Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сколько их было и каковы их именаСтр 1 из 6Следующая ⇒
Николай Спафарий
Книга о Сивиллах, Сколько их было и каковы их имена И о предсказаниях их
Сивилла Эритрея предсказала: Горе, горе тебе, Гог, и всему роду [1] Магога. Марсон и Аггон, сколько бед вам воздаст судьба! Т о л к о в а н и е Горе тебе, Гог, то есть скифы, татары, варвары. Горе тебе, Магог, то есть неверные, варвары, турки. И тебе, Марсон и Аггон, то есть сарацины, арабы, вам, всем неверным, судьба многие бедствия готовит. Уже северный двуглавый орел и благоверный уничтожит всех вас, поганых магометан, и орудием креста царства и страны ваши одолеет. Предисловие Когда всеблагой Бог захотел показать волю и непостижимые суды Свои о будущих в мире событиях, тогда не только через святых пророков и избранных мужей Его благоизволил Он совершить и предсказать это неким сокровенным и таинственным гласом, но и через язычников, и не только мужей, но и женщин возвестил в некоем гадании, а преимущественно о том, что совершится в глубокой тайне, сокрытой и от самих ангелов и демонов, – о воплощении Сына Его и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо даровал Бог Вседержитель пророческий дар не только евреям, но и язычникам эллинам, предвидя, что и язычники уверуют в Спасителя Христа. Тем сильнее будут обличены евреи в неверии их, и истинное свидетельство при двух или трех свидетелях да утвердится. Поэтому излилась благодать всесвятого Духа на язычников, чтобы еще больше были посрамлены евреи, и лукавство их не только от своих собственных пророков, но и от языческих было побеждено. Как пророчествовал в древности царь и пророк Давид: "Он наливает из того в это" (Пс. 74:9), – что значит налил от евреев к эллинам, которые проразумевали Мессию Христа весьма темно и сокровенно. Поэтому и пророчества их – сквозь некоторые гадания, таинственны. "Он наливает из того в это" – то есть излилась благодать Закона и Пророков от евреев к эллинам. И как из сосуда, наполненного вином, излилось к эллинам вино, а сам осадок остался у евреев, так Давид и предсказал: "Однако осадок его не истощится" (Пс. 74:9). Ибо не истощился у евреев осадок, потому что у них осталось само Писание без благодати, как осадок без вина. Оттого даже и до сего дня евреи пьют только осадок обмана и всё ожидают своего Мессию, не Христа, но Антихриста. И так как эти сивиллы были из эллинов, то и пророчества их преимущественно на Спасителе истинно исполнились. Поэтому необходимо будет кратко рассказать о пророчествах: какие бывают чины пророчеств и о другом полезном для читателя. Ибо пророчества и оракулы распространяются на три начала времени, то есть на прошедшее, настоящее и будущее.
Пророчества о прошедшем времени те, что пророк Моисей предсказал и записал нам в Пятикнижии, то есть в пяти первых книгах Библии – Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии, преимущественно же в Бытии, о том, что было прежде Моисея за 3200 лет, по счету Никифора Ксанфопула, научившись через ангела о начале мира и о создании его. И изъясняют богословы, что "заднее Божие" (Исх. 33:23), которое видел Моисей, есть прошедшее начало мира. А о лице Божием изъясняют, что это время будущее, о котором никто не может знать, то есть никому не даровал <этого> Бог, но в Себе хранит предведение о будущем, как Сам Христос говорит Своим апостолам в Деяниях (1:7). И хотя еще пророки пророчествовали, однако им будущее было неведомо, потому что и они не от своего разума <пророчествовали>. Но когда Святой Дух нисходил на них, тогда говорили как бы в исступлении, как вдохновлял их Святой Дух. Когда же отходил Святой Дух от них, тогда они забывали, о чем говорили, как хорошо понятно об этом из многих мест святого Писания. Пророчества же о настоящем времени те, что у пророка Даниила царю Валтасару, когда на стенах писали персты от Бога: и в ту же ночь, как об этом пророчествовал Даниил, исполнилось пророчество его, и царя Валтасара убили, как об этом объявлено в Библии (Дан. гл. 5). Также и Ильи пророка, когда он пророчествовал над двумя пятидесятками, и тотчас пожрал их огонь (4 Цар. гл. 1). И в других местах святого Писания много <подобного> находится. А пророчества о будущем времени, то есть пророчества по своему свойству, потому что от этого <слова> называется пророк, от предсказания и предречения событий, – те, которые сбываются в отдаленное время. Фаворин[2] же пишет, что двоякое бывает пророчество: одно духовное, а другое дьявольское. А между этими двумя бывает некоторое естественное, искусственное и общенародное.
Духовного пророчества причастники есть святые. А по Божественному усмотрению – и не святые, как Валаам, Каиафа и прочие. Потому что и предсказания их воистину были совершенными. Диавольское пророчество, или оракул, пребывает в самих его[3] слугах: как в волхвующих на муке, и волхвующих на ячмене, и волхвующих на огне, и в прочих. Как было в Симоне[4], в Эллуме, в Аполлонии[5] и в прочих волхвах, которые через внутренний полет и голос птиц <искали> знамения, и по чиханию[6], мышам и котам, и по скрежету дерева, и шуму в ушах, и по движениям тела, и посредством имен, и звезд, и воды, и иными бесчисленными <способами>. К диавольским предсказаниям относятся также и дуб предсказывавший, и котел в Додоне Зевсовом[7], и миндальное[8] дерево, дерево предсказывавшее[9], и голубь, говоривший на дубе, и дерево в Индии, говорившее по-гречески Александру Великому, которое было посвящено солнцу и луне[10]. Всё это и многое другое было ложным, как тот самый оракул Аполлона: "Крэза[11], как река проходящая, погубит великое царство", потому что неистинно говорил, какое <именно> царство погубит. Царь Крэз был обманут, и от Кира, царя Персидского, были одолены он и царство его. Итак, дьявол, не зная будущего, как Бог, но как древнее лукавство, – из совещаний людей и из прежде бывших <событий> собирает для себя сведения о будущем. И наиболее о том, что творится в отдаленнейших странах, он тотчас предсказывает слугам его[12], потому что весьма быстротечен. И таким образом он видится как будто пророк. Искусственное и естественное пророчество то, каково было с весьма чудесным платановым деревом, которое премудрый царь Лев сделал из золота, с различными на нем птицами, и поставил в царском Константинопольском зале. И когда приходил на дерево ветер, посредством астрологической мудрости все те птицы пели своими голосами. Также тот царь сделал чудесное зеркало, в котором можно было видеть всё, что делается в мире и в иных царствах. И так это было явно, как если бы кто сам был там. Также он сделал и праведную руку, которая, когда на неё клали цену и она закрывалась, та цена вещей была предвещаема. Также он сделал и мраморную черепаху, которая весь навоз цареградский поглотила и ввергла в море. И иное многое, посредством астрологической мудрости, раньше и теперь делается. <В том числе> и прогнозы, которые мы видим в календаре, о затмении солнца, о дожде и ветре, и об ином. К божественному и святому пророчеству относится и то, что написано в Синаксаре о руке <Иоанна> Предтечи, которая, когда бывает распростертой, является изобилие; а когда бывает сложена, знаменует голод. Великие и чудесные предсказания были в Ветхом Завете у евреев через ефод. Ефод же находился между разными одеяниями священников, которые Бог повелел сделать для Аарона. И был наперсник у первосвященников или панагия. И через него[13] священник вопрошал Бога. Ибо <Бог> говорил Моисею в Исходе: "Слово суда должно быть четвероугольное, двойное, в ладонь длиной и в ладонь шириной. И возложи на слово суда откровение и истину[14]. И будет он на груди Аарона, когда будет он входить во святилище пред Господом" (Исх. 28:15-16, 30). Тот ефод был сделан разноцветным, как наперсник, из золотой нити, и имел в середине его как бы звезду золотую; и с одной стороны и с другой – камни смарагда, то есть изумруды, а между ними находился один прекрасный алмаз. Кроме них было 12 драгоценных камней, а на них было написано 12 имен сынов Иакова, патриархов, то есть <родо>начальников колен.
И когда первосвященник хотел просить Бога о некоем великом деле, он привязывал этот ефод на епомиду, то есть наперсник. Епомида же была как ныне омофор у архиереев. И когда он хотел вопрошать Бога, тогда руки свои он подкладывал под епомиду. И смотря на ефод, он начинал просить у Бога прошение своё. И если угодным было Богу прошение, тотчас начинал камень алмаз блестеть сиянием. Если же было не угодным, тогда он оставался в своем естественном <состоянии> и не творил блеска. Когда алмаз становился черным, тогда предвозвещался мор[15]. Когда же – багровым, тогда войну и многое кровопролитие он знаменовал в Израиле. На том же ефоде было написано четырехбуквенное имя Божие, то есть по-еврейски Яхве, которое у нас называется Господом. Такой дар имел ефод, который[16] толкуется как откровение, или искупление, или учение, или истина. Были же и другие <вещи> у евреев, как написано в первой <книге> Царств, которые назывались дилями, то есть знаками, которые были некими медными буквами из еврейской азбуки. Ими было написано: "Господь, Бог Израилев, дай знамение" (1 Цар. 14:41). Когда же священники хотели вопрошать Бога, то полагали на ефод те буквы, и эти буквы вставали и выстраивали откровение повеления Господа: или быть, или не быть. Если же был гнев Божий на евреев, тогда никакого ответа им через это не являлось. Некоторые полагают, что и видение пророка Самуила по смерти его царем Саулом, сотворенное от той женщины волшебницы, было истинным. Однако святой Григорий Нисский говорит против этого: "Не истинным было явление Саулу Самуила, но дьявольским; если бы истинно был явлен Самуил, то и те, которых видела женщина волшебница, были истинными богами. Ибо написано в Библии, в первой <книге> Царств: "Я видела богов, восходящих из земли" (1 Цар. 28:13); но поскольку они были демонами, как написано: "боги язычников – бесы" (Пс. 95:5), то и явившийся Самуил был демоном. Если же и святые Писания говорят, как сказал Самуил, и прочее…" Однако, есть обычай у святого Писания говорить неистинное вместо истинного. И приводит тот же святой такой пример. Валаам волхв говорит к посланцам царя Валака: "Подождите эту ночь, и узнаете, что еще Господь скажет мне". И пришел Бог к Валааму во сне, и сказал ему: "Если зовут тебя, встань и иди" и прочее. И тотчас ниже написано: "И разгневался яростью Господь, что он пошел, и встал ангел Божий на пути", и прочее (Числ. 22:19,22). "Видишь, говорит святой <Григорий> Нисский, что иной был бог, который являлся ему ночью. Ибо злой был бог его. Бог же, Который послал ангела против него, Тот, разумеется, истинный Бог, ибо Бог не противится Самому Себе". И таким образом называется там бог злой вместо истинного, и Самуил демон вместо Самуила пророка тогда пророчествовал по божественному усмотрению, и несвятые мужи <пророчествовали>, как вышеназванный Валаам, ибо он был языческим волхвом, однако Бог и через него объявил о рождестве Сына Его, Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо сказал Валаам: "Воссияет звезда от Иакова и восстанет человек от Израиля, и уничтожит князей Моава, и пленит всех сынов Сифовых" (Числ. 24:17) и прочее, всё что через много веков исполнилось. Также и апостол Павел говорит, из Епименида Критского, как истинные <слова>; ибо говорит: "Из них же самих некий пророк[17] сказал: критяне всегда лжецы". Потом говорит: "Свидетельство это истинно" (Тит. 1:12-13). Также и Каиафа, на тот год первосвященник, пророчествовал о Христе, как пишет евангелист Иоанн: "Лучше для нас, чтобы один человек умер за народ" (Ин. 11:50) и прочее. Также и первосвященники и фарисеи в сборищах своих об Иисусе так пророчествовали: "И придут римляне, и возьмут и место наше и народ" (Ин. 11:48). Поэтому и эллины язычники, от которых были и те сивиллы, много и истинного пророчествовали по таковому благоизволению Божию. Был же издавна таковой обычай, и среди эллинов и среди римлян, чтобы, помимо жрецов, и лучшие девицы избирались для служения богам и идолам.
Так эллинские историки пишут, что Филипп, царь Лакедемонский, послал к Касталийской воде[18] волхвовать о войне. Волшебница же Европия отвечала ему так: "Скоро придет на землю Бог, и человек будет без грехов человеческих, и освободит людей от страстей, однако неверный народ пригвоздит его ко кресту, но Он воскреснет в жизнь вечную". Посланники же стали глумиться над ней, говоря: "Мы тебя спрашиваем о войне, а ты нам о Боге говоришь, не знаешь, что говоришь". И пошли тогда в Афины, к Ксанфиппе, мудрой женщине, волшебнице богини Афины. И она так отвечала им: "Муж великий без семени родится от девы, и рождение непобедимого Бога, Который небо и землю, как яичную скорлупу, окружает, победит всех эллинов". И весьма удивились посланники и пошли к капищу Аполлона в Дельфах. И тотчас голос пришел с неба: "Аполлон и капище его разрушатся тройственной силой, и скоро Творец мира придет на землю, и родится от молодой девицы, имя которой счисляет: 150 и 2, дважды 76", то есть Мария. Так и святой Иоанн Дамаскин пишет в слове на Рождество Христово, что в персидской книги написано так: "Кир, царь Персидский, построил прекрасный храм и украсил его множеством богов и истуканов. И когда царь Кир пошел к жрецу, чтобы спросить о некоем сне, то жрец, которому имя Пуприкий, сказал ему: "О царь, да будет тебе ведомо, что богиня Ира зачала. По этой причине все идолы в эту ночь ликовали и говорили между собою: "Придите, возрадуемся Ире, ибо она весьма возлюбленна и небесна, потому что возлюбило её великое солнце, <она> как источник с одной рыбой, как в бездне на ложе"[19]. И сказал жрец: "Подожди, о Кир, истинно, как я сказал, идолы завтра будут ликовать". И ждал царь, и увидел, что все музы взыграли на кифарах и органах золотых, и воспели, как птицы небесные. Из-за этого царь испугался и убежал, и завеса храма упала, и показались сияющие звезды, и идолы низверглись на землю и разбились, потому что идолослужение во время Христово побеждено".
Таковых историй можно собрать без числа из древних историков. Хотя и множество предсказаний и оракулов бывало в древности, однако между всеми ними древнейшими, славнейшими и истиннейшими были пророчества сивилл, потому что все предсказания их исполнились. И большая часть из древних историков эллинов и из древних отцов упоминают о сивиллах и их стихах. Из древних философов о них писали Платон, Ямвлих, Порфирий и прочие академические философы. Также и из латинских мудрецов о них же писал Петр Кринит, Цицерон, Плиний и прежде них Варрон в книгах своих к кесарю о божественных делах. Также после <них> Корнелий Тацит, Солин, Феностелла, Марциан Капелла, Вергилий, Сергий и другие. Из греков же историков Диодор Сицилийский, Страбон, Суида, Элиан в различных историях. Но и из христиан и древних отцов греческих Евсевий, Иустин, Климент Александрийский, Стратоник, Куман, Феофил к Автолику. Из латинских же отцов Лактанций, Иероним, Августин и прочие. А в наше время писали Сикст Сененский, Петр Месиа, Петр Касиа, Гарларза и иные многие. Об этих-то сивиллах говорят все вышеназванные <писатели>, что они пророчествовали по Божьему вдохновению, как некогда Творец неба и земли желал говорить и через ослицу Валаамову. Если же кто-нибудь будет отвергать, что были сивиллы, то мы с Аристотелем отвечаем, что те, кто отвергает первоначальников, то должно их или приводить в чувство, или наказывать. Вот и сивиллы – как первые некие начальства, потому что о Боге и Христе, Сыне Его, и о многих божественных тайнах предсказывают. Нам же достаточно одного божественного апостола Павла, как пишет Климент Александрийский в своих книгах "Строматы", так говоря язычникам: "Возьмите греческие книги, узнайте о сивиллах, как они познали Единого Бога и то, что в будущем <совершится>; и возьмите Гистаспа и прочитайте, и найдете Сына Божия, описанного более чем явно и прозрачно: как против Христа многие цари станут враждовать, ненавидя Его и носящих имя Его, и верных Его, и терпение и пришествие Его". Эти слова, если и не находятся в посланиях Павловых, однако мы верим такому древнему отцу, говорящему о сивиллах. Мы же поспешим с Богом начать предисловие о сивиллах.
О сивиллах предисловие Превосходным усматривается то древнее изречение великого Аристотеля, которое он написал в своей "Метафизике": "Вот что все люди по природе <своей> желают знать: желание это – о понимании всех вещей. Хотя бы и многообразны они были, однако философы группируют вопросы по четырем определениям, то есть когда, кто, какие и почему". Таким же образом и нам необходимо начать намерение наше о сивиллах, чтобы стройным и упорядоченнымбыло наше повествование. Ибо священный порядок, согласно философу, есть у всех вещей. Поэтому то, что пишется беспорядочно, является весьма смутным и неудобовразумительным. А то, что стройно и ставится в своем месте, удобовразумительно и легко. Итак, на первое философское определение – когда? – отвечаем так. Во-первых, спрашивается, когда были и были ли <вообще> сивиллы, потому что о том, что спрашивается неестественно, и ответ не дается. Итак, сивиллы были в прошедшие времена, и не одна, но разные; и известно, что они назывались разными именами и из вышесказанной, и из нижеслудующей речи. А если ныне женщины, подобной сивилле, и не найдется, как и пророков, то потому, что нам это не нужно. Две <вещи> нам теперь не нужны: чудеса и пророчества, потому что ныне вера наша утверждена и непоколебима. Ибо исполнились все предсказания их. И обо всех событиях они пророчествовали до самой кончины мира, хотя для Всемогущего Бога возможно и теперь явить подобных пророков и сивилл по непостижимому Его промыслу. Второе определение: кто есть сивиллы? Есть обыкновение у всех философов спрашивать обо всех вещах: "что это?" И это называется у греков "орос", у латинян "дефиниция", то есть определение или точное указание[20], поскольку они точно указывают сущность и природу вещей. Мы же о сивиллах ответим так. Сивилла есть девственный человек женского пола, предсказывающий по божественному мановению. Ибо мы называем сивиллу человеком, потому что она женщина. Как пишет в "Метафизике" Аристотель: "Это несовершенный мужской пол, потому что женщина имеет более холодный и сырой, нежели мужчина, состав. Поэтому быстрее растет и быстрее умаляется[21]. И разум имеет более мягкий и непостоянный"[22]. Называем сивиллу девственницей, потому что все историки согласно пишут, что они были девственницами, а <ведь> в девственный чин легко вселяется Святой Дух, как пишет Иероним. Предсказывающей же называем, потому что все сивиллы предсказывали, и предсказания их исполнялись. Третье определение: какие сивиллы? Отвечаем так. Четвертый эллинский народ, который называется эолийским, называет <их> клятвой Бога[23] и намерением вулэ[24] <Его> или воли. Итак, "теовулэ" – слово эллинское. И греческая сивилла именуется от <этого слова> "теовулэ", ибо предсказывает Божью волю и намерение. Как пишет Иероним против Иовиниана, что по обычаю эолийского языка, сивилла называется "теовулэ", то есть Божьим намерением. Воистину, намерение Божие может познавать только само девство, ибо сивиллы и были девами. Суида же в своем "Словаре" пишет, что сивилла у римского народа именуется пророчицей. Поэтому сивиллы называются пророчицами, так как многое о Боге и о пришествии Спасителя и о иных важных вещах они предсказывали истину. И предсказания их исполнялись. Историк же Диодор пишет, что сивиллы – женщины, исполненные богами. Также Исидор[25] в восьмой книге пишет следующее: "Сивиллы называются общим именем: всех женщин пророчиц в народе эллинском эолийцы называют клятвой богов и разумом вулэ или намерением, и, одним словом, <они> называются познавшими Бога. Поэтому, так как божественный замысел научил людей <всё> изъяснять, они названы сивиллами. И как среди мужей муж предсказатель называется пророком, так и среди женщин пророчествующая называется сивиллой, имя которой <дается> не по служению, но по свойству". И опять Иероним в другом месте пишет, что <нужно> творить памяти сивиллам Эритрее и Кумане и прочим восьми, для которых печатью было девство, а награда за девство – пророчество. Ибо по-эолийски сивилла сказуется "теовулэ", то есть намерение Божие, которое, <как> написано, познает само девство. Но и сивилла Эритрея о самой себе говорит так: "Говорят некоторые, что я сивилла ложная и безумная. Когда же всё исполнится, тогда опять вспомнят обо мне. И никто потом мне не скажет: "безумная" и "ложная", но: "пророчица великого Бога". Четвертое определение: зачем сивилла? Отвечаем так: чтобы еще больше были посрамлены не только евреи, которые пророков своих негодно толкуют и развращенно понимают, но и язычники, которые имели великую надежду на своих богов и волхвов. Потому посредством сивилл, женщин, цветущих девством, язычниц родом, Бог и восхотел предвозвестить воплощение Сына Своего и нашего Спасителя. Ибо Никифор Ксанфопуло в "Церковной истории" пишет <об этом> в таких словах: "Как имели евреи своих пророков, так и среди язычников не оскудевали сивиллы, которые, будучи исполнены божественного вдохновения, предсказывали пришествие Мессии, страдание и царство <Его>. Было же и это <исполнено> божественной силы, как думают, и с будущими событиями <имело> истинное согласие. Ибо не только через избранных Его служителей предсказано будущее, но и использовано разумение этого. Как некий музыкант, или певец, когда желает петь сладким и благоприятным пением, то или изрядно бьет по струнам смычком, или превосходно переделывает струны в кифару, чтобы украсить музыку. Так и премудрый Бог не только через пророков и угодивших Ему, но и через язычников благоволил являть и совершать будущее, что воистину для христианской веры есть величайшее доказательство. Потому что не только из наших, но и из иных писаний мы объявляем о пришествии нашего Спасителя, как будет видно ниже в своем месте". Константин же, великий среди царей, в своем слове к святым отцам на первом Никейском соборе говорил так: "Я считаю себя блаженной сивиллой, которую Спаситель наш избрал как пророчицу, чтобы предсказывать нам Своё предведение". А философ Плутарх в жизнеописании Фабия[26] пишет, что Фабий укротил бога ада и <сделал это> по слову из сивиллиных книг[27]. О том же он пишет и в жизнеописании Публикола. Итак, как мы говорили выше и как писали в предисловии, апостол Павел рекомендовал читать её книги и Гистаспа. Однако, языческие идолослужители, движимые диаволом, издавна запретили людям читать, чтобы они, отвергнув ложное почитание идолов, не пришли к истинному Божьему благочестию. Ибо святой Иустин, философ и мученик, во второй[28] Апологии <в защиту> христиан к кесарю Антонину в таких словах объявляет: "Но по действию злых демонов определена смертная казнь тем, кто станет читать книги Гистаспа или Сивиллы или пророков, чтобы страхом отвратить читающих людей от научения доброго, и удержать их в рабстве своем; чего, впрочем, не могли они сделать навсегда; потому что не только мы сами безбоязненно читаем те книги, но и вам, как видите, представляем на усмотрение, будучи уверены, что они будут для всех полезны и хороши". И Августин считал сивилл истинными: и тех, которые пророчествовали о Христе, и тех, которые предлагали <предсказания> о жизни людей, бывших или добрыми, или злыми; впрочем, <всех> тех сивилл <он считал> вдохновленными от Бога. Ибо дар пророчества для добрых и злых общий, так как и благочестивым[29] здесь не воздается <награда>. Почему так делается, это знает Сам Бог, Творец всего. Так пишет Родигин[30]. Также точно пишет он в 14 книге о том, как Дардан вышел с острова Самоса и взял в жены дочерей царя Тевкра, по имени Нэсо и Батея. От первой родилась ему дочь по имени Сивилла. И от неё это имя распространилось на всех пророчиц и дано <было им>. Так же и в 7 книге он пишет, – как говорят естественные философы, насколько нам должно верить философам, – что солнце есть ум мира, и что оно наши умы просвещает как бы некими искрами, весьма горячими, и таким образом показывает предведение будущего. Отсюда происходят[31] пророчества этих сивилл. Хотя <ныне> стихи сивилл обращаются[32] среди всех мудрецов, но в древние времена их книги и предсказания хранились в сокровищницах римских царей, как пишет Иоанн Зонара, истинный греческий историк. Но и в сокровищницах греческих царей были сохраняемы сивиллины книги и предсказания. В них были написаны не только стихи, но и <нарисованы> различные изображения, людей и зверей, и через них сами цари предвидели будущее. И не только у римлян и у христиан запрещали читать те книги, но и у евреев был такой обычай: первые главы <книги> Бытия и последние главы <книги> пророка Иезекииля, также и Песнь Песней, книги Соломоновы, никто, кроме старых священников, их не читал. Поскольку весьма древними были те сивиллы, то из-за этого имеется и великое недоумение, не только по поводу стихов и предсказаний их, но и по поводу их имен. Ибо все древние мудрецы помнили имена сивилл. И среди них[33] находятся предсказания о Боге и о Христе, и о язычниках, и о многом другом. Славнейшая и благороднейшая из всех сивилл – Эритрея, которая, как говорят некоторые, начала пророчествовать тогда, когда стал строиться славный город Троя[34]. У евреев тогда царствовал царь Ахаз, или, как считают другие, царь Езекия. Многие же и разные сивиллы обретаются в историях. Также и стихи и предсказания их неисчислимы. Считаются же между иными сивиллами Родосская, Сикелийская, Левканийская, Сардинская. Также сивиллами называются и Феспротийская, и Кассандра, и Еврейская, и Халдейская, и Элиса, и Фессалийская, и Тараксандра, и Самонея, которая пророчествовала, когда строился Византий. Множество таковых имен им обретается, потому что каждая из них многими и различными именами называлась. Все же древние, и отцы церкви, и эллинские мудрецы, которые выше поименованы, количество всех сивилл и имена их считают до десяти. Нынешние же, последние мудрецы, число их простирают даже до двенадцати. Поэтому и мы последуем по тому же пройденному пути и будем число их простирать до двенадцати, как об этом подробно ниже в своем месте станет явно.
Николай Спафарий
Книга о Сивиллах, сколько их было и каковы их имена И о предсказаниях их
Сивилла Эритрея предсказала: Горе, горе тебе, Гог, и всему роду [1] Магога. Марсон и Аггон, сколько бед вам воздаст судьба! Т о л к о в а н и е Горе тебе, Гог, то есть скифы, татары, варвары. Горе тебе, Магог, то есть неверные, варвары, турки. И тебе, Марсон и Аггон, то есть сарацины, арабы, вам, всем неверным, судьба многие бедствия готовит. Уже северный двуглавый орел и благоверный уничтожит всех вас, поганых магометан, и орудием креста царства и страны ваши одолеет. Предисловие Когда всеблагой Бог захотел показать волю и непостижимые суды Свои о будущих в мире событиях, тогда не только через святых пророков и избранных мужей Его благоизволил Он совершить и предсказать это неким сокровенным и таинственным гласом, но и через язычников, и не только мужей, но и женщин возвестил в некоем гадании, а преимущественно о том, что совершится в глубокой тайне, сокрытой и от самих ангелов и демонов, – о воплощении Сына Его и Спасителя нашего Иисуса Христа. Ибо даровал Бог Вседержитель пророческий дар не только евреям, но и язычникам эллинам, предвидя, что и язычники уверуют в Спасителя Христа. Тем сильнее будут обличены евреи в неверии их, и истинное свидетельство при двух или трех свидетелях да утвердится. Поэтому излилась благодать всесвятого Духа на язычников, чтобы еще больше были посрамлены евреи, и лукавство их не только от своих собственных пророков, но и от языческих было побеждено. Как пророчествовал в древности царь и пророк Давид: "Он наливает из того в это" (Пс. 74:9), – что значит налил от евреев к эллинам, которые проразумевали Мессию Христа весьма темно и сокровенно. Поэтому и пророчества их – сквозь некоторые гадания, таинственны. "Он наливает из того в это" – то есть излилась благодать Закона и Пророков от евреев к эллинам. И как из сосуда, наполненного вином, излилось к эллинам вино, а сам осадок остался у евреев, так Давид и предсказал: "Однако осадок его не истощится" (Пс. 74:9). Ибо не истощился у евреев осадок, потому что у них осталось само Писание без благодати, как осадок без вина. Оттого даже и до сего дня евреи пьют только осадок обмана и всё ожидают своего Мессию, не Христа, но Антихриста. И так как эти сивиллы были из эллинов, то и пророчества их преимущественно на Спасителе истинно исполнились. Поэтому необходимо будет кратко рассказать о пророчествах: какие бывают чины пророчеств и о другом полезном для читателя. Ибо пророчества и оракулы распространяются на три начала времени, то есть на прошедшее, настоящее и будущее. Пророчества о прошедшем времени те, что пророк Моисей предсказал и записал нам в Пятикнижии, то есть в пяти первых книгах Библии – Бытии, Исходе, Левите, Числах и Второзаконии, преимущественно же в Бытии, о том, что было прежде Моисея за 3200 лет, по счету Никифора Ксанфопула, научившись через ангела о начале мира и о создании его. И изъясняют богословы, что "заднее Божие" (Исх. 33:23), которое видел Моисей, есть прошедшее начало мира. А о лице Божием изъясняют, что это время будущее, о котором никто не может знать, то есть никому не даровал <этого> Бог, но в Себе хранит предведение о будущем, как Сам Христос говорит Своим апостолам в Деяниях (1:7). И хотя еще пророки пророчествовали, однако им будущее было неведомо, потому что и они не от своего разума <пророчествовали>. Но когда Святой Дух нисходил на них, тогда говорили как бы в исступлении, как вдохновлял их Святой Дух. Когда же отходил Святой Дух от них, тогда они забывали, о чем говорили, как хорошо понятно об этом из многих мест святого Писания. Пророчества же о настоящем времени те, что у пророка Даниила царю Валтасару, когда на стенах писали персты от Бога: и в ту же ночь, как об этом пророчествовал Даниил, исполнилось пророчество его, и царя Валтасара убили, как об этом объявлено в Библии (Дан. гл. 5). Также и Ильи пророка, когда он пророчествовал над двумя пятидесятками, и тотчас пожрал их огонь (4 Цар. гл. 1). И в других местах святого Писания много <подобного> находится. А пророчества о будущем времени, то есть пророчества по своему свойству, потому что от этого <слова> называется пророк, от предсказания и предречения событий, – те, которые сбываются в отдаленное время. Фаворин[2] же пишет, что двоякое бывает пророчество: одно духовное, а другое дьявольское. А между этими двумя бывает некоторое естественное, искусственное и общенародное. Духовного пророчества причастники есть святые. А по Божественному усмотрению – и не святые, как Валаам, Каиафа и прочие. Потому что и предсказания их воистину были совершенными. Диавольское пророчество, или оракул, пребывает в самих его[3] слугах: как в волхвующих на муке, и волхвующих на ячмене, и волхвующих на огне, и в прочих. Как было в Симоне[4], в Эллуме, в Аполлонии[5] и в прочих волхвах, которые через внутренний полет и голос птиц <искали> знамения, и по чиханию[6], мышам и котам, и по скрежету дерева, и шуму в ушах, и по движениям тела, и посредством имен, и звезд, и воды, и иными бесчисленными <способами>. К диавольским предсказаниям относятся также и дуб предсказывавший, и котел в Додоне Зевсовом[7], и миндальное[8] дерево, дерево предсказывавшее[9], и голубь, говоривший на дубе, и дерево в Индии, говорившее по-гречески Александру Великому, которое было посвящено солнцу и луне[10]. Всё это и многое другое было ложным, как тот самый оракул Аполлона: "Крэза[11], как река проходящая, погубит великое царство", потому что неистинно говорил, какое <именно> царство погубит. Царь Крэз был обманут, и от Кира, царя Персидского, были одолены он и царство его. Итак, дьявол, не зная будущего, как Бог, но как древнее лукавство, – из совещаний людей и из прежде бывших <событий> собирает для себя сведения о будущем. И наиболее о том, что творится в отдаленнейших странах, он тотчас предсказывает слугам его[12], потому что весьма быстротечен. И таким образом он видится как будто пророк. Искусственное и естественное пророчество то, каково было с весьма чудесным платановым деревом, которое премудрый царь Лев сделал из золота, с различными на нем птицами, и поставил в царском Константинопольском зале. И когда приходил на дерево ветер, посредством астрологической мудрости все те птицы пели своими голосами. Также тот царь сделал чудесное зеркало, в котором можно было видеть всё, что делается в мире и в иных царствах. И так это было явно, как если бы кто сам был там. Также он сделал и праведную руку, которая, когда на неё клали цену и она закрывалась, та цена вещей была предвещаема. Также он сделал и мраморную черепаху, которая весь навоз цареградский поглотила и ввергла в море. И иное многое, посредством астрологической мудрости, раньше и теперь делается. <В том числе> и прогнозы, которые мы видим в календаре, о затмении солнца, о дожде и ветре, и об ином. К божественному и святому пророчеству относится и то, что написано в Синаксаре о руке <Иоанна> Предтечи, которая, когда бывает распростертой, является изобилие; а когда бывает сложена, знаменует голод. Великие и чудесные предсказания были в Ветхом Завете у евреев через ефод. Ефод же находился между разными одеяниями священников, которые Бог повелел сделать для Аарона. И был наперсник у первосвященников или панагия. И через него[13] священник вопрошал Бога. Ибо <Бог> говорил Моисею в Исходе: "Слово суда должно быть четвероугольное, двойное, в ладонь длиной и в ладонь шириной. И возложи на слово суда откровение и истину[14]. И будет он на груди Аарона, когда будет он входить во святилище пред Господом" (Исх. 28:15-16, 30). Тот ефод был сделан разноцветным, как наперсник, из золотой нити, и имел в середине его как бы звезду золотую; и с одной стороны и с другой – камни смарагда, то есть изумруды, а между ними находился один прекрасный алмаз. Кроме них было 12 драгоценных камней, а на них было написано 12 имен сынов Иакова, патриархов, то есть <родо>начальников колен. И когда первосвященник хотел просить Бога о некоем великом деле, он привязывал этот ефод на епомиду, то есть наперсник. Епомида же была как ныне омофор у архиереев. И когда он хотел вопрошать Бога, тогда руки свои он подкладывал под епомиду. И смотря на ефод, он начинал просить у Бога прошение своё. И если угодным было Богу прошение, тотчас начинал камень алмаз блестеть сиянием. Если же было не угодным, тогда он оставался в своем естественном <состоянии> и не творил блеска. Когда алмаз становился черным, тогда предвозвещался мор[15]. Когда же – багровым, тогда войну и многое кровопролитие он знаменовал в Израиле. На том же ефоде было написано четырехбуквенное имя Божие, то есть по-еврейски Яхве, которое у нас называется Господом. Такой дар имел ефод, который[16] толкуется как откровение, или искупление, или учение, или истина. Были же и другие <вещи> у евреев, как написано в первой <книге> Царств, которые назывались дилями, то есть знаками, которые были некими медными буквами из еврейской азбуки. Ими было написано: "Господь, Бог Израилев, дай знамение" (1 Цар. 14:41). Когда же священники хотели вопрошать Бога, то полагали на ефод те буквы, и эти буквы вставали и выстраивали откровение повеления Господа: или быть, или не быть. Если же был гнев Божий на евреев, тогда никакого ответа им через это не являлось. Некоторые полагают, что и видение пророка Самуила по смерти его царем Саулом, сотворенное от той женщины волшебницы, было истинным. Однако святой Григорий Нисский говорит против этого: "Не истинным было явление Саулу Самуила, но дь
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.11.28 (0.061 с.) |