Физиология центральной нервной системы развивающегося организма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физиология центральной нервной системы развивающегося организма.



Развитие физиологической деятельности мозга ребенка отражает становление человеческой мысли. Человек появляется на свет только с немногими безусловными рефлексами, которые начинают «обрастать» условными связями. Формирование высшей нервной деятельности ребенка тесно связано с динамикой созревания ассоциативных корковых структур (лобных и нижнетеменных областей коры). Образование новых нервных функциональных связей и синтезов позволяет ребенку овладевать новыми формами восприятия и запоминания, видами мышления, приобретать новые формы отношения к внешнему миру.

У плода человека количество нейронов центральной нервной системы достигает своего верхнего уровня в первые 20-24 недели внутриутробного развития и остается постоянным до пожилого возраста. Нейроны после дифференцировки не подвергаются дальнейшему делению, тогда как пролиферация глиальных клеток мозга продолжается всю жизнь (исключение составляют случаи митотической активности после рождения, особенно в клетках мозжечка). Постоянство числа нейронов головного мозга играет важную роль в накоплении и сохранении информации в течение всей жизни.

В течение первых трех месяцев плодовой жизни можно зафиксировать спонтанные движения и различные двигательные рефлексы. В конце беременности определяются 3 основных типа рефлексов: защитный (избегание), пищевой, хватательный. Ранние движения плода появляются в результате нескольких причин, но чаще всего – асфиксии вследствие сдавления маткой пупочного канатика (возможно, движения плода служат восстановлению газообмена).

Для плодов свойственны 3 формы активности скелетных мышц. Первая – тоническое сокращение сгибателей, обеспечивающее характерную «согнутую» позу плода, при которой плод занимает в матке биологически целесообразный минимальный объем. Вторая форма – периодические фазные сокращения мышц-разгибателей. Эти движения ощущаются матерью как шевеление плода. Третья форма – «дыхательные» движения плода, вызываемые нарастающей активностью дыхательного центра продолговатого мозга.

Функциональное созревание центральной нервной системы в основном происходит в каудо-краниальном направлении. Кора больших полушарий не играет роли в поведении плода на ранних стадиях его развития, и еще точно не установлено, в каком именно возрасте она начинает функционировать. Во всяком случае, раздражение коры плода вплоть до 7-месячного возраста не дает эффекта.

Созревание функций центральной нервной системы и психических функций коррелирует с интенсивностью миелинизации, которая является надежным признаком зрелости центральной нервной системы. Процесс миелинизации охватывает головной мозг в основном в постнатальный период. Главным образом, она заканчивается к 2 годам жизни, но продолжается и позже, у подростков и даже взрослых людей.

Уровень рефлекторной активности является индикатором зрелости различных отделов центральной нервной системы. Ребенок появляется на свет, располагая лишь безусловными рефлексами. Связь новорожденного с окружающим миром осуществляется небольшим числом врожденных рефлексов, весьма несовершенных, неточных, вызываемых как внешними, так и внутренними раздражителями. Врожденные рефлексы человека в динамике его онтогенеза обнаруживают свое проявление и завершают созревание в разные сроки.

К важной закономерности развивающейся центральной нервной системы относится генерализованная реакция, вызываемая в равной степени раздражением разных зон. Она связана с незрелостью коры больших полушарий и ее тормозных функций, отсутствием четкой фиксации путей распространения возбуждения от рецепторов к соответствующим центрам. Если, например, у новорожденного вызвать сосательный рефлекс прикосновением к губам, то последующие раздражения любого участка кожи лица вызовут сосательный рефлекс. По мере созревания коры рефлексы становятся более локализованными и целенаправленными. В целом же общая направленность развития мозга сводится к следующему: от фазы генерализации – к специализации с одновременной интеграцией специализированных элементов. Формированию интегративной деятельности центральной нервной системы новорожденного предшествует установление в процессе развития морфофункциональных связей между ее многочисленными структурами. Проявлением их созревания служит способность мозга образовывать доминантный очаг, функциональную систему и условный рефлекс. Развитие высших функций мозга невозможно без интеграции мозга в единую систему.

Первый условный рефлекс появляется у ребенка на 2 неделе после рождения (условный сосательный рефлекс на «положение кормления»). В его осуществлении главную роль выполняет комплекс раздражителей от кожного, мышечного, вестибулярного аппаратов, а подкреплением является кормление. В первый год жизни постепенно увеличивается количество условных рефлексов на непосредственные раздражители. С возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов и их сложность.

Вначале формируются только вегетативные условные рефлексы, затем двигательные и наконец речедвигательные, которые появляются к концу первого года жизни. Наличие последних не говорит еще о появлении словесного мышления, поскольку нет еще отвлечения и обобщения при помощи слов. В этот возрастной период закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы. Слово еще не выступает как самостоятельный сигнал, оно действует лишь в составе комплексных раздражителей как один из компонентов. Слово вначале имеет второстепенное значение и только постепенно к концу первого года приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала. Характерной особенностью первых слов, произнесенных (в порядке подражания) ребенком, является то, что они относятся не к конкретному предмету, а ко всей ситуации в целом. В этом возрасте отдельные объекты и предметы внешней среды ребенок еще не выделяет. К четвертому году жизни развивается процесс обобщения и отвлечения, упрочиваются речевые цепи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.34.158 (0.006 с.)