Зайцев Василий Александрович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зайцев Василий Александрович



 

«Храбр тот, кто умеет повиноваться… Старайся перехитрить врага… Первый увидел — победил… Атаковать внезапно, используя все: солнце, облачность, высоту, складки и фон местности… Воюй с горячим сердцем и холодной головой… Береги в бою своего товарища… Знай самолеты врага, в каком ракурсе выгоднее всего сбить… Главное, не трусить, струсишь— будешь сбит… Важное условие победы — непрерывная учеба, бой — это проверка выучки огнем. Кто учится — победит, отстанет — будет сбит», — эти сентенции, вобравшие в себя премудрости тактики летчика‑истребителя и рыцарского кодекса, принадлежат крестьянскому сыну из‑под Коломны, не имевшему даже среднего образования, выдающемуся воздушному бойцу, одному из первых дважды Героев Советского Союза, лично и в группе сбившему 53 вражеских самолета, мудрому воинскому воспитателю, командиру блестящего 5‑го гвардейского иап Василию Александровичу Зайцеву.

Командиру удалось сохранить и укрепить в полку ту благоприятную морально‑психологическую атмосферу, которая позволяла каждому летчику поверить в свои силы и максимально раскрыть возможности в воздушном бою. И хотя срок «стажировки» в полку для новичка, имеющего несколько часов налета, был краток — не больше месяца, но ее насыщенность и основанная на индивидуальности методика давали прекрасные результаты.

Труднее всего далось Василию Александровичу испытание «медными трубами» — переход к мирной жизни. Прекрасный организатор воздушного боя, один из лучших асов второй мировой войны, он не нашел в себе сил на послевоенную службу, когда расположение начальства, умение выслуживаться ценились порой выше чести, опыта и ума.

Он родился 10 января 1911 г. в деревне Семибратское Коломенского уезда Московской губернии, в семье бедных крестьян. В 15 лет поступил в ФЗУ завода «братьев Струве», известного ныне как Коломенский тепловозостроительный завод им В. В. Куйбышева. По путевке комсомола был принят в Луганскую военно‑авиационную школу пилотов. В школе обратили внимание на немногословного, хорошо скоординированного и толкового парня «с руками» и оставили его инструктором. В 1936 г., на третьем году службы инструктором, Зайцев попал в Борисоглебскую военную авиационную школу, на Курсы усовершенствования командиров звеньев, после окончания которых получил направление в строевую авиачасть.

Война застала капитана Зайцева в Прибалтике. Подняв свою эскадрилью в воздух в первые минуты войны и сохранив ее боеспособность в тяжелейших приграничных сражениях, он открыл свой боевой счет 7 июля, а к концу августа имел уже 6 сбитых машин. Под Вязьмой судьба привела его группу на аэродром 129‑го иап, и вскоре ослабленный полк пополнился опытнейшей эскадрильей «родных» капитана Зайцева. Уверенный в себе, ищущий противника воин, человек беспредельной отваги, тактически грамотный летчик, в чьих руках тяжелый «лагг» превосходил юркого «худого», остроумный собеседник и скромный товарищ, он сразу завоевал авторитет среди соратников.

Памятный бой с тремя девятками Ю‑88 состоялся 29 декабря 1941 г. Надо заметить, что Ю‑88, в начале войны часто ходившие без прикрытия, обладали, наряду с высокой, до 500 км/час, скоростью, значительной огневой мощью: 3‑4 пулемета МГ‑15 или даже двуствольные МГ‑81 и 1‑2 МГ‑131 калибром 13 мм. 12 ЛаГГов, ведомые Зайцевым, сбили в этом бою 11 Ю‑88. Сам Зайцев и И. Мещеряков уничтожили тогда по 2 самолета. Методика атак была принята еще на земле: подлет снизу на форсаже, длинная очередь из пулеметов по подфюзеляжной гондоле, выключающая стрелка и с короткой дистанции очередь из пушки по кабине или по одному из моторов.

В сентябре 1942 г. гвардии майор Зайцев был назначен командиром полка, ставшего к тому времени 5‑м гиап.

В ноябре 1942 г. полк перевооружается на Ла‑5. Зайцев первым взлетает на новой машине, и уже во втором вылете проделывает на ней сложный каскад фигур, четко сажает ее и бросает подбежавшим к самолету летчикам: «Теперь легче».

В боях в средней излучине Дона, над Кантемировкой, когда за месяц с 16 декабря по 16 января полк одержал 45 побед, весомым оказался вклад командира, сбившего 6 самолетов (2 Хе‑111, 2 Ю‑52, Ю‑88, Ме‑109).

Позднее, под Харьковом и Белгородом, выполняя задачи по прикрытию штурмовиков, Василий Александрович сбил 8 самолетов противника (2 Ю‑87, Ю‑88, 4 Ме‑109 и ФВ‑190). В самом конце 1943 г., по настоянию командующего 17 ВА генерал‑лейтенанта В. Судца, Зайцев был назначен заместителем командира 207‑го иад, а спустя полгода полковник Зайцев стал заместителем командира 1‑го Гвардейского смешанного авиакорпуса (позднее 2‑й гиак).

Последнюю победу он одержал на Ла‑7 в феврале 1945 г., сбив ФВ‑190 на встречных курсах, а последний боевой вылет на штурмовку эсэсовских частей под Дрезденом выполнил 8 мая 1945 г.

Полковник Зайцев совершил 427 боевых вылетов, провел рекордное количество воздушных боев — 163, сбил 34 самолета противника лично и 19 — в группе.

Подарок генерала Плиева — племенной конь — явился причиной тяжелой травмы, полученной Зайцевым; при падении с коня он сломал ногу. Сложный перелом, ревнивая зависть военных чиновников к дважды Герою были причиной его ранней, в 1946 г., отставки.

Выйдя в отставку, Василий Александрович вернулся в Коломну, где, окруженный любовью земляков, работал, вел общественную работу. Тоска по авиации привела его было в аэроклуб, но легкие учебные самолеты не могли удовлетворить прославленного аса… Он умер в Коломне в середине мая, когда ее старинные дома исчезают в кипени молодой листвы и сирени, струящийся воздух прозрачен, а ветер с Оки особенно мягок и свеж. Ему едва минуло 50.

Дважды Герой Советском Союза (5.9.42; 24.8.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, Богдана Хмельницкого 2‑й ст., Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Зеленкин Михаил Михайлович

 

Родился 20 сентября 1920 г. на станции Руденск Минской губернии. Окончил Витебское художественное училище. Работая в Минске, окончил аэроклуб, а в 1941 г. — Батайскую военную авиационную школу.

С сентября 1941 г. участвовал в боях на Калининском, Западном, Волховском, 1‑м и 2‑м Белорусских фронтах. С лета 1944 г. воевал на Як‑3. За совершенные к августу 1944 г. командиром звена 156‑го иап (215 иад, 8 иак) ст. лейтенантом Зеленкиным 218 боевых вылетов, сбитые лично 19 и в группе 3 самолета противника он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего за войну майор Зеленкин выполнил 326 боевых вылетов на И‑16, ЛаГГ‑3, Ла‑5, Як‑3, лично сбил 28 и в группе 4 самолета противника.

Сразу после войны демобилизовался и вернулся к профессии художника. Впоследствии стал членом Союза художников СССР. В 1954 г. окончил Белорусский институт народного хозяйства. Жил и работал в Минске. Умер в 1993 г.

Герой Советского Союза (15.5.46). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 3‑й ст., Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Зеленов Николай Андрианович

 

Его короткая славная жизнь словно зеркало отразила величие и трагизм эпохи… Отца своего он не помнил — тот умер вскоре после его рождения в 1917 г., от ран, полученных на «германской» войне. Мать Зеленова была первым председателем колхоза в деревне Поповке, затерянной среди костромских лесов, там, где безвестная Шача впадает в Волгу. Мальчишкой в лютый мороз и метель, погожим днем и в распутицу Николай бегал в школу за 7 километров в райцентр Красное. Не в этом ли мальчишечьем подвижничестве закладывались основы не только отличных физических качеств будущего воина, но и стойкость характера? После окончания 7 классов паренек учился в Костромском землеустроительном техникуме, потом работал землемером на Украине. Здесь ему однажды собственноручно довелось вступить в бой с классовым врагом. На всю жизнь остался у него шрам от ножа — память о той схватке.

В 1938 г. он оканчивает Луганскую военную авиационную школу пилотов, а затем продолжает службу в 154‑м иап (с ноября 1942 г. — 29 гиап) Ленинградского ВО. Зимой 1939/1940 г. он участвовал в боях с финнами, совершил более 10 вылетов на штурмовку.

О своей боевой мощи он заявил сразу после перевооружения полка с И‑16 на более совершенный истребитель П‑40Е — «Вохаук». В течение 1, 6, 30 апреля и 1 мая 1942 г. он одерживает беспрецедентную серию исключительно двойных побед, лично сбив 5 Ю‑88, Ю‑87, Ме‑109Ф и Хш‑126. 4 двойные победы подряд!

Всего до своей гибели под Выборгом 25 июня 1944 г. комэск 29‑го гиап капитан Зеленев провел более 500 боевых вылетов на И‑16, «Вохауке», Як‑7Б и Як‑9, сбил 24 самолета противника лично и 10 — в группе. Среди лично сбитых им самолетов 10 Ю‑88.

Герой Советского Союза (10.2.43). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Зиборов Василий Михайлович

 

Родился 19 апреля 1923 г. в селе Надежда Ставропольской губернии. Окончил 8 классов и аэроклуб в Ставрополе. Качинскую военную авиационную школу окончил уже во время войны, в 1942 г.

Вскоре после окончания училища попал на фронт. Сражался в составе 402‑го, а с начала 1943 г. — 485‑го иап (позднее 72 гиап) на Северо‑Западном, 1‑м и 2‑м Прибалтийских, 3‑м Белорусском фронтах.

Свою первую победу Зиборов одержал на ЛаГГ‑3, сбив Ме‑109. В 1943 г. на Як‑1 сбил 4 неприятельских самолета… Беда подстерегла его на земле — тяжелая, не связанная с полетами травма. Большинство своих побед летчик одержал после возвращения из госпиталя, на «Аэрокобре», сражаясь на 3‑м Белорусском фронте.

Всего за войну комэск 72‑го гиап (5 гиад, 11 иак, 3 ВА) гвардии капитан Зиборов провел 180 боевых вылетов и 38 воздушных боев, где лично сбил 20 самолетов противника.

В 1948 г. он окончил Липецкие офицерские курсы. Служил в ВВС, летал на реактивных и сверхзвуковых машинах. Демобилизовался в 1960 г. в звании полковника. Работал в Симферопольском аэропорту, живет в Симферополе.

Герой Советского Союза (18.8.45). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., 2 орденами Красной Звезды, медалями.

Зудилов Иван Сергеевич

Он был одним из лучших летчиков‑истребителей страны в самое тяжелое время — в 1941 г. Свою первую победу одержал на Западном фронте уже 22 июня, сбив Ме‑109. После переформирования в первом же вылете он записал на свой счет еще один «мессер», уничтоженный в районе Ельни. 4 октября под Можайском, атаковав во главе звена 2 девятки немецких бомбардировщиков, лично сбил ведущего…

Зудилов родился 8 июня 1919 г. в деревне Крутово Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Окончил десятилетку и аэроклуб в Вязниках. Через год, в 1939 г., с отличием окончил Оренбургскую военную школу летчиков.

За время Великой Отечественной войны прошел путь от младшего летчика до заместителя командира 163‑го иап, ему довелось воевать на Западном, Калининском, Северо‑Западном, Центральном, 1‑м Украинском и 1‑м Белорусском фронтах, вступать в бой на самолетах ЛаГГ‑3, Як‑1, Як‑7 и Як‑9.

Всего за войну капитан Зудилов провел 378 боевых вылетов, в 100 воздушных боях сбил 24 самолета противника лично и 6 в группе. В десятках штурмовок он уничтожил около 500 немецких солдат и офицеров, более 150 (!) автомобилей. С первым послевоенным выпуском он окончил ВВА (1949). До 1961 г. служил в ВВС, летал на сверхзвуковых машинах. Демобилизовался полковником. Жил и работал в Одессе. Умер 7 октября 1980 г.

Герой Советского Союза (5.5.42). Награжден орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, медалями.

 

 

И

 

Иванов Виктор Павлович

 

Его фронтовая судьба была не только долгой — он прошел войну с первого до последнего дня, — но богатой такими событиями, многие из которых могли бы составить сюжет для приключенческого романа. Как это часто бывает, прямота и честность, присущие В. Иванову, добавили ему жизненных забот, лишили многих чинов и наград. Его ратный путь был исключительно ярким, а два из семи с половиной сотен боевых вылетов стали воистину звездными.

…3 января 1943 г., возвращаясь с лейтенантом Ю. Жилиным с задания, западнее Сталинграда капитан В. Иванов увидел в разрывах облаков крадущийся «Кондор» — четырехмоторный ФВ‑200. Спикировав, он в упор, едва не столкнувшись с громадиной, из всех стволов ударил по пилотской кабине, и через несколько секунд самолет, шедший на малой высоте, упал на землю. Можно представить себе удивление советских воинов, осмотревших сбитую машину, когда они обнаружили среди обломков десятки знамен немецких частей. На самолете, сбитом летчиком, вывозился знаменный фонд окруженной армии Паулюса! До последних сражений 1945 г. это был единственный случай, когда трофеем сразу становилось такое количество воинских святынь. Недоброжелательность тогдашнего командира полка не позволила В. Иванову записать на свой счет эту великолепную победу, а к официальному незачету сбитых он всегда относился достаточно равнодушно.

В марте 1944 г. комэск два 148‑го гиап повел свою эскадрилью на перехват большой группы Ю‑88, шедшей к городу Сарны. В бою над Припятью все три девятки бомбардировщиков были рассеяны, более 10 самолетов сбиты. Перед самым заходом на посадку ему было приказано воспрепятствовать бомбометанию очередной армады неприятельских бомбардировщиков. «Противнику не было известно, что снарядные ящики у нас пусты, а моторы добирают последние капли горючего, — вспоминал В. Иванов. — Плотнее строй… на групповой таран! — передал я в эфир. — Ребята подошли друг к другу, и, завидев плотный строй идущих на них истребителей, немцы дрогнули, смешали свои ряды, и бомбежка была сорвана». Этот бой проходил на глазах тысяч воинов, в сводке от 28 марта о нем сообщило Совинформбюро, его видел командующий 6 ВА Ф. Полынин, а командовавший в то время 2‑м Белорусским фронтом генерал‑полковник Л. Курочкин лично прибыл на аэродром в Сарнах, чтобы поблагодарить участвовавших в бою летчиков. Вскоре после этого боя, по личному ходатайству генерала Полынина, Иванов был представлен к званию Героя Советского Союза. Так его документы «перешагнули» через штаб дивизии.

Иванов родился в деревне Анашкино Псковской губернии 29 декабря 1919 г. 18‑летним юношей приехал в Ленинград, где работал механиком на заводе. В 1940 г. окончил Чугуевское военное училище летчиков.

Начал войну в Заполярье, где в составе 147‑го иап (20 гиап), а затем 768‑го иап, провел около 200 боевых вылетов. В августе 1941 г. он одержал на своей «Чайке» одну из первых побед над Ме‑109… В составе 768‑го иап, входившего в систему ПВО г. Мурманска, он провел 170 боевых вылетов на «Харрикейнах» и «Киттихауках» с доморощенным вооружением — 2 пушки ШВАК и 2 крупнокалиберных пулемета БС плюс 6 направляющих под эРэСы. Иванов вспоминал, что в первых боях над морем, когда немцы шли на караваны союзников плотным боевым порядком, они несли колоссальные потери после залпа эРэСов, ему доводилось видеть до десяти горящих и падающих самолетов. К сожалению, понятливые немцы быстро отказались от плотных построений. Большинство боевых летчиков того времени трезво смотрели на вещи и, свято веря в победу, не рассчитывали дожить до нее. Это наряду с воспитанным в них коллективизмом делало их равнодушными к самому понятию личного счета, пусть даже счета побед над врагом…

В августе 1942 г. ст. лейтенант В. Иванов был отозван с фронта и как один из сильнейших летчиков направлен во вновь формируемый в Химках 910‑й иап (позднее 148 гиап) предполагалось, что это будет полк особого назначения. В составе полка он воевал под Сталинградом, на Курской дуге, освобождал Украину, Польшу, сражался в Германии. К концу войны комэск 148‑го гиап гвардии майор В. Иванов провел около 750 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил 20 самолетов противника лично и 4 — в группе. Подавляющее большинство боевых вылетов в 1943‑1945 гг. он выполнил на Як‑7Б, в совершенстве освоив эту машину и облетав многие истребители того времени, он навсегда остался высокого мнения о ее летных возможностях. Свою последнюю победу он одержал в апреле 1945 г., сбив на Як‑3 над Кюстриным ФВ‑190.

После войны окончил Липецкие офицерские курсы. Летал на МиГ‑9, Як‑15, Як‑17, Як‑17БФ, МиГ‑15, МиГ‑17. Командовал авиационным полком. В 1959г. демобилизовался в звании полковника. Работал в ГВФ. Живет в Петербурге.

Герой Советского Союза (22.8.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

Иванов Сергей Сергеевич

 

Родился в 1920 г. в деревне Самычено Вышневолоцкого уезда Тверской губернии. После окончания в 1941 г. Батайской военной авиационной школы был направлен в действующую армию.

Иванов с июля 1941 г. был в составе 73‑й иад, с июля 1942 г. — пилот 590‑го иап, затем стал командиром звена в 494‑м иап, позднее в 43‑го гиап. 18 марта 1944 г. в четырех вылетах он сбил 6 самолетов противника: 4 Ме‑109 и 2 ФВ‑190. Если не считать боя А. Горовца, это наибольшее число неприятельских самолетов, сбитых советским летчиком за день. В своей статье, опубликованной в «Сталинском соколе» вскоре после этой победы, Иванов писал: «В чем секрет такого успеха? Секрета нет. Пусть каждый истребитель возненавидит немца — захватчика и убийцу — всей силой своей души. Пусть он, презирая смерть, первым нападает на фашистских бандитов, настойчиво и упорно доводит свои атаки до конца. Пусть он постоянно чувствует локоть товарища в бою, помогает ему. И тогда он добьется такого же успеха!». В марте 1944 г. гвардии лейтенант С. Иванов стал заместителем комэска 101‑го гиап. К тому времени на его счету было 126 боевых вылетов, 36 воздушных боев, 19 лично сбитых самолетов противника. В боях был ранен. К концу войны гвардии капитан С. Иванов уничтожил не менее 21 неприятельского самолета.

Уволен в запас 15 июня 1945 г. Умер 30 сентября 1961 г.

Герой Советского Союза (1.7.44, лишен звания 2.7.52). Награжден орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1‑й ст., медалями.

 

Игнатьев Николай Петрович

 

Родился 16 декабря 1917 г. в деревне Горы под Петроградом. После окончания 7 классов работал на одном из ленинградских заводов. В 1940 г. окончил Чугуевское военное училище летчиков и был оставлен там летчиком‑инструктором.

Свою первую победу — тараном — мл. лейтенант Н. Игнатьев одержал, сбив в районе Харькова немецкий самолет‑разведчик Ю‑88.

В январе 1942 г. на Северо‑Западном фронте приступил к боевой работе 728‑й иап, сформированный из Чугуевских инструкторов. В составе этого полка Игнатьев прошел войну до конца, воевал в составе пяти различных фронтов, 9 мая встретил майором, заместителем командира полка. В боях был ранен. Первую победу он одержал на И‑16, затем воевал на Як‑1, Як‑7, Як‑9.

За бои на Курской дуге, где ст. лейтенант Игнатьев сбил 7 самолетов противника, был представлен к званию Героя Советского Союза. Всего за войну он провел более 500 боевых вылетов, лично сбил 22 и в группе 15 самолетов противника.

После войны окончил ВВА (1955), летал на реактивных машинах. Полковник Игнатьев ушел в запас 19 июня 1969 г. Жил и работал в Ленинграде. Умер 4 августа 1994 г.

Герой Советского Союза (13.4.44). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1 и 2‑й ст., Красной Звезды, медалями.

 

 

К

 

Калугин Федор Захарович

 

Родился 15 февраля 1920 г. в селе Знаменское Орловской губернии. Окончил тульскую среднюю школу. В 1939 г. получил направление и был принят в Качинскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 г. С начала войны на фронте. Воюя на И‑16, провел 105 боевых вылетов, 27 штурмовок, сбил лично 1 и в группе 2 самолета противника. С июля 1942 г. сражался в рядах 8‑го иап (позднее 42 гиап), вооруженного самолетами Як‑1. 20 и 23 августа 1943 г. в районе Моздока сбил 2 особенно досаждавших пехоте корректировщика артог‑ня — ФВ‑189. В последнем бою самолет Калугина был подбит, и он был вынужден приземлиться в расположении войск противника. Калугин сжег свой истребитель, сумел скрыться от преследования и через 4 дня вернулся в часть. В боях на Северо‑Кавказском фронте летчик одержал 9 личных и 1 групповую победу, был награжден Звездой Героя.

Впоследствии штурман 42‑го гиап (216 сад, затем 9 гиад, потом 229 иад, 4 ВА) капитан Калугин воевал в Крыму, Белоруссии, Польше. Провел около 350 боевых вылетов на И‑16, Як‑1, Як‑9, лично сбил 21 и в группе 6 самолетов противника.

После окончания ВВА в 1950 г. продолжил службу в ВВС. Демобилизовался в звании полковника в 1962 г. Жил в подмосковном городе Жуковском, работал в НИИ инженером. После смерти Калугина 8 мая 1976 г. улица, где он жил, была названа его именем.

Герой Советского Союза (2.9.43). Награжден орденом Ленина, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Отечественной войны 1‑й ст., орденом Красной Звезды, медалями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 55; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.228.35 (0.036 с.)