Товар и его свойства, стоимость и цена



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Товар и его свойства, стоимость и цена



Результатом товарного производства является товар.

Товар - это продукт труда , удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности и предназначенный для обмена. Товар является центральной категорией при характеристике товарного производства, однако исторически товару предшествует категория благо.

Благо - это все то, что имеет положительный смысл и удовлетворяет потребности людей. А. Маршалл под благом понимал все желаемые нами вещи. Все блага делятся на материальные и нематериальные;

Материальные - естественные блага, продукты производства; Нематериальные - это блага, воздействующие на развитие способностей человека.

В свою очередь выделяют две подгруппы нематериальных благ:

Внутренние - блага, данные человеку природой; Внешние - это то, что дает внешний мир для удовлетворения потребностей

Экономические блага - блага, являющиеся результатом экономической деятельности.

Неэкономические - предоставляются природой без приложения человеческих усилий.

Специфической формой экономического блага является товар.

Товар – это продукт труда, удовлетворяющий какие-либо человеческие потребности и предназначенный для обмена.

Товары классифицируются по различным признакам: по отраслевой принадлежности, по степени важности и др.

Товар обладает двумя свойствами:

1. способностью удовлетворять человеческие потребности;

2. пригодностью к обмену.

Первую в экономике принято называть потребительной стоимостью. Этим свойством обладает любой товар. Следует отличать потребительную стоимость товара от потребительной стоимости продукта в натуральном производстве: там продукты обладают потребительной стоимостью для самих производителей, в условиях товарного производства - для других членов общества, т.е. потребительная стоимость является общественной.

Потребительная стоимость составляет богатство любого общества и имеет три формы проявления:

- количество;

- натуральная форма;

- качество, т.е. степень полезности данной потребительной стоимости.

В качестве товара выступают и услуги, однако, они имеют свои особенности:

1) характеризуются единством производства и потребления;

2) в процессе их предоставления изменяется ранее созданная потребительная стоимость.

Потребительная стоимость, как мы отметили выше, имеет общественный характер, а это означает, что товар должен иметь еще одно свойство - способность обмениваться на другие товары. Это свойство называется меновой стоимостью.

Меновая стоимость - это способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях. Категории потребительная и меновая стоимость введены в научный оборот много столетий назад и использовались уже в период античности.

В основе меновой стоимости лежит другое явление, называемое стоимостью.

Но как же определить стоимость? Д. Рикардо отмечал, что в экономической литературе ничто не порождало так много ошибок и разногласий, как неточность и неопределенность понятия стоимость. В течение ХVIII и ХIХ веков сформировались основные концепции экономистов по вопросу о стоимости товаров:

1) трудовая теория стоимости, при которой стоимость сводится к труду затраченному на производство товара и величина стоимости при этом определяется величиной рабочего времени, которое необходимо для производства товаров;

2) теория предельной полезности, в соответствии с которой, стоимость товара определяется предельной полезность или полезностью для потребителя последнего производимого блага.

3) компромиссная теория, в соответствии с которой стоимость определяется как затратами на производство товаров, так и их полезностью.

Величина стоимости товара.

Величина стоимости товара в различных концепциях определяется по разному, однако, учитывая, что процесс создания товара осуществляется во времени, величина стоимости измеряется количеством рабочего времени, затраченного на его производство. Именно так определяется величина стоимости в рамках трудовой стоимости. Однако если будут учитываться индивидуальные величины времени производителей, то на рынке один и тот же товар будет иметь разную стоимость, с другой стороны тот, кто работал бы лучше получал за свой товар меньше. Такого быть не может. Поэтому величина стоимости определяется общественно-необходимым рабочим временем, т.е. таким, которое в среднем необходимо для производства товара при данном уровне развития производительных сил (таблица 1.).

 

Таблица 1. - Формирование общественно-необходимого рабочего времени

 

Группа производителей Количество произведенных пар обуви Индивидуальные затраты рабочего времени на одну пару, ч. Индивидуальная денежная оценка 1 пары ОНРВ 1пары Общественная оценка 1 пары Отклонения в гривнах
I 70 10 70 10 70 -
II 20 12 84 10 70 -14
III 10 8 56 10 70 +14

 

Стоимость и производительность.

Стоимость зависит не только от массы труда, но и от производительности, которая включает в себя два элемента: производительную силу и интенсивность труда. Каждый из них по-разному влияет на величину стоимости товара.

При увеличении производительной силы труда стоимость единицы товара уменьшается, так как при этом происходит уменьшение затрат живого труда, а при увеличении интенсивности труда затраты труда на производство единицы продукции остаются без изменения.

Величина стоимости определяется рабочим временем, причем не индивидуальным, а обшественно-необходимым. Это время не устанавливается каким-либо органом, оно формируется стихийно на рынке в результате сопоставления ряда индивидуальных затрат. Здесь действует закон стоимости.

 



Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.95.208 (0.017 с.)