Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Риски, связанные с дистанционным банковским обслуживанием физических лицСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Риски интернет-банкинга - риски, возникающие при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга. [12] Данное письмо Центрального Банка Российской Федерации разработано для безопасного дистанционного банковского обслуживания, контроля за банковскими операциями, которые осуществляют клиенты с использованием систем интернет-банкинга, а также контроля за соответствием дистанционного банковского обслуживания с требованиями законодательства Российской Федерации. Кроме всех перечисленных рекомендаций отмечают также защиту информационных ресурсов кредитной организации от доступа, запрещенного законодательно, отмывание доходов, которые были получены преступным путем и также хотелось бы отметить поддержку уровней банковских рисков, связанных с дистанционным банковским обслуживанием, что является главной темой данного пункта выпускной квалификационной работы. В Письме ЦБР от 31 марта 2008 года № 36-Т “О Рекомендациях по организации управления рисками, возникающими при осуществлении кредитными организациями операций с применением систем интернет-банкинга” выделяют: · операционный риск; · правовой риск; · стратегический риск; · риск потери деловой репутации; · риск ликвидности.[13] Наибольшую опасность для кредитной организации при оказании ей банковских услуг через Интернет представляет операционный риск. Данный вид риска является постоянным для услуг такого рода. Операционный риск проявляется и распространяется в организации, предоставляющие услуги через Интернет. Уровень операционного риска имеет высокую степень, если услуги интернет-банкинга не должным образом спланированы, осуществлены и не контролируются. Банкам, которые предоставляют и обслуживают через Интернет, необходимо соответствовать ожиданием своих клиентов. Они должны гарантировать клиенту полноту, своевременность и надежность обслуживания. Это необходимо сделать для формирования высокого уровня доверия к репутации банка. Для того чтобы кредитные организации могли обеспечить предоставление услуг и обслуживание в случаи неблагоприятных ситуациях, нужно осуществить планирование в сфере обеспечения непрерывности и возобновления деловых операций. При разработке кредитной организацией своих планов по непрерывности и возобновлению деловых операций необходимо рассматривать проблемы безопасности и внутреннего контроля. Главное требование клиентов является высокая степень доступности систем.
Кредитным организациям, предлагающие клиентам оплату счетов через Интернет, необходимо построение четкого процесса для клиринга транзакций между самим банком, его клиентами и третьими лицами. Наибольшее внимание уделяется вопросам безопасности, когда рассматривается операционный риск. Известный факт, что при использовании Интернета для выполнения операций возникают разнообразные проблемы, связанные с компьютерной и информационной безопасность, то есть существует угроза несанкционированного просмотра или исправление финансовой информации по счету клиента банка, или во внутренней сети кредитной организации. В рамках управления операционным риском при оказании услуг интернет-банкинга кредитная организация должна гарантировать клиенту следующее: · идентификация отправителя данных; · не доступность информации третьим лицам; · неизменность данных при пересылке в банк; · соединение при передаче информации происходит не мошеннику, а именно тому банку, который необходим клиенту. Существует еще одна составляющая угроза операционного риска, которая связана с операциями по отмываю денег. Степень данного вида риска банковского обслуживания увеличивается в силу возможностей проведения банковских операций из любой географической точки независимо от времени суток без использования специального оборудования, увеличения скорости электронных расчетов и автоматизации процесса осуществления банковских операций. При осуществлении банковского обслуживания через Интернет для кредитных организаций считается сложным идентификация клиентов, то есть отсутствие личного контакта и контроля со стороны сотрудников банка не только в момент открытия счета, но и при последующем проведении операции. Из этого можно сделать вывод, что один из обязательных механизмов внутреннего контроля является неэффективным, и, следовательно, кредитные организации должны приспособить процесс мониторинга проведенных операций с учетом произошедших изменений в технологии проведения транзакций.
Следующий вид риска, связанный с дистанционным банковским обслуживанием, называется правовой риск. Уровень правового риска в первую очередь зависит от качества проработанности законодательства по вопросам интернет-банкинга. Существует множество причин появления правового риска при использовании дистанционного обслуживания. К таким причинам можно отнести: · нарушение требований законодательства Российской Федерации в аппаратно-программном обеспечении систем дистанционного банковского обслуживания; · неэффективная организация правовой работы, которая в дальнейшем приводит к ошибкам в действиях служащих и органов управления банка при совершенствовании услуг интернет-банкинга; · не урегулирование отдельных вопросов интернет-банкинга обслуживания с применением систем дистанционного обслуживания, а также ответственности сторон; · нарушений условий договоров со стороны как банков, так и клиентов кредитной организации; · неправомерный доступ к конфиденциальной информации в процессе ее обработки, передачи или хранения; · нахождение филиалов банка, а также ее клиентов, которые пользуются услугами дистанционного банковского обслуживания, и провайдеров под юрисдикцией различных государств и т.д. Отражение текущего и перспективного влияния на доходность и капитал «неправильных» решений, которые не соответствуют их реализации или недостаточной способности к своевременному решению на изменения в той или иной отрасли показывает операционный риск дистанционного банковского обслуживания. В Письме ЦБР №141-Т “О Рекомендациях по подходам кредитных организаций к выбору провайдеров и взаимодействию с ними при осуществлении дистанционного банковского обслуживания” Данный вид риска зависит от взаимодействия стратегических целей кредитной организации, деловых стратегий, которые разработаны для достижения заданных целей, а также ресурсов, необходимых для данных целей и качество реализации целей. В учебной литературе выделяют два вида ресурсов, требуемых для осуществления стратегий кредитной организации в области дистанционного банковского обслуживания: материальные и нематериальные ресурсы. Они включают в себя операционные системы, каналы связи, сети доведения банковских услуг, а также управленческие способности и возможности персонала кредитной организации.
Следует отметить, что высшему руководству кредитной организации в первую очередь следует оценить риски, а затем принимать решения о разработки и продвижения конкретного вида банковского продукта. Предлагая новые банковские продукты и услуги банки тем самым должны понимать риски и, следовательно, их последствия для функционирования деятельности кредитной организации. Успешная реализация продуктов и услуг интернет-банкинга может быть достигнута с помощью развития достаточного уровня развития технологических, а также информационных систем управления в кредитной организации. В первую очередь руководству кредитной организации необходимо изучить насколько данная услуга и технология для реализации согласуется с «материальными» целями в стратегическом плане банка. Это действие необходимо осуществить до внедрения услуги интернет-банкинга. Далее кредитной организации следует дать оценку, располагает ли он достаточной квалификацией, а также ресурсами для идентификации, контроля и мониторинга риска в операциях дистанционного обслуживания. Главная цель процесса планирования и принятия решений сводится к тому, как услуга интернет-банкинга сможет удовлетворить конкретным потребностям. Также стоит отметить, что непосредственное участие маркетологов и персонала из операционного отдела может положительно повлиять на процесс планирования и принятия решений. Новые технологии, особенно связанные с технологиями интернет-банкинга, способны быстро внести некоторые изменения в конкретную привлекательность кредитной организации. Из этого можно сделать вывод, что стратегическое видение руководства кредитной организации должно определять тот способ бизнеса через Интернет, посредством которого он будет разрабатываться, реализовываться, а также контролироваться. Если кредитная организация не сможет удовлетворить требования рынка и обеспечить своевременное обслуживание клиентов, то у банка есть вероятность угрозы возникновения репутационного риска, то есть риска, связанного с репутацией банка. Суть данного риска состоит в том, что кредитная организация не может своевременно реагировать на потребность клиентов, применять ненадежные и неэффективные системы доведения банковских услуг до клиентов банка, несвоевременные отклики на запросы, которые поступают от клиентов, а также неправовое соблюдение конфиденциальности информации.
Причины возникновения и повышения риска потери деловой репутации при дистанционном банковском обслуживании являются: · неположительные отзывы клиентами банка о качестве предлагаемого дистанционного обслуживания; · нарушение банковской тайны; · правовое нарушение конфиденциальности данных о банковских операциях и счетах клиентов и т.д. Если предоставление услуг интернет-банкинга будет организовано ненадлежащим образом для клиентов кредитной организации, то репутации банка может быть нанесен ущерб. Важную роль играет хорошо организованный маркетинг может. Концепцию маркетинговой политики следует четко координировать с адекватными заявлениями, связанные с раскрытием информации. Кредитные организации должны честно и точно предоставить информацию о системе интернет-банкинга своим клиентам. Последний вид рисков дистанционного банковского обслуживания, который упоминается в учебной литературе, называется риск ликвидности. Увеличение данного вида риска может быть непосредственно связано с предоставлением клиентам возможности оперативно и в любое время выполнять перевод средств по счетам, которые открыты в различных банках. Чем больше мобильность капитала, тем выше волатильность депозитных счетов. Концентрация ликвидационного риска зависит непосредственно от объема и характера действий, которые осуществляются со счетом, контролируемые клиентами через Интернет. Это может оказать влияние на систему мониторинга ликвидности и изменений в депозитах и ссудах, которую выстраивает кредитная организация. Стоит отметить, что достаточно большое влияние на ликвидационный риск оказывает риск потери репутации. Для подтверждения можно привести пример, если взломщик получил возможность взломать сайт кредитной организации и внести некоторые изменения в финансовой информации, но не удалось внести изменения в счета клиентов или извлечь выгоду другим способом, то кредитная организация все равно может столкнуться со значительной потерей клиентской базы или потенциальных клиентов, так как клиенты сделают вывод о том, что у банка отсутствует надежность системы безопасности. Развитие дистанционного банковского обслуживания дало возможность увеличить доступность банковских услуг для различных клиентов, а также значительно расширить ассортимент предлагаемых услуг. Уже давно стали традиционными и универсальными такие операции, как получение ссуд, доступ к финансовой информации или открытие депозитных счетов через Интернет, услуги по оплате счетов и т.д. Признание Интернета в качестве канала для предоставления банковских продуктов и услуг, открывая банкам и клиентам новые операционные возможности, получил широкое распространение. Однако, несмотря на положительные качества внедрения Интернета в банковскую сферу, появились и угрозы увеличения рисков банковской деятельности.
Следует также отметить, что особенности дистанционных банковских услуг порождают ряд проблем управления рисками: [14] 1) Инновации в сфере технологии и обслуживания клиентов посредством предоставления дистанционных банковских услуг внедряются высокими темпами. На сегодняшний день кредитные организации испытывают некоторое давление со стороны множественных конкурентов, которые внедряют новые операционные прикладные программы в короткие сроки, обычно эти сроки ограничиваются в несколько месяцев от самого зарождения идеи до внедрения ее в производство. Данная тенденция не дает возможность осуществлять стратегические оценки, анализ рисков и проведение проверки по безопасности до того, как новый продукт будет выпущен на рынок. 2) Операционные сайты электронных банковских услуг и связанные с этим прикладные программы для розничной и оптовой торговли в основном интегрируются, насколько это максимально возможно, с имеющимися в распоряжении компьютерными системами для того чтобы обеспечить прямой обработки электронных операций. Даже несмотря на то, что прямая автоматизированная обработка уменьшает возможности субъективной ошибки и мошенничества, присуще процессам ручной обработки, она увеличивает долю зависимости от надежности структуры и архитектуры систем, точно также как и от их операционной совместимости и масштабности. 3) Электронные банковские услуги увеличивают зависимость кредитных организаций от информационный технологии, приводя тем самым к возрастанию технической сложности многих операционных проблем, а также проблем безопасности. В результате этого возникают новые деловые модели, подобные провайдерам услуг по Интернету, телекоммуникационным компаниям и прочим технологическим фирмам, которые находятся вне сферы банковского регулирования и надзора. 4) Интернет сам по себе является повсеместной и глобальной по своему характеру сетью. Интернет является открытой сетью, которая доступна из любой точки мира. Происходит увеличение важности и одновременно сложность систем контроля за обеспечением безопасности, методов аутентификации клиентов, защиты данных и норм соблюдения клиентских тайн. Таким образом, можно сделать вывод о том, что несмотря даже на традиционные принципы управления рисками в банковской сфере, сложные характерные особенности канала распространения слуг по Интернету предписывают, что применение этих принципов должно быть специально приспособлено для того, чтобы соответствовать многим банковским операциям в режиме онлайн и отвечать решению связанных с ними проблем управления рисками. Принципы управления банковскими рисками впервые были оглашены Базельским комитетом по банковскому надзору в 2003 году в документе, который получил название «Принципы управления рисками для предоставления банковских услуг в электронной форме». Следует подчеркнуть, что Комитет не считает обязательным требованием для кредитных организаций, так как установка обязательных у исполнению требований к управлению рисками сфере дистанционного обслуживания может оказать неблагоприятное воздействие, потому что они могут быстро устареть из-за скорости изменений, которые связаны с технологическими инновациями и видами услуг. Следовательно, принципы управления, сформированные Базельским комитетом, являются скорее рекомендацией для банков. Стоит обратить внимание на Письмо Банка России от 7 декабря 2007 года №197-Т «О рисках при дистанционном банковском обслуживании», которое является первым документом Банка России, характеризующим специфические особенности электронного банкинга. Существует ряд условий, которые могут минимизировать проблемы, связанные с применением в банке технологий дистанционного банковского обслуживания, следовательно, сопутствующих рисков: · грамотная политика информатизации, проводимая руководством кредитной организации · адекватная сложности и масштабам ее деятельности организация внутрибанковских процессов и процедур, а также управление и осуществление контроля · создание четкой автоматизированной системы; · создание должного организованного внутреннего контроля; · обеспечение информационной безопасности внутрибанковских процедур, операций, а также хранилищ данных, включая резервные; · осуществление финансового мониторинга, адекватное применяемым технологиям электронного банкинга; · полноценное информационное и документарное обеспечение клиентов; · эффективное взаимодействие применяющей ДБО кредитной организации со своими провайдерами и поставщиками аппаратно-программного обеспечения. Такая ситуация соответствует оптимальной модели пруденциальной организации ДБО в кредитных организациях. В заключении хотелось сделать следующие выводы: 1) современный бизнес в банковской сфере имеет тенденцию расширения продуктов и услуг дистанционного банковского обслуживания; 2) кредитным организациям необходимо будет конкурировать с различными другими кредитными организациями, которые также осуществляют аналогичные услуги; 3) регулирующим органам необходимо создать и принять законодательные и нормативные акты в сфере дистанционного банковского обслуживания; 4) в настоящее время отсутствуют безупречные способы и средства обеспечения информационной безопасности в сетевых структурах. Существует множество средств, позволяющих обеспечить безопасность осуществления дистанционных банковских услуг, но каждое из них имеет свои недостатки. Разумнее будет построить многоуровневую систему обеспечения безопасности, в которой будут присутствовать различные методы, политики, процедуры, а также средства разного уровня, работающие совместно. Есть необходимость в проведение разъяснительных работ с клиентами банков для объяснения порядка хранения носителей с конфиденциальной информацией, а также проинформировать клиентов о наиболее распространенных методах мошенничества в системах дистанционного банковского обслуживания. Безусловно, необходимо совершенствовать и развивать не только способы регулирования, но и способы надзора со стороны регулирующих органов за использованием банками технологий в сфере дистанционного банковского обслуживания. [15]
ГЛАВА 2. ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ НА ПРИМЕРЕ ОАО «БАНК МОСКВЫ»
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.18.192 (0.014 с.) |