Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные функции рыночной системы.
Рынок представляет собой механизм обмена, который посредством цен согласовывает действия обособленных экономических субъектов. Рынок представляет собой историческое явление, возникшее в результате развития общественного разделения труда. Появившаяся потребность в продукции разного вида и вызвала необходимость обмена частными результатами труда. В процессе обмена участники сталкивались с проблемой соизмерения ценности обмениваемых благ, успешное решение которой привело к появлению денег - меры ценности всех товаров. Появление денег завершает процесс развития обмена и говорит о начале процесса становления рынка как института экономической системы. Таким образом, рынок – это способ взаимодействия продавцов и покупателей, основанный на конкурентном механизме ценообразования. Роль рынка проявляется через его функции (рис. 5).
Рис. 5 Функции рынка
Движущей силой рыночной экономики являются потребности людей, лишь в процессе удовлетворения которых субъекты экономики получают доход и преобразуют его в платежеспособный спрос. Для этого организуется процесс производства экономических благ, в котором в различных комбинациях задействованы факторы производства (рис.6).
Рис. 6 Факторы производства Тема 3: Основные положения теории спроса и предложения. Спрос, предложение и установление рыночного равновесия. Эластичность спроса и предложения. Государственное регулирование рынка. Спрос, предложение и установление рыночного равновесия.
Основы поведения на рынке его участников характеризуют две рыночные силы: спрос и предложение. Результатом взаимодействия данных сил является соглашение сторон о купле-продаже товара и/или услуги в определенном количестве и по определенной цене. Спрос. Спрос покупателей формируется под влиянием потребностей человека и стремлением к обеспечению более качественных условий жизни для его самого, семьи и близкого окружения, общества в целом. Объем спроса – это количество товара, которое готов приобрести покупатель при заданном уровне цен. Величина спроса складывается под влиянием факторов (детерминант), которые подразделяются на две группы: 1) Цена; 2) Неценовые факторы спроса: доход потребителя, его предпочтения, число покупателей на рынке, цены на товары-заменители, конъюнктура рынка. Закон спроса заключается в следующем: покупателями будет приобретено тем большее количество товаров, чем ниже их рыночная цена. Графически зависимость между объемом спроса () и ценой () отражена на рис. 7.
Рис.7 Графическое отображение функции спроса
Другими словами, закон спроса заключается в обратной зависимости между объемом спроса и уровнем цен на рынке. Наблюдаемые в хозяйственной жизни явления таковы, что не во всех случаях закон спроса подтверждается. К таким ситуациям в жизни можно отнести: 1) Инфляционные ожидания покупателей. 2) Наличие асимметрии информации на рынке. 3) Эффект массового потребления. 4) Демонстративное поведение (эффект Веблена). 5) Товары Гиффена. 6) Спекулятивный спрос (реальный или искусственно создаваемый дефицит товара). 7) Нерациональный спрос (спонтанные покупки). По характеру взаимосвязи цены на товар и спроса на него, различают следующие группы товаров: а) товары - заменители (субституты, конкуренты); б) товары - комплементы (взаимодополняющие друг друга в потреблении); в) нейтральные товары.
Предложение. Предложение товаров отражает особенности поведения продавцов на рынке и представляет собой их желание и способность заключать сделки по продаже товара по установленной цене. Величина предложения – это количество товаров, которое желают и способны предоставить на рынок продавцы. Поскольку производство товаров связано с затратами, то желание продавать товар возникает, если цена не только возмещает затраты, но и обеспечивает производителю получение дохода. Цена предложения – это минимальная цена, по которой производители готовы предоставить рынку определенное количество товара. Факторы (детерминанты), определяющие объем предложения на рынке: 1) Цена товара; 2) Неценовые факторы: цены на производственные ресурсы, количество продавцов на рынке, применяемая технология, налоги, ожидания производителей. Закон предложения: чем выше цена, тем большее количество товаров готовы предложить продавцы. Графически зависимость между объемом предложения () и ценой () отражена на рис. 8. Кривая предложения отражает прямую зависимость между ценой товара и объемом его предложения на рынке.
Рис. 8 Графическое отображение функции предложения Рыночное равновесие. Рыночное равновесие представляет собой такое состояние рынка, когда величина спроса равна величине предложения при заданном уровне цен. Только в точке рыночного равновесия покупатели и продавцы обладают одинаковой готовностью к совершению сделки купли-продажи. Графическое отображение равновесного состояния рынка представлено на рис. 9. Параметрами, выражающими условия рыночного равновесия, являются равновесная цена () и равновесный объем (). При установлении на рынке равновесного состояния у участников сделки отсутствуют внутренние стимулы к изменению сложившейся ситуации, обеспечивая тем самым устойчивость состояния рынка.
Рис. 9 Рыночное равновесие
Равновесная цена, сложившаяся под действием рыночных сил, выполняет следующие функции в экономике: 1) Информационную, поскольку именно цена является сигналом к действию для всех субъектов рыночной экономики; 2) Стимулирующую, поскольку посредством цены регулируются объемы товаров, предлагаемых производителями, изменяются технологии и ассортимент, регулируется уровень издержек на производство, т.к. производителям важно получение прибыли; 3) Нормирующую, поскольку цена регулирует объемы распределения товаров. Установление равновесия между спросом и предложением является важной характеристикой рынка. Оно показывает, что извлекаемые потребителями предельные выгоды и предельные затраты производителей совпадают, что говорит о наилучшем распределении ресурсов. Кроме того, рыночное равновесие фиксирует наилучшее положение для участников сделки.
Нарушение рыночного равновесия приводит к появлению избытка предложения (если установившаяся цена выше равновесной, ) или избытка спроса (если установившаяся цена ниже равновесной, ) (рис. 10).
Рис. 10 Нарушение рыночного равновесия
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.015 с.) |