Классификация ассортимента товаров. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация ассортимента товаров.



Ассортимент потребительских товаров подразделяется (рис 5):

на группы – по местонахождению,

на подгруппы – по широте охвата товаров,

на виды – по степени удовлетворения потребностей,

на разновидности - по характеру потребностей.

По местонахождению – промышленный и торговый.

Промышленный ассортимент – набор товаров, выпускаемых производителем исходя из его производственных возможностей.

Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли или общественного питания с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы.

В зависимости от широты охвата товаров ра зличают: простой, сложный групповой, групповой, развернутый, сопутствующий, смешанный.

Простой ассортимент – набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют небольшое количество покупателей (Пример, магазины повседневного спроса).

 

     
 
Рис 5. Классификация ассортимента товаров


Сложный ассортимент - набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, наименований, которые удовлетворяют разнообразные потребности в товарах. Примером может служить ассортимент универсальных магазинов.

Групповой ассортимент – набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих аналогичные потребности. Например, ассортимент кисломолочных продуктов, хлебобулочных изделий.

Групповой ассортимент делится на видовой и марочный ассортимент.

Видовой ассортимент – набор товаров различных видов  наименований, удовлетворяющих аналогичные потребности (например, ассортимент молока – пастеризованное, стерилизованное – часть ассортимента кисломолочных товаров).

Марочный ассортимент – набор товаров одного вида, марочных наименований или относящихся к группе марочных.

Развернутый ассортимент – набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (например,  ассортимент специализированных магазинов аудио и видео техники).

Сопутствующий ассортимент – набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным для данной организации (например, обувной магазин. Основная специализация магазина – продажа обуви, крем для обуви является сопутствующим ассортиментом).

Смешанный ассортимент – набор товаров разных групп, отличающихся большим разнообразием функционального назначения (например, магазины, торгующие продовольственными и непродовольственными товарами).

По степени удовлетворения потребностей различают на рациональный и оптимальный ассортимент.

Рациональный ассортимент – набор товаров наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.

Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителя. Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.

В зависимости от характера потребностей ассортимент может быть реальным, прогнозируемым и учебным.

Реальный ассортимент – действительный набор товаров, имеющийся в конкретной организации или продавца.

Прогнозируемый ассортимент – набор товаров, который должен будет удовлетворять прогнозируемые потребности.  Формирование ассортимента, который будет производиться и/или реализовываться в будущем, является основной функцией маркетолога на предприятии. От точности составления прогнозов напрямую зависят конкурентоспособность и финансовые результаты работы компаний. При прогнозировании применяются различные методы: экономико-математическое моделирование, статистическая обработка данных, метод экстраполяции и др.

Учебный ассортимент – перечень товаров, систематизированный по определенным научно обоснованным признакам для достижения обучающих целей.

 

Свойства ассортимента.

Основными свойствами ассортимента являются – широта, полнота, устойчивость, новизна, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта ассортимента зависит от конъюнктуры рынка. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспобности производителя или продавца. Казалось бы, чем шире ассортимент, тем больше у потребителя возможности купить более подходящий ему товар. Но, как показывают маркетинговые исследования, у потребителя неоднозначное отношение к широкому ассортименту, так очень большой выбор может стать причиной отказа от покупки вообще. Поэтому и потребитель, и производитель, и продавец заинтересованы в соблюдении принципа оптимальности при формировании ассортимента.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Ассортиментный минимум – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и\или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

Например, в магазинах типа «Все для дома», «Рыбалов» покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

 

Управление ассортиментом.

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Формирование ассортимента не должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику предприятия.

Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и\или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

Установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;

Определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

Выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

Оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и\или реализации отдельных товаров;

Определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Сокращение ассортимента – количественная и качественная изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и\или реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и\или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и\или изготовителей.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и\или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос – как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (квотирование импортируемого сырья, льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья.

Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться.

Достижения научно-технического прогресса – мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента. Торговые организации могут напрямую оказывать влияние на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта и формирования спрос, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать и формирование такого ассортимента.

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.

Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ.

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти организации выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.


Глава 4. Качество товаров.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 629; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.209 (0.021 с.)