Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Физиология центральной нервной системы развивающегося организма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие физиологической деятельности мозга ребенка отражает становление человеческой мысли. Человек появляется на свет только с немногими безусловными рефлексами, которые начинают «обрастать» условными связями. Формирование высшей нервной деятельности ребенка тесно связано с динамикой созревания ассоциативных корковых структур (лобных и нижнетеменных областей коры). Образование новых нервных функциональных связей и синтезов позволяет ребенку овладевать новыми формами восприятия и запоминания, видами мышления, приобретать новые формы отношения к внешнему миру. У плода человека количество нейронов центральной нервной системы достигает своего верхнего уровня в первые 20-24 недели внутриутробного развития и остается постоянным до пожилого возраста. Нейроны после дифференцировки не подвергаются дальнейшему делению, тогда как пролиферация глиальных клеток мозга продолжается всю жизнь (исключение составляют случаи митотической активности после рождения, особенно в клетках мозжечка). Постоянство числа нейронов головного мозга играет важную роль в накоплении и сохранении информации в течение всей жизни. В течение первых трех месяцев плодовой жизни можно зафиксировать спонтанные движения и различные двигательные рефлексы. В конце беременности определяются 3 основных типа рефлексов: защитный (избегание), пищевой, хватательный. Ранние движения плода появляются в результате нескольких причин, но чаще всего – асфиксии вследствие сдавления маткой пупочного канатика (возможно, движения плода служат восстановлению газообмена). Для плодов свойственны 3 формы активности скелетных мышц. Первая – тоническое сокращение сгибателей, обеспечивающее характерную «согнутую» позу плода, при которой плод занимает в матке биологически целесообразный минимальный объем. Вторая форма – периодические фазные сокращения мышц-разгибателей. Эти движения ощущаются матерью как шевеление плода. Третья форма – «дыхательные» движения плода, вызываемые нарастающей активностью дыхательного центра продолговатого мозга. Функциональное созревание центральной нервной системы в основном происходит в каудо-краниальном направлении. Кора больших полушарий не играет роли в поведении плода на ранних стадиях его развития, и еще точно не установлено, в каком именно возрасте она начинает функционировать. Во всяком случае, раздражение коры плода вплоть до 7-месячного возраста не дает эффекта.
Созревание функций центральной нервной системы и психических функций коррелирует с интенсивностью миелинизации, которая является надежным признаком зрелости центральной нервной системы. Процесс миелинизации охватывает головной мозг в основном в постнатальный период. Главным образом, она заканчивается к 2 годам жизни, но продолжается и позже, у подростков и даже взрослых людей. Уровень рефлекторной активности является индикатором зрелости различных отделов центральной нервной системы. Ребенок появляется на свет, располагая лишь безусловными рефлексами. Связь новорожденного с окружающим миром осуществляется небольшим числом врожденных рефлексов, весьма несовершенных, неточных, вызываемых как внешними, так и внутренними раздражителями. Врожденные рефлексы человека в динамике его онтогенеза обнаруживают свое проявление и завершают созревание в разные сроки. К важной закономерности развивающейся центральной нервной системы относится генерализованная реакция, вызываемая в равной степени раздражением разных зон. Она связана с незрелостью коры больших полушарий и ее тормозных функций, отсутствием четкой фиксации путей распространения возбуждения от рецепторов к соответствующим центрам. Если, например, у новорожденного вызвать сосательный рефлекс прикосновением к губам, то последующие раздражения любого участка кожи лица вызовут сосательный рефлекс. По мере созревания коры рефлексы становятся более локализованными и целенаправленными. В целом же общая направленность развития мозга сводится к следующему: от фазы генерализации – к специализации с одновременной интеграцией специализированных элементов. Формированию интегративной деятельности центральной нервной системы новорожденного предшествует установление в процессе развития морфофункциональных связей между ее многочисленными структурами. Проявлением их созревания служит способность мозга образовывать доминантный очаг, функциональную систему и условный рефлекс. Развитие высших функций мозга невозможно без интеграции мозга в единую систему.
Первый условный рефлекс появляется у ребенка на 2 неделе после рождения (условный сосательный рефлекс на «положение кормления»). В его осуществлении главную роль выполняет комплекс раздражителей от кожного, мышечного, вестибулярного аппаратов, а подкреплением является кормление. В первый год жизни постепенно увеличивается количество условных рефлексов на непосредственные раздражители. С возрастом увеличивается скорость образования условных рефлексов и их сложность. Вначале формируются только вегетативные условные рефлексы, затем двигательные и наконец речедвигательные, которые появляются к концу первого года жизни. Наличие последних не говорит еще о появлении словесного мышления, поскольку нет еще отвлечения и обобщения при помощи слов. В этот возрастной период закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы. Слово еще не выступает как самостоятельный сигнал, оно действует лишь в составе комплексных раздражителей как один из компонентов. Слово вначале имеет второстепенное значение и только постепенно к концу первого года приобретает значение сильного компонента в комплексном раздражителе и, наконец, самостоятельного сигнала. Характерной особенностью первых слов, произнесенных (в порядке подражания) ребенком, является то, что они относятся не к конкретному предмету, а ко всей ситуации в целом. В этом возрасте отдельные объекты и предметы внешней среды ребенок еще не выделяет. К четвертому году жизни развивается процесс обобщения и отвлечения, упрочиваются речевые цепи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.113.71 (0.012 с.) |