Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Удовлетворение неудовлетворённых потребностей
Цель этой неформальной практики - подойти к обидам из прошлого с осознанностью и ответить на лежащие в их основе неудовлетворенные потребности самосостраданием. Она направлена на изменение отношения к старым ранам, которые вас раньше злили, а не на полное излечение от этих ран. Отпустите нужду почувствовать себя лучше и просто наблюдайте за происходящим. Выберите для этой практики отношения низкой или средней сложности, а не травматические отношения, так как сильные эмоции могут затруднить выполнение ее до конца. Если вы чувствуете себя эмоционально уязвимым, пропустите эту практику или начните и отвлекитесь от неё, если вам станет некомфортно. ● В данном ниже пространстве запишите прошлые отношения, которые до сих пор у вас вызывают гнев и горечь, а потом вспомните какое-то конкретно событие в этих отношениях, которое вас вызвало у вас беспокойство (опять же, не слишком сильное) - где-то 3 на шкале горечи от 1 до 10. Помните, что нельзя выбирать какой-то опыт, который нанёс вам психологическую травму или оставил психологические же шрамы.
● Для этого упражнения важно выбрать отношения, которые уже закончились и по поводу которых ваш гнев уже бесполезен - тогда вы будете готовы его отпустить. Не торопитесь, лучше найдите именно те отношения и то событие, с которым вы хотите поработать.
● Во время выполнения этого упражнения попробуйте освободить в голове много места для того, что вы испытаете, при этом осознанно относясь к произошедшему, а не теряясь в своей обиде.
● Если в какой-то момент вам потребуется «закрыть» или закончить упражнение, пожалуйста, так и сделайте. Не забудьте позаботиться о себе. Закройте на минуту глаза и вспомните то событие, с которым будете работать.
● Вспомните все детали так точно, как можете, вступая в контакт со своим гневом и ощущая его проявления телесно.
● Осознайте, что абсолютно естественно чувствовать себя так, как вы сейчас чувствуете. Можете сказать себе: «Сердиться - нормально, тебе же сделали больно! Это естественная человеческая реакция на боль». Или, например: «Ты не один. Многие люди бы себя так почувствовали».
● Разрешите себе полностью валидировать свой гнев, при этом пытаясь не застрять в размышлениях о том, что было хорошо, а что плохо.
● Нет необходимости двигаться дальше, если валидация гнева для вас сейчас то, в чем вы больше всего нуждаетесь. Если это ваш случай, просто пропустите оставшиеся инструкции. Помните, что ваш гнев естественен, и отнеситесь к себе с добротой и сочувствием к боли, которую вы терпели в себе, возможно, на протяжении многих лет. Мягкие чувства
● Если вам хочется двигаться дальше, начните снимать верхний слой гнева и обиды - жестких чувств - и посмотрите, что скрывается за ними.
● Есть ли под жесткими чувствами какие-то мягкие? (Боль? Страх? Одиночество? Грусть? Горе?)
● Когда идентифицируете мягкое чувство, попробуйте для себя произнести его название нежным, понимающим голосом, как будто поддерживаете близкого друга: «о, это грусть» или «это страх».
● Если вам нужно, вы можете остановиться и здесь. Что вам кажется правильным? Неудовлетворенные потребности ● Если вы готовы двигаться дальше, попробуйте отпустить человека и историю, которые связаны с этой болью, хотя бы на короткое время. У вас могут появляться мысли о том, кто был прав, а кто нет. Попробуйте отложить эти мысли, спрашивая себя: «Какая базовая человеческая потребность, которая у меня есть или была в то время, не была тогда удовлетворена?» Потребность в том, чтобы быть... (Услышанным? Увиденным? В безопасности? Связанным с другими? Уважаемым? Особенным? Любимым?)
● Какова была потребность, которая у вас осталась неудовлетворённой?
● Снова попробуйте назвать ее нежным, понимающим голосом.
Отвечая состраданием ● Если хотите продолжать, положите руку куда-нибудь на своё тело так, чтобы это вас успокаивало и подарите себе немного тепла и доброты - не для того, чтобы прогнать неприятные чувства, а за то, что эти чувства возникают.
● Те же самые руки, которые тянулись к другим за заботой и поддержкой - могут теперь стать руками, которые дадут вам ту поддержку и заботу, в которой вы нуждаетесь. Хотя вам и хотелось бы, чтобы ваши потребности удовлетворил другой человек, он не смог этого сделать по ряду причин. Но у нас есть другой ресурс — мы сами, и мы можем попробовать удовлетворить эти потребности напрямую.
o Если вам нужно почувствовать себя увиденным, скажите: «Я тебя вижу», «Ты для меня важен».
o Если вам нужно почувствовать связь с другими людьми, скажите: «Я с тобой», «Ты на своём месте».
o Если вам нужно почувствовать себя любимые, скажите: «Я люблю тебя», «Ты мне очень близок».
Другими словами, попробуйте сейчас дать себе то, что вы хотели получить от кого-то ещё - возможно, на протяжении долгого времени.
● Попробуйте получить и принять эти слова. Вы можете почувствовать разочарование по поводу того, что этот другой человек не смог удовлетворить ваши потребности, но посмотрите, можете ли вы прямо сейчас удовлетворить хотя бы некоторые из них?
● Если вам сложно это сделать, тоже проявите к этому сострадание — сострадание к боли, которую мы, как и все люди, испытываем, когда наши глубочайшие потребности оказываются неудовлетворёнными.
● Теперь отпустите упражнение и просто отдохните, разрешив настоящему момент быть таким, какой он есть, а себе - быть таким, какой вы есть.
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Что вы почувствовали, валидируя свой гнев? Получилось ли у вас найти под ним мягкие чувства? А неудовлетворенные потребности? Смогли ли вы почувствовать самосострадание за эту неудовлетворённую потребность и, может быть, даже удовлетворить ее напрямую?
Мы надеемся, что вы проделали ровно такую часть этой практики, которую вам было комфортно делать. После столкновения с неприятными чувствами или гневом, оставшимися после старой раны, некоторые просто не готовы снимать слои этих чувств, чтобы найти под ними мягкие чувства и потребности. В этом случае самая полезная вещь - просто валидировать свой гнев и остановиться на этом. У других людей может получиться идентифицировать мягкие чувства и неудовлетворенные потребности, стоящие за их гневом, но при попытке удовлетворить их напрямую какой-то голос внутри говорит:
«Но я не хочу сам удовлетворять свои потребности, я хочу, чтобы [другой человек] это сделал!» Это обычно значит, что есть какая-то боль и обида, которые вы не валидировали. Или это просто может быть вполне естественным желанием получить извинения. Но до того дня, когда этот момент наконец настанет, всё-таки подумайте о том, чтобы дать себе то, что вам так нужно и в чем вы, возможно, нуждаетесь уже долго.
УПРАЖНЕНИЕ
Когда гнев применяется для уменьшения своих или чужих страданий или для того, чтобы отстоять хорошее дело, его можно назвать «яростным состраданием». Некоторые из величайших исторических личностей - например, Мартин Лютер Кинг - использовали гнев на социальную несправедливость в качестве катализатора общественных реформ, при этом сохраняя пламя уважения и сострадания ко всем. Другими словами, сострадание не делает нас слабыми или пассивными и не отнимает у нас способность отличить добро от зла. Сострадание помогает нам отчётливо увидеть картину происходящего и понять сложные причины, по которым люди ведут себя так, как они себя ведут, а не иначе. Это позволяет нам предпринять действия, чтобы остановить вредоносное или опасное поведение, не разделяя при этом людей на «хороших» и «плохих». Таким образом, яростное сострадание (на контрасте с реакционным гневом) помогает нам противостоять несправедливости, не ухудшая ситуацию виной или ненавистью.
● Сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха и закройте глаза, чтобы почувствовать своё тело и настоящий момент. Можете положить руку на сердце в качестве жеста поддержки и доброты к себе.
● Подумайте о какой-то конкретной общественной или политической ситуации, с ходом которой вы категорически не согласны. Вместо того чтобы просто злиться на неё, представьте себе, как бы вы думали и чувствовали себя с настроем на яростное сострадание. Можете ли вы описать ситуацию таким образом, чтобы никого не демонизировать? Попробуйте осознать, что люди, которые создали эту ситуацию - это тоже просто люди, которые стараются, как могут, но при этом также признайте нанесённый ситуацией вред и необходимость перемен.
● Есть ли что-то, что вы хотели бы сделать (с перспективы яростного сострадания), чтобы изменить ситуацию?
● Теперь подумайте о ситуации в вашей личной жизни, с ходом которой вы тоже не согласны - о ситуации, созданной кем-то, кого вы знаете: партнером, ребёнком, другом, коллегой. И снова вместо того, чтобы злиться на неё, представьте себе, как бы вы думали и чувствовали себя с настроем на яростное сострадание. Можете ли вы описать ситуацию таким образом, чтобы никого не демонизировать? Попробуйте осознать, что люди, которые создали эту ситуацию - это тоже просто люди, которые стараются, как могут, но при этом также признайте нанесённый ситуацией вред и необходимость перемен.
● Есть ли что-то, что вы можете сделать (с перспективы яростного сострадания), чтобы изменить ситуацию?
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
21
Когда кто-то нанес нам вред и мы все еще чувствуем по отношению к нему гнев и горечь, иногда самое разумное, что можно сделать с точки зрения сострадания – простить. Простить – это значит отпустить гнев на кого-то, кто нам навредил. Но прощение обязательно включает в себя перед этим также и период «горевания». Самое важное, что нужно знать о практике прощения – это то, что мы не можем простить других людей, не открывшись сначала к той боли, которую они нам нанесли. Аналогично, чтобы простить себя, мы должны открыться боли, сожалению и чувству вины за то, что мы сделали больно другому. Простить не значит смотреть сквозь пальцы на плохое поведение или продолжить вредные и токсичные отношения. Если какие-то отношения нам вредят, мы должны сначала защитить себя, чтобы потом простить других. Если мы сами вредим кому-то в отношениях, нельзя простить себя, если мы используем прощение как отговорку, чтобы и дальше продолжать совершать плохие поступки. Сначала мы должны прекратить вредоносное поведение, а потом признать тот ущерб, который мы нанесли, и взять на себя за него ответственность. В то же время бывает небесполезно помнить, что нанесенный вред – это финальный продукт целой вселенной причин и условий, которые тянутся назад во времени на много лет. Мы частично унаследовали темперамент от родителей и бабушек с дедушками, а наши действия частично определены событиями нашего раннего детства, культурой, состоянием здоровья и текущими событиями. Таким образом, мы не всегда полностью контролируем то, что мы говорим или делаем. Иногда мы можем сделать кому-то больно нечаянно и потом долгое время испытывать чувства вины и сожаления - например, когда мы переезжаем на другой конец страны, чтобы начать новую жизнь, покидая родителей и друзей, или когда из-за ситуации на работе мы не можем уделять престарелым родителям столько внимания, сколько им нужно. В боли, которая возникает после таких ситуаций, никто не виноват, но ее можно признать и залечить оставшиеся от нее раны с помощью самосострадания.
2. Самосострадание — позволить нашим сердцам растаять в сочувствии нашей боли, неважно, какова ее причина.
Сначала Анника очень себя ругала за свое поведение, но она понимала, что это никому не поможет. Вместо этого ей нужно было простить себя за то, что она совершила ошибку, точно так же, как и все люди их совершают. Анника помнила пять стадий прощения со времен курса ОСС, поэтому она знала, что делать. Первым делом нужно было принять боль, которую она причинила Хильде. Это оказалось для нее очень трудным, особенно в свете того, что она так и не заключила с клиентами контракт, который она надеялась заключить. Ее мозгу хотелось свалить всю вину на Хильду. Она же сама во всем виновата! Но в глубине души Анника знала правду: у нее не было никаких оправданий разговаривать так с Хильдой. Это был недопустимый поступок.
Анника знала, что это может занять время, потому что она даже не всегда могла распознать, когда она злится, но она была твердо намерена научиться реагировать менее остро в стрессовых ситуациях. Следующие две практики проведут вас через все пять стадий прощения - прощения других и прощения себя. Опять же, центральная задача прощения – открыться боли, которую мы испытали или причинили другим. Важно правильно подобрать время, так как мы не очень любим чувствовать вину за причиненную другим боль или снова стать уязвимыми. Как говорится, сначала нам нужно «оставить всю надежду на лучшее прошлое».
НЕФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
● Сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха и закройте на пару минут глаза, чтобы прочувствовать свое тело и настоящий момент. Положите руку на сердце в качестве жеста поддержки и доброты к себе. Теперь подумайте о каком-нибудь человеке, который причинил вам боль и которого вы готовы простить. Вспомните какой-то случай из ваших отношений с этим человеком, который доставил вам дискомфорт (примерно 3 на шкале от 1 до 10). Для этого упражнения важно выбрать человека и поступок, которых вы действительно готовы простить, потому что понимаете, что остающиеся ощущения гнева и вины причиняют вам лишнюю боль. Опишите не спеша тот случай, с которым вы хотели бы поработать.
● Во время этого упражнения постарайтесь освободить в голове много места для того, что вы почувствуете, подходя к практике с любопытством и осознанностью к тому, что произошло, не дав вашим тогдашним эмоциям сбить вас в пути. Если вы чувствуете себя некомфортно, приостановите упражнение. Вы можете в любой момент к нему вернуться.
● Вспомните детали произошедшего так точно, как можете, вступая в контакт с болью, которую вам причинил этот человек, возможно, даже ощущая ее телесно.
● Вам нужно просто прикоснуться к боли, а не утонуть в ней с головой. ● Валидируйте боль, как будто говорите с любимой подругой: «Конечно, ты так себя чувствуешь – тебе причинили боль!», «Это же очень больно!»
● Продолжайте проявлять к себе сострадание – можете, например, положить руку на сердце и представить себе, что доброта перетекает из вашей руки в ваше тело. Или сказать себе пару слов сострадания: «Желаю себе быть в безопасности», «Желаю себе быть сильной», «Желаю себе быть к себе добрее».
● Теперь спросите себя: «Действительно ли я готова простить этого человека?» Если нет, продолжайте проявлять к себе сострадание.
Мудрость ● Если вы по-настоящему готовы простить, попробуйте понять, что подтолкнуло этого человека на плохой поступок. Вспомните, что быть человеком – значит периодически делать ошибки, подумайте о внешних факторах, которые повлияли на произошедшее – факторы вне вашего или его /ее контроля, которые вы не приняли во внимание.
Например, может быть, этот человек подвергался в то время огромному количеству стресса? Или были сложности, которые повлияли на его характер? (например, трудное детство, низкая самооценка, культурные факторы)? Большая часть людей просто стараются как можно лучше прожить жизнь. Но при этом, несмотря на то, какие другие факторы там присутствовали, вам все равно причинили боль.
● Теперь, если – и только если – вы чувствуете, что готовы простить, начните мысленно посылать прощение этому человеку. Можете при этом произносить: «Пусть я начну прощать тебя за то, что ты сделал – сознательно или неосознанно – и то, что причинило мне боль.
● Повторите эту фразу два или три раза.
● Наконец, если вы готовы, заключите с собой сделку: пообещайте себе, что, насколько возможно, вам больше не смогут причинить такую боль – ни этот человек, ни кто-то другой.
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Каково вам было вновь вступить в контакт с болью, которую вы испытали? Смогли ли вы проявить к себе сострадание? Было ли внутри некое сопротивление?
Когда некоторые люди пытаются выполнить это упражнение, они понимают, что еще не готовы простить. Нежелание прощать – это само по себе важный дидактический опыт. Если вы с этим встретились, попробуйте сосредоточиться на слове начать во фразе прощения – эта формулировка уважает намерение, но не подразумевает, что нужно немедленно расшибиться в лепешку, чтобы это сделать. Мы понимаем, что простили, по ощущению свободы в сердце, но если прощение ощущается как тяжелая ноша, мы еще не готовы.
НЕФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
● Сделайте два-три глубоких вдоха и выдоха и закройте на пару минут глаза, чтобы прочувствовать свое тело и настоящий момент. Положите руку на сердце в качестве жеста поддержки и доброты к себе.
● Теперь подумайте о каком-нибудь человеке, которому вы причинили боль. Вспомните какой-то конкретный случай из ваших отношений с этим человеком, о котором вы жалеете и за который вы бы хотели себя простить. Как и в предыдущей практике, для первого раза выберите достаточно несложную ситуацию – где-то 3 на шкале от 1 до 10. (примерно 3 на шкале от 1 до 10). Для этого упражнения важно выбрать человека и поступок, которых вы действительно готовы простить, потому что понимаете, что остающиеся ощущения гнева и вины причиняют вам лишнюю боль. Не спешите, найдите именно ту ситуацию, с которой вам нужно поработать.
Откройтесь боли ● Для начала подумайте, как ваши действия повлияли на другого человека, и разрешите себе почувствовать вину и угрызения совести, которые естественным образом возникают, когда мы причиняем кому-то боль. Для этого может потребоваться смелость.
Может быть полезным прочувствовать связанные с чувством вины ощущения в теле.
Самосострадание ● Если вы чувствуете, что поступили не так, как надо было, вспомните, что ошибки – естественная часть человеческой жизни, как и чувство вины.
● Проявите к себе сострадание за то, как вы страдали. Можете сказать: «Желаю себе быть к себе добрее. Желаю себе принять себя таким, какой я есть». Если хотите, положите руку на сердце и представьте себе, что по вашим пальцам в ваше тело течет доброта.
● Если, по ощущениям, вам нужно какое-то время остаться здесь, делайте это без колебаний. Нет необходимости двигаться дальше.
Мудрость
● Когда вы готовы, попробуйте понять, что привело к вашей ошибке. Подумайте, были ли какие-то внешние факторы, которые могли на вас повлиять. Например, может быть, вы подвергались большому количеству стресса? Или, может быть, некоторые стороны вашего характера иррационально отреагировали на что-то неприятное и знакомое – вам нажали на «старые кнопки»? Посмотрите на ситуацию шире, не ограничивайтесь своей личной интерпретацией. ● А может быть, вы и вовсе не ошиблись, а просто пытались жить своей жизнью, как знали? Намерение простить
● Теперь попробуйте себя простить, произнеся фразу: «Пусть я начну прощать себя за то, что я сделал, сознательно или неосознанно, что причинило этому человеку боль».
Ответственность за защиту
● И, если вы в состоянии это сейчас сделать, обещайте себе больше не причинять никому боль таким образом, по крайней мере, насколько можете.
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Получилось ли у вас проявить к себе сострадание, даже если вам казалось, что вы его не заслуживаете? Что вы почувствовали, произнося фразы прощения? Смогли ли вы пообещать себе больше не причинять кому-то боль таким способом?
22
Это называется психологическим термином предвзятость негативного опыта. Рик Хансон говорит, что мозг работает «как застежка с негативным опытом и как антипригарная сковорода с позитивным». Если говорить об эволюционных причинах этого явления, во времена наших далеких предков у людей, которые каждый вечер о чем-то волновались – например, где стая гиен была вчера и где она может быть завтра – были выше шансы на выживание, чем у тех, кто беззаботно отдыхал. Это эволюционное преимущество, когда нам угрожает физическая угроза. Но в связи с тем, что большая часть того, что в наши дни нам угрожает, угрожает нашему самоощущению, избавиться от предвзятости негативного опыта значит проявить самосострадание, так как она искажает реальность.
Смакование
Благодарность
Смакование - это осознанность к положительным ощущениям и событиям. Благодарность можно направить на большие и важные вещи в жизни - например, на наше здоровье и нашу семью - но ее эффект будет ещё сильнее, когда она направлена на мелочи, например, когда автобус прибывает вовремя или в жаркий летний день работает кондиционер. Исследования показывают, что между благодарностью и счастьем существует сильная связь. Как писал философ Марк Непо, «ключ к радости - это неприхотливость», т.е. для счастья нужно радоваться мелочам. Учитель медитации Джеймс Бараз рассказывает в своей книге «Пробуждение радости» восхитительную историю о силе благодарности, которую мы с его разрешения адаптировали. Один раз я навещал мать, которой было на тот момент 89 лет, и принёс с собой журнал, в котором была статья о положительных эффектах благодарности. За ужином я рассказал ей кое-что из неё. Она была впечатлена, но призналась, что всю жизнь привыкла видеть стакан наполовину пустым. «Я знаю, что мне очень повезло в жизни и что у меня так много вещей, за которые я могу быть благодарна, но меня выводят из себя даже мелочи». Ещё она сказала, что хотела бы отучиться от этой привычки, но сомневалась, что это возможно. «Я просто привыкла видеть плохое», — изрекла она в заключение. «Мам, знаешь, ключ к благодарности содержится в нашем восприятии ситуации, — начал я. — Например, представь себе, что ни с того ни с того у тебя в телевизоре начались помехи».
НЕФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
● Выделите 15 минут на то, чтобы побродить на открытом воздухе. Цель прогулки — заметить и насладиться всеми положительными ощущениями или красивыми объектами медленно, один за другим, используя все органы чувств — зрения, обоняния, слуха, осязание...а, может быть, даже и вкуса.
● Цель не в том, чтобы «постараться» получить удовольствие или сделать так, чтобы что-то произошло. Просто позвольте себе заметить, погрузиться, задержаться и потом отпустить то, что приносит вам удовольствие - это может быть все, что угодно.
● Сколько всего красивого, привлекательного, вдохновляющего вы замечаете, когда гуляете? Наслаждаетесь ли вы запахом еловых шишек, тёплым солнцем, красивым листком, формой камня, улыбающимся лицом, пением птиц, ощущением земли под ногами?
● Когда найдёте что-то приятное, погрузитесь в это. Растяните удовольствие. Понюхайте свежескошенную траву или попробуйте на ощупь палку, если хотите. Полностью отдайтесь происходящему и вашим ощущениям, как будто бы это единственное, что в мире есть.
● Когда вы потеряете интерес и вам захочется чего-то нового, отпустите тот объект и подождите, пока не найдёте что-то ещё, что вас привлекает. Представьте себе, что вы шмель, перелетающий между цветами. Когда вы насытились одним, летите к другому.
● Не спешите, двигайтесь медленно и посмотрите, что произойдёт.
ПИЩА ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ Что вы чувствовали, избирательно обращая внимание на позитивные ощущения и приятные окружающие вас объекты? Заметили ли вы что-то, что обычно бы прошло мимо вас? Получилось ли у вас задержаться на красоте и удовольствию и вобрать их в себя?
НЕФОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.174 (0.177 с.) |