устных рассказов, разного рода наблюдений, анекдотов и т. п. Все это запечатлено в многочисленных образах, которые и создают ощущение, что мы хорошо знаем людей, особенности их поведения и мышления. Те из них, которые больше подходят новому знакомому, начинают оживать, и кажется, что мы хорошо знаем и этого человека, что он нам совсем ясен. И хотя наша оценка базируется лишь на беглом впечатлении, мы зачастую не чувствуем, насколько она неполная.

Безусловно, стереотипы помогают нам быстрее сориентироваться в человеческих отношениях и характерах. Они дают много готовых объяснений и рецептов, помогают тем, у кого ещё нет достаточного жизненного опыта.

Однако, пользуясь стереотипами, мы часто упускаем из виду важные индивидуальные черты человека, потому что содержащиеся в стереотипах шаблонные характеристики их обычно не учитывают. При этом мы можем приписать человеку не свойственные ему достоинства или недостатки только потому, что он обладает двумя–тремя чертами известного нам стереотипа. Лёгкость, с которой мы им пользуемся, заставляет нас повторять сомнительные истины типа: все южане горячие и нетерпеливые, все северяне склонны к размышлениям и глубокой депрессии, толстый человек — флегматичен, единственный ребёнок в семье — обязательно эгоист…

Если приложить эту особенность человеческого мышления к техническим областям, следовало бы утверждать, что любая машина с крутящимися колёсами есть непременно транспортное средство. А как быть со швейной машиной? А с часами? А с перерабатывающими механизмами, каждый из которых имеет передаточное колесо?

Выходит, что в каждом отдельном случае стереотипные толкования могут быть или недостаточными, или глубоко неправильными. Зачастую они мешают увидеть человека во всей его полноте и своеобразии, препятствуют поискам объяснений его поступков, особенно если эти поступки не умещаются в рамки принятого шаблона.

…Однажды был проведён такой эксперимент. Студентам прочитали три рассказа — хороший, плохой и, как говорится, серединка на половинку, в котором были и сильные, и слабые стороны. А затем в аудиторию вошли три женщины: красивая, миловидная и явно некрасивая, но умная на вид. Студентам было предложено определить, кто из них какой рассказ написал.

Почти все решили, что красивая женщина — автор больше всего понравившегося рассказа, а больше половины предположили, что самый слабый рассказ принадлежит перу женщины, которая им менее симпатична.

А между тем женщины не были авторами этих рассказов и никогда не пробовали себя в этом виде деятельности. Здесь сработало распространённое мнение, что красивый человек более эмоционален. Нетрудно предположить, каков был бы ответ студентов на вопрос: какая из трёх женщин — автор диссертации, а у какой — артистические способности.

 

Находчивый фермер

 

Часто меткие психологические наблюдения рождаются не в научных лабораториях, а в простых житейских ситуациях, и фиксируются потом в виде забавных историй с психологическим подтекстом. Вот одна из них.

Рассказывают об одном американском фермере, которому не давали покоя соседские мальчишки. Они облюбовали лужайку перед его домом для своих шумных игр и забав. Постоянная беготня, крики, вытоптанная трава выводили фермера из себя. Первое, на что он решился, — накричал на мальчишек. Результат оказался нулевым, бесчинство продолжалось. Повторная истерика имела тот же эффект.

Тогда фермер изменил тактику. Он пригласил ребят в дом, угостил сладостями и задушевно сказал:

— Я так рад, мальчики, что вы играете перед моим домом. Мои дети давно выросли и разъехались, и мне очень приятно смотреть на вас. Пожалуйста, приходите каждый день. За это я буду каждому платить по двадцать пять центов.

Мальчишки с энтузиазмом согласились. И на следующий день игры продолжились.

Но ещё через пару дней фермер снова созвал ребят и со вздохом сказал:

— Дела мои идут неважно. Мне трудно платить вам по двадцать пять центов в день. Извините, ребята, но с завтрашнего дня вы будете получать по десять центов.

Мальчишки, поворчав, разошлись. Но на следующий день снова явились отрабатывать своё жалование. Правда, уже без прежнего энтузиазма.

А потом фермер снова позвал их к себе.

— Ребята, с деньгами у меня туго.

Придётся снизить жалование до пяти центов.

— Ну уж нет, старик! За такие гроши сам бегай по своей лужайке.

С того дня на ферме воцарился покой.

 

В поисках уединения

 

Опытом психологической изобретательности поделилась с читателями журнала «Ридерс Дайджест» Кэрол Стурм из Чикаго:

«После напряжённой и нервной рабочей недели мои друзья проводят выходные в своём доме на колёсах. Однако их покой часто нарушают доброжелательные, но непрошеные гости — расположившиеся неподалёку туристы. Мои друзья придумали оригинальный способ, как избавиться от вторжений. Теперь, остановившись в приглянувшемся месте, они вешают на дверь фургона следующее объявление: «Страховой агент. Милости просим ознакомиться с нашими крайне выгодными условиями страховки».

 

«Аховые» гонорары

 

Дирекция одного стокгольмского универмага выплачивает весьма солидные комиссионные некоему Ларсу Ангстрому. За что? Всего несколько раз в день этот человек «в восхищении» разводит руками и говорит: «Ах!» Но дело все в том, когда произнести это «ах». Ларе выжидает момент, когда его напарница по работе выходит из магазина в новом пальто, а мимо как раз пробегают любопытные и тщеславные женщины. Короткая реплика элегантного мужчины заставляет их менять свой курс и примерять точно такие же пальто.

 

Лекарство от застенчивости

 

Английский актёр М. Стюарт в шестидесятые годы прославился как пародист, умеющий точно скопировать голос, интонации, манеру петь и говорить, мимику и жесты не только других артистов, но и государственных деятелей своей страны. Его выступления по телевидению были очень популярны. На вопрос, как он пришёл к своему любимому жанру, актёр рассказал, что в детстве и юности отличался болезненной застенчивостью. Ему стоило неимоверных усилий заставить себя обратиться, скажем, к продавцу или выяснить у кондуктора автобуса, скоро ли нужная остановка, спросить у прохожего дорогу и т. п. Он испытывал мучительное смущение перед официантом, так что не мог заказать себе обед в кафе.

Страдая от такой стеснительности и пытаясь её преодолеть, Стюарт наконец нашёл выход: разговаривая с незнакомыми людьми, воображал себя кем‑то другим, важным и значительным, и говорил соответствующим тоном — подражал надутому сановнику, иногда отставному военному, порой хозяину фабрики, на которой работал. И помогло! Неловкости, скованности и застенчивости в общении больше не испытывал.

Друзья вскоре обратили внимание, что он копирует других очень похоже и что получается забавно и весело. С этого и начался путь к успеху на эстраде.

Этот пример очень поучителен и может служить своего рода психологическим рецептом. Болезненно застенчивый юноша сам придумал способ преодолеть себя путём игрового отождествления. Такой приём даёт невероятные результаты. Психологи отметили, что при проведении тестов на коэффициент интеллекта и на творческое мышление испытуемые показывают стабильные результаты, с колебаниями не более 2 — 3 баллов от одной проверки к другой. Но если испытуемый обладает достаточной силой воображения, чтобы перед очередной проверкой перевоплотиться в кого‑то другого, более умного, он справляется с заданиями, которые обычно ему не по силам, и показывает результат на 10–12 баллов выше.

 

Похвала и критика

 

Все мы — и мужчины, и женщины — нуждаемся в похвалах тому, что мы сделали и что, на наш взгляд, стоило нам труда. А вот как мы принимаем критику? Как мы ведём себя по отношению к тем, кто «ради нашего же блага» обращает больше внимания на наши промахи? Предпочитаем ли мы таких людей тем, кто льстит нашему Я?

Психологи Э. Аронсон и Н. Линдер попытались ответить на этот вопрос, поставив следующий опыт. На протяжении семи экспериментальных сеансов «подставные» участники опыта высказывали похвальные или, наоборот, критические замечания по поводу выполнения заданий испытуемыми. В зависимости от инструкций, полученных подставными лицами, создавались ситуации четырёх типов. От одних людей испытуемые получали на протяжении всех семи сеансов только похвалу; от других — только критику; от третьих — на протяжении первых трёх с половиной сеансов только критику, а в течение остального времени только одобрение; от четвёртых — наоборот, одобрение в первых трёх с половиной сеансах и систематическую критику в трёх с половиной последующих.

Затем испытуемых просили, не упоминая о сделанных в их адрес замечаниях, выразить своё отношение к различным участникам эксперимента, оценивавшим их деятельность.

Результаты изумили экспериментаторов. Прежде всего оказалось, что те подставные лица, которые высказывали только критику, нравились испытуемым очень мало, но те, кто после одних только похвал принимался их критиковать, нравились ещё меньше. Люди, все время выражавшие только одобрение, очень нравились испытуемым, но самого большого уважения удостоились те, кто сначала критиковал испытуемых, а потом стал хвалить их.

Как объяснить эти результаты? Возможно, что отрицательные отзывы вызывают у человека напряжение, а следующие за ними похвалы доставляют облегчение и потому особенно высоко оцениваются. А может быть, мы просто склонны придавать большее значение суждениям человека, умеющего критиковать, но, главное, способного также оценить по достоинству наши заслуги.

Таким образом, можно, по–видимому, прослыть умным и проницательным человеком, если «сначала швырнуть в другого горшок, а уж потом бросить ему цветок». Поступая наоборот, можно прослыть человеком, который не знает, чего он хочет и что говорит. Чтобы завоевать расположение других, нужно так мало…

 

Магия контраста

 

В человеческом восприятии важную роль играет принцип контраста, который влияет на то, какой мы видим разницу между двумя вещами, представленными одна за другой. Проще говоря, если второй предмет явно отличается от первого, мы будем склонны преувеличивать их различие. Поэтому если мы сначала поднимем тяжёлый предмет, а затем — лёгкий, мы будем оценивать второй предмет как более лёгкий, чем если бы подняли его, не пытаясь сначала поднять тяжёлый.

Принцип контраста применим практически ко всем видам восприятия. Если на вечеринке мы беседуем с особой весьма непривлекательной наружности, а затем к нам подходит дама самой обычной, заурядной внешности, то вторая может показаться нам просто красавицей.

Даже не подозревая о существовании этого психологического закона, многие люди интуитивно используют его в своей житейской практике. Во многих учебниках по социальной психологии в качестве примера приводится интересное письмо одной американской студентки своим родителям.

Дорогие мама и папа!

С тех пор как я уехала в колледж, я была небрежна в написании писем. Я сожалею о том, что была невнимательна и не писала до сих пор. Я сообщу вам сейчас обо всем, что произошло, но перед тем, как вы продолжите чтение, пожалуйста, сядьте. Вы не будете читать дальше, пока не сядете, хорошо?

Ну, сейчас я чувствую себя вполне хорошо. Перелом черепа и сотрясение мозга, ко? порые я получила, когда выпрыгнула из окна нашего общежития в тот момент, когда там случился пожар, теперь почти вылечены. Я провела две недели в больнице, и теперь с глазами почти нормально и сильные приступы головной боли беспокоят меня не чаще, чем пару раз в день. К счастью, пожар в общежитии и мой прыжок увидел рабочий автозаправочной станции, расположенной рядом с общежитием, и именно он позвонил пожарным и вызвал «Скорую помощь». Кроме того, он навегцал меня в больнице, и поскольку мне было негде жить после пожара, он был так добр, что предложил мне разделить с ним его комнату. На самом деле это полуподвальная комната, но она довольно мила. Он чудесный парень, мы влюбились друг в друга и собираемся пожениться. Мы пока не назначили точную дату, но собираемся сыграть свадьбу до того, как моя беременность станет заметна.

Аа, мама и папа, я беременна. Я знаю, что вы мечтаете стать дедушкой и бабушкой и радушно примете ребёнка и окружите его той же любовью, преданностью и нежной заботой, какими окружали меня в детстве. Причина отсрочки заключения нашего брака состоит в том, что мой друг подхватил незначительную инфекцию, которая мешает нам сдать добрачные анализы крови, а я неосторожно заразилась от него. Я уверена, что вы встретите моего друга с распростёртыми объятиями. Он, правда, принадлежит к не очень популярному национальному меньшинству, но вы же не расисты, правда? Он добрый и хотя не очень образованный, но зато трудолюбивый.

Теперь, после того как я сообщила вам, что случилось, хочу вам сказать, что пожара в общежитии не было, у меня не было сотрясения мозга и перелома черепа, я не была в больнице, я не беременна, я не помолвлена, я не инфицирована и у меня нет друга. Однако после недавней сессии у меня неважные оценки по истории и химии и я хочу, чтобы вы смотрели на это с мудростью и снисходительностью.

Ваша любящая дочь,

Шарон.

Возможно, Шарон не сильна в химии, но по психологии она заслуживает пятёрки.

 

Паузы полезные и вредные

 

Вести деловой разговор — немалое умение, основы которого изучены ещё слабо. Считается, например, что любое нарушение ритма беседы вызывает у участвующих в ней отрицательные эмоции, хотя до сих пор эта очевидная вроде бы истина экспериментально не подтверждена.

Канадские психологи провели десятки бесед с добровольцами, используя при этом специально обученных интервьюеров. Разговоры шли в трёх разных режимах: 1) собеседники обменивались мнениями, не прерываясь; 2) интервьюер прерывал собеседника лишь однажды, на 20 секунд; 3) интервьюер все время задерживал свой вопрос, ответ или реплику на 3 секунды. При этом у всех участников эксперимента регистрировалось электрическое сопротивление кожи на ладонях. А после каждого разговора его участник должен был оценить в баллах своего собеседника и сказать, хотел бы он поговорить с ним ещё раз.

Вот и результаты. Задержка ответа резко меняла кожно–гальваническую реакцию и значительно ухудшала отношение к собеседнику. Так же было и с реакцией при прерывании беседы, если интервьюер возражал интервьюируемому или высказывал неодобрение. Когда собеседника прерывали, но высказывали одобрение или согласие, впечатление от беседы и оценка человека не ухудшались. Значит, верна старая истина: добрые слова всегда приятно слышать, даже если они нарушают ритм разговора.

 

Дистанция комфорта

 

В большой, почти пустой комнате стоит человек. Он знает, что за ним наблюдают, что он служит «приманкой» для другого человека, который сейчас войдёт. Впрочем, ничего страшного не происходит — просто двое людей поговорят друг с другом на любую тему, а психологи, придумавшие этот эксперимент, измерят расстояние, на котором находились собеседники. Вот и все.

Но такой простейший эксперимент дал неожиданные результаты. Выяснилось, что существует чёткая связь между «дистанцией разговора» и ростом собеседников. А именно: чем выше мужчина, тем ближе он подходит к «приманке» и наоборот, чем меньше его рост, тем дальше предпочитает он находиться от своего собеседника. А вот у женщин наблюдалась прямо противоположная зависимость.

Английский психолог Майкл Аргайл предложил вполне правдоподобное объяснение этому странному явлению. В нашем обществе сложилась своеобразная «культурная норма» — мужчина должен быть крупным, высокого роста, а женщина, напротив, миниатюрной. Обращение «коротышка» звучит оскорбительно, а «малышка» — скорее ласкательно. И хотя реальность далеко не всегда соответствует этой норме, все мы неосознанно стремимся подогнать жизнь под «теорию». Поэтому рослому мужчине приятно стоять рядом со своим собеседником, подчёркивая своё «достоинство», а высокая женщина, наоборот, стремится отойти подальше, чтобы скрыть свой «недостаток».

Отсюда следует, в частности, что не стоит во время разговора приближаться к высокой собеседнице или малорослому собеседнику — они будут чувствовать себя неловко. И точно так же не упускайте возможность сделать человеку приятное — подходите почти вплотную к миниатюрной женщине или к рослому мужчине: отсутствие или наличие лишних сантиметров роста может доставить им безотчётную радость.

Из экспериментов, проведённых группой Аргайла, можно сделать ещё несколько небесполезных выводов. Психологи, в частности, заинтересовались, какова роль глаз во время разговора. Ведь именно взглядом мы даём понять, что кончили свою мысль и готовы выслушать противоположную сторону, что согласны или не согласны с собеседником, что удивлены, огорчены и т. п. Следовательно, если у одного из двух беседующих между собой людей закрыть верхнюю часть лица, другой должен как‑то реагировать на это.

Оказалось, что говорить с «невидимкой» гораздо менее приятно. В то же время собственная невидимость смущает не так уж сильно. Аргайл полагает, что причина тут в обратной связи — мы привыкли постоянно на протяжении всего разговора получать подтверждение или отрицание своим словам. Но вот что любопытно. Женщины подвержены воздействию обратной связи намного больше, чем сильный пол. Выражается это своеобразно: мужчины с невидимым собеседником говорят активнее, а женщины, напротив, почти умолкают.

В последующие годы экспериментов такого рода проводились десятки и сотни. Возникла даже целая «наука» — проксемика — изучающая дистанцию общения. Сам Аргайл осуществил ещё несколько ярких опытов и предложил ряд интересных гипотез, касающихся невербального общения, в частности контакта взглядов. Он выдвинул обоснованное предположение, что в любом общении взгляд выполняет функцию синхронизации. Говорящий обычно меньше смотрит на партнёра, чем слушающий. Считается, что это даёт ему возможность больше концентрироваться на содержании своих высказываний, не отвлекаясь. Но примерно за секунд



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-12; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.082 с.)