Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА 8. Общая характеристика рынка
План
1. Сущность, функции, позитивные и негативные черты рынка 2. Структура рынка 3.Сущность, функции и виды инфраструктуры рынка 4. Спрос, предложение и их факторы
1.Сущность, функции, позитивные и негативные черты рынка Рынок - это система отношений товарного и денежного обращения. Субъектами рынка выступают с одной стороны производители (продавцы), а, с другой потребители (покупатели). Субъектами рынка выступают домохозяйства, фирмы, государство как национальной, так и зарубежной экономики. Объектами рыночных отношений являются товары и деньги. Объективной основой рынка является существование товарного производства, для которого в свою очередь, характерно наличие высокого уровня общественного разделения труда и экономическое обособление производителей. Условия функционирования рынка следующие: разделение труда и специализация; достаточная емкость рынка (платежеспособный спрос); способность цен динамично изменяться под воздействием спроса и предложения; свободный обмен товарами и услугами; конкуренция между товаропроизводителями; развитая кредитно-денежная система. Основные функции рынка: - регулирующая - регулирует производство товаров и услуг; -контролирующая - определяет общественную значимость произведенного продукта и затраченного на их изготовление труда; -информационная - информирует о состоянии дел в хозяйственной жизни; посредническая; -санирующая; -ценообразующая.
Преимущества (позитивные черты) рынка: 1) эффективное распределение экономических ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров и услуг; 2) возможность функционирования при наличии ограниченной информации; 3) гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям; 4) оптимальное использование результатов НТР, умение предпринимателей идти на риск; 5) свобода действий потребителей и предпринимателей; 6) способность удовлетворять разнообразные потребности, повышать качество товаров и услуг. Недостатки (негативные черты) рынка: 1) не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; 2) не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; 3) не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного потребления;
4) не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода; 5) не обеспечивает фундаментальных исследований; 6) подвержен нестабильному развитию; 7) ориентирован не на производство социально-необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги.
Структура рынка Рынок как системное экономическое явление характеризуется специфической структурой. Структура, в свою очередь определяется в соответствии с тем или иным критерием выделения отдельных его элементов. В экономической теории выделяют следующие виды структур. По территориальному признаку выделяют местный или локальный рынок, национальный или внутренний рынок и мировой или внешний. Локальный или местный рынок - это взаимоотношения продавцов и покупателей в границах территории, определяемой экономической целесообразностью доставки товара. Примеры: рынок печеного хлеба, парного молока, цветов, зелени, жилищно-коммунальных услуг и т.п. Национальный рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей, при котором товар экономически целесообразно перемещать по территории страны, т.к. за время перевозки не ухудшаются его потребительские свойства, а затраты на перевозку могут быть возмещены ценой товара. Примеры: рынок металлов, машин, стройматериалов и т.п. Мировой рынок - это взаимоотношение продавцов и покупателей товара, который экономически целесообразно перемещать по различным странам, в силу их отсутствия или же различной производительности при их производстве. Пример: рынок топливно-энергетических ресурсов, минерального сырья, драгоценных металлов и т.п. Наиболее глубинный структурообразующий фактор - экономическое назначение объектов рыночных отношений. С данной точки зрения выделяют следующие виды рынков: 1. рынок средств производства. Его особенности: на нем меньше покупателей, они крупнее и сконцентрированы географически, спрос на средства производства определяется спросом на соответствующих предметы потребления, торговые операции осуществляются в основном посредством биржевой торговли.
2. рынок потребительских товаров и услуг для личного потребления. Его особенности: значительное влияние культурных, этнических, религиозных, географических и иных социальных факторов. Учет факторов личного порядка: возраст, экономическое положение, профессия и т.п. Большое влияние психологических факторов: мотивация, величина потребления, знание полезности и т.п. 3. рынок рабочей силы или рынок труда. Продажа рабочей силы осуществляется в форме найма на работу и сопровождается заключением договора. 4. рынок капитала, валютный рынок и рынок золота. Рынок капитала выступает в виде рынка ссудного капитала. На рыке валютном осуществляются операции по покупке, продаже или обмену валюты и платежных документов (чеки, векселя, аккредитивы). Параллельно с валютным рынком функционирует рынок золота. В зависимости от возможности отдельных производителей влиять на рыночные цены выделяют: - рынок совершенной конкуренции, на котором один продавец или покупатель не могут существенно влиять на цену, и рынки несовершенной конкуренции, где имеется возможность воздействовать на уровень цены; - рынок несовершенной конкуренции, в свою очередь, разграничивается на рынок чистой монополии, рынок олигополии и рынок монополистической конкуренции. Каждый из них характеризуется своими специфическими чертами; - рынок совершенной конкуренции характеризуется множеством покупателей и множеством продавцов. На нем продаются стандартизированные товары, вход на рынок свободен для каждого продавца и действует принцип подстраивания под сложившуюся цену; - рынок, на котором действует несколько фирм и вступление в который новых фирм затруднено, называется олигополией. Производители могут сотрудничать или конкурировать; - рынок, на котором действует много фирм и проникновение новых не ограничено, а предлагаемый товар или услуга дифференцированы по качеству, оформлению называется рынком монополистической конкуренции. На таком рынке каждая фирма предлагает особую марку или вариант товара, отличный от других товаров данного вида; - рынок, имеющий только одного продавца и множество покупателей называется чистой монополией. Продукт, предлагаемый монополистом не имеет близких заменителей, а вступление в отрасль других производителей заблокировано. Теоретически модель чистого монопольного рынка условна, ибо ей также присущи некоторые формы конкуренции: потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей; конкуренция нововведений, связанная с совершенствованием качества товаров и технологии его производства. Такие новшества могут быть получены любыми исследовательскими или производственными фирмами; конкуренция товаров-заменителей, способных снизить спрос на товары, производимые данной монополией; конкуренция импортных товаров в условиях возможности проникновения на рынок товаров зарубежного производства. Рынок, имеющий только одного покупателя и множество продавцов называется монополист. Рынок, на котором единственному продавцу противостоит единственный покупатель, т.е. монополисту противостоит монополист называется двусторонней монополией. Состояние дел на каждом рынке характеризуется таким понятием как конъюнктура. Конъюнктура - это совокупность условий и обстоятельств, воздействующих на ход осуществления и результаты функционирования рынка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.152.38 (0.006 с.) |