Модели кооперативного поведения фирм. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модели кооперативного поведения фирм.



Кооперативная стратегия – это взаимодействие фирм-конкурентов на рынке олигополии, при котором фирмы достигают соглашения об объемах отраслевого выпуска и ценах. Данное взаимодействие может принимать форму: открытого (письменный договор) или скрытого соглашения (копирование методов ценообразования, конкуренции); кооперативного сотрудничества, которое реализуется с помощью системы предупредительных сигналов (заявление фирмы, оценка рыночной ситуации, принятие условных потолков цен).

Формами проявления кооперативного поведения фирм на рынке олигополии являются:

- Картель;

- Модель ценового лидерства;

- Модель блокирующего ценообразования.

Картель.

Немногочисленность основных участников олигополистического рынка дает возможность заключения соглашения между ними. Главной целью картельного соглашения является установление таких объемов выпуска и цен, которые обеспечивают монопольно высокие прибыли каждому из участников. Весь отраслевой объем выпуска делится между участниками соглашения либо путем деления объемов выпуска (квоты), либо путем географического закрепления рынков.

Картели могут осуществить попытку влияния и на уровень издержек в отрасли, путем соглашения о стоимости закупаемых ресурсов.

Таким образом, при реализации картельного соглашения отраслевой рынок оказывается в условиях монопольного равновесия и имеет те же отрицательные последствия.

Для более наглядного представления последствий монополизации рынка олигополии предположим, что на отраслевом рынке действуют только две фирмы, выпускающие однородный продукт при постоянном уровне отдачи от масштаба () и одинаковом уровне долгосрочных издержек (рис. 46).

 


            

 

          

 

                                                   

                                             

 

                                      

           - картельное соглашение                                               

 

Рис. 46 Экономические последствия картельного соглашения

 

На рис. 46 представлено что, если бы фирмы осуществляли взаимодействие на основе совершенной конкуренции, то объем выпуска составил бы  при равновесной цене . Каждая фирма при этом производила бы половину отраслевого объема спроса, не получая при этом экономической прибыли.

Если фирмы на рынке смогут достичь картельного соглашения, то они ограничат объем выпуска до , назначив цену . Следствием этого является экономическая неэффективность структуры картеля, поскольку . Завышенный уровень цен при картельном соглашении приводит к перераспределению части потребительского излишка в его пользу. Участники картеля получают монопольно высокие прибыли, которые определяются как:

,                                (36)

Величина сверхприбыли участников картеля представлена затемненным прямоугольником, а чистые потери общественного благосостояния – светло-серым треугольником на рис. 46.

К основным факторам, приводящим к картелизации отраслевого рынка, можно отнести:

- небольшое число производителей в отрасли;

- однородность продукта;

- контроль одной из фирм большей части отраслевого предложения;

- высокие отраслевые барьеры, отсутствие свободных производственных мощностей;

- устойчивость спроса;

- низкие темпы научно-технического развития.

Эти же факторы, но в противоположном направлении, будут приводить к трудностям при формировании картельных соглашений.

В настоящее время в экономике действует законодательное запрещение и правовое ограничение картельных соглашений.

Модель ценового лидерства.

Одной из форм кооперативного поведения фирм является модель ценового лидерства, когда фирмы также согласовывают свои действия только в неявной форме.

Ценовое лидерство проявляется на отраслевом рынке, когда одна из фирм обладает стратегическими преимуществами перед своими конкурентами. Данные преимущества могут выражаться в более низком уровне издержек или в лучшем качестве продукта, что приводит к доминирующему положению фирмы на данном отраслевом рынке.

Фирма-лидер получает более полную информацию о рынке и способна устанавливать рыночную цену путем контроля значительной доли предложения. Остальным фирмам отрасли (последователям) ничего не остается, кроме принятия цены как установленного параметра. При этом их основной задачей будет являться нахождение оптимального объема выпуска, при заданной цене.

Поведение фирмы-лидера зависит от следующих факторов:

- размер отраслевой доли рынка лидера;

- различие в издержках производства;

- эластичность спроса на продукт лидера и последователей;

- эластичность предложения последователей.

Наиболее значимым из всех факторов является преимущество в издержках производства. Лидерство в издержках может быть относительным (проявление эффекта масштаба) и абсолютным (новые технологии, доступ к дешевым ресурсам). Чем больше различается уровень издержек фирмы лидера и его последователей, тем устойчивее ценовое лидерство.

Ценовое лидерство также может поддерживаться с помощью санкций фирмы-лидера, которые проявляются в снижении цен. А поскольку, фирмам –последователям это невыгодно, то они стараются не нарушать ценовую дисциплину.

Сложившаяся модель взаимодействия фирм на рынке может быть даже полезна фирмам-последователям, поскольку они полностью перекладывают ответственность за исследование рынка и назначение оптимальной цены на лидера. В итоге, установление цен фирмой-лидером приводит к максимизации отраслевой прибыли и обеспечивает получение больших объемов прибылей каждой отдельной фирмой.

Модель блокирующего ценообразования.

Модель блокирующего ценообразования - это модель кооперативного взаимодействия фирм-конкурентов, при которой они будут препятствовать проникновению новых фирм (новичков) в отрасль. Фирмы склонны сохранять сложившуюся ситуацию, так как имеющийся объем выпуска и цен обеспечивает фирмам-старожилам наиболее благоприятные условия для функционирования.

Основными причинами блокирования входа в отрасль для фирм-новичков являются:

- нарушение сложившегося равновесия, что приведет к обострению конкурентной борьбы между всеми участниками;

- использование фирмами-новичками новых, более современных технологий приведет к производству улучшенного продукта, по сравнению с продуктом фирм-старожил рынка, и значительно ослабят их конкурентную позицию;

- фирмы-новички могут не принимать устоявшееся взаимодействие участников рынка относительно цен и объемов выпуска;

- фирмы-новички могут выбрать агрессивную политику в отношении проникновения на рынок.

Вследствие проявления данных факторов, основной задачей взаимодействия фирм-старожил станет создание непреодолимых барьеров входа для новых фирм. Вариантов увеличения барьеров входа в отрасль много, но основным из них выступает цена. Если цена, установившаяся на рынке, будет очень низкой, то это вызовет снижение или получение нулевой экономической прибыли фирмами, но в тоже время сделает невозможным проникновение новых фирм в отрасль.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.006 с.)