Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вероятностное и достоверное знание.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги Поиск на нашем сайте
Достоверное – знание, истинность которого строго установлена; вероятное – знание, истинность которого лишь подтверждена. Вероятное знание называют также правдоподобным; в этом смысле говорят о правдоподобных рассуждениях в математике. В трехзначных логиках по этому критерию различают не два, а три вида знания: достоверное знание называют истинным, опровергнутое – ложным, а знание, по отношению к которому не сделано ни того, ни другого, – неопределенным. Истинным называют знание, соответствующее своему предмету, а достоверным – знание, истинность которого удостоверена. Удостоверить знание – значит испытать его всеми доступными на данном историческом этапе критериями истинности. Достоверность знания необходимо отличать не только от его истинности, но и от веры в истинность. Утверждение, что Солнце вращается вокруг Земли, для предшественников Коперника было очевидным, но это не сделало его достоверным. Именно со времен Коперника наука руководствуется принципом «Бойся очевидности!». Итак, истинность знания – основа его достоверности, а достоверность – основа веры в него. Вероятное и достоверное часто выступают как два этапа в становлении одного и того же знания: сначала истина доказывается приблизительно, а затем – строго. Однако было бы ошибкой утверждать, что достоверное и вероятное знания всегда тождественны по своему внутреннему содержанию и представляют собой лишь две стадии превращения «истины в себе» в «истину для нас». Понять проблему достоверного и вероятного – значит увидеть, что в большинстве случаев это разные виды знания, различающиеся не глубиной проникновения в предмет, а самим предметом. Есть знания, которые достоверны уже в момент своего рождения (например, «целое больше части») и есть знания, которые так и останутся лишь вероятными, напр., некоторые исторические сведения. Задачу отличить знание, которое может стать достоверным, от знания, способного быть лишь вероятным, ставил еще Аристотель. Первое он называл знанием, второе – лишь мнением. Предмет знания, по Аристотелю, – то, что не может быть иным, напр., сумма внутренних углов треугольника. Такое знание может существовать и в форме гипотезы, и в форме вероятного знания, но рано или поздно становится достоверным. Предмет мнения – то, что может быть иным, скажем, форма данной вещи. Мнение, по Аристотелю, может быть истинным или ложным, но не может быть достоверным. Оно может быть лишь «заслуживающим доверия» («to endexon»). Объективной основой для различения вероятного и достоверного является наличие в любом знании трех составляющих: доказанной, опровергнутой и гипотетической. Достоверное знание в чистом виде – это идеализация. Но в науке имеют дело преимущественно с вероятным знанием. По этой причине предпочитают говорить не о доказательстве, а лишь о подтверждении. Вероятным является большинство наших знаний, и большинство наших практических действий базируется на них. Поэтому исследование законов, по которым формируется, подтверждается и оспаривается вероятное знание, – задача не менее серьезная, чем исследование законов, по которым формируется достоверное знание. Методология научного познания. Всякое познание есть движение от незнания к знанию. Первая ступень познавательного процесса - определение того, что мы не знаем. Важно четко и строго определить проблему, отделив то, что мы уже знаем, от того, что нам еще неизвестно. Проблемой (от греч. problema - задача) называется сложный и противоречивый вопрос, требующий разрешения. Второй ступенью в научном познании является выработка гипотезы (от греч. hypothesis — предположение). Гипотеза — это научно обоснованное предположение, которое требует проверки. Если гипотеза доказывается с привлечением большого числа фактов, она становится теорией (от греч. theoria - наблюдение, исследование). Теория — система знаний, описывающая и объясняющая определенные явления; таковы, например, эволюционная теория, теория относительности, квантовая теория. При выборе лучшей теории важную роль играет степень ее проверяемости. Теория надежна, если она характеризуется фактами (в том числе вновь найденными фактами) и если она отличается ясностью, отчетливостью, логической строгостью. Большинство сложностей для науки возникает в процессе перехода от гипотезы к теории. Чтобы проверить гипотезу и доказать ее или отбросить как неверную, используются определенные способы и процедуры. Правило, прием, способ познания называется методом (от греч. methodos - путь к цели). В целом научный метод - это система строгих правил и предписаний, позволяющих исследовать какой-либо объект. Методология — более широкое понятие и оно может быть определено как: 1) совокупность применяемых в данной науке методов; 2) общее учение о методе. Методологией подробно занимается философия (что проявляется в ее методологической функции). Поскольку критериями истины в ее классическом научном понимании являются, с одной стороны, чувственный опыт и практика, а с другой — ясность и логическая отчетливость, все имеющиеся методы можно разделить на эмпирические (опытные, практические способы познания) и теоретические (логические процедуры). Основой эмпирических методов является чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов: · наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них; · эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях; · измерение — определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру); · сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков. В научном познании не бывает чистых эмпирических методов: даже для простого наблюдения необходимы предварительные теоретические основания — выбор объекта наблюдения, гипотезы и т.д. Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода: · анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения); · синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое; · классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных и т.д.); · абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.); · формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (математических формулах, химических символах и т.д.); · аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений; · моделирование - создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека); · идеализация - создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ); · дедукция - движение от общего к частному; · индукция - движение от частного (фактов) к общему утверждению. Теоретические методы также требуют эмпирических фактов. Например, хотя индукция - сама по себе теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия). Используются также более широкие методы-подходы, которые указывают только направление и общий способ решения задач и могут включать в себя множество различных приемов. Таковы методы структурно-функциональный, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются методы философские: · метафизический — рассмотрение глубинных оснований объекта в покое, статике вне связи с другими объектами; · диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве. Абсолютизация одного метода как единственно верного называется догматикой (например, диалектический материализм в советской философии); некритичное нагромождение различных несвязанных методов — эклектикой.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.7.53 (0.007 с.) |