Конкуренция - это соперничество субъектов экономики за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции с целью получения большей прибыли.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция - это соперничество субъектов экономики за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции с целью получения большей прибыли.



В процессе конкуренции между субъектами возникают устойчивые связи, которые приобретают форму закона конкуренции. ЗК – устойчивые связи между экономическими субъектами в борьбе за наиболее выгодные условия производства и реализации продукции.

С точки зрения обеспечения работы рынка закон конкуренция выполняет следующие функции:

- ценообразующая – конкуренция влияет на уровень индивидуальных затрат, которые впоследствии определяют уровень ОНЗ и цен;

- регулирующая: воздействует на предложение товаров, таким образом, чтобы оно максимально отвечало потребностям потребителей;

- аллокационная или функция размещения. Ресурсы и произведенные продукты всегда, в конечном счете, концентрируются там, где они могут обеспечить наибольшую отдачу;

- инновационная или адаптационная. Благодаря конкуренции производственные факторы ориентированы на повышение производительности труда. Под воздействием конкуренции все» технически» возможное скоро становится и производственной реальностью;

- дифференциации производителей;

- контролирующая функция. При наличии реальной конкуренции ни один поставщик или потенциальный покупатель не может добиться господствующего положения на рынке и диктовать свои условия его участникам.

 

Конкуренция сопровождается как позитивными, так и негативными последствиями.

Последствия конкуренции:

Позитивные: способствует развитию НТП; вынуждает экономить ресурсы и способствует снижению цен; ведет к повышению качества продукции и улучшению обслуживания; выравнивает норму прибыли и уровень заработной платы в различных сферах экономики.

Негативные: создает условия для безработицы, инфляции и банкротства отдельных предприятий; ведет к увеличению дифференциации доходов и создает условия для их несправедливого распределения; выступает фактором монополизации экономики.

 

2.Виды конкуренции и методы конкурентной борьбы

Виды конкуренции:

В зависимости от методов осуществления конкуренции выделяют:

1. Ценовая и неценовая.

Ценовая, т.е. реализация товаров и услуг по более низким ценам, чем конкурент. Снижение цен происходит за счет снижения затрат или уменьшения прибыли;

Неценовая - преимущество достигается за счет неценовых факторов: предлагаются более качественные товары, более надежные, более производительные, с большим сроком службы, экологически чистые;

2. Добросовестная и недобросовестная

Добросовестная осуществляется законными средствами.

Недобросовестная ведется противозаконными методами. Это, например, продажа по ценам ниже себестоимости, установление контроля за деятельностью конкурента, неправильная информация и реклама, имитация товара и другие.

3. В зависимости от отраслевой принадлежности производителя: внутриотраслевая; межотраслевая; международная.

 4.В зависимости от количества производителей и от условий выхода на рынок: совершенная, полная или чистая конкуренция; несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – это рыночная ситуация, когда предприятия или объединения предприятий, производят такое количество продукции, которое позволяет воздействовать на цену. Главный признак несовершенной конкуренции – способность отдельных участников влиять на цены и получать дополнительную прибыль.

Показатели монопольной власти:

Индекс Херфиндаля- Хиршмана

HHI =  P = P + P  + P … P

Методы конкурентной борьбы.

1. Ценовые методы.- конкуренция, в которой в качестве средства борьбы используются цены.

Виды цен: монопольно высокие, монопольно низкие, демпинговые, дискриминационные.

2. Неценовые методы.

А.Конкуренция по продуктам

  Б. Конкуренция по условиям продаж

3. Методы недобросовестной конкуренции, т.е. использование запрещенных правом методов конкуренции.

 

3. Условия возникновения, сущность и основные формы монополий

Монополия в широком понимании означает исключительное право субъекта владеть чем-либо или осуществлять какой-либо вид деятельности.

Монополистом может быть государство, регионы, центральные экономические ведомства, министерства, государственные и частные предприятия, а также отдельные предприниматели. Обычно монополизм связывают с крупными и крупнейшими предприятиями или корпорациями.

Экономическая монополия это крупное предприятие ( объединение), господствующее в производстве и на рынке и получает монопольно высокую прибыль.

 «Моно» в переводе с греческого означает один, «полиу» – продаю. Поэтому дословный перевод термина монополия – один продаю. Разумеется, что это некоторое теоретическое преувеличение, поскольку такое состояние рынка сравнительно легко может быть преодолено. В реальной практике большинства стран монополиями признаются предприятия, которые занимают 35% рынка.

Каковы же исторические условия возникновения монополий:

1) развитие свободной конкуренции и рост концентрации и централизации капитала, которые привели к качественным изменениям в технике, технологии и структуре производства;

2) эффект масштаба производства;

3) возникновение акционерных обществ.

Эти исторические условия привели к тому, что на рубеже ХIХ-ХХ вв. на смену эпохе капитализма свободной конкуренции пришла эпоха монополистического капитализма. В экономике основная роль перешла к монополиям и олигополиям. Возникновение и развитие монополий внутри национальных экономик привело впоследствии к образованию монополий международных.

Классификация монополий.

1. По характеру возникновения:

– монополия отдельного предприятия

– монополия как соглашение;

– монополия, основанная на дифференциации продукта.

2. По сфере и причинам возникновения:

– естественная монополия

– административная ( вследствие действий государства)

 -экономическая ( экономические причины).

Основные организационные формы экономических монополий.

На основе акционерных обществ создаются такие основные формы монополий и олигополий как картели, синдикаты, тресты, многоотраслевой концерн, конгломерат, консорциум.

 Картель – объединение предприятий одной отрасли на основе договорных цен, рынках сбыта и доли в объемах производства. Синдикат- объединение предприятий одной отрасли, утрачивающих коммерческую самостоятельность. Трест – это такое акционерное общество, в котором предприятия утрачивают коммерческую и производственную самостоятельность. Преимущественно сливаются предприятия одной отрасли.

В наше время картели, синдикаты и тресты утратил свое значение. На основе диверсификации производства появились новые формы: концерн, конгломерат, консорциум.

Концерн - это крупная корпорация, включающая функционально связанные предприятия различных отраслей , при этом головная фирма осуществляет финансовый контроль.

Конгломерат – крупный  комплекс предприятий, объединяющий технологически не связанные предприятия различных отраслей с широкой автономией. Конгломераты образуются на основе концернов при широком поглощении средних и малы предприятий.

Консорциум – объединение предприятий на основе временного соглашения для реализации краткосрочных проектов.

Антимонопольная политика.

В странах с рыночной с рыночной экономикой есть две силы, которые противодействуют монополии. 1 – Государство, регулирующее деятельность монополий и 2. –конкурентная борьба между самими монополистами.

Против предприятий –монополистов государство проводит антимонопольную политику. АП – комплекс мероприятий, разрабатываемых государством направленных на прекращение, предупреждение и ограничение деятельности монополий.

Основная цель АП – защита конкурентной среды. Поэтому на современном этапе антимонопольная политика трансформировалась в конкурентную политику КП – это система мер государства по созданию и защите конкурентной среды.

Методы осуществления антимонопольной политики:

- правовые( принятие правовых и нормативных актов);

- организационно- контролирующие ( мониторинг, проверки, проведение экспертиз и др.);- административные ( штрафы, санкции, принудительный раздел субъектов);

- профилактическо-разъяснительные ( информирование, рекомендации..)

Антимонопольное законодательство в России

Основными законами, регулирующими монополии, являются:

Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (с изм.);

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции";

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (с изм. и доп.)

Федеральный закон от 9 июля 1999 г. N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с изм. и доп.)

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»

Основные направления антимонопольной политики:

- Регулирование цен. Государство устанавливает цены или их предельные уровни на газ, электроэнергию, железнодорожные перевозки, транспортировку нефти, коммунальные услуги и другие товары и услуги. Цены определяется централизованно для всей страны, но в большинстве случаев решения принимаются региональными комиссиями для своих областей или республик.

- Установление предельных норм рентабельности для производителей, контролирующих более 35% рынка.

- Недопущение формирования новых монополий. ФАС контролирует слияние крупных предприятий, пресекает сговоры, не допускает системы участий и личных уний.

- Недопущение ограничения конкуренции со стороны местных властей.

     



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.110.106 (0.006 с.)