Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.



Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы:

Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата.

  Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата.

Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. 

Слабые стороны исследовательских методов

По сравнению с репродуктивными методами исследовательские имеют ряд слабых сторон, не позволяющих сделать их единственными методами обучения, хотя их достоинства иногда склоняют учи­телей к их преувеличению. К слабым сторонам исследовательских методов по сравнению с репродуктивными следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недос­таточную эффективность при решении задач формирования прак­тических умений и навыков, где показ и подражание имеют весьма большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); неприменимость при изучении сложных тем, где крайне необхо­димо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказыва­ется недоступным для большинства школьников. Разумеется, возможны разнообразные пути нивелирования этих слабых сто­рон проблемно-поисковых методов обучения, в частности приме­нение разнообразных вариантов поисковых ситуаций, но в целом необходимость сочетания поисковых методов с другими бесспорна. Практика показывает, что подобное сочетание оказывается необ­ходимым во многих случаях, когда учитель вкрапливает в объ­яснение элементы поисковой деятельности учащихся или, наобо­рот, в процесс самостоятельного поиска знаний вводит непосред­ственное информирование по вопросам, которые недоступны для самостоятельного «открытия» школьниками. Однако это не озна­чает, что всегда необходимо лишь сочетание проблемных и реп­родуктивных методов. Есть такие задачи обучения, такие особен­ности содержания материала, такой уровень подготовленности школьников, при которых могут и должны быть применены собственно репродуктивные или исследовательские методы обучения в чистом виде.

Продукт проектной деятельности

Продуктом проектной деятельности являются сборник  нормативно – правовых документов, регулирующих научно-исследовательскую деятельность и методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе по физике.

 

 

Заключение

Неотъемлемой частью эффективного образования в области физики должна стать исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучений в ходе самостоятельного исследования. Он "отрывает" знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным.

В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода учитель направляет деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний овладения методами научного познания

Тематика и характер исследовательских работ школьника  могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами, сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.                                                                                         

Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности,

необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.                                                                                                     

Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.

Литература:

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.  Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. С. 42-55.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001. – 48

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001. – 103 с.

4. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. – 224 с.

6. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики-М.,1985

7. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

8. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003.

9. Счастная Т. Н. Применение логических законов и правил в научной работе. Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003.

10. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990.

11.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие. – М., 2001. – 144 с.

Приложения

 1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в основной школе

1. Определить роль и место исследовательской деятельности в организации образовательного процесса (базовый, школьный компоненты учебного плана, дополнительное образование, выездные формы и т. д.)

2. Определить теоретическую базу и концептуальную основу организации исследовательской работы со школьниками

3. Выбор предметной области для организации исследований

4. Определить возможности для консультаций в избранной области, внешних организаций и специалистов, которые могут быть привлечены к работе

5. Определить основополагающий вопрос – центральную проблему исследования

6. Выбор перечня возможных тем для организации исследовательской работы

7. Определение объема и тематики теоретического материала, входящего в литературный обзор

     8. Определение списка литературы и иных источников информации при организации работы это могут быть:  

- взрослые (они будут экспертами).

- книги и справочники, энциклопедии.

- специальные телепередачи, видеофильмы.

- компьютеру.

- наблюдение

- эксперимент

Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить.

      9. Определение методик исследования

10. Определение прогнозируемых результатов исследования

11. Планирование хода выполнения работ и его этапов

12. Планирование формы и порядка промежуточного и итогового представления исследовательских работ

     13. Обобщение полученных данных. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были.

     14. Подготовка проекта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.234.141 (0.013 с.)