Предмет, цели и задачи товароведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, цели и задачи товароведения.



Основными понятиями дисциплины товароведения являются: продукция, товар, товароведение.

Продукция – материальный или нематериальный результат деятельности, предназначенный для удовлетворения реальных или потенциальных потребностей.

Следовательно, продукции присущи две особенности:

1.она должна быть произведена

2. должна удовлетворять чьи-то потребности.

При этом деятельность по изготовлению продукции необходимо понимать шире – это не только человеческая деятельность, но и жизнедеятельность биологических объектов. Такое понимание позволяет отнести к продукции грибы, овощи, плоды дикорастущих деревьев и пр.

Продукция становится товаром, если она является объектом купли-продажи (коммерческой деятельности).

Под товаром в классическом маркетинге понимается «все, что может удовлетворить желание или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Это могут быть физические объекты, услуги, лица, места. Организации и идеи» (6, стр. 621).

В товароведении под товаром понимают именно материальную продукцию, предназначенную для купли-продажи (9,стр. 1).

Товар – сложное понятие и не менее сложный материальный объект, поэтому он является основным объектом изучения такой учебной дисциплины, как товароведение.

Товароведение – наука об основополагающих характеристиках товаров, определяющих их потребительные стоимости, и факторах обеспечения этих характеристик.

Термин товароведение состоит из двух слов: товар и ведение. Последнее слово произошло от слова веды, что означает знание, следовательно, в этом смысле товароведение – знание о товарах.

Товароведная деятельность как составная часть коммерческой направлена только на товары и сопутствующие им торговые услуги (по хранению, подготовке к продаже, контролю качества и т.п.). При этом в качестве объектов могут выступать не только потребительские товары, но и промышленного назначения (сырье, полуфабрикаты, оборудование и пр.).

Коммерческая деятельность отличается большей широтой охвата объектов, включает не только товары, но и ценные бумаги, интеллектуальную продукцию, услуги и пр.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека (физиологические, социальные, психологические и пр.) определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Предметом товароведения являются потребительные стоимости товаров.

Полезность вещи определяется ее потребительной стоимостью. Потребительная стоимость товара показывает, насколько он благодаря своим свойствам удовлетворяет конкретные нужды человека.

Потребительная стоимость меняется вместе с изменениями потребностей людей. Не только новые товары приобретают новую потребительную стоимость. Старые товары тоже могут получить новую потребительную стоимость путем модификации, другой упаковке и пр.

Потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через товароведные характеристики.

Цель товароведения – изучение основополагающих характеристик товара, составляющих его потребительную стоимость, а также их изменений на всех этапах товародвижения.

Ассортиментная характеристика товаров – совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное или социальное назначение. Такая характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Качественная характеристика товаров – совокупность внутривидовых потребительных свойств, обладающих способностью удовлетворять разнообразные потребности. Эта характеристика товаров тесно связана с ассортиментной. Отличие качественной характеристики заключается в том, что она включает в себя дополнительно такие потребительные свойства как экологичность и безопасность. Особенно данные свойства становятся важными сегодня, когда поднимаются вопросы об экологически чистых, свободных от трансгенетических составляющих, пестицидов и пр. продуктах питания.

  Количественная характеристика товаров – совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженных с помощью физических величин и единиц их измерения.

Все товароведные характеристика связаны со стоимостью, однако, характер этих связей неодинаков. Так, например, между количеством и качеством продукции существует прямо пропорциональная связь.

Субъектами товароведной деятельности выступают две группы. В первую группу входят товароведы – специалисты, осуществляющие эту деятельность в силу своих профессиональных обязанностей. Ко второй группе относятся непосредственно потребители товаров.

Задачи товароведения:

1. четкое определение характеристик, составляющих потребительную стоимость

2. изучение свойств и показателей ассортимента для анализа ассортиментной политики промышленной или торговой организации

3. управление ассортиментом организации

4. оценка качества товаров, в том числе новых отечественных и импортных

5. информационное обеспечение товародвижения от изготовителя до потребителя и др.

Принципы товароведения.

 

Безопасность – принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Эффективность – принцип, заключается в достижении оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации, и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.005 с.)