ПО ТЕМЕ « РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, КОНСТИТУЦИИ И ВОЗРАСТА В ПАТОЛОГИИ»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ПО ТЕМЕ « РЕАКТИВНОСТЬ И РЕЗИСТЕНТНОСТЬ ОРГАНИЗМА. РОЛЬ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ, КОНСТИТУЦИИ И ВОЗРАСТА В ПАТОЛОГИИ»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

 «ПАТОФИЗИОЛОГИЯ, КЛИНИЧЕСКАЯ ПАТОФИЗИОЛОГИЯ»

Часть 1

Общая патологическая физиология

 

СТУДЕНТА…………………………………………………….

……… КУРСА……….ГРУППЫ

Направление подготовки (специальность)«Лечебное дело» 31.05.01

(уровеньспециалитета), квалификация (степень) «Врач - лечебник»      

 

г. Санкт-Петербург

2020-2021 гг.

УДК 616-091

 

Методическое руководство к практическим занятиям «Рабочая тетрадь: Патологическая физиология» подготовлено преподавателями кафедры патологии и судебной медицины ЧОУВО «СПбМСИ» доктором медицинских наук Мастеровой Е.И., кандидатом медицинских наук Арутюнян А.В., кандидатом медицинских наук Лемещенко.А.В.

 

Научный редактор – заведующая кафедрой патологии и судебной медицины ЧОУВО «СПбМСИ», доктор медицинских наук Бехтерева И.А.

 

Рецензент – профессор кафедры медико-биологических дисциплин ЧОУВО «СПбМСИ», доктор биологических наук Чернышева М.П.

 

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Ученым советом ЧОУВО «СПбМСИ» протокол № 1 от 26.08.2020г.

 

ЗАНЯТИЕ №1

 ПО ТЕМЕ « ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПАТОФИЗИОЛОГИИ. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПАТОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ. ОБЩАЯ НОЗОЛОГИЯ.УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОБЩЕЙ НОЗОЛОГИИ »


Цель занятия:
изучение современных представлений о предмете, задачах и методах патологической физиологии, ее структуре и основных понятиях.

 

Контрольные вопросы

1. Предмет и задачи патофизиологии, ее взаимосвязь с другими дисциплинами. Роль патофизиологии в медицинском образовании.

2. Методы патологической физиологии. Эксперимент, как основной метод патологической физиологии.

3. Краткие сведения из истории патофизиологии. Основные этапы ее развития.

4. Структура учебного курса патофизиологии. Общая патологическая физиология (общая нозология; типовые патологические процессы); частная патологическая физиология.

5. Понятия «здоровье» и «болезнь». Стадии болезни, их характеристика. Исходы болезни. Представление о болезни как о единстве патологических изменений и защитно-компенсаторных реакций. Принципы классификации болезней.

6. Понятия об этиологии, патогенезе и саногенезе. Роль причин и условий в развитии болезней и патологических процессов. Понятия о ведущем звене в патогенезе, «порочных кругах», об этиотропном и патогенетическом методах лечения заболеваний.

7. Понятия о патологической реакции, патологическом процессе, патологическом состоянии.

 

Задания

Выбрать все правильные ответы

 

1. Патологическая физиология изучает:

a) структурные особенности больного организма

b) функции основных систем здорового организма 

c) метаболические процессы в больном организме

d) общие закономерности возникновения, развития, течения и исходов болезней 

 

2. Нозология – это:

 a) учение о причинах возникновения болезни

b) учение об условиях возникновения болезни

c) общее учение о болезни  

d) учение о механизмах возникновения, развития и исходах болезни

e) учение о механизмах выздоровления

 

3. К типовым патологическим процессам относятся:

a) артериальная гипертензия

b) воспаление  

c) лихорадка 

 d) гипоксия   

e) пневмония

 

4. Патологическое состояние – это:

a) состояние, промежуточное между здоровьем и болезнью

b) новое качественное состояние организма

c) медленно развивающийся патологический процесс  

d) простейшая форма патологического процесса

e) понижение трудоспособности организма

 

5. Сочетание патологических и защитно-приспособительных реакций в поврежденных тканях – это:

a) патологическая реакция

b) патологическое состояние

c) патологический процесс  

d) болезнь

e) симптом

 

9. Примером болезни (нозологической единицы) является:

a) лихорадка

b) лейкоцитоз

c) хронический миелолейкоз

d) артериальная гиперемия

e) воспаление

 

10. Слепота после ожога глаз является примером:

a) патологического состояния 

 b) патологического процесса 

c) патологической реакции

 d) нозологической формы (болезни)

e) симптома болезни

 

11. Укажите примеры патологических состояний:

a) гипогликемия в связи с введением больших доз инсулина 

b) рубцовые изменения тканей  

 c) атрофия альвеолярных отростков челюсти в связи с удалением зубов   

d) спазм артериол сердца при тромбозе легочной артерии

e) приобретенный дефект клапанного аппарата сердца  

 

 

20. Продолжительность острого течения заболевания составляет:

a) до 14 дней 

 b) 15-40 дней

c) несколько месяцев

d) несколько лет

 

21. Скрытый период инфекционных болезней называют:

a) латентный период

b) инкубационный период  

c) предболезнь

d) продромальный период

e) период разгара

 

14. Причиной болезни является фактор:

a) способствующий возникновению болезни

b) вызывающий заболевание и придающий ему специфические черты  

c) определяющий неспецифичность болезни

d) влияющий на частоту возникновения болезни

e) влияющий на тяжесть и длительность болезни

 

15. Для возникновения болезни:

a) необходимо действие комплекса условий, в который не всегда входит причина

 b) обязательна наследственная предрасположенность

c) необходима совокупность действия причины и условий

 

17. Изучение патогенеза болезни позволяет ответить на вопрос:

a) что является причиной возникновения заболевания?

b) что способствует развитию болезни?

c) что препятствует развитию заболевания?

d) о механизмах развития заболевание? 

 

18. Начальным звеном патогенеза является:

a) вторичное повреждение

b) обострение заболевания

c) переход в хроническую форму

d) первичное повреждение   

e) формирование порочного круга  

 

Дать развернутые ответы

Здоровье – это

 

Болезнь – это

 

Патологическим процессом называется

 

 

Патологическое состояние – это

 

Патологическая реакция – это

 

 

Этиология – это

 

 

Патогенез - это

 

 

Принципы патогенетической терапии включают:

 

Решить ситуационные задачи

Задача 1

Больной К., 26 лет, обратился к врачу с жалобами на слабость,одышку, кашель с мокротой, субфебрильную температуру (37,3°С). В мокроте у больного обнаружены бациллы туберкулеза. Из анамнеза выяснилось, что туберкулезом больна также сестра К., живущая в другом городе. Установлено также, что больной выполнял тяжелую работу, сопряженную с охлаждением и нерегулярным питанием.

Каким образом можно классифицировать факторы, сыгравшие роль в этиологии развития туберкулеза у данного больного?

 

Задача 2

Пешеход (мужчина 30 лет) был сбит грузовой автомашиной при переходе через улицу.


Какие этиологические факторы могли сыграть роль в получении травмы? Что является главным этиологическим фактором, приведшим к развитию травмы?

 

Задача 3

 У наркотизированной собаки хирургическим путем была произведена экстирпация поджелудочной железы. Через 26 ч после операции у животного было отмечено развитие выраженной гипергликемии. Через несколько суток животное погибло.

Какой вид моделирования патологии был использован? Какова причина гибели животного?

 

 

Темы докладов

1. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления.

2. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем.

3. Понятие о норме как о конкретном оптимуме функционального состояния организма и составляющих его функциональных систем.

4. Роль регуляторного элемента функциональных систем в механизмах возникновения, развития болезни и выздоровления.

ЗАНЯТИЕ №2

 ПО ТЕМА « ПАТОГЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ»

Цель занятия: изучение патогенного действия факторов внешней и внутренней среды.

 

 

Контрольные вопросы

1. Повреждающее действие механических факторов, шума и звука.

2. Действие на организм пониженного атмосферного давления. Горная болезнь.

3. Действие на организм повышенного атмосферного давления. Кессонная болезнь.

4. Болезнетворное действие низкой температуры. Гипотермия.

5. Болезнетворное действие тепловой энергии. Гипертермия. Ожоговая болезнь.

6. Патогенное действие электрического тока.

7. Действие ультрафиолетового излучения на организм.

8. Повреждающее действие излучения лазеров.

9. Патогенное действие ионизирующих излучений.

10. Болезнетворное влияние факторов космического полета

 

Задания

Выбрать все правильные ответы

 

1. Человек испытывает действие пониженного барометрического давления:

1) при восхождении на гору;

2) в специальных барокамерах;

3) при погружении под воду при водолазных работах.

 

2. Гипербария возникает:

1) при восхождении на гору;

2) при погружении под воду при проведении водолазных работ;

3) в барокамере.

 

3. Сатурация развивается при переходе от:

1) нормального давления к повышенному;

2) повышенного давления к нормальному;

3) нормального давления к пониженному.

 

4. Десатурация - это:

1) повышенная растворимость газов в жидких средах организма при действии повышенного атмосферного давления;

2) пониженная растворимость газов в жидких средах организма при действии пониженного атмосферного давления.

 

5. Наибольшим сопротивлением электрическому току обладают (по убывающей):

1) эпидермис;

2) сухожилия;

3) кости;

4) мышцы;

5) нервы.

 

6. Остановка дыхания при электротравме обусловлена:

1) повреждением дыхательного центра;

2) расширением церебральных сосудов;

3) спазмом дыхательной мускулатуры;

4) повышением тонуса блуждающего нерва;

5) нарушением проходимости дыхательных путей вследствие ларингоспазма.

 

7. Токсемическая форма острой лучевой болезни возникает при облучении в дозе:

1) 1-10 Гр;

2) 10-20 Гр;

3) 20-80 Гр.

 

8. Высокой радиочувствительностью обладают следующие ткани:

1) нервная;

2) кроветворная;

3) костная;

4) эпителиальная;

5) лимфоидная;

 

 

9. Для третьей фазы типичной формы острой лучевой болезни характерны:

1) лейкоцитоз;

2) лейкопения;

3) увеличение скорости оседания эритроцитов;

4) анемия;

5) снижение скорости оседания эритроцитов.

 

 

10. Верно утверждение:

1) «отдаленные последствия действия радиации носят неопухолевый характер»;

2) «отдаленные последствия действия радиации носят опухолевый характер»;

3) «отдаленные последствия действия радиации носят неопухолевый и опухолевый характер».

 

11. Тяжесть поражения ионизирующей радиацией зависит от:

1) пола;

2) возраста;

3) температуры окружающей среды;

4) снижение резистентности;

5) времени суток.

 

 

12. Механизм местного действия низкой температуры (отморожения) обусловлен:

1) нарушением реологических свойств крови;

2) нарушением интракапиллярного кровотока;

 3) образованием свободных радикалов;

4) изменением коллоидного состояния тканей;

5) кавитацией.

 

13. Для второй стадии (декомпенсации) гипотермии характерны:

1) мышечная дрожь;

2) брадикардия;

3) сужение периферических сосудов;

4) расширение периферических сосудов;

5) редкое дыхание.

 

14. Гипотермия возникает при:

1) усиленной теплоотдаче и нормальной теплопродукции;

2) усиленной теплопродукции и нормальной теплоотдаче;

3) сниженной теплопродукции и нормальной теплоотдаче;

4) усиленной теплопродукции и сниженной теплоотдаче;

5) сниженной теплопродукции и повышенной теплоотдаче.

 

 

15. Для второй стадии теплового удара характерны:

1) возбуждение коры головного мозга;

2) торможение коры головного мозга;

3) тахикардия;

4) угнетение сосудодвигательного центра;

5) возбуждение сосудодвигательного центра.

 

 

Дать развернутые ответы

Горная болезнь – это

 

 

Кесонная болезнь – это

 

 

Ожог (термический) – это

 

Ожоговая болезнь – это

 

Гипотермия – это

 

 

Гипертермия – это

 

Формы острой лучевой болезни –

 

 

Фазы острой лучевой болезни –

 

Решить ситуационные задачи

Задача 1

Водолаз Т., 26 лет, работая под водой в кислородном изолирующем аппарате, в силу необходимости вынужден был нарушить инструкцию и опуститься на глубину ниже 40 м. При этом у него внезапно развился приступ судорог с потерей сознания. Водолаз был быстро извлечен на поверхность и освобожден от снаряжения. Приступы судорог повторились еще несколько раз, затем были купированы противосудорожными средствами.

Как объяснить патогенез указанных симптомов? Как предупредить их развитие при глубоководных спусках?

 

 

Задача 2

Рабочий К., 38 лет, после аварийного выхода из глубоководья ощутил зуд кожи и сильные колющие боли в мышцах голеней и в коленных суставах. Появились одышка и сердцебиение, наступила слепота.


Симптомы какого заболевания появились у рабочего? Как объяснить механизм этих нарушений? Какую медицинскую помощь необходимо оказать больному?

 

 

Задача 3

При работе с неисправным прибором мужчина получил электротравму. На коже появились небольшие твердые образования серовато-белого цвета, окаймленные волнообразным возвышением. По окружности поврежденной ткани выделяется ветвистый рисунок красного цвета.

Как называется такая реакция на электротравму? При каких условиях она возникает?

 

Задача 4

Альпинист Т., 30 лет, на высоте 5500 м стал отмечать ухудшение самочувствия. Появилась усталость, малоподвижность, сонливость, потеря аппетита, эйфория сменилась депрессией. Дыхание и пульс редкие.


Какая стадия горной болезни развилась у больного? Как изменяется газовый состав и рН крови в эту стадию? Как можно предупредить развитие этого состояния?

 

 

Задача 5

 После облучения человека рентгеновскими лучами в дозе 3,5 Гр анализ крови дал следующие результаты:
Содержание гемоглобина в крови – 80 г/л
Количество эритроцитов – 2,4×1012/л
Количество тромбоцитов – 50,0×109/л
Количество лейкоцитов – 1,8×109/л
В лейкоцитарной формуле отмечается лимфопения.

 

Для какой формы и фазы острой лучевой болезни характерны такие изменения? При каких дозах она возникает? Какие нарушения в органах кроветворения отмечаются у данного больного?

 

Задача 6

 Больной находится в стационаре. У него отмечаются слабость, сухость и шелушение кожи, выпадение волос, снижение артериального давления, снижение аппетита, потеря веса, нарушение репродуктивной функции. При исследовании пунктата костного мозга выявлена гипоплазия кроветворения. В периферической крови – панцитопения. Из анамнеза выявлено, что 5 лет назад был ликвидатором аварии на атомной электростанции.


Какая форма лучевой болезни развилась у данного больного? Какому периоду заболевания соответствует данная клиническая картина? Поражение каких тканей, органов и систем организма можно предположить, судя по клинической картине?

 

ЗАНЯТИЕ № 3

Задания

Выбрать все правильные ответы

 

1. Специфические механизмы реактивности направлены против:

a)конкретного фактора (чрезвычайного раздражителя)

b)различного рода чрезвычайных раздражителей

 

2.Естественная резистентность связана с антителами:

a)материнскими иммуноглобулинами

b)после перенесенного заболевания

c)приобретенными в результате вакцинации

d)полученными в составе сывороток

3. Приобретенная резистентность организма связана с антителами:

a) трансплацентарным поступлением иммуноглобулинов b) после перенесенного заболевания

c) приобретенными в результате вакцинации d) полученными в составе сывороток

4. Активная резистентность организма формируется:

a) при проникновении в организм ребенка материнских иммуноглобулинов

b) после перенесенного заболевания

c) при образовании антител после вакцинации

d) при введении сывороток

5. Пассивная резистентность организма формируется после:

a) попадания в организм ребенка материнских иммуноглобу-
  линов
b) перенесенного заболевания
c) вакцинации
d) введения сывороток

 

6.Синдрому Дауна соответствует кариотип:

a)47, ХХ (13)

b)47, ХY (18)

c)45, ХО

d)47, ХY (21)

7.Синдрому Патау соответствует кариотип:

a)47, ХХ (13)

b)47, ХY (18)

c)45, ХО

d)47, ХY (21)

8.Синдрому Эдвардса соответствует кариотип:

a)47, ХХ (13)

b)47, ХY (18)

c)45, ХО

d)47, ХY (21)

9.Для синдрома Дауна характерно:

a)наблюдается только у мужчин

b)снижение интеллекта

c)высокий рост

d)наличие крыловидной складки на шее

10.Для синдрома Патау характерно:

a)высокий рост

b)врожденные пороки развития органов

c)высокая смертность на 1 году жизни

d)повышенный уровень фенилпирувата в крови

11.Для синдрома Шерешевского-Тернера характерно:

a)наличие крыловидной складки на шее

b)низкий рост

c)мужской фенотип

d)поперечная складка на ладони

12.Для синдрома Клайнфельтера характерно:

a)наличие крыловидной складки на шее

b)высокий рост

c)мужской фенотип

d)склерозирование яичников

 

13.Диатез – это:

a)заболевание

b)тип конституции

c)аномалия конституции

14.Виды диатезов:

a)лимфатико-гипопластический

b)сосудисто-клеточный

c)аутоиммунный

d)экссудативно-катаральный

e)аллергический

 

15.Для старения характерно:

a)ограничение адаптационных возможностей

b)наличие заболеваний

c)причиной является болезнь

d)генетическаязапрограммированность

 

 

16.Темп старения определяется:

a)только воздействием наследственных факторов

b)только воздействием фактором внешней среды

c)воздействием наследственных факторов и действием факторов внешней среды

d)не зависит от вышеперечисленных факторов

17.Ускорению старения способствуют:

a)гиподинамия

b)высокая двигательная активность

c)курение

d)избыточное питание

e)легкое недоедание

 

 

Дать развернутые ответы

 

 

Реактивность – это

 

 

Физиологическая реактивность – это

 

Патологическая реактивность – это

 

Формы реактивности –

 

Резистентность – это

 

Виды резистентности –

 

 

Хромосомные болезни – это

 

Генные болезни – это

 

 

Гериартрия - это 

 

 

Геронтология – это

 

 

Решить ситуационные задачи

 

Задача 1

 Двух крыс: одну интактную, другую после двухсторонней адреналэктомии (удаление надпочечников) помещают в большую банку с водой и наблюдают за тем, как плавают животные. Через 10 - 15 минут адреналэктомированная крыса начинает тонуть и ее извлекают, а другая продолжает плавать еще длительное время.

1. Оцените реактивность и резистентность этих животных по отношению к физической нагрузке.

2. Объясните полученные результаты.

 

Задача 2

Какова вероятность рождения ребенка с гемофилией (в %), если отец страдает этим заболеванием, а мать здорова и не является кондуктором (носителем) гена гемофилии?

1. а) 100% б) 50% в) 25% г) 0% (все дети будут здоровы)

2. По какому типу наследуется это заболевание?

3. Почему у женщины с геном «гемофилии» это заболевание не развивается? 4. Что является основой патогенеза гемофилии?

 

Задача 3

 В медико-генетическую консультацию обратились родители 3-летнего мальчика, имеющего признаки умственной отсталости. У мальчика плоское лицо, косой разрез глаз, открытый рот, короткий нос, плоская переносица. Отмечается килевидная деформация грудной клетки и мышечная гипотония. При дополнительном обследовании выявлен порок сердца.


Какое заболевание развилось у больного? Какие методы выявления наследственной патологии могут быть использованы для постановки диагноза в данном случае?

 

Задача 4

Пробанд – здоровая женщина, ее сестра здорова, а два брата – дальтоники. Мать и отец пробанда здоровы. Бабушка пробанда со стороны матери здорова, дед страдал дальтонизмом. Со стороны отца пробанда больных дальтонизмом не отмечено.

 

Каков тип наследования данного заболевания? Какова вероятность рождения у пробанда больных дальтонизмом детей в браке со здоровым мужчиной?

 

Задача 5

 На консультацию к врачу-невропатологу обратились родители юноши 15-и лет. Их беспокоит вялость, инертность и умственная отсталость сына. Юноша учится в школе для умственно отсталых детей. Объективно: больной высокого роста, евнухоидного телосложения, конечности длинные, половые органы недоразвиты. Со стороны внутренних органов отклонений от нормы не установлено.

 

Какое заболевание наблюдается у больного? Какова причина и механизм его возникновения?

 

 

Задача 6

Муж и жена страдают одним видом наследственной слепоты (признак рецессивен).
Какова вероятность рождения в этой семье слепого ребенка? Каковы особенности наследования заболевания? Какова вероятность рождения здорового ребенка в том случае, если родители страдают разными видами слепоты?

 

 

ЗАНЯТИЕ № 4

Задания

Выбрать все правильные ответы

 

1. Недостаточность цитохрома с является причиной:

a) нарушения генетического аппарата клетки
b) нарушения реализации генетической программы клетки
c) нарушения образования АТФ
d) нарушения транспорта АТФ
e) нарушения использования АТФ
2. Причиной нарушения энергетического обеспечения в клетке
  является повреждение:

a)митохондрий

b)лизосом

c)пероксисом

d)ШЭР

e)ГЭР

3. Недостаточность креатина является причиной:

a)нарушения образования АТФ

b)нарушения транспорта АТФ

c)нарушения использования АТФ

4. Недостаточность карнитина является причиной:

a)нарушения образования АТФ

b)нарушения транспорта АТФ

c)нарушения использования АТФ

5. Причинами недостаточного образования АТФ может быть недостаток:

a)кислорода

b)креатина

c)глюкозы

d)G белка

 

6. Причинами недостаточного транспорта АТФ может быть
  недостаток:
a) кислорода
b) креатина
c) карнитина
d) G белка
7. Повреждение митохондрий является причиной, главным обра-
  зом:
a) нарушения процессов энергообразования
b) нарушения механизмов реализации генетической програм-
  мы клетки
c) нарушения транскрипции
d) нарушения трансляции
8. Ингибирование окислительного фосфорилирования является
  причиной нарушения:

a)энергообразования

b)хранения генетической информации

c)межклеточного взаимодействия

 

9. Повреждение митохондрий является причиной:

a) активации апоптоза

b) нарушения механизмов реализации генетической программы клетки

c) нарушения репликации

d) нарушения механизмов межклеточного взаимодействия

 

10. Повреждение клеточных мембран является причиной:

a) нарушения энергообразования

b) активации апоптоза

c) дисбаланса ионов и воды в клетке

d) нарушения механизмов реализации генетической программы клетки

e) нарушения передачи сигналов

11. Причиной нарушения генетической программы клетки является повреждение:

a)ядра

b)лизосом

c)пероксисом

d)ШЭР

e)ГЭР

12. Причиной дисбаланса воды и ионов в клетке является повреждение:

a)ядра

b)рибосом

c)пероксисом

d)клеточной мембраны

e)ГЭР

13. Причиной нарушения рецепции является повреждение:

a)митохондрий

b)лизосом

c)пероксисом

d)клеточной мембраны

e)ГЭР

14. Причиной окислительного стресса является преобладание:

a)оксидантов над антиоксидантами

b)антиоксидантов над оксидантами

 

15. Окислительный стресс является причиной:

a) нарушения репликации

b) повышения антиоксидантой защиты в клетке

 c) увеличения клеточной проницаемости

 

 

Дать развернутые ответы

Первичное повреждение клетки – это

 

 

 Вторичное повреждение клетки – это

 

Внутриклеточная адаптация к повреждению включает

 

 

Межклеточная адаптация к повреждению включает

 

Паранекроз - это

 

Некробиоз – это

 

Некроз – это

 

 

Апоптоз– это

 

 

Решить ситуационные задачи

Задача 1

В поликлинику обратился пациент для прохождения профосмотра. Жалоб он не предъявлял, при объективном обследовании не было обнаружено патологических отклонений. Для принятия окончательного решения он был направлен в биохимическую лабораторию для сдачи общего анализа крови и мочи. Врач-лаборант выявил выраженный гемолиз эритроцитов, на мазке крови не разрушенные эритроциты имели сферическую форму. При выяснении ситуации установлено, что при заборе крови для разведения использовали гипотонический раствор хлорида натрия.


Нарушение какого структурного элемента клеток вызвало применение гипотонического раствора? Почему оставшиеся эритроциты имели сферическую форму? Каков механизм повреждения структурного элемента эритроцитов?

 

 

Задача 2

Больной Н., 51 год находится в стационаре для уточнения вида патологии печени. Из анамнеза выявлено злоупотребление алкоголем на протяжении более 10 лет. Жалобы: постоянные слабой интенсивности боли в правом подреберье, чувство горечи во рту, непереносимость жирной пищи, слабость, повышенная раздражительность, кожный зуд. Объективно: пациент истощен, кожа слегка желтушна, тургор снижен, на теле – следы расчесов. При пальпации печень выступает из-под края реберной дуги на 2,5 см, поверхность бугриста, болезненна. Отмечается болезненность в правой подвздошной области. Тоны сердца приглушены, аускультативно – акцент второго тона над аортой. Частота сердечных сокращений – 58 ударов/мин, артериальное давление – 140/85 мм рт. ст. Дыхание жесткое, везикулярное, хрипов нет, частота дыхательных движений – 16 в мин. По данным биохимической лаборатории выявлены гипопротеинемия, гипербилирубинемия, гипофибриногенемия. Сдана кровь на выявление маркеров вирусных гепатитов – результаты отрицательны. По данным УЗИ печени – диффузные изменения печеночной паренхимы. Для уточнения диагноза решено произвести морфологическое исследование печени. Результаты гистологического исследование – расширение портальных трактов, лейкоцитарная инфильтрация паренхимы, разрастание соединительной ткани, большинство гепатоцитовгиперхромны, уменьшены в размерах, в них выявляются явления кариопикноза, некоторые клетки фрагментированы. Около 10% гепатоцитов – с признаками набухания, увеличены в размерах.


Какие виды клеточной гибели выявлены при морфологическом исследовании? Каковы возможные пусковые факторы необратимых изменений гепатоцитов? Каковы предполагаемые механизмы реализации клеточной гибели?

 

Задача 3

Для экспериментального моделирования гемолитической анемии мышам вводили фенилгидразин, который, как известно, стимулирует свободнорадикальные реакции в клетках. Через полчаса после введения фенилгидрозина в крови животных было обнаружено снижение количества эритроцитов, присутствие свободного гемоглобина и метгемоглобина.

Объясните возможные механизмы повреждения мембран эритроцитов.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

Задания

Выбрать все правильные ответы

1.Артериальная гиперемия – это:

a)повышенное кровенаполнение органа вследствие увеличения притока крови по артериальным сосудам

b)повышенное кровенаполнение органа вследствие нарушения оттока крови

c)повышенное содержание крови в организме

d)повышение гематокритного показателя

2.Клинические признаки артериальной гиперемии:

a)покраснение

b)цианоз

c)повышение температуры кожных покровов

d)понижение температуры кожных покровов

3.Виды физиологических артериальных гиперемий:

a)рабочая

b)воспалительная

c)постишемическая

d)действие некоторых физических и химических факторов (горчичники, тепло)

e)условно-рефлекторная (краска стыда)

4. Причины патологических артериальных гиперемий:

a)воспаление

b)реперфузия органа

c)действие вакуума

d)рабочая

e)устранение влияния симпатической иннервации сосудов

 

 

5.

Постишемическая гиперемия возникает вследствие:
 

a)

реперфузии органа
 

b)

быстрого откачивания жидкости при асците
 

c)

паралича сосудосуживающих вегетативных нервов или их
 

 

центров

6.

Нейропаралитическая гиперемия возникает вследствие:

       

a)перерезки сосудосуживающих вегетативных нервов

b)после временного прекращения кровообращения

c)под действием вакуума

7.Изменения микроциркуляции при артериальной гиперемии проявляются:

a)расширением артериол

b)сужениемвенул

c)раскрытием нефункционирующих капилляров

 

8.

Повышение температуры при артериальной гиперемии обу-

словлено:

a)

усиленным притоком теплой крови

b)

повышением интенсивности окислительных процессов

c)

подавлением активности дыхательных ферментов

d)

ограничением теплоотдачи

 

9.

Патологическая артериальная гиперемия возникает:
       

a)под действием болезнетворных факторов

b)в органе при физической нагрузке

c)при ушибе мягких тканей

10. Венозная гиперемия может быть вызвана:

a)увеличением притока крови

b)затруднением оттока крови по венам

c)тромбозом вен брюшной полости

11. Этиологические факторы венозной гиперемии:

a)тромбоз вен

b)физическая нагрузка

c)сдавление вен лигатурой, опухолью

d)сердечная недостаточность

 

12. Причины венозной гиперемии в органах брюшной полости:

a)тромбоз воротной вены

b)тромбоз брыжеечных артерий

c)левосердечная недостаточность

d)правосердечная недостаточность

e)цирроз печени

 

Дать развернутые ответы

Артериальная гиперемия – это

 

Примеры артериальных гиперемий:

 

Венозная гиперемия – это

 

Ишемия – это

 

 

Стаз – это

 

Виды стаза

 

«Сладж»-феномен – это

 

Решить ситуационную задачу

Больному 46 лет, в связи со значительным асцитом произведена пункция брюшной полости. После извлечения 5 л жидкости внезапно резко ухудшилось состояние больного: появилось головокружение, развился обморок. Обморок у больного был расценен как проявление недостаточности кровоснабжения головного мозга в результате перераспределения крови.

 

 К каким последствиям в кровоснабжении органов брюшной полости привел асцит у больного?

Почему после пункции брюшной полости произошло перераспределение крови?

 

Практическая работа

ЗАНЯТИЕ № 6

 ПО ТЕМЕ «ВОСПАЛЕНИЕ»

Цель занятия: изучение этиологии, патогенеза и проявлений воспаления.

 

Контрольные вопросы

1.Определение воспаления. Экзогенные и эндогенные причины развития. Роль инфекционного фактора при воспалении.

2.Альтерация, виды, причины возникновения. Зоны альтерации.

3.Особенности обмена веществ и физико-химические изменения в очаге воспаления.

4.Медиаторы воспаления и их роль в развитии воспаления.

5.Фазы нарушений кровообращения в очаге воспаления, механизмы их развития и значение в воспалительном процессе.

6.Экссудация. Факторы, способствующие развитию экссудации. Виды экссудативного воспаления. Характеристика. Биологическая роль экссудации.

7.Эмиграция лейкоцитов. Стадии и механизмы развития. Роль интегринов и селектинов.

8.Фагоцитоз. Стадии фагоцитоза. Роль опсонинов. Бактерицидные и переваривающие системы лейкоцитов. Понятие о «респираторном взрыве». Факторы активации и подавления фагоцитоза.

9.Восстановительные процессы в очаге воспаления. Пролиферация и регенерация.

10.Местные признаки и общие проявления острого воспаления и механизмы их возникновения.

11.Хроническое воспаление. Причины. Отличие от острого воспаления.

12.Классификация воспалений и их характеристика.

13.Принципы противовоспалительной терапии.

14.Биологическая роль воспаления. Соотношение реакций повреждения и защиты в развитии воспаления.

 

Задания

 

Выбрать все правильные ответы

1.Как изменяется рН в очаге воспаления?

a)уменьшается

b)увеличивается

c)не изменяется

2.Как изменяется осмотическое давление в очаге воспаления?

a)уменьшается

b)увеличивается

c)не изменяется

 

3.Какова последовательность нарушений кровообращения в

очаге воспаления?

a)артериальная гиперемия, ишемия, венозная гиперемия, стаз

b)ишемия, артериальная гиперемия, венозная гиперемия, стаз

c)венозная гиперемия, артериальная гиперемия, стаз, ишемия

4.Как изменяется в очаге воспаления тонус артериол под

действиемкининов?

a)увеличивается

b)уменьшается

c)не изменяется

5.Как изменяется в очаге воспаления тонус артериол под действием простагландина Е и простациклина?

a)увеличивается

b)уменьшается

c)не изменяется

6.Как изменяется в очаге воспаления проницаемость сосудистых стенок под действием



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.212.116 (0.016 с.)