Сколько их было и каковы их имена 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сколько их было и каковы их имена



Николай Спафарий

 

 

Книга о Сивиллах,

Сколько их было и каковы их имена

И о предсказаниях их

 

Сивилла Эритрея предсказала:

Горе, горе тебе, Гог, и всему роду [1] Магога.

Марсон и Аггон, сколько бед вам воздаст судьба!

Т о л к о в а н и е

Горе тебе, Гог, то есть скифы, татары, варвары.

Горе тебе, Магог, то есть неверные, варвары, турки.

И тебе, Марсон и Аггон, то есть сарацины, арабы, вам, всем неверным, судьба многие бедствия готовит. Уже северный двуглавый орел и благоверный уничтожит всех вас, поганых магометан, и орудием креста царства и страны ваши одолеет.

Предисловие

Когда всеблагой Бог захотел показать волю и непостижимые суды Свои о будущих в мире событиях, тогда не только через святых пророков и избранных мужей Его благоизволил Он совершить и предсказать это неким сокровенным и таинственным гласом, но и через язычников, и не только мужей, но и женщин возвестил в некоем гадании, а преимущественно о том, что совершится в глубокой тайне, сокрытой и от самих ангелов и демонов, – о воплощении Сына Его и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо даровал Бог Вседержитель пророческий дар не только евреям, но и язычникам эллинам, предвидя, что и язычники уверуют в Спасителя Христа. Тем сильнее будут обличены евреи в неверии их, и истинное свидетельство при двух или трех свидетелях да утвердится. Поэтому излилась благодать всесвятого Духа на язычников, чтобы еще больше были посрамлены евреи, и лукавство их не только от своих собственных пророков, но и от языческих было побеждено. Как пророчествовал в древности царь и пророк Давид: "Он наливает из того в это" (Пс. 74:9), – что значит налил от евреев к эллинам, которые проразумевали Мессию Христа весьма темно и сокровенно. Поэтому и пророчества их – сквозь некоторые гадания, таинственны. "Он наливает из того в это" – то есть излилась благодать Закона и Пророков от евреев к эллинам. И как из сосуда, наполненного вином, излилось к эллинам вино, а сам осадок остался у евреев, так Давид и предсказал: "Однако осадок его не истощится" (Пс. 74:9). Ибо не истощился у евреев осадок, потому что у них осталось само Писание без благодати, как осадок без вина. Оттого даже и до сего дня евреи пьют только осадок обмана и всё ожидают своего Мессию, не Христа, но Антихриста. И так как эти сивиллы были из эллинов, то и пророчества их преимущественно на Спасителе истинно исполнились. Поэтому необходимо будет кратко рассказать о пророчествах: какие бывают чины пророчеств и о другом полезном для читателя. Ибо пророчества и оракулы распространяются на три начала времени, то есть на прошедшее, настоящее и будущее.

Пророчества о прошедшем времени те, что пророк Моисей предсказал и записал нам в Пятикнижии, то есть в пяти первых книгах Библии – Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии, преимущественно же в Бытии, о том, что было прежде Моисея за 3200 лет, по счету Никифора Ксанфопула, научившись через ангела о начале мира и о создании его. И изъясняют богословы, что "заднее Божие" (Исх. 33:23), которое видел Моисей, есть прошедшее начало мира. А о лице Божием изъясняют, что это время будущее, о котором никто не может знать, то есть никому не даровал <этого> Бог, но в Себе хранит предведение о будущем, как Сам Христос говорит Своим апостолам в Деяниях (1:7). И хотя еще пророки пророчествовали, однако им будущее было неведомо, потому что и они не от своего разума <пророчествовали>. Но когда Святой Дух нисходил на них, тогда говорили как бы в исступлении, как вдохновлял их Святой Дух. Когда же отходил Святой Дух от них, тогда они забывали, о чем говорили, как хорошо понятно об этом из многих мест святого Писания.

Пророчества же о настоящем времени те, что у пророка Даниила царю Валтасару, когда на стенах писали персты от Бога: и в ту же ночь, как об этом пророчествовал Даниил, исполнилось пророчество его, и царя Валтасара убили, как об этом объявлено в Библии (Дан. гл. 5). Также и Ильи пророка, когда он пророчествовал над двумя пятидесятками, и тотчас пожрал их огонь (4 Цар. гл. 1). И в других местах святого Писания много <подобного> находится.

А пророчества о будущем времени, то есть пророчества по своему свойству, потому что от этого <слова> называется пророк, от предсказания и предречения событий, – те, которые сбываются в отдаленное время. Фаворин[2] же пишет, что двоякое бывает пророчество: одно духовное, а другое дьявольское. А между этими двумя бывает некоторое естественное, искусственное и общенародное.

Духовного пророчества причастники есть святые. А по Божественному усмотрению – и не святые, как Валаам, Каиафа и прочие. Потому что и предсказания их воистину были совершенными.

Диавольское пророчество, или оракул, пребывает в самих его[3] слугах: как в волхвующих на муке, и волхвующих на ячмене, и волхвующих на огне, и в прочих. Как было в Симоне[4], в Эллуме, в Аполлонии[5] и в прочих волхвах, которые через внутренний полет и голос птиц <искали> знамения, и по чиханию[6], мышам и котам, и по скрежету дерева, и шуму в ушах, и по движениям тела, и посредством имен, и звезд, и воды, и иными бесчисленными <способами>. К диавольским предсказаниям относятся также и дуб предсказывавший, и котел в Додоне Зевсовом[7], и миндальное[8] дерево, дерево предсказывавшее[9], и голубь, говоривший на дубе, и дерево в Индии, говорившее по-гречески Александру Великому, которое было посвящено солнцу и луне[10]. Всё это и многое другое было ложным, как тот самый оракул Аполлона: "Крэза[11], как река проходящая, погубит великое царство", потому что неистинно говорил, какое <именно> царство погубит. Царь Крэз был обманут, и от Кира, царя Персидского, были одолены он и царство его. Итак, дьявол, не зная будущего, как Бог, но как древнее лукавство, – из совещаний людей и из прежде бывших <событий> собирает для себя сведения о будущем. И наиболее о том, что творится в отдаленнейших странах, он тотчас предсказывает слугам его[12], потому что весьма быстротечен. И таким образом он видится как будто пророк.

Искусственное и естественное пророчество то, каково было с весьма чудесным платановым деревом, которое премудрый царь Лев сделал из золота, с различными на нем птицами, и поставил в царском Константинопольском зале. И когда приходил на дерево ветер, посредством астрологической мудрости все те птицы пели своими голосами. Также тот царь сделал чудесное зеркало, в котором можно было видеть всё, что делается в мире и в иных царствах. И так это было явно, как если бы кто сам был там. Также он сделал и праведную руку, которая, когда на неё клали цену и она закрывалась, та цена вещей была предвещаема. Также он сделал и мраморную черепаху, которая весь навоз цареградский поглотила и ввергла в море. И иное многое, посредством астрологической мудрости, раньше и теперь делается. <В том числе> и прогнозы, которые мы видим в календаре, о затмении солнца, о дожде и ветре, и об ином.

К божественному и святому пророчеству относится и то, что написано в Синаксаре о руке <Иоанна> Предтечи, которая, когда бывает распростертой, является изобилие; а когда бывает сложена, знаменует голод.

Великие и чудесные предсказания были в Ветхом Завете у евреев через ефод. Ефод же находился между разными одеяниями священников, которые Бог повелел сделать для Аарона. И был наперсник у первосвященников или панагия. И через него[13] священник вопрошал Бога. Ибо <Бог> говорил Моисею в Исходе: "Слово суда должно быть четвероугольное, двойное, в ладонь длиной и в ладонь шириной. И возложи на слово суда откровение и истину[14]. И будет он на груди Аарона, когда будет он входить во святилище пред Господом" (Исх. 28:15-16, 30). Тот ефод был сделан разноцветным, как наперсник, из золотой нити, и имел в середине его как бы звезду золотую; и с одной стороны и с другой – камни смарагда, то есть изумруды, а между ними находился один прекрасный алмаз. Кроме них было 12 драгоценных камней, а на них было написано 12 имен сынов Иакова, патриархов, то есть <родо>начальников колен.

И когда первосвященник хотел просить Бога о некоем великом деле, он привязывал этот ефод на епомиду, то есть наперсник. Епомида же была как ныне омофор у архиереев. И когда он хотел вопрошать Бога, тогда руки свои он подкладывал под епомиду. И смотря на ефод, он начинал просить у Бога прошение своё. И если угодным было Богу прошение, тотчас начинал камень алмаз блестеть сиянием. Если же было не угодным, тогда он оставался в своем естественном <состоянии> и не творил блеска. Когда алмаз становился черным, тогда предвозвещался мор[15]. Когда же – багровым, тогда войну и многое кровопролитие он знаменовал в Израиле. На том же ефоде было написано четырехбуквенное имя Божие, то есть по-еврейски Яхве, которое у нас называется Господом. Такой дар имел ефод, который[16] толкуется как откровение, или искупление, или учение, или истина. Были же и другие <вещи> у евреев, как написано в первой <книге> Царств, которые назывались дилями, то есть знаками, которые были некими медными буквами из еврейской азбуки. Ими было написано: "Господь, Бог Израилев, дай знамение" (1 Цар. 14:41). Когда же священники хотели вопрошать Бога, то полагали на ефод те буквы, и эти буквы вставали и выстраивали откровение повеления Господа: или быть, или не быть. Если же был гнев Божий на евреев, тогда никакого ответа им через это не являлось. Некоторые полагают, что и видение пророка Самуила по смерти его царем Саулом, сотворенное от той женщины волшебницы, было истинным. Однако святой Григорий Нисский говорит против этого: "Не истинным было явление Саулу Самуила, но дьявольским; если бы истинно был явлен Самуил, то и те, которых видела женщина волшебница, были истинными богами. Ибо написано в Библии, в первой <книге> Царств: "Я видела богов, восходящих из земли" (1 Цар. 28:13); но поскольку они были демонами, как написано: "боги язычников – бесы" (Пс. 95:5), то и явившийся Самуил был демоном. Если же и святые Писания говорят, как сказал Самуил, и прочее…" Однако, есть обычай у святого Писания говорить неистинное вместо истинного. И приводит тот же святой такой пример. Валаам волхв говорит к посланцам царя Валака: "Подождите эту ночь, и узнаете, что еще Господь скажет мне". И пришел Бог к Валааму во сне, и сказал ему: "Если зовут тебя, встань и иди" и прочее. И тотчас ниже написано: "И разгневался яростью Господь, что он пошел, и встал ангел Божий на пути", и прочее (Числ. 22:19,22). "Видишь, говорит святой <Григорий> Нисский, что иной был бог, который являлся ему ночью. Ибо злой был бог его. Бог же, Который послал ангела против него, Тот, разумеется, истинный Бог, ибо Бог не противится Самому Себе". И таким образом называется там бог злой вместо истинного, и Самуил демон вместо Самуила пророка тогда пророчествовал по божественному усмотрению, и несвятые мужи <пророчествовали>, как вышеназванный Валаам, ибо он был языческим волхвом, однако Бог и через него объявил о рождестве Сына Его, Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо сказал Валаам: "Воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля, и уничтожит князей Моава, и пленит всех сынов Сифовых" (Числ. 24:17) и прочее, всё что через много веков исполнилось. Также и апостол Павел говорит, из Епименида Критского, как истинные <слова>; ибо говорит: "Из них же самих некий пророк[17] сказал: критяне всегда лжецы". Потом говорит: "Свидетельство это истинно" (Тит. 1:12-13). Также и Каиафа, на тот год первосвященник, пророчествовал о Христе, как пишет евангелист Иоанн: "Лучше для нас, чтобы один человек умер за народ" (Ин. 11:50) и прочее. Также и первосвященники и фарисеи в сборищах своих об Иисусе так пророчествовали: "И придут римляне, и возьмут и место наше и народ" (Ин. 11:48). Поэтому и эллины язычники, от которых были и те сивиллы, много и истинного пророчествовали по таковому благоизволению Божию. Был же издавна таковой обычай, и среди эллинов и среди римлян, чтобы, помимо жрецов, и лучшие девицы избирались для служения богам и идолам.

Так эллинские историки пишут, что Филипп, царь Лакедемонский, послал к Касталийской воде[18] волхвовать о войне. Волшебница же Европия отвечала ему так: "Скоро придет на землю Бог, и человек будет без грехов человеческих, и освободит людей от страстей, однако неверный народ пригвоздит его ко кресту, но Он воскреснет в жизнь вечную". Посланники же стали глумиться над ней, говоря: "Мы тебя спрашиваем о войне, а ты нам о Боге говоришь, не знаешь, что говоришь". И пошли тогда в Афины, к Ксанфиппе, мудрой женщине, волшебнице богини Афины. И она так отвечала им: "Муж великий без семени родится от девы, и рождение непобедимого Бога, Который небо и землю, как яичную скорлупу, окружает, победит всех эллинов".

И весьма удивились посланники и пошли к капищу Аполлона в Дельфах. И тотчас голос пришел с неба: "Аполлон и капище его разрушатся тройственной силой, и скоро Творец мира придет на землю, и родится от молодой девицы, имя которой счисляет: 150 и 2, дважды 76", то есть Мария. Так и святой Иоанн Дамаскин пишет в слове на Рождество Христово, что в персидской книги написано так: "Кир, царь Персидский, построил прекрасный храм и украсил его множеством богов и истуканов. И когда царь Кир пошел к жрецу, чтобы спросить о некоем сне, то жрец, которому имя Пуприкий, сказал ему: "О царь, да будет тебе ведомо, что богиня Ира зачала. По этой причине все идолы в эту ночь ликовали и говорили между собою: "Придите, возрадуемся Ире, ибо она весьма возлюбленна и небесна, потому что возлюбило её великое солнце, <она> как источник с одной рыбой, как в бездне на ложе"[19]. И сказал жрец: "Подожди, о Кир, истинно, как я сказал, идолы завтра будут ликовать". И ждал царь, и увидел, что все музы взыграли на кифарах и органах золотых, и воспели, как птицы небесные. Из-за этого царь испугался и убежал, и завеса храма упала, и показались сияющие звезды, и идолы низверглись на землю и разбились, потому что идолослужение во время Христово побеждено".

Таковых историй можно собрать без числа из древних историков.

Хотя и множество предсказаний и оракулов бывало в древности, однако между всеми ними древнейшими, славнейшими и истиннейшими были пророчества сивилл, потому что все предсказания их исполнились. И большая часть из древних историков эллинов и из древних отцов упоминают о сивиллах и их стихах.

Из древних философов о них писали Платон, Ямвлих, Порфирий и прочие академические философы.

Также и из латинских мудрецов о них же писал Петр Кринит, Цицерон, Плиний и прежде них Варрон в книгах своих к кесарю о божественных делах. Также после <них> Корнелий Тацит, Солин, Феностелла, Марциан Капелла, Вергилий, Сергий и другие.

Из греков же историков Диодор Сицилийский, Страбон, Суида, Элиан в различных историях.

Но и из христиан и древних отцов греческих Евсевий, Иустин, Климент Александрийский, Стратоник, Куман, Феофил к Автолику.

Из латинских же отцов Лактанций, Иероним, Августин и прочие.

А в наше время писали Сикст Сененский, Петр Месиа, Петр Касиа, Гарларза и иные многие.

Об этих-то сивиллах говорят все вышеназванные <писатели>, что они пророчествовали по Божьему вдохновению, как некогда Творец неба и земли желал говорить и через ослицу Валаамову.

Если же кто-нибудь будет отвергать, что были сивиллы, то мы с Аристотелем отвечаем, что те, кто отвергает первоначальников, то должно их или приводить в чувство, или наказывать.

Вот и сивиллы – как первые некие начальства, потому что о Боге и Христе, Сыне Его, и о многих божественных тайнах предсказывают. Нам же достаточно одного божественного апостола Павла, как пишет Климент Александрийский в своих книгах "Строматы", так говоря язычникам: "Возьмите греческие книги, узнайте о сивиллах, как они познали Единого Бога и то, что в будущем <совершится>; и возьмите Гистаспа и прочитайте, и найдете Сына Божия, описанного более чем явно и прозрачно: как против Христа многие цари станут враждовать, ненавидя Его и носящих имя Его, и верных Его, и терпение и пришествие Его". Эти слова, если и не находятся в посланиях Павловых, однако мы верим такому древнему отцу, говорящему о сивиллах. Мы же поспешим с Богом начать предисловие о сивиллах.

 

О сивиллах предисловие

Превосходным усматривается то древнее изречение великого Аристотеля, которое он написал в своей "Метафизике":

"Вот что все люди по природе <своей> желают знать: желание это – о понимании всех вещей. Хотя бы и многообразны они были, однако философы группируют вопросы по четырем определениям, то есть когда, кто, какие и почему".

Таким же образом и нам необходимо начать намерение наше о сивиллах, чтобы стройным и упорядоченнымбыло наше повествование. Ибо священный порядок, согласно философу, есть у всех вещей. Поэтому то, что пишется беспорядочно, является весьма смутным и неудобовразумительным. А то, что стройно и ставится в своем месте, удобовразумительно и легко.

Итак, на первое философское определение – когда? – отвечаем так.

Во-первых, спрашивается, когда были и были ли <вообще> сивиллы, потому что о том, что спрашивается неестественно, и ответ не дается. Итак, сивиллы были в прошедшие времена, и не одна, но разные; и известно, что они назывались разными именами и из вышесказанной, и из нижеслудующей речи. А если ныне женщины, подобной сивилле, и не найдется, как и пророков, то потому, что нам это не нужно. Две <вещи> нам теперь не нужны: чудеса и пророчества, потому что ныне вера наша утверждена и непоколебима. Ибо исполнились все предсказания их. И обо всех событиях они пророчествовали до самой кончины мира, хотя для Всемогущего Бога возможно и теперь явить подобных пророков и сивилл по непостижимому Его промыслу.

Второе определение: кто есть сивиллы? Есть обыкновение у всех философов спрашивать обо всех вещах: "что это?" И это называется у греков "орос", у латинян "дефиниция", то есть определение или точное указание[20], поскольку они точно указывают сущность и природу вещей.

Мы же о сивиллах ответим так. Сивилла есть девственный человек женского пола, предсказывающий по божественному мановению. Ибо мы называем сивиллу человеком, потому что она женщина. Как пишет в "Метафизике" Аристотель:

"Это несовершенный мужской пол, потому что женщина имеет более холодный и сырой, нежели мужчина, состав. Поэтому быстрее растет и быстрее умаляется[21]. И разум имеет более мягкий и непостоянный"[22].

Называем сивиллу девственницей, потому что все историки согласно пишут, что они были девственницами, а <ведь> в девственный чин легко вселяется Святой Дух, как пишет Иероним. Предсказывающей же называем, потому что все сивиллы предсказывали, и предсказания их исполнялись.

Третье определение: какие сивиллы?

Отвечаем так. Четвертый эллинский народ, который называется эолийским, называет <их> клятвой Бога[23] и намерением вулэ[24] <Его> или воли. Итак, "теовулэ" – слово эллинское. И греческая сивилла именуется от <этого слова> "теовулэ", ибо предсказывает Божью волю и намерение. Как пишет Иероним против Иовиниана, что по обычаю эолийского языка, сивилла называется "теовулэ", то есть Божьим намерением. Воистину, намерение Божие может познавать только само девство, ибо сивиллы и были девами. Суида же в своем "Словаре" пишет, что сивилла у римского народа именуется пророчицей. Поэтому сивиллы называются пророчицами, так как многое о Боге и о пришествии Спасителя и о иных важных вещах они предсказывали истину. И предсказания их исполнялись.

Историк же Диодор пишет, что сивиллы – женщины, исполненные богами. Также Исидор[25] в восьмой книге пишет следующее:

"Сивиллы называются общим именем: всех женщин пророчиц в народе эллинском эолийцы называют клятвой богов и разумом вулэ или намерением, и, одним словом, <они> называются познавшими Бога. Поэтому, так как божественный замысел научил людей <всё> изъяснять, они названы сивиллами. И как среди мужей муж предсказатель называется пророком, так и среди женщин пророчествующая называется сивиллой, имя которой <дается> не по служению, но по свойству".

И опять Иероним в другом месте пишет, что <нужно> творить памяти сивиллам Эритрее и Кумане и прочим восьми, для которых печатью было девство, а награда за девство – пророчество. Ибо по-эолийски сивилла сказуется "теовулэ", то есть намерение Божие, которое, <как> написано, познает само девство.

Но и сивилла Эритрея о самой себе говорит так: "Говорят некоторые, что я сивилла ложная и безумная. Когда же всё исполнится, тогда опять вспомнят обо мне. И никто потом мне не скажет: "безумная" и "ложная", но: "пророчица великого Бога".

Четвертое определение: зачем сивилла?

Отвечаем так: чтобы еще больше были посрамлены не только евреи, которые пророков своих негодно толкуют и развращенно понимают, но и язычники, которые имели великую надежду на своих богов и волхвов.

Потому посредством сивилл, женщин, цветущих девством, язычниц родом, Бог и восхотел предвозвестить воплощение Сына Своего и нашего Спасителя.

Ибо Никифор Ксанфопуло в "Церковной истории" пишет <об этом> в таких словах:

"Как имели евреи своих пророков, так и среди язычников не оскудевали сивиллы, которые, будучи исполнены божественного вдохновения, предсказывали пришествие Мессии, страдание и царство <Его>. Было же и это <исполнено> божественной силы, как думают, и с будущими событиями <имело> истинное согласие. Ибо не только через избранных Его служителей предсказано будущее, но и использовано разумение этого.

Как некий музыкант, или певец, когда желает петь сладким и благоприятным пением, то или изрядно бьет по струнам смычком, или превосходно переделывает струны в кифару, чтобы украсить музыку.

Так и премудрый Бог не только через пророков и угодивших Ему, но и через язычников благоволил являть и совершать будущее, что воистину для христианской веры есть величайшее доказательство. Потому что не только из наших, но и из иных писаний мы объявляем о пришествии нашего Спасителя, как будет видно ниже в своем месте".

Константин же, великий среди царей, в своем слове к святым отцам на первом Никейском соборе говорил так:

"Я считаю себя блаженной сивиллой, которую Спаситель наш избрал как пророчицу, чтобы предсказывать нам Своё предведение".

А философ Плутарх в жизнеописании Фабия[26] пишет, что Фабий укротил бога ада и <сделал это> по слову из сивиллиных книг[27]. О том же он пишет и в жизнеописании Публикола.

Итак, как мы говорили выше и как писали в предисловии, апостол Павел рекомендовал читать её книги и Гистаспа. Однако, языческие идолослужители, движимые диаволом, издавна запретили людям читать, чтобы они, отвергнув ложное почитание идолов, не пришли к истинному Божьему благочестию.

Ибо святой Иустин, философ и мученик, во второй[28] Апологии <в защиту> христиан к кесарю Антонину в таких словах объявляет:

"Но по действию злых демонов определена смертная казнь тем, кто станет читать книги Гистаспа или Сивиллы или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброго, и удержать их в рабстве своем; чего, впрочем, не могли они сделать навсегда; потому что не только мы сами безбоязненно читаем те книги, но и вам, как видите, представляем на усмотрение, будучи уверены, что они будут для всех полезны и хороши".

И Августин считал сивилл истинными: и тех, которые пророчествовали о Христе, и тех, которые предлагали <предсказания> о жизни людей, бывших или добрыми, или злыми; впрочем, <всех> тех сивилл <он считал> вдохновленными от Бога. Ибо дар пророчества для добрых и злых общий, так как и благочестивым[29] здесь не воздается <награда>. Почему так делается, это знает Сам Бог, Творец всего.

Так пишет Родигин[30]. Также точно пишет он в 14 книге о том, как Дардан вышел с острова Самоса и взял в жены дочерей царя Тевкра, по имени Нэсо и Батея. От первой родилась ему дочь по имени Сивилла. И от неё это имя распространилось на всех пророчиц и дано <было им>. Так же и в 7 книге он пишет, – как говорят естественные философы, насколько нам должно верить философам, – что солнце есть ум мира, и что оно наши умы просвещает как бы некими искрами, весьма горячими, и таким образом показывает предведение будущего. Отсюда происходят[31] пророчества этих сивилл.

Хотя <ныне> стихи сивилл обращаются[32] среди всех мудрецов, но в древние времена их книги и предсказания хранились в сокровищницах римских царей, как пишет Иоанн Зонара, истинный греческий историк. Но и в сокровищницах греческих царей были сохраняемы сивиллины книги и предсказания. В них были написаны не только стихи, но и <нарисованы> различные изображения, людей и зверей, и через них сами цари предвидели будущее.

И не только у римлян и у христиан запрещали читать те книги, но и у евреев был такой обычай: первые главы <книги> Бытия и последние главы <книги> пророка Иезекииля, также и Песнь Песней, книги Соломоновы, никто, кроме старых священников, их не читал.

Поскольку весьма древними были те сивиллы, то из-за этого имеется и великое недоумение, не только по поводу стихов и предсказаний их, но и по поводу их имен. Ибо все древние мудрецы помнили имена сивилл. И среди них[33] находятся предсказания о Боге и о Христе, и о язычниках, и о многом другом.

Славнейшая и благороднейшая из всех сивилл – Эритрея, которая, как говорят некоторые, начала пророчествовать тогда, когда стал строиться славный город Троя[34]. У евреев тогда царствовал царь Ахаз, или, как считают другие, царь Езекия.

Многие же и разные сивиллы обретаются в историях. Также и стихи и предсказания их неисчислимы. Считаются же между иными сивиллами Родосская, Сикелийская, Левканийская, Сардинская. Также сивиллами называются и Феспротийская, и Кассандра, и Еврейская, и Халдейская, и Элиса, и Фессалийская, и Тараксандра, и Самонея, которая пророчествовала, когда строился Византий. Множество таковых имен им обретается, потому что каждая из них многими и различными именами называлась.

Все же древние, и отцы церкви, и эллинские мудрецы, которые выше поименованы, количество всех сивилл и имена их считают до десяти.

Нынешние же, последние мудрецы, число их простирают даже до двенадцати.

Поэтому и мы последуем по тому же пройденному пути и будем число их простирать до двенадцати, как об этом подробно ниже в своем месте станет явно.

 

Николай Спафарий

 

 

Книга о Сивиллах,

сколько их было и каковы их имена

И о предсказаниях их

 

Сивилла Эритрея предсказала:

Горе, горе тебе, Гог, и всему роду [1] Магога.

Марсон и Аггон, сколько бед вам воздаст судьба!

Т о л к о в а н и е

Горе тебе, Гог, то есть скифы, татары, варвары.

Горе тебе, Магог, то есть неверные, варвары, турки.

И тебе, Марсон и Аггон, то есть сарацины, арабы, вам, всем неверным, судьба многие бедствия готовит. Уже северный двуглавый орел и благоверный уничтожит всех вас, поганых магометан, и орудием креста царства и страны ваши одолеет.

Предисловие

Когда всеблагой Бог захотел показать волю и непостижимые суды Свои о будущих в мире событиях, тогда не только через святых пророков и избранных мужей Его благоизволил Он совершить и предсказать это неким сокровенным и таинственным гласом, но и через язычников, и не только мужей, но и женщин возвестил в некоем гадании, а преимущественно о том, что совершится в глубокой тайне, сокрытой и от самих ангелов и демонов, – о воплощении Сына Его и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо даровал Бог Вседержитель пророческий дар не только евреям, но и язычникам эллинам, предвидя, что и язычники уверуют в Спасителя Христа. Тем сильнее будут обличены евреи в неверии их, и истинное свидетельство при двух или трех свидетелях да утвердится. Поэтому излилась благодать всесвятого Духа на язычников, чтобы еще больше были посрамлены евреи, и лукавство их не только от своих собственных пророков, но и от языческих было побеждено. Как пророчествовал в древности царь и пророк Давид: "Он наливает из того в это" (Пс. 74:9), – что значит налил от евреев к эллинам, которые проразумевали Мессию Христа весьма темно и сокровенно. Поэтому и пророчества их – сквозь некоторые гадания, таинственны. "Он наливает из того в это" – то есть излилась благодать Закона и Пророков от евреев к эллинам. И как из сосуда, наполненного вином, излилось к эллинам вино, а сам осадок остался у евреев, так Давид и предсказал: "Однако осадок его не истощится" (Пс. 74:9). Ибо не истощился у евреев осадок, потому что у них осталось само Писание без благодати, как осадок без вина. Оттого даже и до сего дня евреи пьют только осадок обмана и всё ожидают своего Мессию, не Христа, но Антихриста. И так как эти сивиллы были из эллинов, то и пророчества их преимущественно на Спасителе истинно исполнились. Поэтому необходимо будет кратко рассказать о пророчествах: какие бывают чины пророчеств и о другом полезном для читателя. Ибо пророчества и оракулы распространяются на три начала времени, то есть на прошедшее, настоящее и будущее.

Пророчества о прошедшем времени те, что пророк Моисей предсказал и записал нам в Пятикнижии, то есть в пяти первых книгах Библии – Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии, преимущественно же в Бытии, о том, что было прежде Моисея за 3200 лет, по счету Никифора Ксанфопула, научившись через ангела о начале мира и о создании его. И изъясняют богословы, что "заднее Божие" (Исх. 33:23), которое видел Моисей, есть прошедшее начало мира. А о лице Божием изъясняют, что это время будущее, о котором никто не может знать, то есть никому не даровал <этого> Бог, но в Себе хранит предведение о будущем, как Сам Христос говорит Своим апостолам в Деяниях (1:7). И хотя еще пророки пророчествовали, однако им будущее было неведомо, потому что и они не от своего разума <пророчествовали>. Но когда Святой Дух нисходил на них, тогда говорили как бы в исступлении, как вдохновлял их Святой Дух. Когда же отходил Святой Дух от них, тогда они забывали, о чем говорили, как хорошо понятно об этом из многих мест святого Писания.

Пророчества же о настоящем времени те, что у пророка Даниила царю Валтасару, когда на стенах писали персты от Бога: и в ту же ночь, как об этом пророчествовал Даниил, исполнилось пророчество его, и царя Валтасара убили, как об этом объявлено в Библии (Дан. гл. 5). Также и Ильи пророка, когда он пророчествовал над двумя пятидесятками, и тотчас пожрал их огонь (4 Цар. гл. 1). И в других местах святого Писания много <подобного> находится.

А пророчества о будущем времени, то есть пророчества по своему свойству, потому что от этого <слова> называется пророк, от предсказания и предречения событий, – те, которые сбываются в отдаленное время. Фаворин[2] же пишет, что двоякое бывает пророчество: одно духовное, а другое дьявольское. А между этими двумя бывает некоторое естественное, искусственное и общенародное.

Духовного пророчества причастники есть святые. А по Божественному усмотрению – и не святые, как Валаам, Каиафа и прочие. Потому что и предсказания их воистину были совершенными.

Диавольское пророчество, или оракул, пребывает в самих его[3] слугах: как в волхвующих на муке, и волхвующих на ячмене, и волхвующих на огне, и в прочих. Как было в Симоне[4], в Эллуме, в Аполлонии[5] и в прочих волхвах, которые через внутренний полет и голос птиц <искали> знамения, и по чиханию[6], мышам и котам, и по скрежету дерева, и шуму в ушах, и по движениям тела, и посредством имен, и звезд, и воды, и иными бесчисленными <способами>. К диавольским предсказаниям относятся также и дуб предсказывавший, и котел в Додоне Зевсовом[7], и миндальное[8] дерево, дерево предсказывавшее[9], и голубь, говоривший на дубе, и дерево в Индии, говорившее по-гречески Александру Великому, которое было посвящено солнцу и луне[10]. Всё это и многое другое было ложным, как тот самый оракул Аполлона: "Крэза[11], как река проходящая, погубит великое царство", потому что неистинно говорил, какое <именно> царство погубит. Царь Крэз был обманут, и от Кира, царя Персидского, были одолены он и царство его. Итак, дьявол, не зная будущего, как Бог, но как древнее лукавство, – из совещаний людей и из прежде бывших <событий> собирает для себя сведения о будущем. И наиболее о том, что творится в отдаленнейших странах, он тотчас предсказывает слугам его[12], потому что весьма быстротечен. И таким образом он видится как будто пророк.

Искусственное и естественное пророчество то, каково было с весьма чудесным платановым деревом, которое премудрый царь Лев сделал из золота, с различными на нем птицами, и поставил в царском Константинопольском зале. И когда приходил на дерево ветер, посредством астрологической мудрости все те птицы пели своими голосами. Также тот царь сделал чудесное зеркало, в котором можно было видеть всё, что делается в мире и в иных царствах. И так это было явно, как если бы кто сам был там. Также он сделал и праведную руку, которая, когда на неё клали цену и она закрывалась, та цена вещей была предвещаема. Также он сделал и мраморную черепаху, которая весь навоз цареградский поглотила и ввергла в море. И иное многое, посредством астрологической мудрости, раньше и теперь делается. <В том числе> и прогнозы, которые мы видим в календаре, о затмении солнца, о дожде и ветре, и об ином.

К божественному и святому пророчеству относится и то, что написано в Синаксаре о руке <Иоанна> Предтечи, которая, когда бывает распростертой, является изобилие; а когда бывает сложена, знаменует голод.

Великие и чудесные предсказания были в Ветхом Завете у евреев через ефод. Ефод же находился между разными одеяниями священников, которые Бог повелел сделать для Аарона. И был наперсник у первосвященников или панагия. И через него[13] священник вопрошал Бога. Ибо <Бог> говорил Моисею в Исходе: "Слово суда должно быть четвероугольное, двойное, в ладонь длиной и в ладонь шириной. И возложи на слово суда откровение и истину[14]. И будет он на груди Аарона, когда будет он входить во святилище пред Господом" (Исх. 28:15-16, 30). Тот ефод был сделан разноцветным, как наперсник, из золотой нити, и имел в середине его как бы звезду золотую; и с одной стороны и с другой – камни смарагда, то есть изумруды, а между ними находился один прекрасный алмаз. Кроме них было 12 драгоценных камней, а на них было написано 12 имен сынов Иакова, патриархов, то есть <родо>начальников колен.

И когда первосвященник хотел просить Бога о некоем великом деле, он привязывал этот ефод на епомиду, то есть наперсник. Епомида же была как ныне омофор у архиереев. И когда он хотел вопрошать Бога, тогда руки свои он подкладывал под епомиду. И смотря на ефод, он начинал просить у Бога прошение своё. И если угодным было Богу прошение, тотчас начинал камень алмаз блестеть сиянием. Если же было не угодным, тогда он оставался в своем естественном <состоянии> и не творил блеска. Когда алмаз становился черным, тогда предвозвещался мор[15]. Когда же – багровым, тогда войну и многое кровопролитие он знаменовал в Израиле. На том же ефоде было написано четырехбуквенное имя Божие, то есть по-еврейски Яхве, которое у нас называется Господом. Такой дар имел ефод, который[16] толкуется как откровение, или искупление, или учение, или истина. Были же и другие <вещи> у евреев, как написано в первой <книге> Царств, которые назывались дилями, то есть знаками, которые были некими медными буквами из еврейской азбуки. Ими было написано: "Господь, Бог Израилев, дай знамение" (1 Цар. 14:41). Когда же священники хотели вопрошать Бога, то полагали на ефод те буквы, и эти буквы вставали и выстраивали откровение повеления Господа: или быть, или не быть. Если же был гнев Божий на евреев, тогда никакого ответа им через это не являлось. Некоторые полагают, что и видение пророка Самуила по смерти его царем Саулом, сотворенное от той женщины волшебницы, было истинным. Однако святой Григорий Нисский говорит против этого: "Не истинным было явление Саулу Самуила, но дь



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.061 с.)