Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные этапы развития обобщающей функции слова.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
I степень интеграции – слово замещает чувственный образ определенного предмета, т.е. оно является эквивалентом одного конкретного предмета («ляля» – только данная кукла, конец первого – начало второго года). II степень интеграции – слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов («ляля» – относится к нескольким куклам, конец второго года). III степень интеграции – слово замещает ряд чувственных образов разнородных предметов («игрушка» – это и куклы, и мячи, и кубики). Эта степень интеграции достигается не раньше третьего года. IV степень интеграции – в слове сведен ряд обобщений предыдущих степеней (например, слово «вещь» содержит обобщение, даваемое словом «игрушка», «одежда» и пр.). Такая степень обобщения развивается у детей на пятом году жизни. В процессе развития центральной нервной системы важное место занимает поэтапное, гетерохронное включение ее структур в регуляцию функций. Целесообразность отмеченной закономерности состоит в экономичности процессов созревания даже на этапах их ускорения. Гетерохронность развития мозга и, следовательно, резко замедленный, экономичный тип его созревания позволяет человеку долго обучаться и усваивать гигантскую социальную программу, которая не записана в генах. В развитии мозга исключительная роль принадлежит критическим периодам. Они представляют собой переходные периоды развития. Это периоды быстрого роста, развития и дифференциации центральной нервной системы. Они характеризуются повышенной чувствительностью, ранимостью, значительным напряжением механизмов регуляции и выраженной пластичностью мозга. Пластичность лучше выражена в высших отделах мозга, чем в подкорковых структурах; у маленького ребенка больше, чем у взрослого, когда быстро образуются новые связи между разными структурами мозга. При развитии мозга в целом выделяют 7 критических периодов: 4 из них реализуются во внутриутробном периоде и 3 периода – в постнатальном развитии. Первый критический период связан с имплантацией, второй – с закладкой структур центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения (2-6 недели внутриутробного развития). Третий критический период проявляется в последние недели беременности, когда имеет место значительное увеличение и массы плода, и плаценты (риск отслойки плаценты или ее отека). Четвертый критический период – это роды, которые нередко сопровождаются микрокровоизлияниями в мозг, гипоксией мозга. Во время рождения ребенка его мозг характеризуется низкой чувствительностью к гипоксии, низким метаболизмом и преобладанием анаэробного пути получения энергии. Было наблюдение, когда начало дыхания удалось зафиксировать лишь через 40 мин после рождения.
Первый критический период постнатального развития – период новорожденности, когда только что произошел разрыв единой системы мать-плод, ребенок еще находится в состоянии родового стресса. В это время нельзя способствовать разрыву системы мать-дитя. Второй критический период постнатального онтогенеза имеет место в 7-летнем возрасте. Он совпадает с началом школьного обучения и вызван необходимостью физической и социальной адаптации к школе. Практика начального обучения по расширенным и углубленным программам приводит к срыву нервно-психического статуса ребенка, нарушениям речи, кровообращения, зрения. У детей, начавших обучение с 6, а не с 7 лет, выявляется высокий уровень заболеваемости. Третий критический период постнатального развития – подростковый. Этот период соответствует созреванию нейронов коры больших полушарий. Период совпадает с пубертатным скачком роста. Его начало у девочек приходится на 12-13 лет, а у мальчиков – на 14-15 лет. В этот период происходит половое созревание. Пубертатный период связан с изменением в организме гормонального баланса. Прирост эстрогенов наряду с тиреоидными гормонами ускоряет у подростков миелинизацию нервных волокон мозолистого тела, что улучшает взаимодействие левого и правого полушарий мозга. Недостаточная выработка половых гормонов ослабляет дифференцировку нервных клеток в центральной нервной системе. Гормоны гипофиза и щитовидной железы в малых дозах усиливают процессы торможения и возбуждения, а в больших – ослабляют их. Повреждение гипоталамо-гипофизарной системы и нарушение ее функций чаще всего встречается в подростковом возрасте и характеризуется значительными расстройствами психической деятельности.
В целом в подростковом возрасте отмечается повышенная возбудимость центральной нервной системы и ослабляются процессы торможения. Иногда это приводит к повышенной раздражительности и легкой утомляемости. В условно-рефлекторной деятельности отмечается ухудшение дифференцирования сигналов, широкая иррадиация возбуждения. Речь подростков замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипными, формирование условных связей на словесные стимулы затруднено. Необходимо, чтобы требования к подросткам, например в школе, не противоречили физиологическим особенностям развития. На завершающих этапах полового созревания, когда начинают активно функционировать половые железы и по системе обратных отрицательных связей снижается активность гипоталамуса и начинает доминировать кора больших полушарий, кора мозга усиливает свое регулирующее влияние на подкорковые структуры. В юношеском возрасте (у девочек с 16 лет, у мальчиков с 17 лет) продолжается структурное созревание коры больших полушарий. Увеличивается роль лобных областей коры в восприятии внешней информации. Специализация структур мозга в восприятии обеспечивает более быстрое и точное реагирование на воздействия внешней среды. Именно в это время отрабатываются механизмы, определяющие индивидуальную стратегию познавательной деятельности. У юношей мозг отличается высокой пластичностью, в связи с чем в этом возрасте его резервные возможности чрезвычайно велики. Вместе с тем, имеет место отрицательное воздействие учебных нагрузок на умственную работоспособность и здоровье юношей. В возрасте 15-17 лет в основном завершается становление высшей нервной деятельности, она характеризуется высокой степенью функционального совершенства. Развитие психических функций идет до 20 лет и даже дольше.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.186 (0.01 с.) |