Товароведение, экспертиза и стандартизация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товароведение, экспертиза и стандартизация.



ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра маркетинга

Белякова В.А.

ТОВАРОВЕДЕНИЕ, ЭКСПЕРТИЗА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ.

Учебное пособие.

 

Пенза 2006 г.
Содержание

Введение. 4

Глава 1. Основные понятия, принципы и этапы развития товароведения. 5

1.1 Предмет, цели и задачи товароведения. 5

1.2 Принципы товароведения. 7

Глава 2. Методы товароведения. 8

2.1 Основные методы товароведения. 8

2.2. Классификация как метод товароведения. 9

2.3 Кодирование товаров. 10

2.4 Товароведная классификация товаров. 11

Глава 3. Ассортимент товаров. 14

3.1 Основные понятия. 14

3.2 Классификация ассортимента товаров. 14

3.3 Свойства ассортимента. 15

3.4 Управление ассортиментом. 16

Глава 4. Качество товаров. 20

4.1 Свойства и показатели качества. 20

4.2 Номенклатура потребительских свойств и показателей. 23

4.3 Оценка качества. 32

4.4 Градации качества. 33

4.5 Дефекты товаров. 36

Глава 5. Количественная характеристика товаров. 39

5.1 Основные понятия. 39

5.2 Физические свойства товаров. 40

5.2 Специфические физические свойства товарных партий. 45

5.3 Специфические физические свойства единичных экземпляров товаров. 46

Глава 6. Технологический цикл товаров. 53

6.1 Стадии технологического цикла. 53

6.2 Контроль качества и количества товарных партий. 55

6.3 Идентификация и прослеживаемость товаров. 58

Глава 7. Обеспечение количества и качества товаров. 61

7.1 Формирующие факторы. 61

7.2 Сохраняющие факторы.. 64

7.2.1 Упаковка товаров. 64

7.2.2. Хранение товаров. 68

7.2.3 Товарная обработка. 72

7.2.4 Реализация товаров. 72

7.2.5 Послепродажное обслуживание. 73

7.2.6. Потребление. 74

7.2.7 Товарные потери. 74

Глава 8. Средства товарной информации. 76

8.1 Виды и формы товарной информации. 76

8.2 Требования к товарной информации. 77

8.3 Средства товарной информации. 79

8.4 Структура маркировки. 82

Глава 9.Экспертиза товаров. Организация и порядок проведения.. 97

9.1 Классификация товарной экспертизы. 97

9.2 Объекты и субъекты экспертизы. 101

9.3 Средства товарной экспертизы.. 102

9.4 Средства информации о товарах. 103

9.5 Материально-технические средства. 107

9.6 Фальсификация товаров. 108

Глава 10. Предмет и задачи метрологии. 113

10.1. Метрология - наука об измерениях. 113

10.2. Классификация и основные характеристики измерений. 113

10.3. Установление единой международной системы единиц. 116

Глава 11. Основные понятия стандартизации. 118

11.1. Цели и задачи стандартизации. 118

11.2. Виды и методы стандартизации. 118

11.3. Категории и виды стандартов. 120

11.4. Основные принципы стандартизации. 121

11.6. Международная стандартизация. Стандарты серий ISO 9000 и ISO 14000. 126

ЛИТЕРАТУРА.

 


 Введение.

 

Курс лекций по дисциплине «Товароведение, экспертиза и стандартизация» является необходимым дополнением к базовым дисциплинам по обучению студентов по специальности «Маркетинг».

В курсе рассматриваются основные понятия в области товароведения, объекты и субъекты товароведной деятельности, методы, применяемые в товароведении, даются основополагающие товарные характеристики: ассортиментная, качественная и количественная; рассматриваются факторы, обеспечивающие формирование и сохранение качества и количества товаров. Уделено внимание средствам информации о товаре, маркировке и упаковке товаров.

Особое место занимает рассмотрение таких вопросов как: экспертиза товаров,  методы ее проведения, фальсификация товаров.

Помимо этого, даются основы по метрологии, стандартизации и сертификации.

Полученные знания не только расширят кругозор будущих специалистов в области маркетинга, но и окажут серьезное подспорье в их практической деятельности.

 


Глава 1. Основные понятия, принципы и этапы развития товароведения.

Принципы товароведения.

 

Безопасность – принцип, который заключается в отсутствии недопустимого риска, связанного с возможностью нанесения товаром, или услугой, или процессом ущерба жизни, здоровью и имуществу людей.

Эффективность – принцип, заключается в достижении оптимального результата при производстве, упаковке, хранении, реализации, и потреблении товаров.

Совместимость – принцип, определяемый пригодностью товаров, процессов или услуг к совместному использованию, не вызывающему нежелательных взаимодействий.

Взаимозаменяемость – принцип, определяемый пригодностью одного товара, процесса или услуги в целях выполнения одних и тех же требований.

Систематизация – принцип, заключающийся в установлении определенной последовательности однородных, взаимосвязанных товаров, процессов или услуг.


Кодирование товаров.

Кодирование – образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекту классификации.

Код – знак или совокупность знаков, применяемых для обозначения классификационной группировки и/или объекта классификации.

Правила кодирования:

· Код должен иметь определенную структуру построения

· Код может быть выражен с помощью различных заранее обусловленных знаков

· Код должен способствовать упорядочению объектов.

· Структура кода – условное обозначение состава и последовательности расположения знаков в нем.

Структура кода состоит из следующих элементов: алфавита, основания, разряда и длины.

Алфавит кода – система знаков, принятых для образования кода. В качестве алфавита часто используются цифры, буквы или их сочетания, штрихи. Различают цифровой, буквенный, буквенно-цифровой и штриховой алфавиты.

Штриховой алфавит кода – алфавит кода, знаками которого являются штрихи и пробелы, ширина которых считывается сканером в виде цифр.

Число знаков в алфавите кода называется основанием кода.

Последовательность расположения знаков в коде определяется его разрядом.

Разряд кода – позиция знака в коде.

Длина кода – число знаков в коде без учета пробелов.

Пример. Код: 55 44 55. Длина данного кода равна 6, основание - 8.

Основные методы кодирования:

Порядковый – образование и присвоение кода из чисел натурального ряда (студенты в группе кодируются по алфавиту).

C ерийно-порядковый – из чисел натурального ряда, закрепление отдельных серий и диапазонов этих чисел за объектами классификации с определенными признаками.

Последовательный - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов последовательно расположенных подчиненных группировок, полученных при иерархическом методе классификации (рис.2).

Параллельный метод - образование и присвоение кода классификационной группировки и/или объекта классификации с использованием кодов независимых группировок, полученных при фасетном методе классификации.

Методы классификации и кодирования применяются в классификаторах.

Различают следующие категории классификаторов: общероссийские, отраслевые и предприятий.

В настоящее время в нашей стране применяются следующие виды общероссийских классификаторов (ОК):

ОКВЭД – ОК видов экономической деятельности

ОКПО – ОК предприятий и организаций

ОКП – ОК сельскохозяйственной и промышленной продукции

ОКСТУ – ОК стандартов и технических условий

ОКУНХ – ОК услуг населению

ОКВЭД и ОКПО применяются при предоставлении статистических данных в заинтересованные государственные органы (Госкомстат и др.) для учета предприятий и организаций, численности работающих, форм собственности и т.п.

Необходимость введения ОКП обусловлена огромным количеством выпускаемых отечественной промышленностью видов и наименований продукции, невозможностью ее учета без применения специализированных компьютерных программ.

К международным классификаторам относится Гармонизированная Система описания и кодирования товаров. В Российской Федерации Гармонизированная система описания и кодирования товаров вместе с Комбинированной номенклатурой ЕЭС используется в качестве основы для построения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Впервые ТН ВЭД была опубликована в 1990 году под названием "Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности СССР".

Страны мира производят широкий ассортимент товаров. Для регулирования производства и внешней торговли возникает необходимость отличать одни товар от других.

Если бы каждая страна производила ограниченное количеств видов товаров (например, только яблоки и автомобили), то не было бы особой необходимости в существовании какой-либо специальной номенклатуры товаров.

Однако, если требуется разграничить 5.000 или 10.000 различных видов товаров между собой, то без существования определенным образом упорядоченного перечня данных товаров сделать это крайне трудно.

Более того, описания различных видов товаров могу взаимно перекрывать друг друга (например, "пищевые продукты" и "фрукты"). Поэтому только четкая систематизация товаров позволяет избежать возможных трудностей при их классификации. Наименования групп товаров могут иметь различные уровни информационной значимости. Например, группа "пищевые товары" имеет более высокий уровень значимости, чем группа "фрукты", т.к. понятие "пищевые продукты" кроме фруктов включает в себя и другие продукты, например, хлеб и шоколад, в свою очередь, понятие "фрукты" включает в себя не только яблоки, но так же и апельсины, бананы и т.п.

Функционирование экономики практически любой страны предполагает импорт и экспорт нескольких тысяч различных видов товаров. В этой связи, очевидно, что появляется необходимость в существовании в какой-либо систематизированной форме перечня товаров, обращающих во внешней торговле. Этот перечень необходим для того, чтобы можно было бы легко найти, например, яблоки в группах "пищевые продукты" или "продукты растительного происхождения", автомобили - в группах "машины" или "транспортные средства".

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации (ТН ВЭД) как раз представляет собой определенным образом систематизированный перечень товаров, обращающихся во внешней торговле. В основу ТН ВЭД положена номенклатура так называемой Гармонизированной системы описания кодирования товаров (ГС), которая на сегодняшний день получила наибольшее распространение во всем мире.

 

Основные понятия.

 

Одной из важнейших характеристик товаров является ассортиментная.

Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

Термин произошел от французского слова «assortiment», что означает подбор различных видов и сортов товаров.

Товарная номенклатура – перечень однородных и разнородных товаров общего и аналогичного назначения.

Отличие двух понятий в назначении: ассортимент товаров предназначен для удовлетворения потребностей потребителей, товарная номенклатура может иметь иное назначение – для регламентирования определенной профессиональной деятельности или иной сферы применения (для гос. органов при сертификации, экспортно-импортных операциях).

В литературе по маркетингу товарная номенклатура, или товарный микс, определяется как совокупность всех товаров фирмы, которая характеризуется широтой, длиной, глубиной и согласованностью. Широта товарной номенклатуры определяется числом товарных линий предприятия, длина – общим числом конкретных товаров фирмы, глубина – числом вариантов каждого товара определенной товарной линии, согласованность – степенью близости различных линий с точки зрения конечного использования товаров.

Товарная линия – это группа продуктов либо с тождественными принципами функционирования, либо предназначенные для одних и тех же категорий потребителей, либо поставляемые в рамках определенного диапазона цен.

 

Свойства ассортимента.

Основными свойствами ассортимента являются – широта, полнота, устойчивость, новизна, ассортиментный минимум, рациональность, гармоничность.

Широта ассортимента – количество видов, разновидностей, наименований товаров однородных и разнородных групп.

Широта ассортимента зависит от конъюнктуры рынка. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспобности производителя или продавца. Казалось бы, чем шире ассортимент, тем больше у потребителя возможности купить более подходящий ему товар. Но, как показывают маркетинговые исследования, у потребителя неоднозначное отношение к широкому ассортименту, так очень большой выбор может стать причиной отказа от покупки вообще. Поэтому и потребитель, и производитель, и продавец заинтересованы в соблюдении принципа оптимальности при формировании ассортимента.

Полнота ассортимента – способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворить изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Ассортиментный минимум – минимально допустимое количество видов товаров повседневного спроса, определяющих профиль розничной торговой организации.

Рациональность ассортимента – способность набора товаров наиболее полно удовлетворять реально обоснованные потребности разных сегментов потребителей.

Гармоничность ассортимента – свойство набора товаров разных товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализации и\или использования.

Наибольшей гармоничностью отличается групповой ассортимент и его разновидности, наименьшей – смешанный.

Гармоничность обеспечивает качественную характеристику ассортимента и не измеряется количественно, вследствие чего это свойство носит описательный характер. Стремление к гармоничности при формировании ассортимента выражается в специализации магазина или отдельных его секций. К преимуществам гармоничного ассортимента следует отнести наименьшие затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя – на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга.

Например, в магазинах типа «Все для дома», «Рыбалов» покупатель может найти необходимые товары целевого назначения.

 

Управление ассортиментом.

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Основополагающими элементами управления являются формирование ассортимента и установление уровня требований по показателям, определяющим рациональность ассортимента.

Формирование ассортимента – деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством организации.

Формирование ассортимента не должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обуславливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику предприятия.

Ассортиментная политика – цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством организации.

Цель организации в области ассортимента – формирование реального и\или прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения запланированной прибыли.

Для этого должны быть решены следующие задачи:

Установлены реальные и предполагаемые потребности в определенных товарах;

Определены основные показатели ассортимента и дан анализ его рациональности;

Выявлены источники товарных ресурсов, необходимые для формирования рационального ассортимента;

Оценены материальные возможности организации для выпуска, распределения и\или реализации отдельных товаров;

Определены основные направления формирования ассортимента.

Основные направления в области формирования ассортимента: сокращение, расширение, стабилизация, обновление, совершенствование, гармонизация. Указанные направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Сокращение ассортимента – количественная и качественная изменения состояния набора товаров за счет уменьшения его широты и полноты.

Причинами сокращения ассортимента могут быть падение спроса, недостаточность предложений, убыточность или низкая прибыльность при производстве и\или реализации отдельных товаров.

Расширение ассортимента – количественные и качественные изменения набора товаров за счет увеличения показателей широты, полноты и новизны.

Причинами, способствующими расширению ассортимента, являются увеличение спроса и предложения, высокая рентабельность производства и\или реализации товаров, внедрение на рынок новых товаров и\или изготовителей.

Стабилизация ассортимента – состояние набора товаров, характеризующееся высокой устойчивостью и низкой степенью обновления.

Это достаточно редкое состояние ассортимента, присущее в основном ассортименту пищевых продуктов повседневного спроса. Ассортимент непродовольственных товаров отличается высокой степенью изменений под воздействием моды, достижений научно-технического прогресса и других факторов.

Обновление ассортимента – качественные и количественные изменения состояния набора товаров, характеризующиеся увеличением показателя новизны.

Совершенствование ассортимента – количественные и качественные изменения состояния набора товаров для повышения его рациональности.

Это комплексное направление изменений ассортимента товаров обуславливает выбор возможных путей: сокращение, расширение и\или обновление ассортимента товаров для формирования рационального ассортимента.

Факторы формирования ассортимента. Различают общие и специфические факторы формирования ассортимента.

Общими факторами, влияющими на формирование промышленного и торгового ассортимента, являются спрос и рентабельность.

Спрос – как потребность, подкрепленная платежеспособностью потребителей, - определяющий фактор формирования ассортимента; в свою очередь, зависит от сегмента потребителей (их доходов, национальных, демографических и других особенностей).

Рентабельность производства и реализации определяется себестоимостью, издержками производства и обращения, на размеры которых оказывают определенное влияние государственные меры по поддержке отечественных изготовителей (квотирование импортируемого сырья, льготное налогообложение, таможенные тарифы и др.).

Специфическими факторами формирования промышленного ассортимента являются сырьевая и материально-техническая база производства, достижения научно-технического прогресса, а торгового ассортимента – производственные возможности изготовителей, специализация (класс и тип) торговой организации, каналы распределения, методы стимулирования сбыта и формирования спроса, материально-техническая база торговой организации.

Сырьевая база производственных организаций определяется наличием природных ресурсов, состоянием добывающей и перерабатывающей промышленности, выпускающей сырье, полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также затратами на производство и доставку сырья.

Материально-техническая база товарного производства также оказывает значительное влияние на формирование ассортимента. Недостаточность производственных площадей, отсутствие или нехватка необходимого оборудования приводят к тому, что ассортимент товаров, пользующихся спросом, может сократиться.

Достижения научно-технического прогресса – мощный стимул обновления ассортимента потребительских товаров. Разработка принципиально новых товаров, не имевших ранее аналогов, а также товаров повышенного качества возможно в основном благодаря развитию науки, техники и технологии.

Торговый ассортимент неизбежно формируется под воздействием промышленного. Однако в условиях рыночной экономики производственные возможности изготовителя перестают быть определяющим фактором формирования торгового ассортимента. Торговые организации могут напрямую оказывать влияние на промышленный ассортимент через заказы товаров, пользующихся спросом.

Специализация торговой организации относится к наиболее значимым факторам формирования ассортимента товаров. Руководство организации принимает решение о специализации, от которой зависит последующая деятельность, в том числе и формирование торгового ассортимента.

Каналы распределения товаров также имеют значение при формировании торгового ассортимента. Отлаженная система поставок через приемлемые для торговли каналы распределения, ритмичность доставки в нужные сроки и в необходимом объеме облегчают работу по формированию торгового ассортимента, обеспечивают предпочтение закупок товаров, для которых имеется налаженная система сбыта.

Методы стимулирования сбыта и формирования спрос, в частности рекламная поддержка товаров, в условиях насыщенного рынка также влияют на формирование торгового ассортимента. Это объясняется тем, что торговые организации освобождаются от дорогостоящих затрат на рекламу, за счет чего сокращаются издержки производства и возрастает прибыль.

Материально-техническая база торговой организации также может оказать определенное воздействие на формирование торгового ассортимента. Если у фирмы отсутствуют склады, обеспечивающие сохранность товаров в надлежащих условиях, или площади торгового зала для выкладки товаров сложного или развернутого ассортимента, то организация не должна и планировать и формирование такого ассортимента.

Важную роль в управлении ассортиментом играют нормативные и технологические документы, регламентирующие базовую широту и полноту ассортимента.

Перечень видов и наименований ассортиментных групп однородных товаров, составляющих базовую широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных категорий (ГОСТ, ОСТ, СТП) и ТУ.

Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится в каталогах, прейскурантах и прайс-листах, которые составляют фирмы-изготовители или торговые организации. Эти организации выполняют двойную функцию, информируя потребителей об ассортиментных и стоимостных характеристиках товаров.


Глава 4. Качество товаров.

Оценка качества

Оценка качества — совокупность операций по выбору номенклатуры показателей, определению их действительного значения и сопоставлению с базовыми показателями.

Деятельность по оценке качества складывается из трех групп операций, каждой из которых свойственны специфические особенности.

Выбор номенклатуры потребительских свойств и показателей, их определяющих. Основными критериями выбора являются: этап жизненного цикла продукции (приемка сырья, производство, хранение, распределение и реализация); потребности, которые должен удовлетворять товар; субъективные особенности оценщика.

Так, на этапе приёмки сырья, предназначенного для изготовления продукции с сильно измененными свойствами, в том числе внешним видом, существенное значение имеют показатели технологических свойств и безопасности, но не важны эстетические свойства. В то же время при реализации в номенклатуру показателей качества необходимо включать показатели всех потребительских свойств, но особенно важны для потребителя показатели назначения, надежности, безопасности, эргономических и эстетических свойств.

При выборе номенклатуры потребительских свойств и показателей чрезвычайно важно правильно выбрать из всего многообразия такие показатели, которые имеют решающее значение для определенных целей.

Определение действительных значений показателей качества. Проводится путем качественных количественных измерений. Количественные измерения применяются для определения размера показателя, а качественные — для размерности. Так, показатель «цвет» может быть измерен количественно (например, цвет пива в мл 0,01 N раствора йода) и качественно (визуально отмечаются цвет пива, его насыщенность).

Сопоставление действительных значений измеряемого показателя с базовым. В качестве базовых показателей могут быть приняты регламентированные значения стандартов или других НД, а также стандартные образцы, вещества, эталоны. Цвет пива по стандарту устанавливается как светло- или темно-коричневый и сравнивается с цветом раствора йода определенной концентрации.

Цвет муки устанавливается по эталонам, соответствующим по цвету определенному сорту муки.

При сравнении выявляется соответствие или несоответствие действительных значений показателей качества базовым. Эта операция завершается установлением определенных градаций, классов, товарных сортов, марок продукции, что, в конечном счете, связано с принятием решения о присвоении товару определенной градации качества.

 

Градации качества

Градация, класс, сорт — категория или разряд, присвоенные объектам, имеющим то же самое функциональное применение, но различные требования к качеству. (МС ИСО 8402: 1994).

Градация, класс, сорт отражают предусмотренное или установленное различие в требованиях к качеству, которые, в свою очередь, устанавливают взаимосвязь функционального использования и затрат. Ниже приведены возможные результаты сопоставления действительных и базовых показателей качества — градации и классы качества (рис. 9).

Для принятия окончательного решения о градации качества товара необходимо сравнить действительные и базовые значения по всей номенклатуре выбранных показателей.

 


   

Рис. 9. Взаимосвязь оценки с градациями качества и классами товаров по назначению

Стандартным признается товар, который соответствует установленным требованиям по всем выбранным показателям.

Если хотя бы по одному из определяемых показателей выявлено несоответствие, то товару не может быть присвоена стандартная градация, а только пониженная — нестандартная или брак.

К нестандартному относится товар, который не соответствует установленным требованиям по одному или комплексу показателей, но это несоответствие не является критическим (опасным).

Брак — товар с выявленными устранимыми или неустранимыми несоответствиями по одному или комплексу показателей.

Различают устранимый и неустранимый брак. После устранения несоответствий градация товара может быть изменена. Если устранение брака способствовало улучшению всех показателей до установленной нормы, то товар признается стандартным. Например, сортировка партии свежих плодов и овощей с отбраковкой дефектных экземпляров приводит к формированию новой партии стандартной продукции.

Иногда устранение несоответствия по одному показателю вызывает несоответствие по другому показателю, хотя новый дефект менее значительный.

Например, незначительной части загнивших тканей у яблок (брак) приводит к тому, что продукция будет аналогична нестандартной из-за несоответствия по форме и состоянию поверхности, а также наличия механических повреждений. Продукция с устраненными несоответствиями может использоваться, но уже по другому назначению. Так, хлеб деформированный, загрязненный, подгоревший относится к санитарному браку и может быть направлен на промпереработку.

Разновидностью брака с неустранимыми значительными или критическими дефектами являются отходы. Отходы со значительными несоответствиями установленным требованиям относятся к неликвидным, а с критическими к неликвидным. К неликвидным отходам относятся товары, которые не могут быть использованы по назначению из-за несоответствия по показателям безопасности, например товары с биоповреждениями.

В результате выявления соответствия или несоответствия установленным требованиям все товары по назначению могут быть подразделены на три класса.

К первому классу относятся товары, пригодные к использованию по назначению. Этот класс представлен стандартными товарами, которые подлежат реализации без каких-либо ограничений.

Второй класс — товары, условно пригодные для использования по назначению. Принадлежность к нему определяется градациями нестандартных товаров или брака с устранимыми дефектами. Условно пригодные товары могут быть реализованы по пониженным ценам или отправлены на промпереработку либо на корм скоту. При их реализации до потребителя должна быть доведена достоверная информация о причинах понижения качества.

Третий класс — опасные товары, непригодные для использования по назначению. К нему относятся неликвидные отходы. Эти товары не подлежат реализации, а также поставке для промышленных и кормовых целей. Они должны быть уничтожены или утилизированы с соблюдением определенных правил.

Совокупность сортов, относящихся к одноименному товару, называется сортаментом. Различают сортамент природный и товарный.

Природный сортамент – совокупность сортов, отличающихся характерными анатомо-морфологическими признаками.

Например, природный сортамент яблок включает более 200 сортов.

Товарный сортамент – совокупность товарных сортов различающихся значениями регламентированных НД показателей качества

В основном бывают высший, 1-й, 2-й и 3-й товарные сорта.

На формирование товарного сорта влияют различные факторы: сырье, технология, условия и сроки хранения. В зависимости от преобладания одного из факторов или их комплексного воздействия на значение показателей, определяющих товарный сорт, различают сырьевой, технологический и комплексный принципы деления сортамента.

Сырьевой принцип основан на том, что различия в значениях показателей качества товарных сортов обусловлены особенностями сырья.

Например, данный принцип положен в основу деления на сорта кофе, мяса, колбас и т.д.

При технологическом принципе различия между сортами обусловлены технологическими принцессами.

По этому принципу подразделяют сорта муки, крупы, крахмала.

Согласно комплексному принципу формирование различий между сортами обусловлено комплексом факторов: сырьем, технологией, условиями и сроками хранения.

Дефекты товаров

Дефект — невыполнение заданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также требования относящегося к безопасности (МС ИСО 8402: 1994, п. 2.11).

Дефекты подразделяют по нескольким признакам: степени значимости, наличию методов и средств для их обнаружения или устранения. Классификация дефектов приведена на рис. 10.

 

 

 


Рис. 10. Классификация дефектов

По степени значимости различают критерии критические, значительные и малозначительные.

Критические дефекты — несоответствия товаров установленным требованиям, которые могут нанести вред жизни, здоровью, имуществу потребителей или окружающей среде. Товары с критическими дефектами нельзя или экономически нецелесообразно использовать по назначению. Например, загнившие яблоки нельзя использовать в пищу или на промпереработку, так как они содержат вредные для организма вещества (микотоксины), обладающие канцерогенным и мутагенным действием. Даже если менее половины мякоти плода еще не загнила, то отделение здоровых тканей требует таких больших затрат, что обработка невыгодна.

Значительные дефекты — несоответствия, существенно влияющие на использование по назначению и надежность товаров, но не влияющие на безопасность для потребителя

и/или окружающей среды. Так, ушибы, повреждения вредителями ухудшают внешний вид, снижают выход съедобной части и сохраняемость яблок, но плоды все же могут быть использованы по назначению (в свежем виде и на промпереработку).

Малозначительные, дефекты — несоответствия, которые не оказывают существенного влияния на потребительские свойства товаров, в первую очередь на назначение, надежность и безопасность. Так, при оценке качества яблок к малозначительным дефектам могут быть отнесены небольшие отклонения от формы, размера, окраски.

В зависимости от наличия методов и средств обнаружения дефекты подразделяются на явные, для которых предусмотрены методы и средства обнаружения, и скрытые, для которых методы и средства обнаружения не предусмотрены или их применение, нецелесообразно.

Например, к явным дефектам консервов относится бомбаж в стадии вздутия банки, который определяется визуальным осмотром. Начальные стадии бомбажа нельзя обнаружить визуально. Для этого необходим микробиологический контроль, для чего банки нужно вскрывать. При выборочном контроле всегда существует опасность, что банки в начальной стадии бомбажа могут не попасть в выборку. Если же вскрыть все банки в товарной партии, то реализовать такую партию нельзя. Поэтому сплошной контроль невозможен, а другие методы неразрушающего контроля отсутствуют.

В зависимости от наличия методов и средств устранения дефекты делят на устранимые и неустранимые.

Устранимое дефекты — дефекты, после устранения которых товар может быть использован по назначению. Так, к устранимым дефектам относят загнивание яблок, если поражено менее 50% плода. После удаления загнившей ткани, а также части прилегающей к ней здоровой ткани плоды можно использовать в свежем виде или на промпереработку.

Неустранимые дефекты — дефекты, которые невозможно или экономически невыгодно устранять. Примером неустранимых дефектов могут служить полностью гнилые плоды и овощи, другие виды микробиологической порчи товаров, их механические разрушения.

При оценке качества товаров товароведы должны проводить диагностику их дефектов по характерным признакам проявления дефектов и устанавливать причины их возникновения. Это необходимо для выявления градации качества (стандартная, нестандартная, брак и отходы) и класса товаров по назначению (пригодные, условно пригодные и непригодные к использованию по назначению), так как градации качества и классы товаров по назначению в значительной мере определяются дефектами разной степени значимости. Так, товары с критическими дефектами относятся к неликвидным отходам, непригодным к использованию по назначению, со значительными — к нестандартным, если количество допускаемых дефектных товаров превышает установленные нормы.

В пределах установленных норм допускаемых отклонений товары со значительными дефектами, а также с малозначительными (без ограничений) считаются стандартными. Разные градации, классы, сорта стандартной продукции зачастую отличаются заданными требованиями, касающимися объектов с малозначительными или значительными дефектами. При диагностике причин возникновения дефектов выявляются виновные юридические или физические лица для предъявле



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.1 с.)