Криминалистическая регистрация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Криминалистическая регистрация.



a. Понятие, система, значение криминалистической регистрации.

Криминалистическая регистрация представляет собой систему научных положений и осуществляемую на их основе регламентированную законом практическую деятельность правоохранительных органов, связанную со сбором информации в специализированных банках данных и направленную на необходимое и своевременное информационное обеспечение процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Цель криминалистической регистрации заключается в информационном обеспечении процесса раскрытия, расследования и предупреждения преступлений, которое предполагает сбор, накопление и выдачу заинтересованным службам правоохранительных органов необходимых им сведений.

Правовой основой криминалистической регистрации являются нормы уголовно-процессуального законодательства, которые конкретизируются в федеральных законах «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации» и др.

Примечательно, в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 1998 года №128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (в ред. От 30 декабря 2008 года) дактилоскопической регистрации подлежат лица: призываемые на военную службу; проходящие военную службу; проходящие службу в органах внутренних дел и иных силовых структурах, иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие депортации за пределы территории страны и др.

Учеты, содержащие криминальную информацию, могут быть классифицированы на виды по следующим наиболее существенным основаниям:

1) по способу фиксации информации, используемой в регистрационных массивах:

- описательный,

- дактилоскопический,

- фотографический,

- коллекционный,

- на магнитных или иных носителях для ЭВМ,

- смешанные учеты.

2)по объектам учета:

- учеты физических и юридических лиц,

- преступлений (правонарушений)

- предметов (следов);

3) по степени централизации:

- на федеральные,

- региональные

- местные учеты;

4) по форме ведения учетов:

- картотеки (фотокартотеки),

- журналы (фотоальбомы),

- видеотеки, фонотеки,

- коллекции,

- автоматизированные банки данных (АБД) на основе ЭВМ

- смешанные формы.

Основной формой ведения учетов является картотека, состоящая из идентификационных или информационных карт установленной формы, которая определяется МВД России. Сбор, обработка и хранение информации производятся с помощью универсальных автоматизированных банков данных (АБД) и специализированных информационно-поисковых систем (ИПС), в том числе и автоматизированных (АИПС, АИС). Автоматизированное ведение картотек не предусматривает обеспечение специальными средствами архивирования, контроля и защиты от несанкционированного доступа к учетным данным.

5) по назначению:

- на оперативно-справочные,

- розыскные

-криминалистические учеты.

В отдельный вид выделен централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами и лицами без гражданства, а также в отношении них («Криминал-И»);

Оперативно-справочные — это учеты с большим объемом массивов при относительно кратком (справочном) описании учитываемых объектов. Они предназначены для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений; предупреждения и выявления административных правонарушений; подтверждения наличия (или отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания; установления местонахождения разыскиваемых лиц; установления личности человека по неопознанным трупам и лиц, скрывающих анкетные данные; установления личности граждан, неспособных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности.

Розыскные учеты содержат гораздо больше сведений об объекте учета, выполняя, наряду с оперативно-справочной, функцию сравнения не только установочных данных, но и сходных внешних описаний.

Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.

Федеральные учеты ведутся в масштабе всей страны. Региональные учеты — в субъектах Федерации или на территории нескольких субъектов РФ. На уровне городов и районов ведутся местные учеты. Данная классификация достаточно условна, так как формирование информации идет с низовых, как правило, районных подразделений правоохранительных органов, где накапливается до 70% всей информации, циркулирующей в органах внутренних дел и иных правоохранительных органах.

Составление учетных документов для формирования банков данных осуществляется следователями (дознавателями), сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, в производстве которых находятся соответствующие дела или материалы.

Каждый правоохранительный орган, в составе которого имеются следственные подразделения или подразделения дознания, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические службы, формирует и ведет свои криминалистические учеты;

2) по месту сосредоточения учеты могут быть подразделены на:

а) учеты, осуществляемые Главным информационно-аналитическим центром МВД России (ГИАЦ МВД России) и его подразделениями на местах;

б) учеты, осуществляемые Экспертно-криминалистическим центром МВД России (ЭКЦ МВД России) и его подразделениями на местах.

В формировании этих учетов участвуют следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, следователи органов внутренних дел, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические службы МВД России и некоторые другие ведомства.

Централизованные учеты ГИАЦ МВД России являются Межгосударственным информационным банком для государств ближнего зарубежья. Кроме того, с 1990 г. Россия имеет доступ к учетам Международной организации Уголовной полиции. Интерпол ставит на учет только ту информацию, которая затрагивает интересы двух и более государств. На учет ставятся лица, организации, события, предметы и документы, связанные с преступлениями международного характера. Банк информации формируется на основе запросов.

К розыскным учетам относятся: учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск; учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и вооружения; учет разыскиваемого и бесхозного транспорта; учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей. Учет лиц, объявленных в федеральный и межгосударственный розыск, предназначен для обеспечения мероприятий федерального розыска лиц, пропавших без вести и скрывающихся от правоохранительных органов России и зарубежных государств.

Постановка на учет лица, объявленного в федеральный розыск, осуществляется постановлением об объявлении розыска с обязательным указанием фамилии, имени, отчества, серии и номера паспорта разыскиваемого. Основанием для снятия разыскиваемого с учета является прекращение в отношении него розыскного дела.

Учет утраченного или выявленного огнестрельного оружия и вооружения осуществляется путем ведения картотек или автоматизированного банка данных (АИПС «Оружие»). На учет ставится похищенное, утерянное, изъятое, найденное, добровольно сданное боевое, служебное, гражданское нарезное огнестрельное оружие всех моделей, гранатометы, огнеметы, портативные ствольные и реактивные артиллерийские системы, взрывные устройства дистанционного, электромеханического и ручного управления. Сдаваемое вооружение, ранее находившееся у юридических и физических лиц на законных основаниях, на учет не ставится.

Для постановки на учет заполняется идентификационная карта на оружие —П1. Она составляется сотрудниками и военнослужащими органов МВД России, ФСБ России, прокуратуры, военных комендатур, военных комиссариатов, воинских частей внутренних войск и Вооруженных Сил при получении заявления (сообщения) об утрате оружия, а также в случае изъятия и приема найденного и сдаваемого вооружения. Вышеперечисленные органы ориентируют дежурные части органов внутренних дел по территориальности о приметах оружия с указанием его марки, идентификационных номеров и особенностей для включения в ежесуточные оперативные сводки.

Учет разыскиваемого и бесхозного транспорта в Федеральном банке криминальной информации (ФБКИ) осуществляется с помощью подсистемы «Автопоиск». Федеральному учету подлежат легковой и грузовой автотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранного производства. Кроме них на местный учет ставятся мотоциклы, мотороллеры и мотоколяски.

Для регистрации разыскиваемого и выявленного бесхозного транспортного средства заполняется идентификационная карта П3. Основанием для постановки на учет является заявление (сообщение) в органы внутренних дел о незаконном завладении, а также о выявлении бесхозного транспортного средства. Карта заполняется следователем (дознавателем) при возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения транспортным средством. На бесхозное транспортное средство идентификационная карта составляется инспектором ГИБДД по розыску или сотрудником, его заменяющим. Срок представления документов в ИАЦ — в течение суток с момента регистрации.

Учет похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей производится с помощью картотек, а в ФБКИ — в подсистеме «Антиквариат». На каждый предмет антиквариата заполняется идентификационная карта на предмет — П2. Предметы антиквариата ставятся на учет в ГИАЦ, ИАЦ по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов и суда в течение семи суток после возбуждения уголовного дела или получения сведений об утрате предмета или его выявлении.

 

Все учеты, ведение которых осуществляется ГИАЦ МВД России, являются федеральными.

Пофамильный и дактилоскопический оперативно-справочные учеты осуществляются путем ведения пофамильных и дактилоскопических картотек либо АБД. Документы, используемые для формирования и ведения этих учетов, делятся на основные и корректирующие.

Основные документы:

1) учетная алфавитная карточка формы 1 на осужденного (арестованного);

2) дактилоскопическая карта на осужденного (арестованного);

3) розыскная карточка.

Корректирующие документы:

1) извещение об осужденном (арестованном);

2) уведомление;

3) сообщение для внесения изменений в анкетные данные осужденного;

4) сообщение о смерти ранее судимого лица; постановление органа следствия (дознания) о прекращении дела по реабилитирующим основаниям, оправдательный приговор суда.

Документы составляются следователями, независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками СИЗО, ИВС, уголовно-исполнительных инспекций, подразделений по профилактике преступлений несовершеннолетних, паспортных служб, судами.

Основанием для постановки на учет лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, являются: приговор суда; постановление о привлечении в качестве обвиняемого; постановление органа следствия (дознания), решение судьи (суда) о прекращении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; постановление о заведении розыскного дела. Документы представляются в ИАЦ в течение 48 часов с момента получения одного из оснований постановки на учет или прибытия (убытия) осужденного.

К криминалистическим относятся нижеследующие учеты.

Централизованный криминалистический учет хищений ценностей из металлических хранилищ реализуется с помощью АИС «Сейф». Основным ее назначением является централизованное информационное обеспечение раскрытия и расследования серийных хищений любых ценностей из сейфов, шкафов, ящиков, совершаемых преступниками, особенно в случае рецидива преступлений и их межрегионального характера. Учет ведется совместно:

ГИАЦ МВД России (информационная технология сбора и первичного контроля данных, ведение картотеки информационных карт на лиц);

ЭКЦ МВД России (экспертно-криминалистический анализ данных и ответы на запросы, ведение картотеки информационных карт на преступления);

ДепУР МВД России и СК при МВД России (организация отработки материалов на серийные хищения и преступников, в первую очередь при рецидиве преступлений, и гастролеров, координация усилий МВД, ГУВД, УВД субъектов РФ, УВДТ, УВД(ОВД) УРО МВД России в этом направлении).

Централизованный криминалистический учет преступников ипреступлений осуществляется в ГИАЦ с помощью АИПС «АБД —центр», в ИАЦ — с помощью АИПС «АБД — Республика, область». На учет ставятся: особо опасные преступники; преступники гастролеры; «авторитеты» уголовной среды, организаторы и участники преступных, бандитских, террористических, диверсионных групп и формирований; судимые за совершение тяжких и особо тяжких преступлений; лица, совершившие преступления «с окраской»; раскрытые и нераскрытые тяжкие и особо тяжкие преступления; преступления «с окраской».

Основаниями для постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовного дела, постановления о привлечении в качестве обвиняемого, заключении под стражу, постановление о заведении розыскного дела, определение или приговор суда о заключении под стражу, приговор суда, наличие в банке данных ГИАЦ и ИАЦ учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам.

Для учета лиц и преступлений используется единая унифицированная информационно-поисковая карта (ИПК). Он используется и в основных типах обращений к учетам: постановках научет и коррекциях. Составляется следователями, независимо от ведомственной принадлежности, сотрудниками оперативно-розыскных и других подразделений правоохранительных органов.

Учет лиц, совершающих хищения товаров народного потребления путем мошенничества, а также организаций, предприятий, подозреваемых в заключении заведомо невыполнимых договоров на поставку товаров народного потребления, осуществляется в ФБКИ с помощью АИПС «Досье — Мошенник». В ней применяются следующие входные информационные документы: идентификационная карта на лицо — Л1; приложение к карте — Л1.1,

в котором содержится описание особенностей преступных действий данного лица.

Эти документы используются во всех типах обращений пользователей к базе данных: запросах, постановках на учет, коррекциях. Они составляются сотрудниками, занимающимися выявлением и раскрытием хищений путем мошенничества.

Основаниями постановки на учет являются постановления о возбуждении, выделении, соединении, передаче уголовных дел; привлечении в качестве обвиняемого (подозреваемого); заведении розыскного дела, наличие в ГИАЦ (ИАЦ) учетных документов на лицо, направленных по иным уголовным делам.

Учет без вести пропавших, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей осуществляется путем ведения картотек иавтоматизированного информационного банка данных (АИПС «Опознание»). Учету подлежат: лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которых остаются неизвестными; лица, потерявшие связь с родственниками; несовершеннолетние, ушедшие из дома, школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а также бежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ; психически больные, а также лица, находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений; неопознанные трупы граждан; лица, находящиеся в психоневрологических и других лечебных стационарах, домах инвалидов и престарелых, детских домах и интернатах, которые в силу состояния здоровья или возраста не могут сообщить о себе никаких данных.

Для формирования учета используется опознавательная карта (ОК) единого образца на все учитываемые категории лиц, которая используется и для обращения к учетам. Основаниями постановки на учет являются заведение уголовного, розыскного дел или дела по установлению личности.

Опознавательные карты составляются сотрудниками, в производстве которых находятся соответствующие дела. На неопознанный труп, если состояние трупа не изменено, и неизвестного больного составляются еще и дактокарты.

Учет похищенных и изъятых документов общегосударственного обращения и номерных вещей осуществляется в целях обеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальные номера или характерные признаки, а также содействия раскрытию преступлений, связанных с ними.

На централизованный учет в ГИАЦ ставятся похищенные и изъятые номерные вещи, а также документы и ценные бумаги общегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями, подлежащими регистрации в БКИ, в подсистеме «Вещь». На каждую вещь заполняется идентификационная карта на разыскиваемую вещь ИПК-В. Документы и номерные вещи ставятся на учет по данным подразделений органов внутренних дел, органов безопасности, прокуратуры, таможенных органов и суда в течение суток с момента поступления идентификационной карты в ГИАЦ, ИАЦ.

Централизованный учет правонарушений и преступлений, совершенных на территории России иностранными гражданами и лицамибез гражданства, а также в отношении них, ведется в целях обеспечения правоохранительных органов информацией о правонарушениях и преступлениях со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства (ЛБГ) или совершенных в отношении них.

Он осуществляется путем формирования и ведения автоматизированной информационной системы (АИС) «Криминал-И». В ее составе функционируют подсистемы:

1) административная практика («Адмпрактика»);

2) преступление;

3) дорожно-транспортное происшествие («ДТП-И»);

4) розыск;

5) наказание.

Учету в подсистеме «Адмпрактика» подлежат иностранные граждане и ЛБГ, привлеченные к административной ответственности, в том числе нарушившие правила пребывания на территории Российской Федерации. Основанием для постановки на учет является протокол об административном правонарушении, в ГИАЦ — учетная карточка на иностранного гражданина (ЛБГ), привлеченного к административной ответственности или выдворенного из России, либо сообщение об административном правонарушении иностранного гражданина (ЛБГ).

Подсистема «Преступление» предназначена для обеспечения сотрудников правоохранительных органов информацией о преступлениях, совершенных иностранными гражданами и ЛБГ всех категорий, пребывающих на территории России, либо совершенныхв отношении них.

Основанием для постановки на учет является факт регистрации происшествия (преступления) с участием иностранных граждан и ЛБГ.

Подсистема «Дорожно-транспортное происшествие» («ДТП-И») позволяет получать оперативно-справочную и аналитическую информацию об иностранных гражданах и ЛБГ — участниках дорожно-транспортных происшествий на территории России.

Подсистема «Розыск» предназначена для информационного обеспечения заинтересованных подразделений сведениями об иностранных гражданах и ЛБГ, находящихся в розыске и разысканных.

Подсистема «Наказание» обеспечивает автоматизированный пофамильный учет иностранных граждан и ЛБГ и предназначена для сбора, обработки, поиска и выдачи информации об иностранных гражданах и гражданах РФ, постоянно проживающих за границей, находящихся под следствием, арестованных или отбывающих наказание на территории России.

е. Экспертно-криминалистические учеты, ведущиеся ЭКЦ МВД России

Учет следов рук предназначен для установления лиц, оставивших такие следы на месте происшествия, а также фактов принадлежности следов рук, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неустановленному человеку. Он ведется на федеральном (по тяжким и особо тяжким преступлениям), региональном и местном уровнях.

Картотека учета формируется из информационных карт (формаИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов рук в масштабе 1:1. Допускается формирование и ведение учета в виде электронных баз данных на основе программно-технических комплексов автоматизированных дактилоскопических идентификационных систем (АДИС).

Информационные карты группируются по двум разделам.

Первый содержит фотоснимки следов рук с установленным типоми видом папиллярного узора, систематизированных по выбранной дактилоскопической классификации. При этом допускается создание подразделов этого раздела по времени, способу совершения преступления и другим признакам, облегчающим проверку дактилокарт по картотеке.

Второй раздел содержит фотоснимки следов пальцев рук с неустановленным типом и видом папиллярного узора, а также ладоней. По первому разделу картотеки проверяются следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, и дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении преступлений, направляемые инициаторами с заданием. Следы рук, подлежащие помещению в данный раздел, проверяются также по массивам дактилокарт соответствующего органа внутренних дел.

Проверке же по второму разделуподлежат дактилокарты лиц, подозреваемых в совершении конкретных преступлений.

Учет пуль, гильз и патронов со следами нарезного ручного стрелкового огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий и преступлений, предназначен для установления конкретного экземпляра огнестрельного оружия, применявшегося при совершении преступления, фактов применения одного и того же неустановленного экземпляра оружия при совершении нескольких деяний. Постановке на учет подлежат пули, гильзы и патроны калибра не более 14,5 мм со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятые с мест происшествий. Учет ведется на федеральном и региональном уровнях.

Региональные пулегильзотеки комплектуются объектами, изымаемыми из соответствующего массива федеральной пулегильзотеки, а также изъятыми с мест происшествий на территории соответствующего субъекта РФ, если по одному преступлению имеется не менее трех пуль, гильз или патронов, стреляных в одном и том же экземпляре оружия.

Картотека данного учета формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты учета. Ведение учета может осуществляться и в виде электронных баз данных.

Объекты перед постановкой на учет проверяются по массиву пуль, гильз и патронов со следами нарезного огнестрельного оружия, изъятых с мест происшествий, а при постановке на федеральный учет — дополнительно по массиву контрольных пуль и гильз утраченного боевого, служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом.

В случаях получения сообщения о раскрытии преступления без установления использованного оружия объекты учета по данному преступлению хранятся в пулегильзотеке до установления указанного оружия или истечения срока хранения. Пули, гильзы и патроны состоят на учете федеральной пулегильзотеки три года с момента совершения преступления, после чего направляются для помещения в региональные пулегильзотеки, где хранятся до установления использованного оружия, но не более 15 лет с момента совершения преступления. По истечении срока хранения объекты учета возвращаются инициатору для принятия решения о вещественных доказательствах в установленном законом порядке.

Изъятое, найденное, добровольно сданное огнестрельное оружие с нарезным стволом, а также самодельно изготовленное, переделанное, в том числе гладкоствольное оружие, приспособленное под патроны для нарезного оружия (вкладыши), подлежит обязательному исследованию и экспериментальному отстрелу. После этого оно возвращается инициатору, а экспериментальные пули и гильзы проверяются по массиву региональной пулегильзотеки, после чего с препроводительным письмом и информационной картой направляются в федеральную пулегильзотеку.

Экспериментальные пули и гильзы, стреляные в выявленном

огнестрельном оружии, проверяются по соответствующим массивам федеральной пулегильзотеки и хранятся в ЭКЦ МВД России в течение пяти лет, после чего в установленном порядке уничтожаются.

Учет контрольных пуль и гильз утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия предназначен для установления фактов использования указанного оружия при совершении преступлений и обеспечения его розыска. Учет ведется на федеральном уровне.

Его картотека формируется из информационных карт (форма ИК-5), к которым приобщаются соответствующие объекты. На учет ставятся пули и гильзы утраченного служебного, гражданского огнестрельного оружия с нарезным стволом, боевого ручного стрелкового оружия калибра не более 14,5 мм, изготовленного на предприятиях по производству оружия и предназначенного для реализации на территории России; прошедшего переделку или ремонт, если они затрагивают ударно-спусковой механизм, патронник или канал ствола; ввезенного предприятиями-поставщиками из-за границы и предназначенного для оборота на территории России; приобретенного гражданином РФ за границей; хранящегося и используемого предприятиями, организациями и учреждениями; передаваемого или продаваемого предприятиями, организациями и учреждениями; принадлежащего гражданам РФ, в том числе наградного и оставляемого сотрудникам государственных военизированных организаций, уходящим на

пенсию; а также находящегося на вооружении этих организаций.

Контрольные пули и гильзы, стреляные в утраченном оружии, проверяются при постановке на учет по массиву пуль, гильз и патронов, изъятых с мест происшествий. Объекты данного учета хранятся до обнаружения утраченного оружия, после чего помещаются в архив, где хранятся в течение одного года, а затем уничтожаются.

Учет самодельного огнестрельного оружия предназначен для установления единого источника происхождения такого оружия (его отдельных частей и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям его изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Картотека самодельного огнестрельного оружия формируется из информационных карт (форма ИК-4), к которым на региональном уровне могут приобщаться натурные объекты. Формирование и ведение картотеки возможно в виде электронной базы данных.

Постановке на этот учет подлежит огнестрельное оружие калибра не более 14,5 мм с хорошо выраженными признаками и достаточной степенью отображения индивидуальных особенностей станочного оборудования, инструментов и селективной сборки: изготовленное полностью самодельным способом (за исключением дульнозарядного); переделанное самодельным способом из огнестрельного оружия (за исключением обрезов длинноствольного огнестрельного оружия); переделанное самодельным способом из газового, сигнального, пневматического оружия и конструктивно

сходных с ним изделий, а также устройств промышленного производства; собранное из частей и деталей оружия, не прошедших полный цикл технологической обработки (заготовок, полуфабрикатов). После производства экспертного исследования, по результатам которого огнестрельное оружие относят к одной из вышеуказанных категорий, оно ставится на региональный учет и помещается в соответствующую информационно-справочную коллекцию. Один экземпляр информационной карты на оружие направляется в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. Срок хранения информационных карт и самодельного огнестрельного оружия в коллекции — не менее шести лет. По истечении сроков хранения огнестрельное оружие возвращается органу расследования или уничтожается.

Учет самодельных взрывных устройств предназначен для установления единого источника происхождения таких устройств (их основных элементов и механизмов) по конструктивным и технологическим особенностям их изготовления. Он ведется на федеральном и региональном уровнях. Постановке на данный учет подлежат самодельные (полностью или частично) ВУ (их элементы, остатки после взрыва).

Картотеки учета формируются из информационных карт (форма ИК-3), допускается формирование картотеки учета в виде электронной базы данных. Составление информационных карт осуществляется с использованием результатов проведенных экспертных исследований, следственных действий, иных сведений. При этом к информационной карте приобщаются схемы конструкции взрывного устройства и его основных элементов, натурные образцы, не содержащие радиоэлектроники (на региональном уровне). В случаях использования в них радиоэлектронных исполнительных механизмов самодельное ВУ (его остатки после взрыва) в натурном виде направляется в ЭКЦ МВД России. Приобщение к картам натурных образцов, содержащих взрывчатые вещества или взрывоопасные элементы, не допускается.

Учеты поддельных денежных билетов, монет, бланков ценных бумаг и документов предназначены для установления единого источника происхождения (изготовителя) поддельных денег, ценных бумаг, документов по способу (технологии) их изготовления. Учеты ведутся на федеральном и региональном уровнях. Проверкам и постановке на учет подлежат: полностью поддельные деньги, в том числе и в иностранной валюте, поддельные ценные бумаги, поддельные документы федерального значения, за исключением изготовленных способом рисования; подлинные, но частично измененные (с целью увеличения номинала, расслоенные и склеенные, с одной удаленной стороной, имеющие повреждения бумаги, следы давления и т.д.) деньги и ценные бумаги.

Картотеки учетов поддельных денег, ценных бумаг и документов формируются из информационных карт (форма ИК-1), к которым приобщаются натурные объекты. Допускается формирование и ведение картотеки учета в виде электронной базы данных. При этом на оборотной стороне информационных карт размещаются фотографии или копии лицевой и оборотной сторон объектов, выполненные в масштабе: для денежных билетов —1:1; для ценных бумаг и документов — 1:1 или 1:2; для монет —3:1. Объекты учета систематизируются по наименованию, достоинству (номиналу), способу (технологии) их изготовления, единому источнику происхождения.

В случаях, когда при проведении проверки по региональному учету устанавливается совпадение с ранее поставленными на учет объектами, сведения о проверяемых объектах вносятся в соответствующие таблицы письма установленной формы и ежеквартально направляются в ЭКЦ МВД России для постановки на федеральный учет. При отрицательном результате проверки (отсутствие совпадений) объекты учета с информационными картами направляются в ЭКЦ МВД России для проверки и постановки на федеральный учет. При поступлении на экспертное исследование одного объекта и отрицательном результате его проверки по региональному учету данный объект направляется для проверки и ставится на федеральный учет. При поступлении на экспертное исследование двух и более объектов с единым источником происхождения и отрицательном результате их проверки по региональному учету один объект ставится на региональный учет, один объект с информационной картой направляется для проверки и постановки на федеральный учет, а остальные объекты возвращаются инициатору проверки. При установлении совпадения поступившего объекта с объектами, ранее поставленными на федеральный учет, информационная карта помещается в картотеку, а объект в установленном порядке возвращается инициатору. При отрицательном результате проверки объект учета помещается в соответствующий массив, а информационная карта — в картотеку федерального учета.

Учет данных ДНК (ДНК-профилей) биологических объектов предназначен для установления лиц, оставивших биологические следы на месте происшествия, фактов принадлежности биологических следов, изъятых по нескольким преступлениям, одному и тому же неизвестному лицу, а также для установления личности неопознанных трупов.

Данный учет ведется на федеральном и региональном уровнях по преступлениям, предусмотренным ст. 105, 111 и гл. 18 УК РФ, а также по трупам, личность которых не установлена по завершении всех других розыскных мероприятий. Биологические объекты (следы, образцы) исследуются с обязательным использованием конкретных генетических маркеров (локусов).

Получение образцов трупного материала органами, осуществляющими производство по делу об установлении личности неопознанных трупов, осуществляется в 10-дневный срок с момента обнаружения трупа. До завершения всех других розыскных мероприятий по установлению личности указанные образцы хранятся в медицинских учреждениях соответствующего профиля.

Направление трупного материала неопознанного трупа для получения ДНК-профиля и его постановки на учет производится по истечении двухмесячного срока с момента его обнаружения в случае, если установить его личность иными способами не представилось возможным. В случае установления личности неопознанного трупа образцы подлежат захоронению.

Учет данных ДНК состоит из двух разделов.

Первый содержит данные ДНК биологических следов, изъятых с мест происшествий (неизвестных лиц).

Второй раздел включает данные ДНК образцов трупной ткани неопознанных трупов.

Учет данных ДНК ведется в виде картотеки, формируемой из информационных карт (форма ИК-2), а также электронной базы данных.

По первому разделу картотеки проверяется:

1) данные ДНК биологических следов, изъятых с мест проис-

шествий;

2) данные ДНК неопознанных трупов;

3) данные ДНК подозреваемых (обвиняемых) лиц, установленные при производстве экспертизы (при наличии соответствующего поручения следователя, дознавателя).

В этих случаях эксперт, проводивший экспертное исследование, заполняет информационную карту (форма ИКЛ). Проверка данных ДНК подозреваемого (проверяемого) лица осуществляется по региональному учету без постановки на учет, после чего ИКЛ возвращаются инициатору запроса вместе с результатами проверки.

В случаях, когда имеются обоснованные данные о том, что подозреваемое (проверяемое) лицо могло совершить преступления на территории других регионов, ИКЛ на данное лицо с письменным заданием руководителя органа расследования направляется для проверки по федеральному учету данных ДНК.

Проверке по второму разделу подлежат данные ДНК предполагаемых биологических родителей или детей лиц, пропавших без вести.

Учеты следов подошв обуви, орудий взлома, протекторов шин транспортных средств предназначены для установления конкретного следообразующего объекта, оставившего след на месте преступления, а также фактов использования одного и того же объекта при совершении разных преступлений. Они ведутся на региональном и местном уровнях.

Картотеки формируются из информационных карт (форма ИК-1), на оборотной стороне которых размещаются фотоснимки следов в масштабе: для следов подошв обуви, оставленных всей подошвой, —1:2, оставленных участком подошвы — 1:1; для следов орудий взлома — 3:1; для следов протекторов шин транспортных средств — 1:5.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.077 с.)