Кафедра русского языка как иностранного и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра русского языка как иностранного и



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет доуниверситетского образования

Кафедра русского языка как иностранного и

общеобразовательных дисциплин

Авторы-составители:

Любецкая Е.П., Родина М.Ю.

ОСНОВЫ ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИИ

(учебные материалы)

Для иностранных слушателей

II СЕМЕСТР

Минск, 2020

 

 

ТЕМА 7: ВРЕМЯ. ОБОЗНАЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ      Занятие 1.Что такое время?

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания:


Понятие - понятия

Время - времена

Период – периоды

Горы – за горами

Дождь – дожди

Заря                                                                            

Случай                                                                                                                      

Интересный (интересная, интересное)

Использовать

Обозначить – обозначать (что?)

значение          


Задание 2. Составьте слова:

Обозначить + ЕНИЕ =...                          выразить + ЕНИЕ =...                             

значить + ЕНИЕ =...                                 изучать + ЕНИЕ =...                               

Задание 3. Прочитайте слова и предложения:

1.Именительный падеж  Что? ВРЕМЯ Короткое теплое время в начале сентября.
2.Родительный падеж Чего? ВРЕМЕНИ НЕТ ВРЕМЕНИ МНОГО, МАЛО ВРЕМЕНИ Обозначение времени У нас мало времени, нужно спешить. Почему всегда не хватает времени?
3.Дательный падеж Чему? ВРЕМЕНИ КО ВРЕМЕНИ Этот период относится ко времени начала осени.
4.Винительный падеж Когда? ВО ВРЕМЯ Во время урока нельзя есть и спать.
5.Творительный падеж Чем? ВРЕМЕНЕМ Я интересуюсь временем написания этой книги
6.Предложный падеж О чем? О ВРЕМЕНИ Известный писатель рассказал в новой книге о своем времени.

Задание 4. Прочитайте шутку.

Сутки – в сутках=24 часа

Планета Венера

Задание 5.Прочитайте слова.

ПРОШЛОЕ ВЧЕРА, ПОЗАВЧЕРА, НЕДАВНО, ДАВНО, РАНЬШЕ НАСТОЯЩЕЕ СЕЙЧАС СЕГОДНЯ БУДУЩЕЕ ЗАВТРА, ПОСЛЕЗАВТРА, ПОТОМ, СКОРО  
УТРО ДЕНЬ ВЕЧЕР НОЧЬ
ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА
МИНУТА ЧАС СУТКИ НЕДЕЛЯ
МЕСЯЦ ГОД ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВЕК

Прошлое                       настоящее                   будущее

Задание 6. Прочитайте новые фразеологизмы и запишите их во фразеологический словарь:

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ

НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ - рано утром

НА НОЧЬ ГЛЯДЯ – очень поздно

СРЕДЬ БЕЛА ДНЯ - днем

КАК ГРИБЫ ПОСЛЕ ДОЖДЯ - быстро

КАК ЧЕРЕПАХА - медленно

НА НОСУ - скоро

НЕ ЗА ГОРАМИ - скоро

ИЗ ГОДА В ГОД - постоянно

ИЗО ДНЯ В ДЕНЬ - постоянно

ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ - иногда

ОТ СЛУЧАЯ К СЛУЧАЮ – иногда

Задание 7.Читайте текст.

Задание 10. Спросите друг друга:

1. Сколько значений имеет слово «время» в словаре? 2. Когда русские люди используют фразеологизмы? 3. Что обозначает «ни свет – ни заря»? 4. Что обозначает «на ночь глядя»? 5. Когда случай был днём, что скажет русский? 6. Когда что-то появляется быстро, что скажет русский? 7. Когда русский скажет «как черепаха»? 8. Какие выражения обозначают скоро? 9. Какие выражения обозначают постоянно? 10. Если русский хочет сказать иногда, что он говорит?

Задание 11. Напишите текст, вставьте глаголы быть, говорить, идти, иметь, использовать, обозначать, посмотреть, появляться, сказать, увидеть, хотеть.

Если … в словаре русского языка слово «время», то можно …, что это слово … много значений. Самое трудное, что для выражения времени русские люди … фразеологизмы. Если русский человек …    … «рано утром», то он … «ни свет – ни заря».

 Если русский человек … … «очень поздно», то он … «на ночь глядя». Когда случай … днём, то русский … «средь бела дня». Когда что-то … быстро, то русский … «как грибы после дождя».

 Если человек … медленно, то русский … «как черепаха». Выражения «на носу» и «не за горами»   … скоро. Выражения «из года в год», «изо дня в день» … постоянно.

 Если русский … … иногда, то он … «время от времени», «от случая к случаю».

Задание 12. Заполните таблицу.

Значение фразеологизма Фразеологизм
  На ночь глядя
рано утром  
  Средь бела дня
быстро  
  Как черепаха
скоро  
  Не за горами
постоянно  
  Изо дня в день
иногда  
  От случая к случаю

Задание 13. Вставьте пропущенные фразеологизмы:

1. Чтобы хорошо знать русский язык, нужно заниматься _________________(постоянно).

2. В Минске новые здания появляются __________________(быстро).

3. Если ты делаешь домашнее задание ___________________(иногда),              не сможешь хорошо сдать экзамен.

4. Вредно много есть ____________________(поздно).

5. Если занятия начинаются в 8 часов утра, нужно вставать __________________(рано).

6. Когда ждёшь приятное событие, время движется ____________________(медленно).

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания

выражение – выражения            

интересное выражение –  интересные выражения

родиться             родился – родилась – родилось                

выражение родилось

жизнь  - жизнь природы - жизнь человека - семейная жизнь

муж жена           

молодые муж и жена = молодые, молодожены

погода летняя погода хорошая летняя погода     

хорошая летняя погода без дождей

урожай собрать урожай

Задание 2. Прочитайте слова и выражения, которые обозначают время.

период –  период времени 

время первое время  короткое время ≠ долгое время    

первый месяц первый месяц жизни   

начало ≠ конец в начале сентября ≠ в конце сентября

начало месяца ≠ конец месяца  в начале месяца ≠ в конце месяца

начало года ≠ конец года в начале года ≠ в конце года    

НАЧАЛО в начале ‚ чего?

СЕРЕДИНА

в середине ‚ чего?

КОНЕЦ в конце ‚ чего?
В начале дня В середине дня

В конце дня

В начале месяца В середине месяца

В конце месяца

В начале года В середине года

В конце года

В начале урока В середине урока

В конце урока

       

Задание 3.Вставьте пропущенные слова и словосочетания:

УРОК 1. __________________ преподаватель объясняет новую грамматику.

2. ________________ студенты выполняют задания.

3. __________________ преподаватель дает домашнее задание.

ДЕНЬ 1. __________________ мы завтракаем в общежитии.

2. _________________ студенты обедают в столовой.

3.__________________ Иван ужинал в ресторане.

ГОД 1. __________________ мы встречаем Новый год.

2. ________________ мы провожаем Старый год.

Задание 4. Заполните таблицу:

ВЕСНА ЛЕТО ОСЕНЬ ЗИМА
Март – это первый месяц весны, это начало весны. Июнь – это Сентябрь – это... Декабрь – это...
Апрель – это... Июль – это второй месяц лета, это середина лета. Октябрь – это... Январь – это...
Май – это... Август – это... Ноябрь – это третий месяц осени, это конец осени. Февраль – это...

Задание  5. Прочитайте и переведите текст. Напишите фразеологизмы в словарь.

Задание 7.Закончите предложения.

1.В русском языке есть …………………………………………………….

2.Они обозначают ……………………………………………………......

3.Эти периоды времени связаны с …………………………………...

4.Выражение «медовый месяц» понимает ……………………………..

5.Медовый месяц обозначает …………………………………………………. 6.Мужа и жену в первый месяц жизни называют ……………………………...

7.Когда супруги начинают семейную жизнь, они обычно в первый месяц жизни ………………………………….

8.Это первое время молодой семьи и называют …………………………... 

9. Короткое время в начале сентября в русском языке называют …………………………………

10. В это время обычно …………………………………………….

11.Это выражение родилось ……………………………………....

12. В это время все уже ………………………………..

13. «Бабье лето» – это хорошее время после …………………..…

Задание 8. Напишите вопросы к тексту.

Используйте вопросы:

что?________________________________________________________________

какие?______________________________________________________________

какой? ______________________________________________________________

с чем связаны?_______________________________________________________

       кто? ________________________________________________________________

       что?________________________________________________________________

       как? ________________________________________________________________

      кого? ________________________________________________________________

      когда? _______________________________________________________________

     какое? _______________________________________________________________

     какая? _______________________________________________________________

    где?  _________________________________________________________________

    что сделали? _________________________________________________________

    почему? ______________________________________________________________

   какое?________________________________________________________________

Задание 9. Поговорите друг с другом:

1. Что есть в русском языке? 2. Что обозначают интересные выражения в русском языке? 3. С чем связаны интересные периоды времени? 4. Кто понимает выражение «медовый месяц»? 5. Что обозначает «медовый месяц»? 6. Кого называют молодые? 7. Кого называют молодожёны? 8. Когда обычно супруги едут путешествовать или отдыхать вдвоём? 9. Что такое «бабье лето»? 10. Где родилось выражение «бабье лето»? 11. Что делали в древней Руси в бабье лето? 12. Бабье лето – это хорошее время после лёгкого труда?

Задание 10. Напишите. Вставьте слова и словосочетания.

Задание 11. Заполните таблицу.

Задание 3. Посмотрите на рисунки и напишите фразеологизмы.

1)                                                                           2)

3)                                                    4)

  

5)                                   6)                                            7)

Задание 4. Вспомните фразеологизмы и напишите в таблицу.

Фразеологизмы

об учебе о труде о мифологии о времени        

Задание 5. Вставьте фразеологизмы, которые обозначают время,

В подписи к рисункам.

 

Задание 6. Посмотрите на рисунки и ответьте на вопросы:

 

             

            НЕЗНАКОМЕЦ             ЗНАКОМЫЙ, ЗНАКОМАЯ, ЗНАКОМЫЕ

 

1. Какой человек знакомый (знакомая)?

2.Как зовут Вашего знакомого из группы?

3. Как зовут Вашу знакомую из группы?

4. Кто такой незнакомый?

5.Познакомьтесь с незнакомым человеком. Как зовут незнакомого?

6. Познакомьтесь с незнакомой девушкой. Как зовут незнакомую девушку?

Задание 7. Заполните таблицу.

j Какой? (не)знакомый j Какая? (не)знакомая
‚ Нет какого?   ‚ Нет какой?  
l Какому?   l Какой?  
m Какого?   m Какую?  
n С каким?   n С какой?  
o О каком?   o О какой?  

Задание 8. Составьте и просклоняйте слова:

Незнакомый человек + -ЕЦ-, незнакомая девушка + - К-а.

j Кто? незнакомец j Кто? незнакомка
Кого? незнакомца Кого? незнакомку
l Кому? l Кому?
m Кого? m Кого?
n С кем? n С кем?
o О ком? o О ком?

 

ЗАПОМНИТЕ: нейтральные фразеологизмы можно использовать со знакомыми и незнакомыми людьми, разговорные фразеологизмы можно использовать только с хорошо знакомыми людьми.

Задание 9. Напишите фразеологизмы в таблицу:

начинать новую работу  
быстро, легко  
рано утром  
иметь большой опыт  
много работать  
очень поздно  
ничего не делать  
везде  
днем  
очень давно, всегда  

Задание 10. Вставьте фразеологизмы в предложения.

1. Перед Новым годом в Минске новогодние ёлки ………………….

2. ………………..… в Беларуси вышивают национальный орнамент.

3. Кончается зима, значит, весна …………………………………………..

4. ……………... национальные культуры, которые перешли в цивилизации

5. Мы начали изучать лингвокультурологию …………………………………….

Занятие 2. Узнаем, что такое пространство.

Задание 1. Прочитайте слова

Пространство

Место где?

Расстояние

Близкий   близко

Далекий далеко

Направление движения куда?

Находиться

Располагаться

Включать в свой состав

Задание 2. Посмотрите на рисунки. Прочитайте новые слова.

               ПРОСТРАНСТВО  ГДЕ?

 

МЕСТО  ГДЕ?

НАПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЯ КУДА?

Задание 4. Читайте и переводите текст.

 

ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО?

Во многих случаях и ситуациях русские в разговоре употребляют фразеологизмы и образные выражения, которые делают речь яркой и понятной. Некоторые образные выражения можно использовать со знакомыми и незнакомыми людьми. Такие фразеологизмы нейтральные. Некоторые фразеологизмы используют только с хорошо знакомыми людьми. Такие образные выражения – разговорные.

В русском языке много фразеологизмов, которые обозначают пространство. Пространство – это расположение предметов. Пространство отвечает на вопрос «где?», «куда?» «близко?» или «далеко?». Пространство включает в свой состав место и расстояние.

 

Задание 5. Закончите предложения:

1. Во многих случаях и ситуациях...

2. Некоторые образные выражения...

3. такие фразеологизмы...

4. Некоторые фразеологизмы...

5. Такие образные выражения...

6. В русском языке...

7. Пространство – это...

8. Пространство отвечает на вопрос...

9. Пространство включает в свой состав...

 

Задание 6. Напишите ответы на вопросы:

1. Когда русские употребляют в разговоре фразеологизмы и образные выражения? _____________________________________________________________

2. Что делает речь яркой и понятной? __________________________________

3. Какие образные выражения используют со знакомыми и незнакомыми людьми? ________________________________________________________________

4. Какие фразеологизмы нейтральные? _________________________________

5. Какие фразеологизмы разговорные? _______________________________

6. Что такое пространство? ___________________________________________

7. На какие вопросы отвечает пространство?___________________________

 8. Что включает в свой состав пространство?_____________________________

Задание 7. Составьте текст из частей:

Во многих случаях и ситуациях русские в разговоре расположение предметов
фразеологизмы и образные выражения на вопрос «где?», «куда?» «близко?» или «далеко?»
Некоторые образные выражения, или нейтральные фразеологизмы, используют только с хорошо знакомыми людьми.
Некоторые фразеологизмы, или разговорные,  много фразеологизмов, которые обозначают пространство
В русском языке место и расстояние
Пространство – это можно использовать со знакомыми и незнакомыми людьми
Пространство отвечает в разговоре употребляют фразеологизмы и образные выражения
Пространство включает в свой состав делают речь яркой и понятной

 

 

Задание 1. Читайте слова и словосочетания.

Близко - рядом

на близком расстоянии ОТ (кого? чего?) –– недалеко ОТ (кого? чего?)

Далеко ОТ (кого? чего?) - на далёком расстоянии ОТ (кого? чего?)

Везде, повсюду

Часто - во многих случаях и ситуациях

Задание 2. Прочитайте фразеологизмы и их значения.

ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ:

ЗНАЧЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМ
БЛИЗКО, РЯДОМ В двух шагах ОТ чего? Рукой подать ДО чего?
ДАЛЕКО На краю света ОТ чего? За тридевять земель ОТ чего?
РЯДОМ Бок о бок
ВЕЗДЕ,ПОВСЮДУ          Вдоль и поперёк (обойти, объехать,объездить)
НЕИЗВЕСТНО КУДА Куда глаза глядят

 

                                

    Кошка и собака сидят ………        Муравей идет ……………….

Читайте и переводите текст.

Задание 6. Соедините образные выражения и близкие им по значению слова

Рядом                      на краю света

Повсюду                  куда глаза глядят

Неизвестно куда     в двух шагах

Далеко                     рукой подать

Близко, рядом         бок о бок      

                                   вдоль и поперёк     

                                    за тридевять земель

Задание 7. Прочитайте диалоги, прав ильно напишите фразеологизмы:

Остановка рядом

- Сколько минут ты идёшь от дома до остановки автобуса?

- Всего две минуты. Остановка автобуса       …   от моего дома.

                                                             Университет близко

                            - Далеко находится здание университета от станции метро?

                          - От станции метро до университета ………    

Далеко от центра

- Ты живёшь далеко от центра города?

- Очень далеко,       ……

                                                                          Очень далеко

                          - Скажите, торговый центр «PROSTOR» находится далеко

                                                                       от центра Минска?

                              -     …, туда нужно ехать на метро, а потом еще на    автобусе.

               Старые знакомые

- Ты давно знаком с Александром?

- Очень давно. Мы жили вместе в общежитии      ……     пять лет.

                                                                   Любознательный турист

                       - Этот турист впервые приехал в Беларусь?

                      - Нет, он объехал Беларусь    …, хорошо узнал страну и людей.

Уехал неизвестно куда

- А куда уехал из родного города ваш сын?

- Он уехал …       Будет учиться и работать.

Фразеологизмы: вдоль и поперёк, на краю света, бок о бок, куда глаза глядят, рукой подать, за тридевять земель, в двух шагах.

Задание 8. Выберите правильный вариант:

1. Супермаркет находится в двух шагах…

А) у моего дома

Б) с моим домом

В) от моего дома

 

2. От общежития … рукой подать

А) в университет

Б) до университета

В) к университету

3. Мой друг живёт за тридевять земель

А) до центра города

Б) от центра города

В) к центру города

Задание 9. Замените слова образными выражениями:

1. Раньше мы жили в центре Минска, а сейчас переехали в новый район и живём            очень далеко _____________________  от центра.

2. Ты очень далеко ____________________ездишь в спортклуб! Есть спортклуб близко ___________________от твоего дома?

3. Мы раньше были соседями, жили в одном доме рядом _______________десять лет.

4. Скажите, отсюда далеко до магазина «Соседи»? – Нет, совсем близко ________________.

Слова для справок: рукой подать, на краю света, бок о бок, за тридевять земель.

Задание 10. Выберите правильный вариант

1. - Вы много путешествуете по Европе?

- Да, я объехал всю Европу на автомобиле...

А) рукой подать Б) вдоль и поперёк В) за тридевять земель

2. – Миша, ты учишься в Минске, а где находится твой родной город?

- Я приехал из Витебска. Мой родной город Витебск находится... отсюда.

А) за тридевять земель. Б) рукой подать.  В) на краю света.

Задание 11. Подберите фразеологизмы к рисункам:

Задание 12 Напишите, вставьте пропущенные фразеологизмы:

1) Станция метро «Малиновка» находится... от станции метро «Академия наук»

2) Станция метро «Первомайская» расположена... от станции метро «Октябрьская»

Задание 15. Расскажите, куда Вы хотите поехать на Новый год?

Задание 2. Прочитайте и переведите текст.

ЧТО ТАКОЕ КОНЦЕПТ?

Понятие ‘ концепт ’ и трудное, и лёгкое. Мы можем понять поведение иностранца, если мы знаем его культуру и концепты. Концепт объясняет, почему иностранец говорит не так, как мы. Концепт хранит информацию, почему иностранец делает не так, как мы.

Следующие виды входят в понятие ‘концепт': базовые концепты, ключевые концепты, национальные концепты.

На занятиях мы изучаем базовые концепты. Базовые концепты являются основными концептами для каждой культуры. В состав базовых концептов входят темы «дом», «семья», «работа», «учёба», «отдых». Базовые концепты рассказывают, «как живут в другой культуре», «какая семья в другой культуре», «как работают в другой культуре», «как учатся в другой культуре», «как отдыхают в другой культуре».

Ключевые концепты являются постоянными концептами. Для русской культуры ключевыми концептами являются концепт «время», концепт «пространство», концепт «душа» и многие другие.

Национальный концепт отражает культуру нации. Очень часто мы можем угадать, кто этот иностранец, потому что мы знаем его национальные концепты. Концепт является ключом к пониманию секретов национальной культуры.

Задание 3. Закончите предложения:

1. Понятие ‘концепт’ и…

2. Мы можем понять поведение…

3. Концепт объясняет …

4.  Концепт хранит …

5.  Следующие виды …

6. На занятиях мы изучаем …

7. Базовые концепты …

8. В состав базовых концептов входят темы «дом», «семья», «работа», «учёба», «отдых».

9. Базовые концепты рассказывают …

10.  Ключевые концепты являются …

11. Для русской культуры ключевыми концептами являются…

12. Национальный концепт отражает …

13.  Очень часто мы можем угадать …

14. Концепт является ключом к пониманию секретов национальной культуры.

 

Задание 4. Напишите ответы на вопросы:

1. Понятие ‘концепт’ трудное или лёгкое?

__________________________________________________

2. Мы можем понять поведение иностранца, если мы знаем его культуру и концепты?

____________________________________________________

3. Концепт объясняет, почему иностранец говорит не так, как мы?

_____________________________________________________

4. Концепт хранит информацию, почему иностранец делает не так, как мы? __________________________________________________________

5. Какие виды входят в понятие ‘концепт'?

_________________________________________________________

6. На занятиях мы изучаем базовые концепты?

_________________________________________________________

7.Базовые концепты являются основными концептами для каждой культуры?

_________________________________________________________

8. Какие темы входят в состав базовых концептов?

_______________________________________________________

9. Что рассказывают базовые концепты?

_________________________________________________________

10. Ключевые концепты являются постоянными концептами?

_________________________________________________________

11. Для русской культуры ключевыми концептами являются концепт «время», концепт «пространство», концепт «душа» и многие другие?

______________________________________________________

12. Национальный концепт отражает культуру нации?

________________________________________________________

13. Очень часто мы можем угадать кто этот иностранец, потому что мы знаем его национальные концепты?

__________________________________________________________

14. Концепт является ключом к пониманию секретов национальной культуры?

____________________________________________________

Задание 5. Поговорите друг с другом: 1. Понятие ‘концепт’ трудное? 2. Мы можем понять поведение иностранца? 3. Что объясняет концепт? 4. Что хранит концепт? 5. Какие виды входят в понятие ‘концепт’? 6. Какие концепты мы изучаем на занятиях? 7. Какие концепты являются основными концептами? 8. Какие темы входят в состав базовых концептов? 9. Что рассказывают базовые концепты? 10. Какие концепты являются постоянными концептами? 11. Какие концепты являются ключевыми концептами для русской культуры? 12. Что отражает национальный концепт? 13. Что мы можем часто угадать? 14. Что является ключом к пониманию секретов национальной культуры?

Задание 6. Найдите в тексте модели, выпишите предложения.

ЧТО (1) ОТРАЖАЕТ ЧТО (4)    
ЧТО (1) ВХОДИТ В (ВО) ЧТО (4)    
ЧТО (1) ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ (5) – ЧЕМ (5) ЯВЛЯЕТСЯ ЧТО (1)    
В СОСТАВ ЧЕГО (2) ВХОДИТ ЧТО (1) – ЧТО (1) ВХОДИТ В СОСТАВ ЧЕГО (2)    

Задание 7. Составьте свои предложения по моделям.

Задание 8. Вставьте пропущенные слова.

ЧТО ТАКОЕ               …         ?

Понятие ‘ ’ и трудное, и лёгкое. Мы можем понять              … иностранца, если мы знаем его  и …   и         …. Концепт объясняет, почему иностранец      …..   не так, как мы. Концепт хранит ….. , почему иностранец      …..     не так, как мы.

Следующие    …  входят в понятие ‘ … ':               …    ,

…..,        …….

1)На занятиях мы изучаем             ...                  концепты.      … концепты являются     ……      . В состав    …….   входят темы «дом», «семья», «работа», «учёба», «отдых». Базовые концепты рассказывают, «………………………………………………………………………………………                                                                                                                                              ».

2) ….     концепты являются постоянными концептами. Для русской культуры    … концептами являются концепт «время», концепт «пространство», концепт «душа» и многие другие.

3) …….       концепт отражает культуру нации. Очень часто мы можем угадать, кто этот иностранец, потому что мы знаем его ……… концепты. Концепт является ключом к …………………………………………………………………………..

Задание 9. Напишите план текста.

1.
2.
А)
Б)
В)
ВЫВОД:

Задание 10. Перескажите текст по Вашему плану.

 

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания

Что

Каким

Чем

Что

Кто

Как

Где

С какой целью

Кто

С какой целью

Задание 5. Задайте вопросы, которые вы написали, друг другу.

Задание 6. Найдите в тексте предложения, построенные по модели.

К моделям придумайте и запишите свои примеры.

ЧТО (1) является ЧЕМ (5)

 

ЧТО (1) может быть ЧЕМ (5)

 

 

Задание 7.

Задание 8. Восстановите текст

ЧТО ТАКОЕ                     ….                         ТЕКСТ?

Понятие «……    текст» является      …..  понятием лингвокультурологии.      …..  названия, фразеологизмы, пословицы и поговорки могут быть               …..      текстами.

……    текст – это текст, который      …..  знают люди     ….  культуры (и      …..    поколение, и      …..  поколение).

Люди        ……  употребляют в речи      ………          из прецедентных текстов, если хотят       …….  .    ….  часто изменяют прецедентные тексты, если хотят       …….   . Например, «повторение – мать мучения», «век живи – век молись», «век живи – век борись».

Задание 1. Прочитайте слова и словосочетания

Вариант варианты        несколько вариантов      несколько вариантов названия  

Белый светлый льняной=изо льна

Жить – житель 

Белая рубашка красный орнамент белая рубашка с красным орнаментом

Аист - крылья аиста -  белые крылья

Славяне - славянские земли        татаро-монголы – татаро-монгольское иго

 

Задание 2. Прочитайте и переведите текст.

Что

Кто

Какую

Как

Почему

Кто

Что

Где

Как

Что

Когда

Во что

Когда

Кто

Как долго

Где

Какая

Задание 5 Выпишите из текста все словосочетания со словом белый и синонимы к нему.

 
 
 
 
 
 
 

Задание 6. Составьте план текста.

 
 
 
 
 
 

Задание 7. У белорусов есть легенда, что белокурый аист в красных сапогах ходит по болоту. Как Вы думаете, что это значит?

 

Задание 8. Посмотрите на фотографии.

Это белорусские сувениры и белорусская национальная одежда. Вы видите, что здесь много белого цвета, а также красный и голубой. А какие национальные цвета вашей страны?

Задание 9.Прочитайте текст об образных названиях Беларуси.

«Земля под белыми крыльями» – это прецедентное название, образное название.

Знаете ли вы, что название «земля под белыми крыльями» дал Беларуси замечательный белорусский писатель Владимир Короткевич? Это образ Беларуси, над которой летят белые аисты.

 Беларусь еще называют «синеокая», то есть «синеглазая», потому что здесь много голубых озер и рек. Это образ голубоглазой Беларуси, в ее реках и озерах отражается голубое небо.

Такие названия называются образными, о них вы узнаете на следующем занятии.

Задание 8. Замените официальные названия образными, запишите в тетрадь:

1. В Австралии были Олимпийские игры. 2. В Париже идёт новый показ модельеров Европы. 3. Летом 2002 года в Республике Корея был чемпионат мира по футболу. 4. Новые здания на берегу Москвы-реки изменили внешний вид Москвы. 5. В 2003 году Санкт-Петербург праздновал свой юбилей. 6. Бизнес между Россией и Финляндией растёт. 7. Хоккей в Канаде очень популярный.

Задание 9. Посмотрите на рисунки. Напишите образные названия этих городов.

1)                                                          2)

3)

4)                                                        5)

Задание 10.Заполните таблицу.

Официальное название Образное название
Беларусь  
  Страна Кленового листа
Китай  
  Страна утренней свежести
Финляндия  
  Остров Свободы
Египет  
  Страна Восходящего Солнца
Австралия  
  Вечный город
Москва  
  Новый Свет
Санкт-Петербург  
Западная Европа  
  Столица моды и красоты
Африка  
  Мать городов русских

 

Задание 11. Назовите образные названия городов и стран в Вашем родном языке. Запишите предложения с Вашими образными названиями.

Города:
Страны:

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет доуниверситетского образования

Кафедра русского языка как иностранного и



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.32 с.)