Основные этапы развития обобщающей функции слова.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные этапы развития обобщающей функции слова.



I степень интеграции – слово замещает чувственный образ определенного предмета, т.е. оно является эквивалентом одного конкретного предмета («ляля» – только данная кукла, конец первого – начало второго года).

II степень интеграции – слово замещает несколько чувственных образов однородных предметов («ляля» – относится к нескольким куклам, конец второго года).

III степень интеграции – слово замещает ряд чувственных образов разнородных предметов («игрушка» – это и куклы, и мячи, и кубики). Эта степень интеграции достигается не раньше третьего года.

IV степень интеграции – в слове сведен ряд обобщений предыдущих степеней (например, слово «вещь» содержит обобщение, даваемое словом «игрушка», «одежда» и пр.). Такая степень обобщения развивается у детей на пятом году жизни.

В процессе развития центральной нервной системы важное место занимает поэтапное, гетерохронное включение ее структур в регуляцию функций. Целесообразность отмеченной закономерности состоит в экономичности процессов созревания даже на этапах их ускорения. Гетерохронность развития мозга и, следовательно, резко замедленный, экономичный тип его созревания позволяет человеку долго обучаться и усваивать гигантскую социальную программу, которая не записана в генах.

В развитии мозга исключительная роль принадлежит критическим периодам. Они представляют собой переходные периоды развития. Это периоды быстрого роста, развития и дифференциации центральной нервной системы. Они характеризуются повышенной чувствительностью, ранимостью, значительным напряжением механизмов регуляции и выраженной пластичностью мозга. Пластичность лучше выражена в высших отделах мозга, чем в подкорковых структурах; у маленького ребенка больше, чем у взрослого, когда быстро образуются новые связи между разными структурами мозга.

При развитии мозга в целом выделяют 7 критических периодов: 4 из них реализуются во внутриутробном периоде и 3 периода – в постнатальном развитии. Первый критический период связан с имплантацией, второй – с закладкой структур центральной нервной системы, органа зрения, системы кровообращения (2-6 недели внутриутробного развития). Третий критический период проявляется в последние недели беременности, когда имеет место значительное увеличение и массы плода, и плаценты (риск отслойки плаценты или ее отека). Четвертый критический период – это роды, которые нередко сопровождаются микрокровоизлияниями в мозг, гипоксией мозга. Во время рождения ребенка его мозг характеризуется низкой чувствительностью к гипоксии, низким метаболизмом и преобладанием анаэробного пути получения энергии. Было наблюдение, когда начало дыхания удалось зафиксировать лишь через 40 мин после рождения.

Первый критический период постнатального развития – период новорожденности, когда только что произошел разрыв единой системы мать-плод, ребенок еще находится в состоянии родового стресса. В это время нельзя способствовать разрыву системы мать-дитя.

Второй критический период постнатального онтогенеза имеет место в 7-летнем возрасте. Он совпадает с началом школьного обучения и вызван необходимостью физической и социальной адаптации к школе. Практика начального обучения по расширенным и углубленным программам приводит к срыву нервно-психического статуса ребенка, нарушениям речи, кровообращения, зрения. У детей, начавших обучение с 6, а не с 7 лет, выявляется высокий уровень заболеваемости.

Третий критический период постнатального развития – подростковый. Этот период соответствует созреванию нейронов коры больших полушарий. Период совпадает с пубертатным скачком роста. Его начало у девочек приходится на 12-13 лет, а у мальчиков – на 14-15 лет. В этот период происходит половое созревание. Пубертатный период связан с изменением в организме гормонального баланса. Прирост эстрогенов наряду с тиреоидными гормонами ускоряет у подростков миелинизацию нервных волокон мозолистого тела, что улучшает взаимодействие левого и правого полушарий мозга. Недостаточная выработка половых гормонов ослабляет дифференцировку нервных клеток в центральной нервной системе.

Гормоны гипофиза и щитовидной железы в малых дозах усиливают процессы торможения и возбуждения, а в больших – ослабляют их. Повреждение гипоталамо-гипофизарной системы и нарушение ее функций чаще всего встречается в подростковом возрасте и характеризуется значительными расстройствами психической деятельности.

В целом в подростковом возрасте отмечается повышенная возбудимость центральной нервной системы и ослабляются процессы торможения. Иногда это приводит к повышенной раздражительности и легкой утомляемости. В условно-рефлекторной деятельности отмечается ухудшение дифференцирования сигналов, широкая иррадиация возбуждения. Речь подростков замедляется, ответы становятся лаконичными и стереотипными, формирование условных связей на словесные стимулы затруднено. Необходимо, чтобы требования к подросткам, например в школе, не противоречили физиологическим особенностям развития.

На завершающих этапах полового созревания, когда начинают активно функционировать половые железы и по системе обратных отрицательных связей снижается активность гипоталамуса и начинает доминировать кора больших полушарий, кора мозга усиливает свое регулирующее влияние на подкорковые структуры.

В юношеском возрасте (у девочек с 16 лет, у мальчиков с 17 лет) продолжается структурное созревание коры больших полушарий. Увеличивается роль лобных областей коры в восприятии внешней информации. Специализация структур мозга в восприятии обеспечивает более быстрое и точное реагирование на воздействия внешней среды. Именно в это время отрабатываются механизмы, определяющие индивидуальную стратегию познавательной деятельности.

У юношей мозг отличается высокой пластичностью, в связи с чем в этом возрасте его резервные возможности чрезвычайно велики. Вместе с тем, имеет место отрицательное воздействие учебных нагрузок на умственную работоспособность и здоровье юношей.

В возрасте 15-17 лет в основном завершается становление высшей нервной деятельности, она характеризуется высокой степенью функционального совершенства. Развитие психических функций идет до 20 лет и даже дольше.



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.48.64 (0.004 с.)