Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Товар и его свойства, стоимость и цена
Результатом товарного производства является товар. Товар - это продукт труда, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности и предназначенный для обмена. Товар является центральной категорией при характеристике товарного производства, однако исторически товару предшествует категория благо. Благо - это все то, что имеет положительный смысл и удовлетворяет потребности людей. А. Маршалл под благом понимал все желаемые нами вещи. Все блага делятся на материальные и нематериальные; Материальные - естественные блага, продукты производства; Нематериальные - это блага, воздействующие на развитие способностей человека. В свою очередь выделяют две подгруппы нематериальных благ: Внутренние - блага, данные человеку природой; Внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей Экономические блага - блага, являющиеся результатом экономической деятельности. Неэкономические - предоставляются природой без приложения человеческих усилий. Специфической формой экономического блага является товар. Товар – это продукт труда, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности и предназначенный для обмена. Товары классифицируются по различным признакам: по отраслевой принадлежности, по степени важности и др. Товар обладает двумя свойствами: 1. способностью удовлетворять человеческие потребности; 2. пригодностью к обмену. Первую в экономике принято называть потребительной стоимостью. Этим свойством обладает любой товар. Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном производстве: там продукты обладают потребительной стоимостью для самих производителей, в условиях товарного производства - для других членов общества, т.е. потребительная стоимость является общественной. Потребительная стоимость составляет богатство любого общества и имеет три формы проявления: - количество; - натуральная форма; - качество, т.е. степень полезности данной потребительной стоимости. В качестве товара выступают и услуги, однако, они имеют свои особенности: 1) характеризуются единством производства и потребления; 2) в процессе их предоставления изменяется ранее созданная потребительная стоимость.
Потребительная стоимость, как мы отметили выше, имеет общественный характер, а это означает, что товар должен иметь еще одно свойство - способность обмениваться на другие товары. Это свойство называется меновой стоимостью. Меновая стоимость - это способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях. Категории потребительная и меновая стоимость введены в научный оборот много столетий назад и использовались уже в период античности. В основе меновой стоимости лежит другое явление, называемое стоимостью. Но как же определить стоимость? Д. Рикардо отмечал, что в экономической литературе ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как неточность и неопределенность понятия стоимость. В течение ХVIII и ХIХ веков сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товаров: 1) трудовая теория стоимости, при которой стоимость сводится к труду затраченному на производство товара и величина стоимости при этом определяется величиной рабочего времени, которое необходимо для производства товаров; 2) теория предельной полезности, в соответствии с которой, стоимость товара определяется предельной полезность или полезностью для потребителя последнего производимого блага. 3) компромиссная теория, в соответствии с которой стоимость определяется как затратами на производство товаров, так и их полезностью. Величина стоимости товара. Величина стоимости товара в различных концепциях определяется по разному, однако, учитывая, что процесс создания товара осуществляется во времени, величина стоимости измеряется количеством рабочего времени, затраченного на его производство. Именно так определяется величина стоимости в рамках трудовой стоимости. Однако если будут учитываться индивидуальные величины времени производителей, то на рынке один и тот же товар будет иметь разную стоимость, с другой стороны тот, кто работал бы лучше получал за свой товар меньше. Такого быть не может. Поэтому величина стоимости определяется общественно-необходимым рабочим временем, т.е. таким, которое в среднем необходимо для производства товара при данном уровне развития производительных сил (таблица 1.).
Таблица 1. - Формирование общественно-необходимого рабочего времени
Стоимость и производительность. Стоимость зависит не только от массы труда, но и от производительности, которая включает в себя два элемента: производительную силу и интенсивность труда. Каждый из них по-разному влияет на величину стоимости товара. При увеличении производительной силы труда стоимость единицы товара уменьшается, так как при этом происходит уменьшение затрат живого труда, а при увеличении интенсивности труда затраты труда на производство единицы продукции остаются без изменения. Величина стоимости определяется рабочим временем, причем не индивидуальным, а обшественно-необходимым. Это время не устанавливается каким-либо органом, оно формируется стихийно на рынке в результате сопоставления ряда индивидуальных затрат. Здесь действует закон стоимости.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.211 (0.006 с.) |